Рабочая программа. УМК "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Ануфриева Светлана Романовна

Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс. УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_2_klass.docx79.77 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка__________________________________2 – 7
  2. Содержание разделов учебного курса______________________11-12  
  3. Календарно-тематическое планирование___________________13-24
  4. Требования к уровню подготовки учащихся________________10-11
  5. Перечень учебно-методического обеспечения образоват. процесса ___ 24-27
  6. Список литературы_______________________________________27

Приложения к программе__________________________________-

Пояснительная записка

Изобразительное искусство 2  класс

УМК «Перспектива»

1. Роль и место дисциплины

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности – изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивает целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительное искусства» во 2 классе отводится 1 час в неделю. Всего – 33 часа.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ.

3. Соответствие Государственному образовательному стандарту

   Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по начальной школе нового поколения. Программа по русскому языку составлена на основе нормативно-правовых документов, обеспечивающих учебно-воспитательную деятельность МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари на 2017-2018 учебный год:

федерального уровня:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, с последними изменениями от 18.05.2015 г. № 507;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, с последними изменениями от 31.12.2015 г. № 1577;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413, с последними изменениями от 31.12.2015 г. № 1578;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 2821-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, с учетом внесенных изменений № 3 от 24.11.2015 г.
  1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38, от 21.04.2016 N 459).
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

регионального уровня:

  1. Письма департамента образования ЯНАО от 13.05. 2011 года № 801-15-01/1897 «О  введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

муниципального уровня:

  1. Приказ управления образования администрации муниципального образования Шурышкарский район от 14.04.2016 г. № 277/1 «О пилотном введении ФГОС общего образования в общеобразовательных организациях Шурышкарского района в 2016-2017 учебном году».

институционального уровня:

  1. Устав МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари.
  2. Программа развития школы на 2016-2018 гг.
  3. Основная образовательная программа начального общего образования.
  4. Основная образовательная программа основного общего образования.
  5. Основная образовательная программа среднего общего образования.

Учебный план МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари на 2017-2018 учебный год. Утвержден приказом ОУ №70 от 31.08.2017 г.

4. Цели и задачи  

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств:  изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Данные цели реализуются на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Задачи, реализуемые во 2 классе:

  1. закрепить знания о таких видах изобразительного искусства как графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, продолжать знакомить с их особенностями, художественными материалами и с некоторыми техниками и приёмами создания произведений в этих видах искусства.
  2. Познакомить учащихся с жанром портрета, с некоторыми произведениями выдающихся художников этого жанра, продолжать знакомить с произведениями, выполненными в жанре пейзажа и натюрморта.
  3. Познакомить с такими народными промыслами как Филимоново, Полхов-Майдан, Гжель.
  4. Познакомить с основными и составными цветами, научить получать составные цвета смешиванием основных.
  5. Познакомить с одним из выдающихся музеев России (Эрмитаж) и некоторыми картинами зарубежных художников, представленных в музее.
  6. Продолжать способствовать обогащению опыта произведений искусства, их оценки.

5. Специфика  программы

 Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщения к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребёнка. изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусствекак целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчленённости и препарирования явлений, фактов, событий. Это даёт возможность сохранить ценные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

 Особенностью программы является включение в неё проектной деятельности обучающихся, которая способствует развитию познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

6. Основные содержательные линии курса

  1. Мир изобразительных (пластических) искусств.
  2. Художественный язык изобразительного искусства
  3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

7. Структура программы

Рисование с натуры (рисунок, живопись) (9ч)

Рисование с натуры, по памяти и представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушки, птицы, цветы) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать в рисунках пропорции, очертания, общее пространственное расположение и цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать своё отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания:

  1. Рисование с натуры, а также по памяти и представлению (включая наброски):
  1. Бабочек;
  2. Простых по форме листьев деревьев и кустарников (липа, яблоня, сирень), цветов (тюльпан, ромашка, фиалка и т.д.);
  3. Книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (помидор, огурец), фруктов (яблоко, груша);
  4. Игрушек на ёлку (шары, рыбки, хлопушки, гирлянды);
  5. Игрушечных машин (грузовик, автобус, трактор и т.п.);
  1. Выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы (9ч)

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

Примерные задания:

  1. рисунки на темы: «Мы рисуем осень», «Мы рисуем любимую сказку», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Весёлые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
  2. иллюстрирование произведений литературы: русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя…» А.Пушкина, «Ласточка» А.Плещеева, «Берёза» С.Есенина, «Радуга-дуга» С.Маршака, «Ёлка» Е.Благининой; рассказов Е.Чарушина, «Цветы и ягоды» Н. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г.Скребицкого, «Снежинки» по М.Ильину и Е.Сегал.

Декоративная работа (9ч)

Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшений простейших предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции. формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приёмы кистевой росписи.

Примерные задания:

  1. выполнение простейших узоров в полосе, прямоугольнике или украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
  2. выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
  3. выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
  4. выполнения эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
  5. раскрашивание изделий, выполненных на уроках труда.

Лепка (3ч)

Лепка листьев деревьев, а также фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

Примерные задания:

  1. лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
  2. лепка птиц и животных (по выбору) с натуры, по памяти и по представлению;
  3. лепка тематических композиций на темы: «Бегущий спортсмен», «Лётчик в комбинезоне»;
  4. лепка по мотивам народных игрушек несложной формы.

Аппликация (3ч)

Рисование узоров из геометрических и растительных форм (листьев, деревье, цветов и т.п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона). Использование в узоре аппликации трёх главных цветов и их смешивание.

Примерные задания:

  1. рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
  2. составление сюжетных аппликаций на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».

Проектная деятельность 4 часа

8. Требования к результатам  

Личностные:

  • положительное отношение и интерес к изучению предмета;
  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования основ художественного языка;
  • способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
  • познавательный интерес к изобразительному искусству.

Метапредметные:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
  • учитывать ориентиры, данные учителем, приосвоении нового учебного материала;
  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • адеватно воспринимать аргументированную критику ошибок;
  • способность анализировать учебную ситуацию;
  • способность конструировать по замыслу;
  • умение моделировать в виде простейших графических схем (рисунков, эскизов, чертежей).

Предметные:

Учащиеся научатся:

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • использовать приобретённые знания и умения в приактической деятельности и повседневной жизни;
  • самостоятельноый творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения).

Проектная деятельность.

Обучающийся научится:

  • составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому  плану;
  • определять этапы проектной деятельности;
  • определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
  • распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и/ или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
  • проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
  • проектировать деятельность по выполнению изделия  на основе технологической карты  как одного из средств реализации проекта;

9. Формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, урок-экскурсия, урок-игра, урок-путешествие.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, работа над ученическими проектами и их защита.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки.

В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).

10. Итоговый контроль

Текущий и итоговый контроль по изучению каждого основного раздела,  проводится в форме тестов, защиты проектов, выставки работ учащихся.

11. Объем и сроки изучения

На изучение изобразительно искусства отводится 1 час в неделю, всего - 33часа:

I четверть - 8ч.

IIчетверть - 8ч.

IIIчетверть-9ч.

IVчетверть -8ч.        


Требования к результатам

Изобразительное искусство 2 класс

УМК «Перспектива»

 ЛИЧНОСТНЫЕ:

  • положительное отношение и интерес к изучению предмета;
  • готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и  в  повседневной жизни для  исследования  основ художественного языка;
  • способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
  • познавательный интерес к изобразительному искусству.

  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

  • удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
  • учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
  • сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
  • адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок;
  • способность анализировать учебную ситуацию;
  • способность конструировать по замыслу;
  • умение моделировать в виде простейших графических схем (рисунков, эскизов, чертежей).

 ПРЕДМЕТНЫЕ:  

Учащиеся научатся:

       различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; называть их авторов;
  • сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно - прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения).

Содержание разделов по изобразительному искусству

 2 класс УМК «Перспектива»

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика

деятельности  учащихся

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная (11ч)

 Сюжетная композиция: композиционный центр. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. Натюрморт: композиция, светотень, линия, пятно, штрих. Живая природа. Цветовой круг. Декоратвная композиция с вариациями знаков-символов. Натюрморт. Графика.

Тема лета в искусстве. Осеннее многоцветье земли в живописи. Самоцветы земли и мастерство ювелиров. В мастерской мастера-гончара.

Природные и рукотворные формы в натюрморте. Красота природных форм в искусстве графики. Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. В мастерской мастера-игрушечника. Красный цвет в природе и искусстве. Найди оттенки красного цвета. Загадки белого и черного.

Наблюдать за основными и составными цветами. Исследовать последовательность рисования осенних пейзажей. Наблюдать за приемом вливания цвета в цвет. Исследовать последовательность рисования орнамента. Наблюдать и осваивать приемы: примакивание, смешение цветов. Наблюдать за последовательностью изображения натюрмортов с натуры. Освоить приемы смешения цветов карандашами. Узнавать декоративные композиц Обсуждать расположение объемных предметов на плоскости, композиции, цвете.

Участвовать  в коллективной подготовке выставки рисунков.

В гостях у чародейки зимы (12 ч.)

Русская керамика. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы и цвет. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. Архитектура. Сюжетная композиция. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам русских народных сказок. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Народный орнамент. Композиция: расположение предметов на плоскости.

В мастерской мастера гжели. Фантазируй волшебным гжельским мазком. Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Цвета радуги в новогодней елке. Храмы Древней Руси. Измени яркий цвет белилами. Зимняя прогулка. Русский изразец в архитектуре.

Изразцовая русская печь. Русское поле. Воины-богатыри. Русский календарный праздник Масленица в искусстве. Натюрморт из предметов старинного быта.

Рассказывать наиболее выразительные сюжеты. Наблюдать за последовательностью рисования гжели. Обсуждать пейзажи. Изображать композиции с помощью красок или карандашей. Использовать прием последовательного рисования пейзажа. Сравнивать маски, изображенных разными художниками. Находить сходства и отличия. Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Сравнивать

новогодние елки. Использовать прием последовательности выполнения печаток-тычков. Наблюдать за изображением храмов Древней Руси. Наблюдать за последовательностью выполнения пейзажа с фигурой человека в движении.

Весна - красна! Что ты нам принесла? (5 ч)

Русский народный костюм: импровизация. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа. Пёйзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображения. Пейзаж в графике: монотипия.

«А сама-то величава, выступает будто пава…» Образ русской женщины. Чудо палехской сказки. Цвет и настроение в искусстве.  Космические фантазии. Весна разноцветная.

Исследовать русский народный костюм

Наблюдать за последовательностью выполнения народных костюмов. Исследовать предметы окружающего мира. Наблюдать за выполнением композиционного рисунка литературной сказки. Наблюдать за последовательностью накладывания краски. Использовать прием «вливания цвета в цвет».

В гостях у солнечного лета (5ч)

Народная роспись: повтор и импровизация. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. Скульптура: рельеф, круглая скульптура. Графика: набросок, линии, разные по виду и ритму. Орнамент народов мира. Я умею Я могу. Проект «Доброе дело само себя хвалит». Сокровища России: музеи Москвы и Санкт – Петербурга. Обобщение.

Тарарушки из села Полховский Майдан. Печатный пряник с ярмарки.

Русское поле. Памятник доблестному воину. Братья наши меньшие. Цветы в природе и и искусстве. Обобщение изученного материала за год.

Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Наблюдать за последовательностью выполнения народной росписи.

Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Наблюдать за последовательностью выполнения печатного пряника. Исследовать памятники воинам

Наблюдать за последовательностью выполнения памятников.  Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Наблюдать за последовательностью выполнения орнаментов. Работать с информацией: находить, обобщать и представлять данные.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

2 класс УМК «Перспектива» 

33часа

Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:

1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

2. урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;

3. урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

4. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;

5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

Тема урока

К-во

ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля

УУД

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1четверть - 9 ч.

В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная  - 11ч.

1.

Тема лета в искусстве.

(с.6-11)

1

УИПЗЗ

Материалы, инструменты.  Спектр, цветовой круг, основные и составные цвета, сюжетная композиция: композиционный центр.

Знать названия семи цветов спектра;

Уметь правильно сидеть за партой; верно и удобно держать лист бумаги и карандаш, кисточку.

Текущий

Знакомиться с основными материалами и инструментами.

Наблюдать за основными и составными цветами.

7.09.

2.

Осеннее многоцветье земли в живописи.

(с.12-17)

1

УИПЗЗ

Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет.

Уметь использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага).

Текущий

Исследовать последовательность рисования осенних пейзажей. Наблюдать за приемом вливания цвета в цвет.

14.09.

3.

Самоцветы земли и мастерство ювелиров.

(с.18-24)

1

УКИЗ

Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы. Приемы: примакивание, раздельный мазок, смешение цветов.

Знать элементарные правила смешивания основных цветов.

Текущий

Исследовать последовательность рисования орнамента. Наблюдать и осваивать приемы: примакивание, смешение цветов.

21.09.

4.

В мастерской мастера-гончара.

(с.25-29)

1

УКИЗ

Орнамент народов мира: форма изделия и декор.

Уметь передавать в рисунке простейшую форму; основной цвет предмета.

Текущий

Исследовать последовательность рисования орнамента с приданием формы и декора.

28.09.

5.

Природные и рукотворные формы в натюрморте.

(с.30-32)

1

УИПЗЗ

Натюрморт: композиция, светотень, линия, пятно, штрих.

Уметь правильно работать акварельными красками;  ровно закрывать ими нужную поверхность.

Текущий

Наблюдать за последовательностью изображения натюрмортов с натуры. Освоить приемы смешения цветов карандашами.

5.10.

6.

Красота природных форм в искусстве графики.

(с.33-37)

1

УИПЗЗ

Живая природа. Графическая композиция: линии, разные по виду и ритму, пятно, силуэт.

Знать приемы свободной кистевой росписи;

Уметь выполнить композиционное решение рисунка.

Текущий

Наблюдать за последовательностью изображения натюрмортов с комнатными цветами.

12.10.

7.

Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте.

(с.38-43)

1

УИПЗЗ

Материалы, инструменты.

Спектр, цветовой круг, основные и составные цвета, сюжетная композиция: композиционный центр.

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства.

Текущий

Наблюдать за получением различных оттенков фиолетового цвета с помощью красок. Работать в малых группах.

19.10.

8.

В мастерской мастера-игрушечника.

(с.44-46)

 

1

УИПЗЗ

Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров.

Знать об особенностях изображения филимоновских узоров.

Уметь создавать изображения декоративных композиций с вариациями филимоновских узоров.

Текущий

Рассказывать о наиболее выразительных вариациях филимоновских узоров Исследовать последовательность рисования филимоновских узоров.

26.10.

2четверть-8ч.

9.

Красный цвет в природе и искусстве.

(с.47-49)

1

УПОКЗ

Декоративная композиция с вариациями знаков-символов.

Уметь применять основные средства художественной выразительности (по памяти и воображению);

-передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.

Итоговый

Узнавать декоративные композиции

Наблюдать за последовательностью передачи ритма элементов с учетом птицы-павы

9.11.

10.

Найди оттенки красного цвета.

(с.50-53)

 

1

УИПЗЗ

Натюрморт: расположение объемных предметов на плоскости, композиция, цвет.

Знать особенности и выразительные средства изображения объемных предметов на плоскости.

Текущий

Обсуждать расположение объемных предметов на плоскости, композиции, цвете. Участвовать в коллективной подготовке выставки рисунков.

16.11.

11.

Загадки белого и черного.

(с.54-62)

Проект по разделу «В гостях у осени»

1

УПОКЗ

Представление об образных особенностях работы над изображением в объеме. Закрепление понятия «цвет». Последовательность работы цветом. Оформление работы в цвете по собственному замыслу и представлению.

Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды.

Уметь применять основные средства художественной выразительности (по памяти и воображению);

передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.

Уметь  выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; продумывать этапы деятельности; определять необходимые материалы и инструменты; распределять роли в группе.

Тематический

Защита проекта

Наблюдать за последовательностью накладывания краски. Использовать прием «вливания цвета в цвет», «от пятна».

Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.

23.11.

В гостях у чародейки зимы - 12 ч.

12.

В мастерской мастера гжели.

(с.64-68)

 

1

УИПЗЗ

Русская керамика: форма изделия и декор.

Знать приемы работы с декором.

Уметь организовать рабочее место при работе с декором.

Текущий

Рассказывать наиболее выразительные сюжеты. Наблюдать за последовательность рисования гжели.

30.11.

13.

Фантазируй волшебным гжельским мазком.

 

(с.68-71)

 

1

УЗЗВУ

Закрепление понятия «пейзаж». Последовательность работы цветом. Оформление работы в цвете по собственному замыслу и представлению.

Уметь создавать эскиз в карандаше.

Текущий

Обсуждать пейзажи. Изображать композиции с помощью красок или карандашей. Использовать прием последовательного рисования пейзажа.

7.12.

14.

Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица.

(с.72-77)

1

УОСЗ

 Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски

Уметь сравнивать различные виды и жанры ИЗО. Знать особенности декоративной композиции.

Текущий

Сравнивать маски, изображенных разными художниками. Находить сходства и отличия.

14.12.

15.

Цвета радуги в новогодней елке.

(с.78-81)

1

УИПЗЗ

Понятие «декоративная композиция».

Выполнение орнаментов. Последовательность выполнения печаток – тычков.

Вырезание из бумаги силуэтов новогодней елки, украшение их орнаментами.

Знать известные центры народных художественных ремесел России; цвета радуги.

Уметь построить композицию рисунка;

выполнить карандашный набросок; подбирать цвета на палитре; делать заливку контура цветом;

работать с цветом;

прорисовывать детали рисунка.

Текущий

Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Сравнивать

новогодние елки. Использовать прием последовательности выполнения печаток-тычков.

21.12.

16.

Храмы Древней Руси.

(с.82-87)

1

УПОКЗ

Архитектура: объемы, пропорции, симметрия, ритм

Знать известные центры народных художественных ремесел России; отличительные признаки изделий народных промыслов.

Уметь построить композицию рисунка;

выполнить карандашный набросок.

Итоговый

Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Наблюдать за изображением храмов Древней Руси

28.12.

3 четверть - 9ч.

17.

Измени яркий цвет белилами.

(с.88-93)

1

УИПЗЗ

Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, свет и цвет.

Знать известные центры народных художественных ремесел России; отличительные признаки изделий народных промыслов.

Уметь построить композицию рисунка;

выполнить карандашный набросок; подбирать цвета на палитре; делать заливку контура цветом;

работать с цветом.

Текущий

Сравнивать изменение цветов с помощью белил. Наблюдать за последовательностью смешивания цветов с белилами.

18.01.

18.

Зимняя прогулка.

(с.94-97)

1

УИПЗЗ

Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении.

Знать особенности изображения пейзажа с фигурой человека в движении. Уметь построить композицию рисунка; выполнить карандашный набросок;

подбирать цвета на палитре; делать заливку контура цветом;

работать с цветом;

прорисовывать детали рисунка.

Текущий

Обсуждать сюжетные композиции.

 Наблюдать за последовательностью выполнения пейзажа с фигурой человека в движении.

25.01.

19.

Русский изразец в архитектуре.

(с.98-102)

1

УИПЗЗ

Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца

Знать известные центры народных художественных ремесел России; отличительные признаки изделий народных промыслов.

Уметь построить композицию рисунка;

выполнить карандашный набросок; подбирать цвета на палитре; делать заливку контура цветом;

работать с цветом;

прорисовывать детали рисунка.

Текущий

Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Наблюдать за последовательностью выполнения импровизации по мотивам русского изразца

1.02.

20.

Изразцовая русская печь.

(с.103-107)

1

УИПЗЗ

Сюжетно-декоративная композиция по мотивам русских народных сказок.

Знать известные центры народных художественных ремесел России; отличительные признаки изделий народных промыслов;

Уметь построить композицию рисунка;

выполнить карандашный набросок; подбирать цвета на палитре; делать заливку контура цветом;

работать с цветом;

прорисовывать детали рисунка.

Текущий

Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Наблюдать за последовательностью выполнения орнаментов.

8.02.

21.

Русское поле. Воины-богатыри.

(с.108-112)

1

УИПЗЗ

Сюжетная композиция: фигура воина на коне.

Знать о форме предметов.

Уметь выполнять простейшие композиции – аппликации.

Текущий

Различать круглые предметы. Наблюдать за последовательностью выполнения композиции

15.02.

22.

Русский календарный праздник Масленица в искусстве.

(с.113-116)

 1

УИПЗЗ

Народный орнамент. Узоры-символы возрождения природы: импровизация.

Уметь рассказать, устно описать изображение на картине или иллюстрации: предметы, явления, действия; выразить свое отношение к изображенному.

Текущий

 Исследовать

Календарный праздник Масленица. Наблюдать за последовательностью изображения  праздника

22.02.

23.

Натюрморт из предметов старинного быта.

(с.117-120)

 Проект по разделу «В гостях у чародейки зимы»

1

УПОКЗ

Композиция: расположение предметов на плоскости.

Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды.

Знать музеи изобразительного искусства России, мира; выдающихся художников.

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся художников.

Уметь  выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; продумывать этапы деятельности; определять необходимые материалы и инструменты; распределять роли в группе.

Тематический

Защита проекта

Знакомиться с музеями изобразительного искусства России.  Уметь различать предметы старинного быта.

Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.

1.03.

Весна - красна! Что ты нам принесла? - 5 ч.

24.

«А сама-то величава, выступает будто пава…» Образ русской женщины.

(с.122-124)

1

УИПЗЗ

Русский народный костюм: импровизация.

Уметь различать народные костюмы русских женщин.

Текущий

Исследовать русский народный костюм

Наблюдать за последовательностью выполнения народных костюмов

15.03.

25.

Чудо палехской сказки.

(с.125-129)

1

УИПЗЗ

Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки.

Знать приемы свободной кистевой росписи. Уметь выполнить композиционное решение рисунка.

Текущий

Исследовать предметы окружающего мира. Наблюдать за выполнением композиционного рисунка литературной сказки.

22.03.

4 четверть - 8ч.

26.

Цвет и настроение в искусстве.

(с.130-134)

1

УПОКЗ

Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа.

Уметь правильно работать акварельными красками; ровно закрывать ими нужную поверхность.

Итоговый 

Наблюдать за последовательностью накладывания краски. Использовать прием «вливания цвета в цвет».

5.04.

27.

Космические фантазии.

(с.135-136)

1

УИПЗЗ

Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображения.

Знать приемы свободной кистевой росписи. Уметь выполнить композиционное решение рисунка.

Текущий

Исследовать предметы окружающего мира. Наблюдать за выполнением композиционного рисунка космические фантазии

12.04.

28.

Весна разноцветная.

(с.137-140)

Проект по разделу «Весна - красна! Что ты нам принесла?»

1

УПОКЗ

Пейзаж в графике: монотипия.

Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды.

Уметь рассказать, устно описать изображение на картине или иллюстрации: предметы, явления, действия; выразить свое отношение к изображенному.

Уметь  выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; продумывать этапы деятельности; определять необходимые материалы и инструменты; распределять роли в группе.

Тематический

Защита проекта

Исследовать предметы окружающего мира. Наблюдать за выполнением композиционного рисунка Весна разноцветная.

Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.

19.04.

В гостях у солнечно лета – 5ч.

29.

Тарарушки из села Полховский Майдан.

(с.142-144)

1

УИПЗЗ

Народная роспись: повтор и импровизация.

Знать известные центры народных художественных ремесел России; отличительные признаки изделий народных промыслов;

Уметь построить композицию рисунка;

выполнить карандашный набросок; подбирать цвета на палитре; делать заливку контура цветом;

работать с цветом;

прорисовывать детали рисунка.

Текущий

Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Наблюдать за последовательностью выполнения народной росписи.

26.04.

30.

Печатный пряник с ярмарки.

(с.145-149)

1

УИПЗЗ

Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок.

Знать приемы свободной кистевой росписи.

Уметь выполнить композиционное решение рисунка.

Текущий

Обсуждать традиционные народные художественные промыслы. Наблюдать за последовательностью выполнения печатного пряника.

3.05.

31.

Русское поле. Памятник доблестному воину.

(с.150-152)

1

УИПЗЗ

Скульптура: рельеф, круглая скульптура

Уметь рассказать, устно описать изображение на картине или иллюстрации: предметы, явления, действия; выразить свое отношение к изображенному.

Текущий

Исследовать памятники воинам.

Наблюдать за последовательностью выполнения памятников.

10.05.

32.

Братья наши меньшие.

(с.153-156)

1

УИПЗЗ

Графика: набросок, линии, разные по виду и ритму.

Уметь применять основные средства художественной выразительности (по памяти и воображению);

передавать пропорции сложных по форме предметов, композиционное решение рисунка.

Текущий

Наблюдать за последовательностью накладывания краски. Использовать прием «вливания цвета в цвет».

17.05.

33

Наши достижения.

(с.160-166)

Проект «Доброе дело само себя хвалит»

2

УПОКЗ

Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников.

Уметь  выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; продумывать этапы деятельности; определять необходимые материалы и инструменты; распределять роли в группе.

Защита проектов

Сотрудничать в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников.

Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы.

24.05.

Перечень учебно-методического обеспечения

образовательного процесса

Книгопечатная продукция

Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.

Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершо-

ва, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное ис-

кусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.

Учебно-методические комплекты к программе по изобразительному искусству,

выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства:

учебники по изобразительному искусству:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1 класс;

творческие тетради:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искус-

ство. Творческая тетрадь. 1 класс;

Методические пособия:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 1 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1 классе);

Методические журналы по искусству.

Учебно-наглядные пособия.

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.

Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

Альбомы по искусству.

Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

Научно-популярная литература по искусству

Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников.

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал; карточки по художественной грамоте

Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Электронные учебники. Электронные библиотеки по искусству.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.

Видеофильмы или DVD-фильмы и презентации (памятники архитектуры; художественные музеи; творчество художников, виды и жанры изобразительного искусства, народные промыслы, декоративно-прикладное искусство; художественные стили и технологии и др.).

Слайды (диапозитивы) по основным темам курса

Технические средства обучения

Аудио/видеомагнитофон.

CD/DVD-проигрыватели.

Компьютер с художественным программ-

ным обеспечением.

Телевизор.

Проектор для демонстрации слайдов.

Мультимедийный проектор.

Магнитная доска.

Графический планшет. Экран (на штативе или навесной).

Фотокамера цифровая.

Видеокамера цифровая

Учебно-практическое оборудование

Мольберты.

Настольные скульптурные станки.

Комплекты резцов для линогравюры.

Конструкторы.

Краски акварельные, гуашевые.

Краска офортная.

Валик для накатывания офортной кр

Тушь. Ручки с перьями.

Бумага формата А3, А4.

Бумага цветная.

Фломастеры.

Восковые мелки.

Пастель.

Сангина.

Уголь.

Кисти беличьи № 5, 10, 20.

Кисти из щетины № 3, 10, 13.

Ёмкости для воды.

Стеки (набор).

Пластилин/глина.

Клей.

Ножницы.

Рамы для оформления работ

Подставки для натуры

Модели и натурный фонд

Муляжи фруктов и овощей (комплект).

Гербарии.

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Гипсовые геометрические тела.

Гипсовые орнаменты.

Маски античных голов.

Античные головы.

Обрубовочная голова.

Модель фигуры человека.

Капители.

Керамические изделия (вазы, кринки и др.).

Драпировки.

Предметы быта (кофейники, бидоны, блю-

да, самовары, подносы и др.)

Игры и игрушки

Театральные куклы.

Маски

Список литературы

2 класс УМК «Перспектива»

  1. Т.Я. Шпикалова.  Изобразительное искусство 2 класс, Москва 2014г.

  1. Т.Я. Шпикалова. Изобразительное искусство. Творческая  тетрадь  к учебнику «Изобразительное искусство» 2 класс, Москва 2014г.

  1.  «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Агеева И.Д.

  1. «Детское художественное творчество», Комарова Т.С.

  1. «Игровые технологии обучения в начальной школе», Е.В.Калмыкова.

  1. «Занимательная литература по изобразительному искусству», И.Д.Агеева.

  1. Опорные таблицы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...