Главные вкладки

    Конспект урока: «Живая азбука. Почему «А» поется, а «Б» нет»
    консультация по чтению (1 класс) на тему

    Тип урока: открытее нового знания;

    Цели урока: знакомство учащихся с литературным произведением С. Черного, Ф. Кривина, обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания

    Планируемые результаты:

    Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы;

                          -развивать читательские навыки выразительного чтения вслух по слогам, передавая интонационно конец предложения;

                          -объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание

    -определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.

     

    Личностные:

                                    -выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе размышлений, анализа;

                          -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                          - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

     

    Оборудование: учебник Литературное чтение, презентация.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_zhivaya_azbuka._pochemu_a_poetsya_a_b_net.docx32.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Живая азбука. Почему «А» поется, а «Б» нет»

    Тип урока: открытее нового знания;

    Цели урока: знакомство учащихся с литературным произведением С. Черного, Ф. Кривина, обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания

    Планируемые результаты:

    • Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; 

                          -развивать читательские навыки выразительного чтения вслух по слогам, передавая интонационно конец предложения;

                          -объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание

    -определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.

    • Личностные:

                                    -выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе размышлений, анализа;

                          -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                          - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

    Оборудование: учебник Литературное чтение, презентация.

    Этапы, методы и приёмы.

    Время

    Содержание урока и деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организационный момент

    Метод – словесный

    Приём – подводящий диалог.

    1 мин

    Здравствуйте, ребята!

    В школе прозвенел звонок

    Начинаем наш урок!

    Сядьте вы за парты тихо,

    Руки- палочкой красиво,

    На меня вы посмотрите,

    И немного улыбнитесь!

    Посмотрите все ли готово у вас к уроку? Садитесь, пожалуйста.

    Приветствуют учителя.

    Проверяют готовность к уроку.

    Регулятивные: 

    осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

    Речевая разминка

    Метод – словесный.

    Приём- чтение чистоговорок.

    Мотивационный этап

    Метод – словесный;

    Приём – беседа.

    Метод- практический,

    Приём- прослушивание музыки.

    3 мин

    Речевая разминка.

    - Прочитайте чистоговорку.

    Ти – ди – ти – мне домой идти.

    Ти –ти – ди  - за руку его веди.

    Те – те – де – рыба водится в воде.

    Те  - де – те – хорошо читайте.

    б) – Угадайте зашифрованные слова.

    ригт (тигр)                  зяем (змея)

    таку (утка)                  йнкчиа (чайник)

    - Найдите из составленных слов лишнее. Обоснуйте свой ответ.

    - Как рычит тигр? Произнесите звук [р]. Какой это звук?

    - Как шипит змея? Произнесите звук [ш]. Какой это звук?

    - В русском языке есть звуки, которые можно пропеть. Какие это звуки?

    - А есть звуки, которые шипят, жужжат, рычат. Какие это звуки?

    - Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о буквах и звуках.

    Читать хором чистоговорку.

    Отвечать на вопросы.

    Регулятивные:

    использовать речь для регуляции своего действия;

    Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

    Познавательные:

    построение речевых высказываний.

    Постановка учебной задачи и её решение.

    Метод- словесно-наглядный.

    7мин

    - Ребята, с каким произведением сегодня познакомимся?

    Прочитайте название произведения и имя автора.

    - Как вы понимаете название «Живая азбука»?

    - Как вы думаете, о чем будет рассказываться в этом стихотворении?

    Словарная работа.

    Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе;

    Затеяли проказу – проказа – шалость, начали шалить;

    Превеселый – очень веселый;

    Маскарад -  бал, на который являются в масках и костюмах.

    Отвечать на вопросы учителя.

    Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

    Познавательные:

    выделять существенную информацию из текста.

    Регулятивные:

    определять цель урока.

    Регулятивные:

    принимать и сохранять учебную задачу.

    Решение частных задач.

    Метод- практический, словесно-наглядный.

    Приём- работа с биографией.

    Метод- словесный

    Приём- беседа.

    Метод- словесный

    Приём- беседа.

    Метод- словесный

    Приём- беседа, слово учителя, чтение вслух.

    Ребята, давайте прочитаем название произведение и вы скажите кто его автор.

    Немного биографии. Родился Александр Михайлович Гликберг (именно он впоследствии взял псевдоним Саша Черный) 1 октября 1880 года в городе Одесса. Его родители были евреями, что в дальнейшем имело влияние на его развитие и восприятие мира благодаря специфическому воспитанию. В семье было пятеро детей, из которых двое имели имя Саша. Наш поэт был брюнетом, поэтому и получил прозвище «черный», которое в дальнейшем стало его псевдонимом. Для того чтобы получить образование в гимназии, мальчика крестили в русской православной церкви, но учебное заведение он так и не окончил. Саша сбежал из дома и стал попрошайничать. Эту историю написали в газете, и местный благотворитель К. К. Роше, растроганный историей мальчишки, взял его к себе на воспитание. Роше обожал поэзию и приучил к этому юного Гликберга, дал ему хорошее образования и подтолкнул к тому, чтобы Саша начал писать стихи. Именно Роше можно считать крестным отцом Саши в области литературы и поэзии.

    - Кто затеял проказу, шалость?

    - Почему поэт назвал шалость букв превеселым маскарадом?

    б) чтение стихотворения в парах.

    - Посоветуйте друг другу, на что при чтении следует обращать внимание.

    в) работа с произведением после чтения.

    - Как бы вы продолжили прекрасный бал? Придумывание продолжения сказочной истории.

    г) тест и самопроверка теста

    Физминутка

    V. Работа с произведением Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет».

    - Ребята, с каким произведением ещё познакомимся? Прочитайте название произведения и имя автора.

    Давайте немного познакомимся с Феликсом Криыиным. Родился 11 июня 1928 года в городе Мариуполь.

    В 1933 году семья переехала в Одессу.

    В 1945 году после эвакуации приехал в Измаил, где работал учеником моториста, а затем мотористом на самоходной барже «Эдельвейс» Дунайского пароходства; ночным корректором в газете «Придунайская правда» (здесь были опубликованы его первые сти хи), радиожурналистом Измаильского областного радиокомитета, окончил вечернюю среднюю школу.

    В 1951 году окончил Киевский педагогический институт.

    В 1951—1954 — работал учителем в Мариуполе, там же женился.

    В 1954—1955 — жил в Киеве.

    В 1955 году переехал в Ужгород. Работал редактором Закарпатского областного издательства.

    Прочитаем еще раз произведение.

    - Какие звуки умеют красиво петь?

    - Знаете ли вы, как появилось название  «гласные»?

    - Назовите буквы, звуки  которых  могут петь. Как можно их назвать?

    - Имеют ли голос согласные? Объясните свой ответ.

    2. Чтение произведения Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет».

    (Читает учитель или хорошо читающие учащиеся)

    3. Выборочное чтение

    - Сравним, а как отвечает автор на те вопросы, на которых мы ответили.

    - Какие звуки умеют красиво петь?

    - Знаете ли вы, как появилось название "гласные"?

    - Назовите буквы, звуки  которых  могут петь-заливаться. Как можно их назвать?

    - Имеют ли голос согласные?

    - Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные.

    - Как вы объясняете смысл названия «согласные»?

    Слушать.

    Предполагать о чем произведение.

    Отвечать на вопросы.

    Читать текст.

    Слушать чтение учителя.

    Выполнять задание.

    Читать по заданию учителя.

    Слушать учителя.

    Отвечать на вопросы.

    Познавательные:

    анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

    Регулятивные:

    определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    Регулятивные:

    принимать и сохранять учебную задачу.

    Рефлексивный этап.

    Метод – словесный.

    Приём- слово учителя.

    10мин

    Скажите, что у нас сегодня на уроке получалось хорошо?

    А что не получалось? Почему?

    Отвечать на вопросы.

    Отвечать на вопросы.

    Познавательные:

    Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

    Итог урока.

    Рефлексия.

    Метод- словесный.

    Приём- слово учителя, беседа.

    5мин

    - Скажите, сказку или рассказ написал Ф.Кривин?

    - Подумайте, чем сказка отличается от рассказа?

    - Что интересного взяли для себя? Были ли произведения поучительные?

    - Оцените себя, как вы работали на уроке.

    Запишите домашнее задание. Выразительно чтение стихотворений.

    Ребята, урок окончен. До свидания!

    Отвечать на вопросы.

    Подводить итоги.

    Познавательные:

    Контроль и оценка результатов своей деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока"Живая и неживая природа" 1 класс

    конспект урока составлен для учителей, ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторской программе О.Т. Поглазовой....

    Конспект урока " Живая и неживая природа" 1 класс

    конспект написан для учителей , ведущих уроки по предмету "Окружающий мир" по авторско программе О.Т. Поглазовой, В.Д.Шилина....

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "С.Черный – Живая азбука. Ф. Кривин- Почему А поется, а Б нет" 1 класс (конспект + презентация)...

    конспект урока живой мир Тема: «Возвращаются перелетные птицы. Виды».

    Конспект живой мир Тема: «Возвращаются перелетные птицы. Виды». Цель: расширять представления о перелетных птицах....

    Конспект урока живого мира в 3 классе на тему: «Какие бывают растения?»

    Урок живого мира в 3 классе на тему: «Какие бывают растения?»...

    Конспект урока "Живой мир", 2 класс.

    Урок содержит стихи, презентацию, объяснение учителя....

    Конспект урока «Живая память», посвящен Дню памяти погибших в Афганистане.

    Афганистан – ты стих души моейО верности Святой солдатской чести,О памяти той круговерти дней,Где всё смешалось: ложь и правда вместе....