ПК4.4. Педагогические разработки
статья по теме

Гиматова Варвара Маратовна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гиматова В.М.

Челябинский Педагогический колледж №1

Научный руководитель - Подгорская Т. А.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ

 (по материалам курсового исследования)

Актуальность проблемы исследования. Известный советский художник Пименов Ю.И. так оценивает значение композиции: «Историю искусства можно было бы написать как историю композиции, потому что именно композиция в первую очередь выражает чувства художника».

Композиция связывает воедино все изобразительные средства и является главной художественной формой произведения искусства. Проблемы композиции, ее закономерности, приемы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для художников.

Никифоров Б.М. подчеркивает: «Именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений». [3,с.3] «Знание основ композиции, влияющее на развитие творческой личности, должно закладываться еще в детстве. Оно формирует элементарную грамотность восприятия произведений искусства. А ведь «человеку необходимо искусство, то есть бескорыстная, облагораживающая душу страсть» - отмечает великий архитектор Ле Корбюзье.

Роль искусств в формировании личности очень важна. Не только труд, но и искусство создает человека. Когда оно отходит на второй план, общество не развивается, а деградирует,» - отмечает теоретик искусства Голубева О.Л. [1,с.4]

Понимание жанровой живописи в художественном наследии человечества зависит во многом от того, смог ли учитель привить интерес учащимся к изучению искусства. Проблема исследования в наше время заключается: во-первых, в дефиците грамотных учителей - специалистов, в области изобразительного искусства; во-вторых, в недостаточной базе качественных современных пособий, позволяющих учителю грамотно учить детей тематическому рисованию.

Проблемами тематической композиции занимались известные советские педагоги Шорохов Е.В., и Козлов Н.Г. Сегодня активно работают по данной проблеме авторитетные ученые и методисты Бесчастнов Н.П., Голубева О.Л., Ломоносова М.Т. и др.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Дидактические средства обучения младших школьников тематической композиции».

Целью работы заключается в том, чтобы на основе анализа теоретической и искусствоведческой литературы представить историю развития, законы тематической композиции и описать дидактические средства и методы, способствующие усвоению знаний и умений учащимися в данной теме.

Для проведения теоретического исследования мы определили следующие задачи исследования:

  1. отобрать и изучить теоретическую литературу по тематической композиции;
  2. на основе анализа литературы представить в тексте работы историю развития, понятия, основные законы, дидактические средства и методы обучения тематической композиции;
  3. приступить к разработке серии дидактических пособий по тематической композиции;
  4. обобщить результаты исследования по теме «Дидактические средства обучения младших школьников тематической композиции» и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:

  • изучение и анализ литературы;
  • сравнение точек зрения искусствоведов;
  • классификация и систематизация материала;
  • обобщение;

и методы эмпирического исследования:

  • практическая творческая деятельность;
  • анализ творческих работ.

В ходе исследования была подробно изучена история возникновения и развития жанровой композиции. Подробно были рассмотрены такие жанры, как портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, исторический жанр, бытовой жанр, мифологический жанр.

Далее мы рассмотрели понятие «тематической композиции». В нашем исследовании сущность термина заключается в передаче сюжета произведения, основанного на основных законах композиции.

Также были изучены основные законы и приемы композиции. Подробно нами были рассмотрены три приема: формат композиции, равновесие и выделение сюжетно композиционного центра.

        Также мы проанализировали методические комплекты по ИЗО для начальной школы. Мы выделили процентное соотнесение уроков, понятия и примеры тем композиции.  

        В пятом параграфе рассмотрены дидактические средства обучения младших школьников тематической композиции. Подробно нами были рассмотрены три дидактических средства: авторские тематические композиции, динамические обучающие таблицы и электронные средства обучения тематической композиции.

Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что теоретические основы тематическая композиция связывают воедино все изобразительные средства, представляя собой свод законов изобразительного искусства. При обучении детей тематической композиции наиболее эффективно использовать такие дидактические средства как авторские тематические композиции, динамические обучающие таблицы и электронные средства обучения тематической композиции.

Исследование тематической композиции и дидактических средств обогатило, расширило наши знания о композиции, о её законах, средствах и методов преподавания.

«Во время обучения усилия учащихся направляются на активное и целенаправленное восприятие и познание действительности, на овладение техническими умениями.

Линией, штрихом, пятном, мазком и другими средствами они передают свои наблюдения, знания и представления о разнообразных предметах и явлениях действительности. На занятиях ИЗО они овладевают элементами грамотности – правилами применения материалов и инструментов, методикой убедительного изображения предметов, приемами выражения образов фантазии в форме, свойственной их возрасту,» - подчеркивает Рожков Е.Е. [2,c.21]

В дальнейшем, в выпускной квалификационной работе мы планируем разработать методический комплект уроков для развития изобразительных способностей учеников третьего класса в тематической композиции.

Список использованной литературы

  1. Голубева, О.Л. Основы композиции [Текст]: Учебное пособие/ О.Л. Голубева. – М.: Издательский  дом «Искусство», 2004. - 120 с.
  2. Рожкова, Е.Е. Изобразительное искусство в школе. Из опыта работы [Текст]/ Е.Е. Рожкова. – М.: Просвещение, 1976. – 119 с.
  3. Шорохов, Е.В. Композиция [Текст]: учебное пособие для студентов художественно-графического факультета педагогических институтов/ Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская педагогическая разработка внеурочной деятельности "Будь здоров"

   Настоящая программа составлена на основе государственных документов. В  статье 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» среди принципо...

Авторская педагогическая разработка программы комбинаторного типа "Математический калейдоскоп" (дополнительное образование)

Цель:развитие познавательных способностей и логического мышления детей путем целенаправленного и организованного обучения. Организация работы с одаренными детьми.Задачи:Реализовать в системе зад...

Авторская педагогическая разработка программы адаптированного типа. Клуб "Мудрая Сова"

Данный курс составлен путем выделения познавательного материала из:1.     Программы «Зеленый дом» А.А. Плешакова2.     Программы «Мир и человек» А.А. Вахрушев, ...

Педагогическая разработка занятия по внеурочной деятельности "Растения Иркутской области"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Тропинки родного края" представлена в виде технологической карты занятия "Растения Иркутской области", списком литературы и красочной презентации....

Педагогическая разработка занятия "Полдник. Пора есть булочки"

Педагогическая разработка по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" представлена в виде технологической карты занятия "Полдник. Пора есть булочки". Данное занятие соответствует требов...

Авторская педагогическая разработка "Математика и конструирование"

АПР "Математика и конструирование" написана в соавторстве с Заборик Л.В., учителем начальных мклассов. рекомендована для учащихся 1-4 классов.Данная программа актуальна для сегодняшнего времени: интег...

Апробация педагогической разработки

В материале приведена Справка об апробации интегрированного курса литературного чтения "Нижегородская сторона"...