Народные промыслы родного края. Белгородская вышивка.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Чеботарева Елена Алексеевна

Урок изобразительного искусства с региональным компонентом "Белгородоведение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство.

Тема: Народные промыслы родного края. Белгородская вышивка.

Цель: способствовать формированию следующих УУД:

Личностные достижения:

Формирование уважения и интереса к народному творчеству Белгородчины, к истории своего народа.

Метапредметные достижения:

Развитие навыков исследовательской деятельности, навыки работы с художественными материалами (анализ произведений искусства, собственная практическая работа по созданию народного орнамента в технике рисунка).

Предметные результаты:

Обобщение знаний о народных промыслах Белгородской области;

Умение выполнять рисунок по заданной теме красками.

Оборудование:

  1. Мультимедийные средства: презентации «Символы в вышивке», «Вышивка гладью», «Вышивка крестом»; видеоролик «Моя бабушка – мастерица», фильм Е.Н. Нечетовой «Народный костюм Белгородской области».
  2. Мультимедийное оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран.
  3. Фонотека: записи русских народных песен.
  4. Репродукции картин (или презентация): В.Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», К.Маковский «Святочные гадания», Кустодиев «Трактирщик».
  5. Образцы прикладного творчества местных мастериц: рушники, подзорники, наволочки, вязаные вещи и т.п.
  6. Фотографии народных мастериц п. Прохоровка.
  7. Образцы детских рисунков.
  8. Толковый словарь.

Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Целеполагание. Вывод темы.

– Обратите внимание на выставку. (Рассматривают образцы прикладного творчества местных мастериц п. Прохоровка: рушники, подзорники, наволочки, вязаные вещи и т.п).

– Предположите тему урока («Народные промыслы родного края»).

– Зачем нам надо познакомиться с этой темой? (Хотим знать больше о своей истории, о занятиях наших предков).

– Какие задачи поставим перед собой? (На уроке мы подведем итоги исследовательской работы. Научимся изображать народный орнамент).

  1. Вступительное слово учителя:

– Любой край, область, даже наш небольшой поселок Прохоровка, по-своему неповторимы.  Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в душе человека. С раннего возраста у человека развиваются чувства, черты характера, которые связывают его со своим народом, своей страной. Проведя большую исследовательскую работу по теме урока, мы с уверенностью можем заявить, что в нашем поселке живы традиции предков, их сохраняют народные мастера и мастерицы. Наши бабушки умеют вышивать, вязать, прясть.

  1. Просмотр видеоролика «Моя бабушка – мастерица»
  2. Работа в группах.

Задание для 1 группы: расскажите о народных промыслах нашего края. (см. Приложение 1).

Задание для 2 группы: расскажите о Белгородской вышивке. (см. Приложение 2).

Задание для 3 группы: расскажите о народном орнаменте. (см. Приложение 3).

Задание для 4 группы: расскажите о роли полотенца в крестьянском быту (см. Приложение 4)

а) разработка тем по группам;

б) выступление с сообщениями.

  1. Игра «Символы вышивки». Дети отгадывают значение. (Презентация).
  2. Рассматривание репродукций картин В. Максимова, К. Маковского, Б. Кустодиева.
  3. Практическая работа.

а) Показ учителем техники выполнения: Итак, вам надо придумать и изобразить свой орнамент народного полотенца. Мастерица вышивает, что сказку говорит. У сказки есть начало – зачин, и у вышивки есть «Зачин». Начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, далее появляется, например, «Земля»:

      

Для жизни вода необходима – и вот, волна за волной, возникает реченька-матушка. А у речки и поля трудолюбивыми руками возделаны.

      

Семя доброе посажено, большой урожай ожидается (рисунок «Дом» большего объема  по сравнению с зачином, ведь от земли идет богатство. Этот узор должен быть красивый и высокий, показывать достаток, мастерство рукодельницы), используется растительный орнамент.

     

«Венец». Вышивается богато.  Это то, к чему стремишься в жизни. Причем фрагменты узора вышивки между собой отделяются либо полосками «зачина», либо симметрично повторяются, как на нашем полотенце:

 

б) Самостоятельная работа учащихся. Музыкальный фон – народная музыка.

в) Выставка – анализ готовых работ.

  1. Итоги урока, рефлексия:

– Что нового узнали на уроке? Что вас удивило, впечатлило, что запомнилось? Что было трудно? Легко? Как бы вы оценили свою работу на уроке? Работу своих одноклассников?

– Продолжите фразы:

 «В будущем народные промыслы нашего края….»,

«Из всех прикладных видов творчества мне больше по душе ….»,

«Расскажу дома, что сегодня на уроке …»

9. Оценки.

Приложение 1.

Сообщение

Народные промыслы Белгородчины

(материал Википедии)

На Белгородчине широко был распространён гончарный промысел, но особенно славились изделия мастеров слободы Борисовка Грайворонского уезда (Гончарный промысел в Борисовке) и Новооскольского уезда (слобода Великомихайловка). Изделия лепили на простом гончарном круге вручную.

Семья, в которой два взрослых работника и один подросток, изготавливала до 3000 изделий на сумму 300 руб. Из этой суммы половина тратилась на дрова и материалы. Гончарные изделия имеются во всех краеведческих музеях Белгородской области. В настоящее время промысел возрождается в новом качестве — как производство художественных изделий.

С начала XVIII века известна была и Старооскольская глиняная игрушка. Идея глиняной игрушки была привезена переселенцами, и промысел органично лёг на местную основу. В XIX веке в ряду образов «всадников» появляются образы «Конька» и «Барашка», игрушки становятся более пластичными, формы — более отточенными, больше проявляется стиль. На этих игрушках уже просматриваются следы ангобной росписи в виде вертикальных полос, но роспись довольно архаична. В ряду прежних образов появляются «Барыни» со свистком в характерных для 1810—1820 годов головных уборах, «Козлики», «Козлики» с седлом и новый тип «Всадника» в характерном головном уборе начала XIX века. Игрушки пользовалась большим спросом.

 В XIX веке на юге России пользовались спросом иконы Борисовские иконы. Они наполняли рынки Курской, Харьковской, Полтавской, Екатеринославской, Ростовской, Таганрогской губерний, на Дону, в Приазовье и на Кубани.

http://borisovka.ucoz.ru/_nw/0/32731582.jpg

        

Приложение 2.

Сообщение

Белгородская вышивка

Белгородская вышивка вобрала в себя разнообразные технические приемы – многообразие швов, выполняемых как по счету (счетные), так и по рисовальному контуру (свободные). Наиболее распространенными, традиционными были  счетные росписи (полукрест – двухсторонний шов) и легкая, изящная вышивка из тонких элементов. Узоры состояли из геометрических фигур. Вышивка крестом типична для районов, где есть поселения украинцев, в том числе и нашего Прохоровского района. Встречаются также разные виды глади, стебельчатый шов и тамбурный.

Что касается цвета, то основным считается: белый (белое полотно), черный – цвет земли черноземной полосы (Мать – сыра – Земля), красный – цвет солнца, огня, животного начала, плодородия.

Приемы, методы создания и декорирования бережно хранились и передавались поколениями мастеров. Именно благодаря традициям рождалась та удивительная гармония содержания и формы, орнамента, а также средств его воплощения.

На Белгородчине встречается вышивка золотом в Тихвинском монастыре (Борисовка), а также этим рукоделием занимались монахини женского Рождество – Богородицкого монастыря (Белгород). Отдельные фрагменты облачения святителя Иоасафа, в целом могут дать представление о высоком мастерстве служительниц монастырей.  

Эта сложнейшая вышивка – работа мастера народной вышивки из Грайворонского района Белгородской области Натальи Егоровны Вакуленко

http://www.panor.ru/upload/medialibrary/478/IMG_0071.JPG

\

Приложение 3.

Сообщение

Орнамент

        Что такое орнамент? «Орнамент – музыка, которую можно видеть». Е.В.Юрин, старейший художник Мстеры.

        Орнамент (от лат.  оrnamentum – снаряжение,  вооружение,  наряд, убранство, знаки отличия) – украшение, узор, состоящий из ритмически организованных чередующихся элементов, которые композиционно могут образовывать орнаментальную композицию.

        В толковом словаре В. Даля:  «Вычуры – узоры …  в шитье, вычурать – оградить человека или вещь заговором». «…Орнаменты всех новых народов идут из глубокой древности, и у народов древнего мира каждая черточка имела  свое  значение, являлась словом,  фразой).

Имеет ли значение цвет в орнаменте? Конечно, цвет в орнаменте имеет большое значение.

Для нашего южнорусского орнамента характерны цвета:

- красный (и оттенки), жизнеутверждающие силы, символизирующий огонь, зарю,  жизнь

- темно-красный,  потухающую зарю, огонь, цвет застывшей крови,

- зеленый – красота, доброта, цвет Природы,

- белый, духовное начало,  чистота,  снег, саван (в полотенцах – белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой),

- черный – цвет земли, покоя, траура,

- желтый – цвет солнца, тепла, света,

- синий – цвет неба, воды, духовности, разума,

- фиолетовый – космическое начало, вселенский разум.

Все орнаменты можно разделить на 3 вида.

Линейный орнамент – в полосе,

замкнутый – в прямоугольнике, квадрате, круге, овале,

         

и сетчатый, основой которого является  сетка.

        

Приложение 4.

Сообщение

о роли полотенца в крестьянском быту

        Прядением, ткачеством и вышиванием крестьянка занималась почти 5 месяцев в году – с сентября по март, Полотенца играли большую роль в крестьянском быту. Они не только были необходимой частью домашнего обихода, но и являлись неотъемлемой частью сельских, церковных и домашних праздников. Вот почему были обыденные, праздничные и ритуальные полотенца.

        В дни праздников крестьяне украшали ими свой дом. Вместе с керамической и расписной деревянной посудой, настольными лубочными картинками, вышитые и вытканные полотенца с яркими или белоснежными узорами усиливали радостно-приподнятую атмосферу крестьянского праздника. В такие дни полотенцами украшали и улицы, их развешивали по заборам, на веревках, перекинутых между домами. Полотенца являлись подарком.

        

        Огромно значение полотенца в свадебном обряде. Каждая девочка с семи лет начинала готовить свое приданное: вышивала, ткала, пряла, училась выполнять всю женскую работу по дому и в огороде. Ко дню свадьбы девушка имела не менее 100 полотенец на все случаи жизни. Все они были украшены разными вышитыми узорами. Молодая дарила их сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники постилали как подножник, на который становились в церкви молодые во время венчания. Сохранилось выражение «встать на рушник», оно означает выйти замуж. В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности.

        Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали хату. Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы да семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами. (Круг и крест – солнечные символы). Рушники использовали не только в свадебных, но и в родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Изобразительное искусство Народные промыслы родного края. Белгородская вышивка

Слайд 2

Целеполагание Выставка образцов прикладного творчества мастериц п. Прохоровка: рушники, подзорники, наволочки, др.

Слайд 3

Народные промыслы Белгородчины

Слайд 4

Белгородская вышивка

Слайд 5

Орнамент

Слайд 6

Роль полотенца в крестьянском быту

Слайд 7

Игра «Символы вышивки»

Слайд 8

Рассматривание репродукций картин В. Максимова, К. Маковского, Б. Кустодиева

Слайд 9

Показ техники выполнения

Слайд 10

Рефлексия, перспектива


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Край родной - земля Белгородская"

Разработка внеклассного занятия содержит материал о родном крае Белгородчине и его истории....

Презентация на тему: "Народные промыслы родного края"

Презентацию можно использовать во внеурочной деятельности и для знакомства с историей родного края....

Исследовательская работа на тему: "Народные промыслы мордовского края"

Для России, как многонациональной страны, характерно наличие различных народных промыслов. При знакомстве с территорией народные промыслы воспринимаются как «визитная карточка»....

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс "Народные промыслы твоего края (Тверская область)"

Конспект урока по окружающему миру "Народные промыслы Тверской области" в 4 классе УМК "Перспективная начальная школа". Тип урока: изучение нового материала. Разработка урока сопро...

Технологическая карта урока технологии «Народные промыслы. Особенности народного промысла дымковская игрушка» 2 класс А. Платонов» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель урока: создание условий по формированию навыков лепки сложной фигуры «дымковской игрушки» из пластилина.Задачи урокаДидактические:Изучить технологию изготовления «Дымковск...

Технологическая карта урока окружающего мира "Народные промыслы твоего края"

Урок окружающего мира в 4 классе.Цель: создать у учащихся представление о народных промыслах родного края.Задачи: Развивающие: развивать познавательную и творческую активность обучающихся, интере...