Рабочая программа по изобразительному искусству
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3 класс) на тему

Эта программа поможет учителям в начальной школе при составлении календарно-тематического планирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_1-4_kl._2015_g.doc336 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Панфиловская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»:

руководитель МО учителей

начальных классов

_________ /Хлопонина Т.В./

Протокол № ___

от «___» августа 2015 г.

«Согласовано»:

заместитель директора по УВР

__________ /Копотилова Н.Н./

«___» августа 2015 г.

«Утверждаю»:

директор школы

_________ /Волкова О.Н./

Приказ № ____

от «___» августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

1-4 классы

учителя начальных классов Мерзляковой Елены Александровны

(высшая квалификационная категория).

Разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий.

                                   Рассмотрено на заседании

                                           педагогического совета школы

                                                                протокол № ___ от «____» ________2015 г.

с. Панфилово

2015 – 2016 учебный год

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………..... 3-12

2. Содержание учебного курса, предмета …………………………………13-18

3. Тематическое планирование с определением основных видов

    учебной   деятельности обучающихся ………………………….. …..... 19-32

4. Описание учебно-методического, материально-технического

    и информационного обеспечения образовательного процесса ............ 33-34

5. Планируемые результаты изучения учебного курса, предмета ………35-41

6. Рекомендуемая литература  ……………………………………………. . 42

1.Пояснительная записка

Рабочая программа  по курсу «Изобразительное искусство» для 1-4 классов разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий. Основанием для разработки рабочей программы являются:

  1.  Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373.
  2. Приказ Минобрнауки от 4 октября 2010 года №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  3. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования».
  4. Фундаментальное ядро содержания образования (начальное общее образование).
  5. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва «Просвещение», 2012г. -302с. (Стандарты второго поколения).
  7. Основная образовательная  программа начального общего образования МБОУ «Панфиловская СОШ».
  8. Особенности образовательной организации, образовательных потребностей  обучающихся и их родителей (законных представителей).
  9. Учебный план  МБОУ «Панфиловская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
  10. Устав МБОУ «Панфиловская средняя общеобразовательная школа».

Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников: Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1-4 классы: Учебник. -М.: Дрофа, 2013 г. Все учебники комплекта  прошли экспертизу на соответствие Федеральным государственным стандартам (ФГОС) и включены Министерством образования и науки Российской Федерации в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательной школе. 

1.1.Общая характеристика учебного курса

«Изобразительное искусство» 

   В рабочей программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью». 

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; умений и навыков сотрудничества;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Формы, методы, технологии проведения урока по изобразительному искусству:

проблемное обучение;

групповая работа;

информационные технологии;

индивидуальное обучение;

дифференцированный подход.

Программа курса предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности

1.2.Описание места учебного курса в учебном плане

        В соответствии с учебным планом МБОУ «Панфиловская СОШ» курс  «Изобразительное искусство» изучается с 1-го по 4-ый класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 135 часов. В 1 классе программа рассчитана на 33 часа в год (33 учебные недели), во 2-4 классах – на 34 часа в год (34 учебные недели). Курс  включен в обязательную часть учебного плана школы.

1.3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

В основу программы положены:

тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»;

система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

1.4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

 Личностные результаты

у  обучающихся 1 класса будут сформированы:

 положительное отношение к урокам изобразительного

искусства.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

 познавательной мотивации к изобразительному искусству;

 чувства уважения к народным художественным традициям России;

 внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

 эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых

поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приёмы работы красками;

осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

вносить коррективы в свою работу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

понимать цель выполняемых действий,

адекватно оценивать правильность выполнения задания;

анализировать результаты собственной и коллективной

работы по заданным критериям;

решать творческую задачу, используя известные средства;

 включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

комментировать последовательность действий;

выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

 участвовать в коллективном обсуждении;

выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

      Виды учебной деятельности учащихся

 выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять);

 осуществлять практический поиск и открытие нового знания и умения;

 решение доступных творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

 простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей объекта.

Личностные

У обучающихся 2 класса будут сформированы:

положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

 внимательное отношение к красоте окружающего мира,

к произведениям искусства;

эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности

Обучающиеся получат возможность для формирования:

 чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

 понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

 положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

интереса к посещению художественных музеев, выставок;

 представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

 Предметные результаты

В течение учебного года обучающиеся должны получить начальные сведения:

о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);

 об особенностях работы акварельными и гуашевыми  красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов  (оранжевый- от смешивания желтой и красной красок, зеленый-  желтой и синей, фиолетовый- красной и синей), о сложных цветах, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

 понимать цель выполняемых действий,

 понимать важность планирования работы;

 выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

 осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

 адекватно оценивать правильность выполнения задания;

 осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

 анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

 решать творческую задачу, используя известные средства;

Обучающиеся получат возможность научиться:

 продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

 объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

различать и соотносить замысел и результат работы; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Обучающиеся научатся:

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

 сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

 характеризовать персонажей произведения искусства;

 группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

 конструировать объекты дизайна.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

 свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

 сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

 выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

 уметь слышать, точно реагировать на реплики;

 учитывать мнения других в совместной работе;

 договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

 строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

 выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

 задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.

У обучающихся 3 класса будут сформированы умения:

различать  основные  и  составные,  тёплые  и  холодные  цвета;

узнавать  отдельные  произведения  выдающихся  отечественных  и  зарубежных  художников,  называть  их  авторов;

сравнивать  различные  виды  и  жанры  изобразительного  искусства  (графики,  живописи,  декоративно-прикладного  искусства);

использовать  художественные  материалы  (гуашь,  цветные  карандаши,  акварель, бумага);

применять  основные  средства  художественной  выразительности  в  рисунке  и  живописи  (с  натуры,  по  памяти  и  представлению);  в  декоративных  работах,  иллюстрациях  к  произведениям  литературы;

использовать  приобретённые  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни  для:

самостоятельной  творческой  деятельности;

обогащения  опыта  восприятия  произведений  изобразительного  искусства;

оценки  произведений  искусства  (выражения  собственного  мнения)  при  посещении  выставок,  музеев  изобразительного  искусства,  народного  творчества  и  др.

У обучающихся 4 класса

будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

).

1.5.Способы контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся

Основными способами контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся являются: выставки рисунков, тесты, конкурсы и викторины, проекты, кроссворды.

2.Содержание учебного курса, предмета

1 класс (33 часа)

Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 9 часов.

Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально.  Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение по представлению набросков и зарисовок различных объектов действительности.

Рисование на темы (композиция) – 8 часов.

Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.

Декоративная работа – 7 часов.

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.

Лепка – 3 часа.

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с пластическими особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.

Аппликация – 2 часа.

Наклеивание на картоне и цветной бумаге различных элементов изображения из вырезанных кусочков бумаги. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликаций, инструментами, порядком выполнения аппликации.  

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.

Основные темы для бесед:

        прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства;

        виды изобразительного искусства и архитектура;

        жанры живописи;

        портреты детей в изобразительном искусстве;

        прекрасное вокруг нас (красота вещей);

        родная природа в творчестве русских художников (времена года, природа в разное время суток на картинах художников, вечер в рисунке и в живописи и т.д.);

        сказочные сюжеты в изобразительном искусстве;

        русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (керамика Гжели, Городецкая роспись, хохломская роспись, дымковская игрушка).

2 класс (34 часа)

Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 9 часов.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты своих наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Рисование на темы (композиция) – 7 часов.

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Изображение в тематическом рисунке пространства, передача пропорции и основного цвета объектов.

Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазий.

Декоративная работа – 8 часов.

Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов – Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов простой формы применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. Формирование умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, а также элементарные приемы кистевой росписи.

Лепка – 3 часа.

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простых тематических композиций.

Аппликация – 3 часа.

Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т.п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основных цветов.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.

Основные темы для бесед:

        прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова);

        родная природа в творчестве русских художников (художник-пейзажист Н. Ромадин, тема дождя в живописи);

        городские и сельские пейзажи;

        художественно-выразительные средства живописи и графики – цвет, мазок, линии, пятно, цветовой и световой контрасты;

        композиция в изобразительном искусстве;

        художники-анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и др. художников);

        художники-сказочники (И. Билибин, В. Васнецов);

        выдающиеся русские художники второй половины 19в.: И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин, И. Левитан;

        русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка);

        главные художественные музеи России.

3 класс (34 часа)

Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 12 часов.

Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Рисование на темы (композиция) – 6 часов.

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

Декоративная работа – 7 часов.

Углубленное знакомство с народным декоративно-прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).

В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества народного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Лепка – 3 часа.

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры или по представлению.

Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.

Аппликация – 2 часа.

Составление мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.

Использование в аппликациях ритма (линейного,  тонового, цветового), освещения, светотени.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.

Основные темы для бесед:

        виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;

        наша Родина - Россия;

        Москва;

        старинные города России;

        тема матери в творчестве художников;

        тема труда в изобразительном искусстве;

        родная природа («Порыв ветра, звук дождя, плеск волны», «Облака», «Красота моря»);

        форма, объём и цвет в рисунке, живописи;

        действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

        русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве, выразительные средства декоративно-прикладного искусства;

        музеи России.

    4 класс (34 часа)

Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 12 часов.

Рисование отдельных предметов в форме призмы, шара, цилиндра, комбинированной формы, а также группы предметов (натюрморт) с попыткой передачи перспективного сокращения объёма (предметы располагают сначала во фронтальной, затем в угловой перспективе).

Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц, рыб. Прочувствование и передача в рисунках красоты линий, формы объектов действительности, цветовой окраски предметов, их цветовой гармонии.

Развитие зрительных представлений и впечатлений от натуры, восхищение красотой окружающего мира.

Рисование на темы (композиция) – 7 часов.

Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности.

Обобщение знаний, полученных в 1-3 классах, об иллюстрировании различных литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение, басня).

Особое внимание обращается на средства художественной выразительности: выделение композиционного центра, передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы.

Развитие воображения, творческой фантазии детей, умения образно представлять задуманную композицию.

Декоративная работа – 7 часов.

Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами следующих видов народного и современного декоративно-прикладного искусства: народная художественная резьба по дереву; русский пряник; произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок; примеры росписи Русского Севера в оформлении предметов быта (шкафы, перегородки, прялки).

Выполнение эскизов объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.

Лепка – 2 часа.

Лепка домашних животных с натуры или по памяти (кошка, собака, курица, утка, кролик).

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек.

Лепка тематических композиций на темы труда «Сталевар», «Кузнец», «Высотник», «Пожарный».

Лепка героев русских народных сказок.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.

Основные темы для бесед:

        жанры изобразительного искусства;

        великие полководцы России;

        портреты знаменитых русских писателей;

        литература, музыка, театр и изобразительное искусство;

        русский портретист Валентин Серов;

        тема крестьянского труда, жизнь деревни на картинах Аркадия Пластова;

        красота родной природы в творчестве русских художников;

        в мастерской художника;

        прославленные центры народных художественных промыслов;

        искусство родного края;

        орнаменты народов России и народов мира.

Тема

Классы

Итого

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Рисование с натуры

(рисунок, живопись)

9

9

12

12

42

Рисование на темы

(композиция)

8

7

6

7

28

Декоративная работа

7

8

7

7

29

Лепка

3

3

3

2

11

Аппликация

2

3

2

2

9

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4

4

4

4

16

Итого

33ч

34ч

34ч

34ч

135ч

3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной   деятельности обучающихся

1 класс

№ п\п

Дата

Тема урока

               УУД

1

Волшебный мир изобразительного искусства

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

2

Форма и цвет предметов

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

3

Рисование с натуры. Фрукты

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

4

Рисование с натуры. Овощи

Изображать растения, животных, природу.

5

Рисование с натуры. Осенние листья

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

6

Рисование на тему «Осенний пейзаж»

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

    7

Рисование на тему «Осенний пейзаж»

Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

8

Аппликация «Осень»

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы.

Моделировать с помощью природных форм образов фантастических животных  на плоскости.

9

Лепка овощей и фруктов

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

10

Рисование с натуры или по памяти. Рыбы

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов.

11

Рисование с натуры или по памяти. Птицы

Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости.

12

Иллюстрирование «Моя любимая сказка»

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

13

Иллюстрирование «Моя любимая сказка»

Создавать элементарные композиции на заданную тему в пространстве.

14

Рисование с натуры. Ёлочная игрушка

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

15

Рисование на тему «Новогодний праздник»

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

16

Рисование на тему «Новогодний праздник»

Создавать элементарные композиции на заданную тему в пространстве.

17

Аппликация «Геометрический орнамент в полосе»

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

18

Декоративное рисование «Элементы цветочного узора Городца»

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

19

Декоративное рисование «Растительный орнамент в полосе»

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

20

Декоративное рисование «Растительный орнамент в круге»

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

21

Рисование игрушечных зверей с натуры или по представлению

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

22

Лепка животных

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

23

Рисование на тему «Моя любимая мама»

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

24

Рисование на тему «Моя любимая мама»

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

25

Рисование с натуры дымковской игрушки

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

26

Аппликация «Геометрический орнамент в квадрате»

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

27

Рисование на тему «Весна»

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

28

Рисование с натуры или по памяти. Весенний цветок

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

29

Рисование на тему «День Победы»

Создавать элементарные композиции на заданную тему в пространстве.

30

Рисование на тему «День Победы»

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла.

31

Рисование на тему «Лето»

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

32

Рисование на тему «Лето»

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, и объяснять разницу.

33

Этот удивительный, неповторимый мир живописи (обобщение)

Создавать элементарные композиции на заданную тему в пространстве.

2 класс

п\п

Дата

Тема

УУД

I четверть

1

Рисование с натуры. «Красота осенних деревьев»

Личностные:

-художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

- интерес к изучаемому предмету;

Регулятивные: 

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- ориентироваться в понятиях «карандаш», «акварель», «гуашь»;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом.

2. Логические:

 - анализировать полученную информацию;

- сравнивать и группировать введенные понятия.

Коммуникативные:

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

2

Рисование с натуры.  «Дары осени»

3

Декоративная работа «Весёлые узоры»

4

Декоративная работа «Осенний узор»

5

Рисование на тему «В гостях у осени»

6

Рисование на тему «В гостях у осени»

7

Рисование на тему «Богатый урожай»

8

Рисование на тему «Богатый урожай»

II четверть

9

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу»

Личностные:

- предпосылки для развития творческого воображения;

-навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

Регулятивные: 

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом;

-передавать в тематическом рисунке пространство.

2. Логические:

-анализировать полученную информацию;

- сравнивать и группировать введенные понятия.

Коммуникативные:

- умения работать в парах и малых группах;

- оформлять свои мысли при помощи рисунка.

10

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу»

11

Рисование с натуры или по памяти гуся.   «Мы готовимся к рисованию сказки»

12

Рисование с натуры или по памяти гуся.   «Мы готовимся к рисованию сказки»

13

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди»

14

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди»

15

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку»

16

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную ветку»

III четверть

17

Рисование на тему «Наши зимние забавы» (карандаш, гуашь)

Личностные:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным);

-толерантное принятие разнообразия культурных явлений;

Регулятивные: 

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом;

- узнавать изображенные на картине предметы. явления, действия;

-передавать в тематическом рисунке пространство.

2. Логические:

 - анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- сравнивать и группировать введенные понятия.

Коммуникативные:

- умения работать в парах и малых группах;

-умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

18

Рисование на тему «Наши зимние забавы» (карандаш, гуашь)

19

Рисование с натуры.  «Друзья детства»

20

Рисование с натуры.  «Друзья детства»

21

Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные»

22

Декоративная работа «Мои любимые игрушечные животные»

23

Рисование на тему «Мои друзья на границе»

24

Рисование на тему «Мои друзья на границе»

25

Декоративная работа «Мы любим родную природу»

26

Декоративная работа «Мы любим родную природу»

27

Рисование на тему «Мои друзья» (карандаш, акварель)

28

Рисование на тему «Мои друзья» (карандаш, акварель)

IY четверть

29

Рисование на тему «С чего начинается Родина» (карандаш, акварель)

-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;  

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы;

Регулятивные: 

-сформированности основ художественной культуры,                           - понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

Познавательные:

1. Общеучебные: 

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом;

-передавать в тематическом рисунке пространство.

2. Логические:

 -анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы,

Коммуникативные:

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность;

-способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений.        

30

Рисование с натуры натюрморта «Школа»

31

Рисование с натуры «Цветы нашей Родины»

32

Рисование на тему «Мы рисуем праздник» (карандаш, акварель)

33

Рисование на тему «Мы рисуем праздник» (карандаш, акварель)

34

Декоративная работа «Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров»

         

3 класс

№ п\п

Дата

Тема урока

УУД

I четверть. «Мы рисуем осень» - 8 ч

1

Прощаемся с тёплым летом.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию из прослушанного объяснения, произведений живописи, анализировать ее, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; регулятивные – научатся принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов; коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности

2

Осенние листья сложной формы (работа в карандаше).

3

Осенние листья сложной формы (работа в цвете).

4

Русская матрёшка в осеннем уборе (работа в карандаше).

5

Русская матрёшка в осеннем уборе (работа в цвете).

6

Дары осеннего сада и огорода.

7

Мы осенью готовимся к зиме.

8

Сказка в произведениях русских художников.

            II четверть. «В мире сказок» - 8ч

9

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (работа в карандаше).

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее, осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об эстампах, анализировать художественные произведения; регулятивные – научатся принимать учебную задачу, планировать свою деятельность, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, слушать собеседника и вести диалог, рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.

Личностные: сориентированы на эмоционально-ценностное восприятие произведений живописи.

10

Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина (работа в цвете).

11

Игрушка «Золотая рыбка».

12

В сказочном подводном царстве (работа в карандаше).

13

В сказочном подводном царстве (работа в цвете).

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать ее.

14

Сказочный букет.

15

Готовим наряд для сказочной елки (работа в карандаше).

16

Готовим наряд для сказочной елки (работа в цвете).

III четверть «Труд и отдых людей зимой и весной»-10ч

17

Труд людей зимой.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о жанрах изобразительного искусства, выражать свое отношение к произведению искусства; регулятивные – научатся оценивать свою работу на уроке, адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

18

Городские и сельские стройки.

19

Орудия труда человека.

20

Весёлые игрушки.

21

Весёлые игрушки  (практическая работа).

22

 

Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме подарка маме или бабушке (работа в карандаше)

23

Красота в быту людей. Создаём красивые узоры для подарка маме или бабушке (работа в цвете).

24

Домашние животные  (работа в карандаше).

25

Домашние животные (работа в цвете).

26

Иллюстрирование стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

IV четверть. «В каждом рисунке – солнце» - 8ч

27

Полет на другую планету (работа в карандаше).

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся анализировать художественные произведения, осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о технике рисования; регулятивные – научатся анализиро-вать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру усвоения каждого, находить ошибки и устанавливать их причины, корректировать работу; коммуникативные – овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

28

Полет на другую планету (работа в цвете).

29

Ветка вербы.

30

Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (работа в карандаше).

31

Иллюстрирование стихотворения Д. Родари «Всемирный хоровод» (работа в цвете).

32

Весна в произведениях русских художников.

33

Пусть всегда будет солнце (работа в карандаше).

34

Пусть всегда будет солнце (работа в карандаше).

4 класс

п\п

Дата

Тема урока

УУД

1

Что такое перспектива. Фронтальная перспектива

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.:

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью

 шаблона (средством для формирования этих действий служит технология  продуктивной художественно-творческой деятельности);

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

 выполнения задания материалов и инструментов;

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

2

Угловая перспектива

3

Уровни горизонта

4

Воздушная перспектива

5

Светотень

6

Цвет в живописи. Цветовой круг

7

Контрастные и родственные цвета. Характеристика цвета

8

Художественно-выразительные средства графики и живописи

Л.:

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения (основы

общечеловеческих нравственных ценностей);

Р.:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

  известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник,свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К.

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

9

Рисование с натуры. Отдельные предметы

10

Рисование по памяти современных машин

11

Рисование с натуры, по памяти и по представлению. Овощи и фрукты

12

Жанры изобразительного искусства

13

Рисование с натуры, по памяти и по представлению. Натюрморты

Л.:

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения (основы

общечеловеческих нравственных ценностей);

Р.:

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

 выполнения задания материалов и инструментов;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (средствомформирования этих действий служит технология оценки учебных успехов).

П.:

- добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

- слушать и понимать речь других.

14

Портрет. Русский портретист Валентин Серов

15

Рисование с натуры, по памяти и по представлению. Фигура человека

16

Рисование на тему «Катание с горы»

17

Рисование с натуры, по памяти и по представлению. Пейзажи

18

Анималистический жанр. Рисуем животных

19

Рисуем птиц с натуры или по памяти

20

Лепка животных – героев русских сказок

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р.:

- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью

 шаблона (средством для формирования этих действий служит технология  продуктивной художественно-творческой деятельности);

- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для

 выполнения задания материалов и инструментов;

П.:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с помощью учителя;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

21-22

Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко»

23

Прославленные центры народных художественных промыслов

24

Сказка о декоративном искусстве. Выполнение эскиза сюжетной росписи и кухонной доски «Сказочные птицы»

25

Лепка фигурок по мотивам народных игрушек

26

Тема крестьянского труда на картинах А. Пластова. Рисование на тему

27

Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица»

28-29

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия

30-31

Рисование на тему «Праздник 9 Мая – День Победы»

Л.:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Р.:

-умеет организовывать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

П.:

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать  предметы и их образы;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К.:

-формулирует собственное мнение и позицию;

-задаёт вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

32

Художник Архип Куинджи – мастер изображения света и цвета в живописи

33

Составление мозаичного панно «Солнце над морем»

34

Орнаменты народов России и народов мира. Аппликация

4.Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

СD с презентациями по темам предмета

 Технические средства обучения (ТСО)

Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы по предмету  в цифровой форме.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения в цифровой форме.

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям.

Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения.

Учебно-практическое оборудование

Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения.

Гербарии растений.

Объемные геометрические тела.

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

 

  Наличие пособий

Примечания

1)Учебно-методические комплекты (УМК) по изобразительному искусству (учебники, рабочие тетради, дидактические  материалы)

Учебно-наглядные  пособия

Программно-методические   материалы: Программы по изобразительному  искусству; методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного  искусства).

        Хрестоматии  литературных  произведений к урокам  изобразительного  искусства.

           Книги о  искусстве (о художниках, художественных  музеях, книги по стилям изобразительного  искусства и архитектуры)

 Стандарт начального  общего  образования  по образовательной  области «Искусство».

В первую очередь  утвержденные

МОН  РФ

в перспективе

                                                                   

                                                                       Печатные  пособия

2)  Портреты  русских  и  зарубежных  художников.

Таблицы  по цветоведению , перспективе ,построению орнамента.

Таблицы по стилям архитектуры одежды, предметов быта.

Схемы  по  правилам  рисования предметов ,растений ,деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому  костюму, декоративно - прикладному искусству

Дидактический  раздаточный  материал: карточки по  художественной грамоте

в перспективе

в перспективе

в перспективе

в перспективе

в перспективе

                                          Информационно-коммуникативные   средства

3) мультимедийные  обучающие  художественные   программы

Игровые  художественные  компьютерные   программы

Материал на информационном носителе (флэш-карта)

в перспективе

в перспективе

       

                                                Технические  средства  обучения

4) Классная доска с набором приспособлений для   крепления таблиц.

 Магнитная доска.

 Интерактивная доска

 Персональный компьютер.

 Мультимедийный проектор.

 Ксерокс.

Фотоаппарат.

 Цифровая фотокамера (по возможности)

в перспективе

в перспективе

в перспективе

5.Планируемые результаты изучения учебного курса, предмета

Планируемые результаты к концу 1 класса

Обучающиеся получат возможность для формирования:

 чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

 понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

 положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

интереса к посещению художественных музеев, выставок;

 представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

Обучающиеся научатся:

 понимать цель выполняемых действий,

 понимать важность планирования работы;

 выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

 осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

 адекватно оценивать правильность выполнения задания;

 осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

 анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

 решать творческую задачу, используя известные средства.

Планируемые результаты  концу 2 класса

Обучающиеся получат возможность научиться:

 продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

 объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

различать и соотносить замысел и результат работы; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

 соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

 задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.

Обучающиеся научатся:

 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

 сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

 характеризовать персонажей произведения искусства;

 группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

 конструировать объекты дизайна;

выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

 уметь слышать, точно реагировать на реплики;

 учитывать мнения других в совместной работе;

 договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

 строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя);

осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

 свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

 сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Планируемые результаты к концу 3 класса:

знать основные  жанры  и  виды  произведений  изобразительного  искусства;

знать ведущие  художественные  музеи  России;

уметь

различать  основные  и  составные,  тёплые  и  холодные  цвета;

узнавать  отдельные  произведения  выдающихся  отечественных  и  зарубежных  художников,  называть  их  авторов;

сравнивать  различные  виды  и  жанры  изобразительного  искусства  (графики,  живописи,  декоративно-прикладного  искусства);

использовать  художественные  материалы  (гуашь,  цветные  карандаши,  акварель, бумага);

применять  основные  средства  художественной  выразительности  в  рисунке  и  живописи  (с  натуры,  по  памяти  и  представлению);  в  декоративных  работах,  иллюстрациях  к  произведениям  литературы;

использовать  приобретённые  знания  и  умения  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни  для:

самостоятельной  творческой  деятельности;

обогащения  опыта  восприятия  произведений  изобразительного  искусства;

оценки  произведений  искусства  (выражения  собственного  мнения)  при  посещении  выставок,  музеев  изобразительного  искусства,  народного  творчества  и  др.

Планируемые результаты к концу 4 класса

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

6.Рекомендуемая литература для обучающихся

1.Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс [Текст]: учебник – М.:Дрофа, 2010.

3.Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2 класс [Текст]: учебник – М.:Дрофа, 2010.

5.Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст]: учебник – М.:Дрофа, 2013.

7.Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст]: учебник – М.:Дрофа, 2013.

Для учителя

1.Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству [Текст]  – СПб.

2.Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи [Текст] – М.: ИД «Грааль», 2010.

3.Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 класс [Текст]: программа для общеобразовательных учреждений – М.:Дрофа, 2013.

4.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1 класс [Текст]: книга для учителя – М.:Дрофа, 2013.

5.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 2 класс [Текст]: книга для учителя – М.:Дрофа, 2013.

6.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 3 класс [Текст]: книга для учителя – М.:Дрофа, 2013.

7.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст]: книга для учителя – М.:Дрофа, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...