Рабочие программы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Сидорова Светлана Владимировна

Рабочие программы по предметам: литературное чтение, русский язык, литературное чтение на родном языке, русский родной язык, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.pr_-4kl._18-19g.rar650.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Погорельская  основная школа»

Велижского района Смоленской области

Рассмотрено на заседании

творческой микрогруппы

учителей начальных классов

Протокол № ___

«__» ___________2018г.

Руководитель творческой микрогруппы

____________ Г.В.Полозова

     СОГЛАСОВАНО

«___» _____________2018г.

Заместитель директора по УВР МБОУ «Погорельская ОШ»

_________ Г.В.Полозова

                                                 

            УТВЕРЖДЕНА  

Приказ № ____

От «____» ______________2018г.

                                                                                                                                                       

И.о.директора школы _________

                          И.С.Янушевская

Рабочая программа

учебного предмета  

«Окружающий мир»

для 4 класса

УМК «Школа России»

Предметная область: обществознание и естествознание

Творческая микрогруппа учителей начальных классов

Учебный год: 2018/2019

                                                                                   Сидорова С.В.,

                                                                                   учитель начальных классов

Погорелье 2018год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ_от 29 декабря 2012 г.

2. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт начального общего образования Приказ МОиН РФ от 06.10.2009г. №373

3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Погорельская ОШ»

4.   Авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования: Издательство «Просвещение» 2011г. Сборник рабочих программ «Школа России», приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования

5. Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

6.    Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Погорельская основная школа» на 2018/2019 учебный год.

Программа А.А.Плешакова «Окружающий мир»  в 4 классе рассчитана на 68 учебных часов по 2 часа в неделю.  В соответствии   учебным  планом МБОУ «Погорельская  ОШ»  на 2018/2019 учебный год  на учебный предмет «Окружающий мир» отводит 2 часа в неделю/68 часов в год. Рабочая программа составлена без изменений.  

Планируемые результаты изучения курса:

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

Учащийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,что:
  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
  • способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
  • некоторые современные экологические проблемы;
  • природные зоны России;
  • особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
  • важнейшие события и великих людей отечественной истории;
  • государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.

Учащийся получит возможность научиться:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений;
  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
  • приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
  • приводить примеры народов России;
  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
  • применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты ; наблюдать объекты окружающего мира, их описывать;
  • соотносить полученные результаты с целью наблюдения (опыта);
  • работать с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работать с учебными и научно-популярными текстами.

 

                                                         Место предмета в  учебном плане

Курс « Окружающий мир» в 4 классе рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).

Тематический план 4 класс (68 ч)

№ п/п

Наименование разделов

ВВсего

ччасов

В том числе на:

экскурсии

практические работы

проекты

проверочные работы

1

  Земля и человечество 

 9

-

4

-

 1

2

 Природа России 

1 11

-

 3

-

 1

3

Родной край - часть большой страны 

 14

3

4

1

1

4

Страницы Всемирной истории 

 5

-

-

-

 1

5

  Страницы истории России

 20

-

1

-

 1

6

 Современная Россия

 9

1

-

1

1

Итого

68

 4

 12

2

 6

 Содержание программы

                                                 Земля и человечество (9 ч)

     Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

    Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

    Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

    Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

   Практические работы:1) движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца,2) знакомство с картой звёздного мира,3) поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, 4)знакомство с историческими картами.

Проверочная работа по разделу: «Земля и человечество»

                                                   

                                                     Природа России (11 ч)

   Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

   Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения  отдыхающих у моря.

   Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

   Практические работы:1) поиск и показ на физической карте равнин и гор России;2) поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России;3) поиск и показ на карте природных  зон России.

Проверочная работа по разделу: «Природа России»

                               

                                   Родной край - часть большой страны (14 ч)

   Наш край на карте Родины. Карта родного края.

   Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

   Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

   Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

   Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

   Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

  Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

      Практические работы:1) знакомство с картой края; 2)рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств;3) рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя;4) знакомство с культурными растениями края.

 Наши проекты. « Красная книга родного края»

Проверочная работа по разделу: «Родной край - часть большой  »

                                         Страницы Всемирной истории (5 ч)

      Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Проверочная работа по разделу: «Страницы Всемирной истории »

                                            Страницы истории России (20 ч)

       Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

       Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

      Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

      Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.

      Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.

      Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

      Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

     Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

     Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

     Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

     Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи      

     Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Проверочная работа по разделу: «Страницы истории России »

                                                 Современная Россия (9 ч)

     Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

     Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

     Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники

    Многонациональный состав населения России.

    Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. Экскурсия: «Знакомство с историческими достопримечательностями родного края (села)».

Наши проекты. «Календарь праздников в моей семье»

Проверочная работа по разделу: «Современная Россия »     

   

                                        Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета. Критерии оценивания

Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня v его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

   В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:

•    является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

•    реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;

•    позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения российских школ на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

•    предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Критериями оценивания являются:

•    соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

•   динамика результатов предметной обученное™, формирования универсальных учебных действий.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки Ошибки:

-   неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

-   нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

-   неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

-   ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

-   незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

-   отсутствие умения выполнять рисунок, схему; неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

-   ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

-   неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

-   преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

-   неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицатель-: на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

-   отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта не приводящие к неправильному результату;

-   неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляема» после наводящих вопросов;

-   неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу: не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; caмостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполно-; раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, не раскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.


 

Календарно - тематическое планирование

по окружающему миру в 4 классе.

Календарно - тематическое планирование составлено на основе рабочей программы  «Окружающий мир»,

составленной     учителем начальных классов Сидоровой С.В.  по учебнику «Мир вокруг нас» 4 класс

автор   А.А.Плешаков.

      Количество часов в неделю -2ч.

      Количество часов за год – 68ч.

Экскурсии – 4.

Практическая работа – 12

 

Проекты – 2.

Тесты – 6.        

№ п\п

Тема

Планируемые результаты

Дата

Личностные

Метапредметные

Предметные

 

планир.

 примеч.

Земля и человечество (9ч) 

1

Мир глазами астронома.

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Будут знакомиться с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; будут учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы

2

Планеты Солнечной системы.

Практическая работа: «Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца »

Будут знакомиться с планетами Солнечной системы, будут учиться объяснять причины смены дня и ночи, времён года

3

Звездное небо – Великая книга Природы.

Практическая работа: «Знакомство с картой звёздного мира. »

Будут знакомиться с новыми созвездиями и звёздами. Будут учиться наблюдать звёздное небо

4

Мир глазами географа

Практическая работа: «Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте  »

Будут знакомиться с новой с наукой- географией Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения географа

5

Мир глазами историка.

 

Будут знакомится с наукой история. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников

6

Когда и где? Практическая работа: «Знакомство с историческими картами »

Будут знакомиться с исторической картой, и узнают как ведётся счёт лет в истории. Будут учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту

7

Мир глазами эколога.

Будут знакомиться с действиями человечества по защите своей планеты. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

Будут знакомиться со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Будут учиться приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

Проверят знания по разделу «Земля и человечество

Будут повторять и закреплять пройденный материал

                                                   

                                                          Природа России  (11 ч) 

10

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество» Равнины и горы России

Практическая работа: «Поиск и показ на физической карте равнин и гор России »

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе

Сформированность

уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

.

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой      план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Будут знакомиться с основными формами земной поверхности. Будут учиться находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны

11

Моря, озера и реки России

Практическая работа: «Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России  »

Будут знакомиться с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Будут учиться находить и показывать их на карте

12

Природные зоны России

Практическая работа: «   Поиск и показ на карте природных  зон России.»

Будут знакомиться с природными зонами России, картой природных зон. Будут учиться объяснять, почему происходит смена природных зон

13

Зона арктических пустынь.

Будут знакомиться с природой Арктической пустыни. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану

14

Тундра.

Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану

15

Леса России.

Будут знакомиться с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, будут учиться сравнивать природу различных лесных зон

16

Лес и человек.

Будут знакомиться с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Будут учиться правильно вести себя в лесу

17

Зона степей.

Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны степей. Будут учиться давать характеристику зоны по плану.

18

Пустыни.

Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Будут учиться давать характеристику зоны по плану.

19

У Черного моря.

Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Будут учиться правильно вести себя у моря

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

Проверят знания по разделу

                                           Родной край – часть большой страны (14ч) 

21

Наш край

Практическая работа: «Знакомство с картой края»

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Регулятивные УУД:

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Будут знакомиться с политико-административной картой России. Будут учиться находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану

22

Поверхность нашего края.

Будут знакомиться с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Будут учиться ответственному отношению к природе

23

Поверхность нашего края. (Экскурсия)

24

Водные богатства нашего края

Будут знакомиться с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, Будут учиться описывать водные объекты своего  края по плану

25

Наши подземные богатства.

Практическая работа: «Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств. »

Будут знакомиться с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, будут учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края

26

Земля-кормилица.

Будут знакомиться с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Будут учиться ответственному отношению к природе

27

Экскурсия в лес и на луг

Будут знакомиться с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, будут учиться давать характеристику лесного сообщества по плану

28

Жизнь леса. 

29

Жизнь луга. Практическая работа: «Рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя »

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край . осознание   целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Регулятивные УУД:

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Познавательные УУД:

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения

Будут знакомиться с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, будут учиться правильно вести себя на лугу

30

 Жизнь пресного водоема.

Будут знакомиться с природным сообществом пресных вод, будут учиться бережно относиться к водным растениям

31

Экскурсия к водоему

32

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа: «Знакомство с культурными растениями края »

Будут знакомиться с работой растениеводов нашего края, будут учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений

33

Животноводство в нашем крае.

Будут знакомиться с работой животноводов нашего края, будут учиться различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных

34

Наши проекты: « Красная книга родного края»

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу  «Родной край – часть большой страны»

Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проект

Проверят знания по разделу

 

Страницы всемирной истории (5 ч)

35

Начало

истории человечества

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Регулятивные УУД:

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Будут знакомиться с эпохами истории человечества, выяснять, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследят как менялась жизнь первобытных людей

36

Мир древности: далекий и близкий

Будут знакомиться с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, осознают значение письменности, сравнят источники по истории первобытности и по истории Древнего мира

37

Средние века: время рыцарей и замков

Будут знакомиться с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Осознают важность начала книгопечатания. Будут сравнивать источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья

38

Новое время: встреча Европы и Америки

Будут знакомиться с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Будут учиться сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Покажут на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками

39

Новейшее время: история продолжается сегодня

Будут знакомиться с путешественниками, городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени

                                                                       Страницы истории  РОССИИ (20 ч)

40

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами);

классификация по заданным критериям

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Проверят знания по разделу «Страницы Всемирной истории»

Будут знакомиться знакомить с занятиями, верованиями восточных славян, будут учиться описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян

41

Во времена Древней Руси

Будут сформированы представления о Древней Руси, будут учиться находить на карте её территорию, границы, города, столицу, осознают важность принятия Русью христианства

42

Страна городов

Будут сформированы представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, будут учиться находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, осознают  важность находок берестяных грамот

43

Из книжкиной сокровищницы Древней Руси

Будут сформированы представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, осознают, что Древняя Русь была страной высокой культуры и поймут,  какое значение имеют древнерусские летописи для учёных

44

Трудные времена на Русской земле

Будет сформировано представление о военном деле на Руси, будут учиться сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, осознают, какую роль сыграли эти события в истории России

45

Русь расправляет крылья

Будут сформированы представления  о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы,  будут учиться описывать древнюю Москву по иллюстрации

46

Куликовская битва

Будут сформированы представления о том, как Русь боролась за независимость, будут учиться определять по карте место Куликовской битвы, осознают какую роль сыграла Куликовская битва в истории России

47

Иван III

Будут сформированы представления о создании независимого единого Российского государства, будут учиться находить на карте его территорию и границы, описывать изменения в облике с помощью иллюстрации

48

Мастера печатных дел

Будут сформированы представления о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., будут учиться сравнивать современные и старопечатные книги, осознают, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание

49

Патриоты России

Будут сформированы представления о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, осознают роль этого события в истории России

50

Петр Великий

Будут сформированы представление о преобразованиях Петра 1, будут учиться находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, будут учиться составлять рассказ о выдающемся человеке

51

Михаил Васильевич Ломоносов

Будут сформированы представления о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомятся с кабинетом учёного по фотографии

52

Екатерина Великая

Будут сформированы представления об императрице Екатерине Второй, познакомятся с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым

53

Отечественная война 1812 года

Будут сформированы представления о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, осознают почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России

54

Страницы истории XIX века

Будут сформированы представления об освобождении крестьян, познакомятся с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века, Будут учиться находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики.

55

Россия вступает в XX век

Будут сформированы представления о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне

56

Страницы истории 20–30-х годов

Практическая работа: «Найти и показать изучаемые объекты на исторических картах».

Будут сформированы представления о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., будут учиться находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик

57

Великая война и Великая Победа

Экскурсия: «Знакомство с историческими достопримечательностями родного края (села)»

Будут сформированы представление о ВОВ и Великой Победе, будут учиться собирать исторические свидетельства- рассказы ветеранов

58

Страна, открывшая путь в космос

Будут сформированы представления о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса

59

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу Страницы истории  РОССИИ»

Проверят знания по разделу

                                         Современная Россия (9ч.)

60

Основной закон России и права человека

Граждансткая идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России,чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Регулятивные УУД:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Познавательные УУД:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Будут сформированы представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжат работу с картой России

61

Мы- граждане России

Будут сформированы представления о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России

62

Славные символы России

Будут сформированы представления об истории государственных символов России, осознают важность уважительного отношения к символам государства

63

Такие разные праздники

Будут сформированы представления о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга

64

Путешествие по России

Будет сформировано представление о том, насколько велика наша стран, познакомятся с народами, населяющими Россию и их обычаями

65

Путешествие по России

66

Промежуточная  аттестация

67

Наши проекты: «Календарь праздников в моей семье»

Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проекта

68

 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Современная Россия»

Проверят знания по разделу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...