Главные вкладки

    Рабочие программы
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

    Котова Лидия Артёмовна

    Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4rk_izob-stvo.docx37.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Изобразительное искусство

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

    Основные содержательные линии

            В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

    Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

            Цели обучения

    Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

             • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

    освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

    овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

    воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

    Место предмета в базисном учебном плане

    В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

    Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

    В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

    Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    На уроках изобразительного искусства формируются умения:

    ♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

    ♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

    ♦ анализировать результаты сравнения;

    ♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

    ♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

    ♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

    ♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

    ♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

    ♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

    ♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

    ♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

    ♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

    ♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.

    Результаты обучения

    Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

    В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

     основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

     известные центры народных художественных ремесел России;

     ведущие художественные музеи России.

    В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

    • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

    узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

     сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

     использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

    применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

            Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • самостоятельной творческой деятельности;

    • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

    • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.

    В конце 4 класса учащиеся должны:

    • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:  

    • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

    • развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

    • развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

    •  приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

    • освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

    • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

    • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой  художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

    • приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

    • сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

    • научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

    • овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.    

    Дата

    Тема урока

    Тематическое планирование урока

    Коррекция

    Формирование УУД

    Истоки родного искусства. (8 ч)

    Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека.

    04.09

    1.

    Какого цвета Родина? Осенний вернисаж.

    Пейзаж родной земли . 2 часа.

    Красота природы родной земли. Эстетические характеристики различных пейзажей — среднерусского, горного, степного, таежного и др. Разнообразие природной среды и особенности среднерусской природы. Характерные черты, красота родного для ребенка пейзажа.

    Красота природы в произведениях русской живописи (И. Шишкин, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Левитан, И. Грабарь и др.). Роль искусства в понимании красоты природы.

    Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    11.09

    2.

    Пейзаж родной земли. Березовая роща.

    Формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

    18.09

    3.

    Гармония жилья с природой

    Деревня — деревянный мир. 2часа.

    Традиционный образ деревни и связь человека с окружающим миром природы. Природные материалы для постройки, роль дерева.

    Роль природных условий в характере традиционной культуры народа.

    Образ традиционного русского дома — избы. Воплощение в конструкции и декоре избы космогонических представлений — представлений о порядке и устройстве мира

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

    25.09

    4.

    Деревня - деревянный мир

    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

    02.10

    5.

    Образ русского человека (женский образ)

    Красота человека. 2 часа.

    Представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

    Женский и мужской образы. Сложившиеся веками представления об умении держать себя, одеваться.

    Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. Роль головного убора. Постройка, украшение и изображение в народном костюме.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    09.10

    6.

    Образ русского человека (мужской образ)

    освоение способов решения проблем творческого и по-искового характера

    16.10

    7.

    Воспевание труда в искусстве

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    23.10

    8.

    Народные праздники.

    Ярмарка. Обобщение по теме «Истоки родного искусства»

    Народные праздники. 2 часа.

    Праздник — народный образ радости и счастливой жизни.

    Роль традиционных народных праздников в жизни людей.

    Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом весны или концом страды и др.

    готовность слушать собеседника и вести диалог

                                                             Древние города нашей земли (7 ч)

    Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма.

    06.11

    9.

    Древнерусский город - крепость

    Древнерусский город – крепость.  1 час.

    Образ древнего русского города. Значение выбора места для постройки города. Впечатление, которое производил город при приближении к нему. Крепостные стены и башни. Въездные ворота.

    освоение способов решения проблем творческого и

    поискового характера.

    13.11

    10.

    Древние соборы

    Древние соборы.  1 час. 

    Соборы — святыни города, воплощение красоты, могущества и силы государства. Собор — архитектурный и смысловой центр города.

    Конструкция и символика древнерусского каменного храма, смысловое значение его частей. Постройка, украшение и изображение в здании храма.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    20.11

    11.

    Древний город и его жители

    Древний город и его жители.  1 час. Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад — основные структурные части города. Размещение и характер жилых построек, их соответствие сельскому деревянному дому с усадьбой. Монастыри как произведения архитектуры и их роль в жизни древних городов.

    готовность слушать собеседника и вести диалог. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    27.11

    12.

    Древнерусские воины-защитники

    Древнерусские воины- защитники.  1 час.  

    Образ жизни людей древнерусского города; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов: их форма и красота. Цвет в одежде, символические значения орнаментов.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    04.12

    13.

    Города Русской земли. Золотое кольцо России.

    Города Русской земли. 1 час.

    Общий характер и архитектурное своеобразие разных городов. Старинный архитектурный образ Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля (или других территориально близких городов). Архитектурная среда и памятники древнего зодчества Москвы.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    11.12

    14.

    Узорочье теремов. Изразцы.

    Узорочье теремов. 1 час.

    Рост и изменение назначения городов — торговых и ремесленных центров. Богатое украшение городских построек. Терема, княжеские дворцы, боярские палаты, городская усадьба. Их внутреннее убранство. Резные украшения и изразцы.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    18.12

    15.

    Праздничный пир в теремных палатах.

    Праздничный пир в теремных палатах.  1 час.

    Праздник в интерьере царских или княжеских палат: изображение участников пира (бояре, боярыни, музыканты, царские стрельцы, прислужники); ковши и другая посуда на праздничных столах. Длиннополая боярская одежда с травяными узорами.

    готовность слушать собеседника и вести диалог.

                                Каждый народ — художник (11 ч)

    Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.

    Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта.

    25.12

    16.

    Праздник как элемент художественной культуры страны.

    Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии . 3 часа.

    Художественная культура Японии очень целостна, экзотична и в то же время вписана в современный мир.

    Особое поклонение природе в японской культуре. Умение видеть бесценную красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте деталей, их многозначность и символический смысл.

    Японские рисунки-свитки. Искусство каллиграфии.

    Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты.

    Традиционные постройки. Легкие сквозные конструкции построек с передвижными ширмами, отвечающие потребности быть в постоянном контакте с природой.

    Образ женской красоты — изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Графичность, хрупкость и ритмическая асимметрия — характерные особенности японского искусства.

    готовность слушать собеседника и вести диалог.

    15.01

    17.

    Отношение к красоте природы в японской культуре

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    22.01

    18.

    Образ человека, характер одежды в японской культуре.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    29.01

    19.

    Искусство народов гор и степей.

    Искусство народов гор и степей. 1 час. Разнообразие природы нашей планеты и способность человека жить в самых разных природных условиях. Связь художественного образа культуры с природными условиями жизни народа. Изобретательность человека в построении своего мира.

    Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер поселений. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    05.02

    20.

    Образ художественной культуры Средней Азии.

    Образ художественной культуры Средней Азии. 1 час.

    Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины, их сходство со станом кочевников. Глина — главный строительный материал. Крепостные стены.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    12.02

    21.

    Образ красоты древнегреческого человека

    Древняя Эллада. 3 часа.

    Особое значение искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

    Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощение в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума.

    Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь — главный памятник греческой культуры.

    Конструктивность в греческом понимании красоты мира. Роль пропорций в образе построек.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    19.02

    22.

    Древнегреческая культура

    .

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    26.02

    23.

    Олимпийские игры в Древней Греции.

    освоение способов решения проблем творческого и по      искового характера.

    05.03

    24.

    Образ готических городов средневеко

    вой Европы.

    Европейские города Средневековья.2 часа.

    Образ готических городов средневековой Европы. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов.

    Образ готического храма. Его величие и устремленность вверх. Готические витражи и производимое ими впечатление. Портал храма. Средневековая скульптура.

    Ратуша и центральная площадь города.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    12.03

    25.

    Средневековые

    готические костюмы

    готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    19.03

    26.

     Обобщение по теме «Каждый народ – художник»

    Многообразие художественных культур в мире.  1 час.

    Художественные культуры мира — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа.

    Выставка работ и беседа на тему «Каждый народ — художник».

    Понимание разности творческой работы в разных культурах.

    готовность слушать собеседника и вести диалог

    Искусство объединяет народы (8 ч)

    От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро.

    02.04

    27.

    Портрет мамы.

    Все народы воспевают материнство.   2 часа.

     В искусстве всех народов есть тема воспевания материнства — матери, дающей жизнь. Тема материнства — вечная тема в искусстве.

    Великие произведения искусства на тему материнства: образ Богоматери

    в русском и западноевропейском искусстве, тема материнства в искусстве XX века.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    09.04

    28.

    Я и моя мама.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    16.04

    29.

    Все народы воспевают мудрость старости.

    Все народы воспевают мудрость старости.

      Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека.

    Красота связи поколений, мудрости доброты. Уважение к старости в традициях художественной культуры разных народов.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    23.04

    30.

    Сопереживание – великая тема искусства

    Сопереживание – великая тема искусства  1 час.

    Искусство разных народов несет в себе опыт сострадания, сочувствия, вызывает сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства.

    Изображение печали и страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    30.04

    31.

    Герои, борцы и защитники

    Герои, борцы и защитники 2 часа.

    Все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.

    В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    07.05

    32.

    Герои, борцы и защитники

    готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

    14.05

    33.

    Юность и надежды

       Юность и надежды  1 час.

    Тема детства, юности в изобразительном искусстве.

    В искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость молодости и любовь к своим детям.

    освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

    21.05

    34.

    Обобщение по теме «Искусство объединяет народы»

    Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» 1 час.

    Роль искусства в жизни человека. Многообразие образов красоты и единство нравственных ценностей в произведениях искусства разных народов мира.

    Итоговая выставка творческих работ. Творческий отчет для родителей, учителей. Обсуждение своих работ и работ одноклассников.

    готовность слушать собеседника и вести диалог, освоение способов решения проблем творческого и поискового характера


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

    Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

    Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

    Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

    Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

    Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

    Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

    Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

    Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

    Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

    Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...