Методические рекомендации по изо
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Чмырь Елена Викторовна

Методические рекомендации по изо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liniya_tochka_pyatno.docx748.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТОЧКА, ЛИНИЯ, ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ

На рисунке 10а этот же конус нарисован с использованием уже другого художественного приема - таким образом, что образуемые при помощи точек тень и свет (белизна бумажного листа) воздействуют на нас сильнее, чем контур."В этом уроке Вы познакомитесь с основными элементами рисунка: точкой, линией и пятном. Вы узнаете об их видах и использовании. Эти элементы являются средствами, при помощи которых можно создать любой рисунок как в иллюзии пространства на плоскости, так и в реальном пространстве. Затем мы познакомимся с другими, «производными» по отношению к упомянутым, элементами рисунка. Итогом нашей встречи станет рассмотрение различных способов рисования.

ОТ ТОЧКИ К ФИГУРЕ В ПРОСТРАНСТВЕ

Что такое точка

Евклид (ок. 365-300 до н. э.) утверждал, что существует неделимая, не имеющая размеров математическая, геометрически воображаемая точка.
Если мы посмотрим вокруг, то увидим точки в плоском или объемном окружении: белые 
на черном, черные набелом, серые на сером, разноцветные на разноцветном, вогнутые, плоские и объемные, маленькие и большие и т. д. В натуральной перспективе я нашел такие их образцы: хлопья снега, падающие за окном (объемные точки на объемном формате), головка шпильки, лежащая на бумаге (объемная точка на плоском формате), след, оставшийся от прокола этой шпилькой белой бумаги (вогнутая, серая точка - дыра на плоском формате). Это примеры натуральных (или физических) точек, видимых в натуральном пространстве, то есть в натуральной перспективе.
Запись (след) точки 
на плоскости - или на поверхности объемной фигуры - дает рисовальную точку. Она может приобретать различную форму: может быть правильной (геометрической), неправильной (биологической), малой, большой, темной или светлой. Её можно нарисовать как плоскую, вогнутую или выпуклую. Она может также появиться в трех измерениях.

Портрет Евклида (рис. 1) состоит 
из похожих, маленьких нарисованных точек с меньшей или большей степенью их концентрации (насыщенности).
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris1.jpghttp://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris2.jpg

Практическое задание 1

Нарисуйте контуром, состоящим 
из точек, произвольную форму, например, человеческую фигуру.
Не указанная 
на рисунке в сходящейся перспективе точка схода - это математическая, геометрически воображаемая точка. Точка, из которой происходит наблюдение рисунка (на уровне глаз), как и точка в природе, где соединяются линии схода наблюдаемой сцены, зафиксированной на этом рисунке, - это натуральные воображаемые точки.
Посмотрите 
на рисунок 3. То, что с расстояния видится как точка, может быть черной или белой плоской фигурой, образованной с помощью контура, неправильной фигурой или даже, при рассмотрении вблизи, может оказаться группой многих, близко расположенных точек.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris3.jpg
Если мы при помощи карандаша зарисуем точками формат прямоугольника (рис. 4), то получим разновидность растра, который издалека выглядит 
как серая плоскость. Присмотревшись, мы заметим, что эти точки незначительно отлича¬ются друг от друга и располагаются неравномерно. На распечатке подобного рисунка, созданного в компьютерной программе, могли бы получиться идентич¬ные точки, расположенные наодинаковых расстояниях друг от друга.

Практическое задание 2

При помощи произвольного инструмента зарисуйте точками формат небольшого квадрата, стараясь соблюдать одинаковую их светлоту, величину, а также одинаковые расстояния между ними. 
На втором рисунке такого же формата попытайтесь изменить одну из этих характеристик (валёр, размер или расположение).
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris4-5.jpg 
Рисунок 5 также представляет дифференцированные точки, но уже полученные в графической технике «frottage». В данном случае эта техника состоит в том, что неплотная 
бумага, наложенная на шероховатую поверхность (например, на крупнозернистую наждачную шкурку), зарисовывается карандашом. Таким обра¬зом, получается рисовальный отпечаток (оттиск) этой поверхности.
В основе графики «фроттажа» лежит получение оттиска с определенной, фактурно выраженной поверхности.

Практическое задание 3

Выполните подобный «frottage" в виде точек. Используйте её 
как основу (фон) для изображения объекта. Часть полученной фроттажной «графики» сотрите ластиком так, чтобы появившееся белое пятно напоминало определенную форму - к примеру, чашку, дерево, фигуру человека.
Рисунок может состоять 
из таких самых точек, но нанесенных с различной степенью концентрации (плотности)- в одних местах меньшей, в других большей (иногда вплоть до получения черного ограниченного пятна). На рисунках ниже изображен цилиндр в трех разных ситуациях распределения светотени на фигуре - самые темные фрагменты обозначают тень. На каждом из цилиндров имеется осветленная часть, полутень, собственная тень с рефлексом, отделяющим фигуру от падающей на основание тени.

http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris6.jpg

Практическое задание 4

Выполните в подобной технике (тушью или капиллярной ручкой) рисунок любой другой несложной фигуры. Сами выберите вариант светотеневой моделировки формы объекта - с большей или меньшей концентрацией точек.

Объемность в рисунке точками можно по¬лучить при помощи их дифференциации (различия, контраста) по размеру, светло¬те, форме, расположению и т.д.
Рисунок (7) женщины возник в результате продуманного размещения черных точек 
на белом фоне, различная концентрация и размеры которых передают светотеневые отношения на теле. Насыщенность точек образует более темные области и тень. Плавное уменьшение концентрации создает осветленные поверхности. Белье нарисовано при помощи более крупных белых точек на темно-сером фоне. Дополнением являются закрученные черно-белые ленты из неправильных (биологических) точек, имеющих линейно-кристаллическую форму.
Рис. 7. Томаш Соберайский (без названия), 1999 г., капиллярная ручка
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris7.jpg
Практическое задание 5

Выберите любую иллюстрацию, наложите 
на нее прозрачную кальку и перерисуйте изображение двумя способами: первый раз - используя точки одного вида, а второй -дифференцированные (по своему усмотрению).
Если мы ограничим точки контуром, то получим силуэтные изображения, например такие, 
как на следующих трех рисунках, которые по принципу подобия представляют: букву М, два топорика индейцев и птеродактиля - древнего летающего ящера.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris8.jpg
Силуэт - это ограниченное пятно, обозначающее упрощенную форму, очертание предмета.
Рисунок объекта мы можем также начать с контура, а затем нарисовать точки 
на объекте, основании и фоне. Рисунки, помещенные ниже, показывают последовательность такого процесса. Так, на рис. 9а изображенконус, нарисо¬ванный контуром на квадратном формате, разделенном линией на основание и фон. Затем с помощью точек изображаются собственная и падающая тени, а также вертикальная и горизонтальная поверхности фона (рис. 9 б). На последнем рисунке (9е) контурные линии убираются и остаются только теневые фрагменты на фоне редких точек. Обратите внимание на то, что линия контура оказывает более сильное визуальное воздействие, чем деликатно выполненная тень.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris9.jpg
На рисунке 10а этот же конус нарисован с использованием уже другого художественного приема - таким образом, что образуемые при помощи точек тень и свет (белизна бумажного листа) воздействуют на нас сильнее, чем контур. Следующие рисунки фигур - шара (б) и куба (в) - выполнены по тому же принципу. В них применяется слабый контур и более активно проработанная светотень.
Посмотрите внимательно на эти рисунки и запомните способ их выполнения.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris10.jpg

От точки к фигуре

Оказывается, что любые формы, имеющиеся в натуре, можно получить, исходя из фиксации точки на плоскости - при помощи ее увеличения, изменения или придания объемности.
Нанесем черным цветом математическую точку на плоскость белого листа. Её мы можем воспринимать двояко: согласно реалиям - как плоскую на плоском формате; в иллюзии пространства - как «выходящую» из фона вперед или, наоборот, как черную дыру на белом формате.
Дальнейшее развитие (увеличение) точки выстраивает цепь основных элементов рисунка. Это: точка, линия, растр, пятно, плоскость, плоская фигура, силуэт, объемная фигура. Любой известный нам рисунок содержит один или несколько из этих элементов как средство получения изображения.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris11.jpghttp://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris12.jpghttp://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris13.jpg

Теперь рассмотрим, в чем именно состоит увеличение точки. Если к точке (рис. 14а) мы прибавим эту же точку, повторенную многократно и расположенную без разрыва одна за другой, то получим сначала короткий отрезок (14 б), а потом - линию (в). Изменяя направление развития точки, мы можем вместо прямой линии получить кривую (г). Если мы последовательно увеличим количество правильных точек, то получим линию с правильными краями, если увеличим неправильные точки - получим рваную линию (д).

http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris14.jpg
Продолжим наглядный эксперимент, но теперь уже с отрезком прямой линии. Если мы увеличим отрезок в одном направлении (рис. 15а), то получим плоскую фигуру, или силуэт, например, прямоугольника. Ее можно заполнить по всей площади черным цветом (как на рисунке 156), а можно зафиксировать только контуром (в) или дополнительно представить в сходящейся перспективе (г).
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris15.jpg
Наконец, если мы увеличим фигуру в одном направлении (рис. 16а), то получим объемное изображение параллелепипеда, который представлен на рисунке в параллельной перспективе - первый раз с плотно заполненными гранями (16 б), а второй раз контуром (в).
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris16-17.jpg
Осуществляя ряд постепенных, начинающихся с точки преобразований, мы в результате можем получить различные плоские или объемные элементы. Затем, если мы размоем плоскую фигуру или силуэт, то получим пятно (рис. 17). Накладывая друг на друга в определенной композиционной последовательности такие разные элементы, мы сможем получать разнообразные, художественно более выразительные и сложные формы.
Точка - исходное понятие 
геометрии, не имеющее измерения.
Линия - это последовательно расположенная в одном направлении группа точек, не имеющая разрывов.
Пятно - это группа точек с нечеткими границами (очертаниями).
Растр - это изображение простого рисовального или графического знака, многократно повторяемого в определенной последовательности.

Плоская фигура - это ограниченное формой пятно.
Силуэт - это форма объемной фигуры, упрощенная до плоской (ограниченное пятно, повторяющее очертания этой фигуры).
Изменения в каком-либо из перечисленных элементов влекут за собой практически бесконечное количество вариантов рисунка. Эти элементы могут взаимопроникать друг в друга, накладываться, чередоваться или существовать независимо на формате. Посмотрите еще раз на рисунки И, 12, 13 и обратите внимание на использование в них различных по форме, размеру, плотности линий, точек и пятен.
Элементы рисунка можно наносить разными инструментами (карандашом, углем, кистью, пером, фломастером, и т. д.) с использованием различных материалов и техник (черная тушь, нанесенная пером; белая гуашь, наложенная кистью или поролоновой губкой на разную основу - 
бумагу, кальку, картон, стекло и т. д.).
Таблица, приведенная ниже, представляет основные звенья в цепочке элементов рисунка, полученных из точки в результате ее развития (преобразования), а рядом - их объемные эквиваленты.

Элемент рисунка-Его объемный эквивалент

точка-объемная точка 
линия (контур)-объемная линия 
пятно-объемное пятно 
растр-объемный растр 
плоскость-объемная плоскость 
силуэт-объемный силуэт 
фигура-объемная фигура 

Предыдущие примеры, демонстрирующие увеличение, произвольное изменение или придание объемности точке, являющейся изображением (записью) на плоскости воображаемой математической точки, наглядно убеждают в том, что из неё можно получить все объемные элементы и формы, включая трехмерные фигуры. Очевидно, что более развитые элементы рисунка, находящиеся в цепочке на удаленных местах, можно получить из элементов, расположенных ближе к ее начальному звену - точке. К примеру, фигуру человека можно нарисовать точками, контуром, пятном, силуэтом и т. д.
Границы между элементами рисунка бывают (часто это делается преднамеренно) нечеткие. Так, белую жирную линию, проведенную мелом на темной бумаге, можно, например, считать тонким пятном вытянутой формы. Черный круг, рассматриваемый вблизи, воспринимается в рисунке силуэтом, а наблюдаемый издалека - точкой. То, что является элементом одного вида в одних условиях, в других превращается в нечто иное.
Рисунок, в узком его значении, оперирует линией на плоскости, но в более широком - может «выйти» в пространство и оперировать уже линией объемной. Поэтому выполненное в таблице деление на плоские и объемные элементы является существенным. Если бы я хотел поместить в ней визуальные примеры объемных элементов, то в соответствующих местах наклеил бы (или присоединил другим способом), например, кусок черной ткани или черного провода возле объемной линии. В следующей части 
урока мы уделим больше всего внимания линии, как самому главному элементу рисунка. Однако, сосредоточившись на рисунке как на выражении (записи) иллюзии пространства, мы будем говорить, главным образом, о рисунке на плоскости.

Перед тем, как мы рассмотрим более подробно некоторые примеры плоских и объемных элементов, встречающихся в натуре, запомним для себя простой, но важный вывод: все изображения на рисунке возникают из точки, линии, пятна и их взаимных комбинаций.

ЧТО ТАКОЕ ЛИНИЯ

Линия в натуральной перспективе

Надеюсь, Вы хорошо усвоили, что натуральная сходящаяся перспектива подра¬зумевает воображаемые линии, сходящиеся в воображаемой точке схода, лежащей на линии горизонта. На рисунках из предыдущего урока, иллюстрирующих сходящуюся перспективу, нанесенных там линий в действительности не существует.
Теперь рассмотрим один из обещанных примеров, демонстрирующих плоские и объемные линии, встречающиеся в натуре. Ниже (рис. 18) я предлагаю Вашему вниманию снимок, 
сделанный зимой. На фоне белой стены виден фрагмент скамейки и виноградных лоз. Это образец объемных, (выпуклых) биологических линий. Горизонтально натянутая проволока, которая их поддерживает, - это тоже выпуклая объемная линия, но уже геометрически правильная. Также горизонтальная, прерывистая линия кромки стены, нечетко проявляющаяся в верхнем левом углу снимка, это пример плоской линии, встречающейся в естественном пространстве. Объемные белые и черные линии света и тени появляются на планках скамейки. Между ними в виде белых вогнутых линий просвечиваются фрагменты стены. Обратите внимание, как много различных видимых в натуре линий запечатлено на одной фотографии.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris18.jpg
Как мы видим линии

Следует отличать видение линии в натуре от видения линии в рисунке. Мы уже говорили о том, что в природе нет линий, которыми были бы обведены какие-то формы, а значит, в натуре не существует контура - линии, очерчивающей форму. В то же время на рисунке мы можем увидеть следующие линии: самостоятельную, контурную или тонирующую (светотеневую).

Самостоятельная линия

Линии этого вида встречается очень часто. Они наиболее произвольны по своему характеру, направленности и не отображают конкретной формы. Такие линии выступают в рисунке «сами по себе», то есть как самостоятельный изобразительный элемент. Посмотрите на рисунок 19, который выполнен семилетней Евой. Здесь основой для изображаемой фигуры (моей!) являются, собственно, разновидности этого вида линии. Она будет еще часто появляться в иллюстрациях этого выпуска, а в каких именно - постарайтесь определить сами.
Если в рисунке не представлено никакой конкретной формы, а присутствуют только отвлеченные по смыслу самостоятельные линии, то перед нами один из примеров абстрактного рисунка (о котором пойдет речь в уроке 13). Иногда такая линия может чем-то напоминать форму реальных предметов или фигур, как, к примеру, на рисунке известного художника-абстракциониста Пауля Клее (рис. 20). На рисунке Евы такая линия тоже присутствует.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris19-20.jpg
Примеры самостоятельных линий Вы также найдете на картине другого извес¬тного абстракциониста Хуана Миро, которая называется «Женщина, месяц, звезда» (цветной вкладыш). Речь идет о «звездочках», зигзагообразных и волни-
стых линиях.

Контурная линия и «воздействие» контура

Еще раз посмотрите на рисунок Евы, которая на уровне незамысловатого детского воображения изобразила очертание фигуры. Аналогичным образом она нарисовала тучки, цветок и два других неизвестных растения. В её рисунке присутствуют контурные и самостоятельные линии. В ушах, чем-то напоминающих воздушные шарики, тоже есть замкнутые контуры. Помните мою фотографию, напечатанную в первом уроке? Сравните с ней рисунок. Очень удачный получился у ребенка портрет, неправда ли?
Теперь снова вернемся к картине X. Миро (на цветном вкладыше). Наряду с самостоятельными линиями мы увидим на ней типичные контуры схематически представленных фигур, словно тоже нарисованных ребенком. На другом рисунке, те¬перь уже в исполнении известного художника Анри Матисса, контурные линии значительно более продуманные и изысканные. Художник мастерски применил линию одинаковой толщины для выражения пластики упругого женского тела (рис. 21).
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris21.jpg http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris22.jpg
Рисунок Пабло Пикассо (рис. 22) тоже является примером использования только контура, но уже дифференцированного. Не менее выразительно «играет» контур на его же рисунке, помещенном на обложках выпусков нашего курса, а также на иллюстрации урока 1, стр.24.
Теперь обратимся к более простым изображениям на рис. 23. Область, обведенная дифференцированным контуром, выглядит более объемно-пространственной, чем рисунок с одинаковым контуром. Более темный утолщенный контур может также восприниматься (интерпретироваться) как простейшая разновидность тени. Такой вариант представлен на рисунке частично вбитого гвоздя (24). Контурная линия сле¬ва, очерчивающая его форму, более толстая и темная, чем линия справа.
Контур - это линия, которая фиксирует очертания формы и является простейшим переходом от линии к фигуре.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris23-24.jpg
Уяснив это положение, снова вернемся к примеру куба. Если мы обозначим линией рёбра воображаемого куба, то, благодаря различию между темной линией и белым фоном (как на рис. 23), будет создаваться иллюзия, что передняя грань перекрывает остальные. При дальнейшем развитии (увеличении) точки в трех направлениях возникнет впечатление, будто куб состоит только из ребер (рис. 25). Но мы можем его получить и в результате увеличения отрезка - ограниченной линии - в двух направлениях. Тогда он будет выглядеть так, как на рисунке 26, где контуром воспринимается линия стыка граней-плоскостей, отличающихся валёром (светотеневыми оттенками).
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris25-26.jpg 
Тонирующая линия

Тонирующая линия - это, другими словами, светотеневая линия. Она применяется там, где, согласно нашему воображению или видению объектов в натуре, мы хотим на рисунке ввести тень. Мы можем наносить эти линии так, как это показано на рис. 27, где партию света играет естественная белизна бумажного листа.
При изображении светотени линии образуют целое пятно, плавно распределяющееся по выпуклой или плоской форме той или иной части рисунка. Так, например, на рис. 28 линии на верхних и боковых гранях - это собственная тень параллелепипеда, представленного в параллельной сходящейся перспективе, а линии на основании - это падающая тень.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris27-28.jpg
Для достижения выразительных объемно-пространственных отношений в рисунке часто используются тонирующие линии разной формы, толщины, светлоты. Эти линии могут переходить в точку, пятно, образовывать контур, создавать тень и т.д. Одним из таких примеров может служить рис. 29.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris29.jpg
Теперь переверните несколько страниц и посмотрите на рисунок Леонардо да Винчи, изображающий фигуру всадника на коне (рис. 43). Наряду с дифференцированным контуром фигуры всадника и коня, воздействующим сильнее всего, мы видим ряд тонких линий на формах всадника и животного, которые и являются, собственно говоря, светотеневыми линиями. Их слабая тональная проработка создает впечатление пространства. Обратите внимание, что практически все эти линии одинаковой направленности, но отличаются между собой как валёром, так и промежутком.
В этом месте я хотел бы предостеречь Вас от неосознанного подражания, а значит, и механического наложения штриховых линий, обозначающих обычно светотень. Линии штриха всегда следует наносить обдуманно, подчеркивая с их помощью особенности формы, не разрушая её! Как это можно наблюдать в работах великого Леонардо, каждый рисунок имеет ряд присущих только ему отличий, создающих неповторимость художественного образа.

Штриховка - это один из наиболее распространенных приемов тонирования в рисунке или графике с помощью как идентичных параллельных, так и (или) пересекающихся линий.
Рассмотрим несколько подробнее принципы штриховки в рисунке. На иллюстрациях 30 а-г нарисован контуром цилиндр, стоящий на плоском основании. Здесь используется штриховка геометрически прямыми линиями - равномерно расположенными горизонтальными, диагональными, а также вертикальными с разной частотой (рис. ЗОа). Расположенные более плотно наклонные линии пересекают основные с целью создания собственной и падающей тени (30 б). Горизонтальные линии имитируют уходящую вглубь поверхность столешницы (в), а одинаковые линии на цилиндре, основании и фоне «стирают» форму предмета (г).
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris30.jpg
Практическое задание 6

Нарисуйте контуром простой предмет, расположенный на горизонтальной плоскости. Затем, используя приемы разнообразной штриховки, постарайтесь выразить его форму с собственной падающей тенью и условной передачей фона и основания. Думаю, что иллюстрация рисунка Леонардо да Винчи поможет Вам правильно выполнить задание.
Теперь посмотрите на выразительные примеры штриховки в рисунках яблока. Первый выполнен только контуром, остальные уже дополнены линией, обозначающей собственную и падающую тень. Яблоко нарисовано один раз целым, второй раз наполовину очищенным от кожуры и, наконец, с вырезанной частью.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris31.jpg
В демонстрируемых ниже рисунках театра можно наглядно увидеть, какую роль играет правильно выбранный и «положенный на форму» штрих. В отличие от контурного изображения (рис. 32 а), правый рисунок с помощью разнообразных штрихов передает не только объем здания, но и его архитектурные детали и элементы.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris32.jpg
Многие начинают рисунок с нанесения контура. Если контур в самом начале нарисовать очень темной и жирной линией, то он все время будет восприниматься как самый важный элемент рисунка, отвлекая на себя основное внимание. При этом, даже последущее введение активной светотени не сможет полностью ликвидировать этот нежелательный эффект. Посмотрите на рисунок 33, который иллюстрирует подобный случай.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris33.jpg
Конечно, возможна ситуация, при которой контур «воз¬действует» наиболее сильно, а светотень - очень мягко. Посмотрите, например, на светотень, образуемую точками на рисунке 9с, который мы рассматривали, изучая выразительные свойства точки.
Эту часть рассказа о закономерностях восприятия линии мы подытожим на примерах простейших рисунков некой
емкости. На рис. 34а и 346 она изображена, соответственно, равномерным и дифференцированным контуром; на рис. 34в и 34г - светотеневой штриховкой и, наконец, на рис. 34д мы видим наиболее произвольные, «самостоятельные» линии. Данные примеры показывают неограниченные возможности рисунка в художественной трактовке одной и той же темы.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris34.jpg
Линии в рисунке

Линия (черта) возникает из последовательного сочетания многих точек. В рисунке ее получают путем передвижения рисовального инструмента, оставляющего след на поверхности формата.
О способах получения различных линий относительно вида инструмента (карандаш, капиллярная ручка и т. д.), материалов (темпера, тушь и т. д.) и основы, на которой рисуют (белая, черная, цветная бумага, калька, фольга и т. п.), Вы узнаете в следующем уроке. А сейчас мы продолжим рассмотрение вопросов дифференциации линий в рисунке, возникающих в результате использования контрастов. Эти линии могут быть самостоятельными, контурными, светотеневыми или штрихованными в одном или разных направлениях.

Зарисовка всей плоскости формата линией

Зарисовка квадратного формата мелким растром (сеткой из тонкой линии одного вида, то есть без каких-либо контрастов) привела к появлению своего рода серого пятна, плоскости в одинаковом валёре (рисунок 35а выполнен в компьютерной графике). Следующий рисунок более дифференцированный, поскольку вертикальные, под линейку нарисованные линии различаются между собой по светлоте и толщине, воздействуя при этом более сильно в той части, где они темнее и насыщеннее (356).
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris35.jpg
Если мы зарисуем плоскость квадрата линией одного вида, выполненной от руки,
то окажется, что даже в одинаковых линиях трудно избежать мелких отличий -первых проявлений контраста. Приведенные ниже рисунки 36 и 37 иллюстрируют сказанное на примерах прямой и волнистой линий.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris36-37.jpg
Контрасты между отдельными линиями

На рис. 38 показана градация прямой вертикальной линии в шести стадиях: от темной широкой - до светлой тонкой (рис. 38а). Близлежащие линии между собой не контрастируют, зато если мы сравним крайние линии, то контраст между ними очевиден. Из прямой геометрической линии можно также получить линию иного вида, например, зигзагообразную, как на иллюстрации 39; где контраст наглядно виден уже между каждой линией.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris38-39.jpg
Контрасты линий, а также линий и пятна хорошо иллюстрирует работа Марселя Дюшампа под названием «Мужчина в шляпе» (тушь, бумага) - рис. 40. Черные линии, обрисовывающие фигуру сидящего мужчины, отличаются между собой толщиной, длиной и направлением. По мере удаления на второй план, контурные линии становятся светлее и тоньше.

Для одного и того же вида линии возможны варианты преобразования, которые представлены на следующих рисунках. Рисунок 41а демонстрирует отдельную волнистую линию -промежуточную между биологической и геометрической, многократно повторенную с одинаковым промежутком в формате квадрата. Рисунок выглядит как изображение волнистой выпуклой или вогнутой плоскости. Если мы сделаем линии более толстыми, а также увеличим расстояния между ними, то получим такой набор линий, как на рис. 416, а если будем утолщать их и дальше - такой, как на рис. 41 в. В последнем рисунке введены контрасты за счет чередования тонкой и толстой линий, взятых из рис. 41а и 41в и изменения их наклона.
Рис.40. Марсель Дюшамп, «Мужчина в шляпе», 1909 г.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris41.jpg
Следующие три рисунка выполнены от руки с использованием дифференцированных линий, которые становятся все более наклонными и биологическими, т.е. теряющими геометрическую строгость. Наложенные друг на друга, они образуют контрастные сочетания тонкого и толстого, темного и светлого (рис.42). В итоге мы получаем набор линий, при помощи которых можно изображать различные фрагменты рисунка в их объемном виде.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris42.jpg

Практическое задание 7

В иллюстрации рисунка Леонардо да Винчи, на который я уже дважды ссылался, попытайтесь найти линии, аналогичные представленным на рисунках 42.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris43.jpg
Теперь попробуем при помощи разных видов линий выполнить рисунки двух параллелепипедов. Как Вам уже известно, определенный вид линии можно получить из прямой черты. Именно такой прямой чертой были нарисованы кубы, которые демонстрировались раньше на рисунках 23 и 25.
Ниже нарисованы пары одинаковых фигур параллелепипедов четырьмя различ¬ными по типу линиями. Слева от них размещены в ряд объекты круглой формы. Рисунки последовательно демонстрируют различные приемы достижения кон¬траста между линией и пятном, линией и фоном, толстым «негативным» контуром и плотно заштрихованной поверхностью (рис. 44 а, б, в, г).
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris44.jpg
Следующая серия рисунков, выполненных черной авторучкой, представляет три параллелепипеда, приближенных к форме куба в прямоугольной проекции и в параллельной или сходящейся параллельной перспективе. Кроме того, все они нарисованы в перекрывающей (кулисной) перспективе. Использование таких разных видов изображений, как и разных линий, придает рисункам каждый раз иное выражение.
Следует помнить, что изображение любого объекта в перспективе всегда более наглядно и выразительно, чем его вид в одной из проекций. Рисунок - не чертеж, и в нем желательно избегать изображений типа ортогональных проекций.

http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris45a.jpg
Два следующие рисунка (45д, е) выполнены с использованием более сильной светотени - вплоть до очень темной тени в верхней части фигур. Различная направленность штриха и появление в рис. 45е точек усиливает выразительность фигур. Рисунок 45ж представляет в сходящейся параллельной перспективе три параллелепипеда, полученные при помощи черного контура. На рисунке 45з мы имеем эти параллелепипеды в том же расположении и в той же перспективе, полученные также черным контуром, но с нанесенными поверх изображения самостоятельными пересекающимися тонкими линиями, которые «стирают» форму фигур.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris45b.jpg
Рисунок 45и представляет эти же три параллелепипеда, но выполненные толстым белым контуром. Сравнительно с предыдущей ситуацией точка схода немного сдвинута, а линии, нарисованные на гранях фигур, расположены в направлении схода. Рисунок 45й является ближайшим по типу изображения вариантом предыдущего рисунка, но он выполнен другим «петельчатым» видом линии, дифференцированным по величине и направлению.
Рисунки 45г, д, е, з, и, и представляют собой «запись» поверхности параллелепипедов, выполненных упрощенным способом. Последний из данной серии рисунок 45к - это активная светотеневая версия, нарисованная толстым черным контуром, в которой свет падает спереди, вертикальные штриховые линии на боковых гранях передают полутень, а верхние черные силуэтные поверхности фигур обозначают собственную тень.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris45.jpg
Надеюсь, эти рисунки продемонстрировали Вам возможности использования широкого диапазона линий в изображении одних и тех же предметов. Запомните также, что усиление контраста между линиями и продуманное сочетание линии с пятном повышает выразительность изображения.

Перекрывающее наложение линий

Нанесение линий с перекрытием, то есть, таким образом, когда одна заслоняет другую, также часто используется в рисунках. В зависимости от степени контраста линий между собой, их размера и расположения, возникает определенный оптический эффект.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris46.jpg
Рисунки, выполненные на четырех квадратных форматах, иллюстрируют проблему выбора линий с целью достичь желаемого эффекта. Так, если мы хотим добиться ощущения монотонности пятна или фрагмента, следует применять одинаковой толщины линии. Если, наоборот, мы стремимся выразить динамику, гротескность формы или сюжета в целом, то здесь следует прибегнуть к более контрастным отношениям элементов рисунка.
Увеличение, негатив и придание линии объемного характера
Продолжим наши упражнения и усилим линию в соответствии с контрастом «тонкое - толстое»; при этом мы получим плоскую линейную фигуру (47а). Развитие (преобразование) тонкой, но уже не прямой а, к примеру, «узелковой» линии по такому же принципу, может привести к получению плоской фигуры с родственной структурной поверхностью (476).
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris47.jpg
Получить негативный тональный рисунок довольно просто. Тон линии и фона меняются на противоположные, как в процессе черно-белой фотопечати: то, что было черным, становится белым и наоборот (рис.48 а, б). Мы можем также получить негатив другого вида, перевернув рисунок и создав, таким образом, зеркальное отображение (48в).
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris48.jpg 
Что касается объемной линии, то её можно получить многими способами, в зависимости от потребностей, возникающих при реализации замысла. Можно, например, создать изображение на плоскости из ниток или шнура. А можно просто достичь иллюзии объемности линии, умело используя многообразные приемы светотеневой моделировки формы и фактуры. Именно так поступают художники, изображая, к примеру, корабельный канат или нежный стебель цветка: в каждом случае для передачи объемной линии применяются особые приемы и техники.
http://i112.photobucket.com/albums/n190/marbels/diff/RIS/urok3/ris49.jpg

Графические средства выражения в композиции.

Точка, линия, пятно.

 

Простейшие "слова", из которых состоит язык графики в изобразительной композиции - это точка, линия и пятно.

 

Точка.

 

Даже одна-единственная точка на листе уже может о чем-то сказать...

Например, о неуравновешенности, неустойчивости в композиции. Отсюда и ощущение неуравновешенности, неуверенности...

 

http://risuem.ucoz.ru/_si/0/54945688.jpg

 

Взаимодействуя же с другими точками, она расскажет уже гораздо больше. Расскажет "сюжет"...

 

http://risuem.ucoz.ru/_si/0/16331275.jpg

 

Линия.

 

Уже самой отдельно взятой линии, а не только линии как элементу структуры конкретной композиции, можно дать эмоциональную характеристику.

 

http://risuem.ucoz.ru/_si/0/56666967.jpg

 

Какие из этих линий можно назвать: сильная, неуверенная, лёгкая, мятущаяся, стремительная?..

 

Пятно.

 

http://risuem.ucoz.ru/_si/0/43456709.jpg

 

Пятно имеет определенную характеристику тона (темнее-светлее) и, в связи с этим, явственно связано с ощущением "массы".

Конечно, у пятна огромные выразительные возможности, и конечно, они усиливаются во взаимодействии с другими графическими и цветовыми средствами композиции.

 

Посмотрите, как красиво и как выразительно взаимодействие этих простых графических средств в иллюстрации художника Николая Васильевича Кузьмина.

 

http://risuem.ucoz.ru/_si/0/s96470991.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Учебно-методическое пособие “Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе”

В данном материале представлены упражнения по сохранению и укреплению здоровья учеников младших классов на уроках....

Методические рекомендации по проведению основных видов орфографических упражнений в начальных классах. Рекомендации № 3. Изложение и сочинение.

В материале  представлены методические рекомендации по проведению  изложений и сочинений  в начальной школе....

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...