Конспект урока: «Живая азбука. Почему «А» поется, а «Б» нет»
консультация по чтению (1 класс) на тему

Тип урока: открытее нового знания;

Цели урока: знакомство учащихся с литературным произведением С. Черного, Ф. Кривина, обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания

Планируемые результаты:

Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы;

                      -развивать читательские навыки выразительного чтения вслух по слогам, передавая интонационно конец предложения;

                      -объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание

-определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.

 

Личностные:

                                -выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе размышлений, анализа;

                      -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                      - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

 

Оборудование: учебник Литературное чтение, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_zhivaya_azbuka._pochemu_a_poetsya_a_b_net.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Живая азбука. Почему «А» поется, а «Б» нет»

Тип урока: открытее нового знания;

Цели урока: знакомство учащихся с литературным произведением С. Черного, Ф. Кривина, обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания

Планируемые результаты:

  • Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы; 

                      -развивать читательские навыки выразительного чтения вслух по слогам, передавая интонационно конец предложения;

                      -объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание

-определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения.

  • Личностные:

                                -выражать собственные чувства при чтении произведения и в ходе размышлений, анализа;

                      -осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

                      - учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Оборудование: учебник Литературное чтение, презентация.

Этапы, методы и приёмы.

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Метод – словесный

Приём – подводящий диалог.

1 мин

Здравствуйте, ребята!

В школе прозвенел звонок

Начинаем наш урок!

Сядьте вы за парты тихо,

Руки- палочкой красиво,

На меня вы посмотрите,

И немного улыбнитесь!

Посмотрите все ли готово у вас к уроку? Садитесь, пожалуйста.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Регулятивные: 

осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Речевая разминка

Метод – словесный.

Приём- чтение чистоговорок.

Мотивационный этап

Метод – словесный;

Приём – беседа.

Метод- практический,

Приём- прослушивание музыки.

3 мин

Речевая разминка.

- Прочитайте чистоговорку.

Ти – ди – ти – мне домой идти.

Ти –ти – ди  - за руку его веди.

Те – те – де – рыба водится в воде.

Те  - де – те – хорошо читайте.

б) – Угадайте зашифрованные слова.

ригт (тигр)                  зяем (змея)

таку (утка)                  йнкчиа (чайник)

- Найдите из составленных слов лишнее. Обоснуйте свой ответ.

- Как рычит тигр? Произнесите звук [р]. Какой это звук?

- Как шипит змея? Произнесите звук [ш]. Какой это звук?

- В русском языке есть звуки, которые можно пропеть. Какие это звуки?

- А есть звуки, которые шипят, жужжат, рычат. Какие это звуки?

- Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о буквах и звуках.

Читать хором чистоговорку.

Отвечать на вопросы.

Регулятивные:

использовать речь для регуляции своего действия;

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Познавательные:

построение речевых высказываний.

Постановка учебной задачи и её решение.

Метод- словесно-наглядный.

7мин

- Ребята, с каким произведением сегодня познакомимся?

Прочитайте название произведения и имя автора.

- Как вы понимаете название «Живая азбука»?

- Как вы думаете, о чем будет рассказываться в этом стихотворении?

Словарная работа.

Кучей угорелой – все сразу в большой суматохе;

Затеяли проказу – проказа – шалость, начали шалить;

Превеселый – очень веселый;

Маскарад -  бал, на который являются в масках и костюмах.

Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге.

Познавательные:

выделять существенную информацию из текста.

Регулятивные:

определять цель урока.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Решение частных задач.

Метод- практический, словесно-наглядный.

Приём- работа с биографией.

Метод- словесный

Приём- беседа.

Метод- словесный

Приём- беседа.

Метод- словесный

Приём- беседа, слово учителя, чтение вслух.

Ребята, давайте прочитаем название произведение и вы скажите кто его автор.

Немного биографии. Родился Александр Михайлович Гликберг (именно он впоследствии взял псевдоним Саша Черный) 1 октября 1880 года в городе Одесса. Его родители были евреями, что в дальнейшем имело влияние на его развитие и восприятие мира благодаря специфическому воспитанию. В семье было пятеро детей, из которых двое имели имя Саша. Наш поэт был брюнетом, поэтому и получил прозвище «черный», которое в дальнейшем стало его псевдонимом. Для того чтобы получить образование в гимназии, мальчика крестили в русской православной церкви, но учебное заведение он так и не окончил. Саша сбежал из дома и стал попрошайничать. Эту историю написали в газете, и местный благотворитель К. К. Роше, растроганный историей мальчишки, взял его к себе на воспитание. Роше обожал поэзию и приучил к этому юного Гликберга, дал ему хорошее образования и подтолкнул к тому, чтобы Саша начал писать стихи. Именно Роше можно считать крестным отцом Саши в области литературы и поэзии.

- Кто затеял проказу, шалость?

- Почему поэт назвал шалость букв превеселым маскарадом?

б) чтение стихотворения в парах.

- Посоветуйте друг другу, на что при чтении следует обращать внимание.

в) работа с произведением после чтения.

- Как бы вы продолжили прекрасный бал? Придумывание продолжения сказочной истории.

г) тест и самопроверка теста

Физминутка

V. Работа с произведением Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет».

- Ребята, с каким произведением ещё познакомимся? Прочитайте название произведения и имя автора.

Давайте немного познакомимся с Феликсом Криыиным. Родился 11 июня 1928 года в городе Мариуполь.

В 1933 году семья переехала в Одессу.

В 1945 году после эвакуации приехал в Измаил, где работал учеником моториста, а затем мотористом на самоходной барже «Эдельвейс» Дунайского пароходства; ночным корректором в газете «Придунайская правда» (здесь были опубликованы его первые сти хи), радиожурналистом Измаильского областного радиокомитета, окончил вечернюю среднюю школу.

В 1951 году окончил Киевский педагогический институт.

В 1951—1954 — работал учителем в Мариуполе, там же женился.

В 1954—1955 — жил в Киеве.

В 1955 году переехал в Ужгород. Работал редактором Закарпатского областного издательства.

Прочитаем еще раз произведение.

- Какие звуки умеют красиво петь?

- Знаете ли вы, как появилось название  «гласные»?

- Назовите буквы, звуки  которых  могут петь. Как можно их назвать?

- Имеют ли голос согласные? Объясните свой ответ.

2. Чтение произведения Ф. Кривина «Почему «А» поется, а «Б» нет».

(Читает учитель или хорошо читающие учащиеся)

3. Выборочное чтение

- Сравним, а как отвечает автор на те вопросы, на которых мы ответили.

- Какие звуки умеют красиво петь?

- Знаете ли вы, как появилось название "гласные"?

- Назовите буквы, звуки  которых  могут петь-заливаться. Как можно их назвать?

- Имеют ли голос согласные?

- Прочитайте строки, где описывается, какие звуки издают согласные.

- Как вы объясняете смысл названия «согласные»?

Слушать.

Предполагать о чем произведение.

Отвечать на вопросы.

Читать текст.

Слушать чтение учителя.

Выполнять задание.

Читать по заданию учителя.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Познавательные:

анализировать текст, устанавливать причины- следственные связи.

Регулятивные:

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Рефлексивный этап.

Метод – словесный.

Приём- слово учителя.

10мин

Скажите, что у нас сегодня на уроке получалось хорошо?

А что не получалось? Почему?

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Познавательные:

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Итог урока.

Рефлексия.

Метод- словесный.

Приём- слово учителя, беседа.

5мин

- Скажите, сказку или рассказ написал Ф.Кривин?

- Подумайте, чем сказка отличается от рассказа?

- Что интересного взяли для себя? Были ли произведения поучительные?

- Оцените себя, как вы работали на уроке.

Запишите домашнее задание. Выразительно чтение стихотворений.

Ребята, урок окончен. До свидания!

Отвечать на вопросы.

Подводить итоги.

Познавательные:

Контроль и оценка результатов своей деятельности.