"Русская матрёшка" (ОС "Школа 2100")
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Игнатова Анна Олеговна

Тип урока: комбинированный

Цель:  формировать у учащихся умение изображать декоративный узор одежды у русского символа-матрешки; познакомить с особенностями росписи русской матрёшки.
Задачи: - формировать художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции;
- формировать представление о произведениях народных художественных промыслов в России;
- развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства.
Планируемые результаты:
 личностные: -способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.
метапредметные: - желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- формирование способности оценивать результаты художественно- творческой деятельности, собственной и одноклассников.
предметные: -восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях народного искусства;
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Оборудование урока:
    для учителя: презентация, таблицы, кисти, листы бумаги, гуашь
    для учащихся: кисти, трафарет, гуашь
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_matryoshka.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 3-1

Тема урока: «Русская матрешка»

Тип урока: комбинированный

Цель:  формировать у учащихся умение изображать декоративный узор одежды у русского символа-матрешки; познакомить с особенностями росписи русской матрёшки.
Задачи: - формировать художественно-графические навыки кистевой росписи в передаче ритма и соотношения элементов декоративной композиции;
- формировать представление о произведениях народных художественных промыслов в России;
- развивать творчество учащихся на основе художественных принципов народного искусства.
Планируемые результаты:
 личностные: -способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.
метапредметные: - желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- формирование способности оценивать результаты художественно- творческой деятельности, собственной и одноклассников.
предметные: -восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях народного искусства;
- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Оборудование урока:
    для учителя: презентация, таблицы, кисти, листы бумаги, гуашь
   
для учащихся: кисти, трафарет, гуашь

Этап урока

Методы, приемы

Содержание урока

Деятельность учащихся

Метапредметные результаты

1.Орг. момент

Словесный: беседа

Приготовьтесь к уроку. На столе должны быть кисти, альбом для рисования, вода, тряпочка.

Приветствовать учителя

Умение сконцентрировать-
ся на работу

2.Мотивационный (2 мин)

Словесный: Фронтальный опрос

-С какой игрушкой мы познакомились на прошлом уроке?

От куда она пришла к нам?

Из чего она делается?

Предположите, что сегодня мы будем изображать? Раз речь, идёт об игрушках, о какой игрушке вам интересно узнать?

Активно слушать.
Отвечать на вопросы. Оценивать свои знания

Умение пользоваться полученной информацией

4.Постановка учебной задачи (2 мин)

Словесный: беседа; постановка целей

Эвристический полилог, наглядно-иллюстратив-
ный

Для того чтобы узнать тему урока отгадайте загадку:

Алый шёлковый платок, Яркий сарафан в цветок, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может, три, а может – шесть. Разрумянилась немножко. Наша русская …слайд 1

Верно, сегодня мы не только поговорим о русском символе матрешке, но и научимся его рисовать.

Самостоятельно или с помощью опоры сформулировать цель урока.

Анализировать иллюстрацию, отвечать на вопросы.

Р.:Умение самостоятельно определять круг учебных знаний

П.:Умение наблюдать, умение внимательно следить за материалом

4. Решение учебной задачи (35 мин)

Практический: Демонстрация выполнения работы

Словесный:
Объяснение

Словесный: Инструктаж

Практический: выполнение росписи

-показ росписи игрушек

-анализ росписи

- показ элементов

-пояснение этапов выполнения работы

Ребята, сядьте удобно. Посмотрите внимательно.

-Ребята, кто-нибудь знает, откуда появилась матрёшка?

-Первая русская матрёшка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. (слайд 2) Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.( слайд3)

Ее создателями были токарь В.П. Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В. Малютин. Слайд 4

-Знаете  ли вы, какие города были прославлены росписью матрёшек?

На Руси самыми прославленными центрами народного творчества были города Загорск, Семенов, а также Полхов-Майдан.

-Посмотрит на каждую из  них Опишите Семёновскую, Загорскую, Полхов-Майданскую.(слайд 5) Матрешки из Загорска и Семенова похожи между собой.

Они украшены довольно скромно, расписаны спокойными, не очень яркими цветами. Художники «одевали» этих матрешек в сарафан с фартучком, а на голове рисовали платок.

Мастера точно соотносили размер элементов на узоре матрешек с размерами самой матрешки. Чем больше была матрешка, тем крупнее были цветы и листья, украшающие ее фартуки. Основным цветом для сарафана матрешки являлся красный. Край фартука и рукава кофты обозначали черным цветом. Голову всегда украшали платком, в росписи каймы которого использовали прием «тычок».

Слайд 6.Полхов-майданские матрешки отличаются более удлиненной формой туловища и головы. В росписи этой матрешки присутствуют более яркие цвета – малиновый, фиолетовый. Часто эти цвета даются на контрасте: малиновый с темно-зеленым, синий с желтым. Кроме того, обязательно при росписи полхов-майданской матрешки используется обводка всех элементов черной краской. Лицо расписывают в основном также только черным цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме кругляшек. При выполнении этой матрешки плотно украшают ее фигуру спереди цветами, листьями и ягодами.

Вот как много мы узнали о матрешке, а сегодня мы с вами сами попытаемся разрисовать матрешку, опираясь на роспись Семеновской матрешки. Посмотрите на доску, это элементы семеновской росписи. Давайте рассмотрим каждый.     –Обратите внимание на Семёновскую матрешку, какое её главное отличие образа? Слайд 7. Самое главное отличие образа  семеновской матрешки – декор : крупная цветочная роспись, заполняющая весь центр фигурки . Алые розы , маки , ягоды и листья собраны в букеты ,которые держат матрешки в руках. В манере письма угадывается влияние росписи золотой хохломы . Вначале художники намечают тонким росчерком контуры лица — делают глаза, губы, наводят румянец. Затем они «одевают» матрешку в платок, юбку, передник, пририсовывают ей руки. Самое главное — роспись фартука. Именно по крупной цветовой росписи фартука семеновская матрешка легко узнаваема. Букет пышных цветов главенствует над всем — он больше лица, он почти в рост игрушки. Роспись фартука самобытна, цветы неожиданны. В природе таких нет — это всегда плод фантазии художников, В основном, художники используют три цвета — красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов в росписи платка, сарафана и фартука. Найденное цветовое решение закрепляется в самом крупном цветке фартука. Его по давней традиции пишут чуть справа.   

 У каждого на столе лежит шаблон изображения матрешки, возьмите его и положите перед собой. Рисовать матрешку мы будем в четыре этапа.

Этап 1. Обведите матрёшку и прорисуйте лицо, платок. На лице аккуратными штрихами наметим волосы, глаза, брови, нос, рот и щечки. (карандаш).

Этап 2. Рисуем руки, в низу овал, и прорисовываем украшение- цветок. (карандаш).

Этап 3. Украшение в цвете.

Этап 4. Нанесение оживки.

Анализировать иллюстрацию

Задавать вопросы

Описывать игрушки

Запоминать особенности росписи игрушки

-анализ элементов росписи

Анализировать роспись игрушки

Наблюдать и
усваивать приёмы и порядок выполнения работы

Принимать задачу

Приступить к работе

Задавать вопросы

П.:Умение следить и усваивать практические приёмы работы

Р.:Умение воспринимать задание, мобильно выполнить работу, формирование ответственного творческого отношения к работе.

Л.- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

К.- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Р.: принимать и сохранять учебную задачу;

П.-определение основной и второстепенной информации

7.Итог урока. Рефлексия

Практический: Демонстрация, Словесный: обобщающий опрос

-Ребята, я считаю до трех, и мы кладем кисти и садимся красиво.

-А сейчас мы с вами проведем выставку работ.
-Как называется игрушка, о которой мы сегодня говорили?

- Как называются эти орнаменты?
-Теперь аккуратно каждый ряд выйдет и сделаем выставку.

Анализировать работы других ребят,

Отвечать на вопросы

Л.:Умение анализировать результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль по русскому языку "Школа 2100" 3 класс

Таблица и карточки для проведения мониторинга УУД по русскому языку по ОС "Школа 2100" в 3 классе по теме "Предложение" 4 четверть....

Рабочая программа по ФГОС. Русский язык. Школа 2100

Рабочая программа по русскому языку создана на основе примерной программы "Русский язык", УМК "Школа 2100"....

Русский язык Школа 2100 3 класс

тематическое планирование по рускому языку...

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")

Рабочая программа по русскому языку ( " Школа 2100")...

КТП по русскому языку 3класс 2100

Календарно- тематическое планирование порусскому языку для 3 класса по программе 2100.Содержание:тема урока, количество часов, тип урока, элементы содержания, элементы дополнительного содержания...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку "Школа 2100" - 2 класс

Календарно - тематическое планирование  по русскому языку по программе "Школа 2100", для 2 класса. ФГОС...