Конспект открытого занятия "Сказочная Гжель"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Криушичева Мария Михайловна

Цель: приобщение детей к истоком русской народной культуре, познакомить с росписью Гжель, ее характерными особенностями, элементами росписи, применением гжельского промысла в быту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_gzhel.docx32.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Муниципального образования Плавский район «Дом детского творчества»

«Сказочная Гжель»

Конспект открытого занятия

Объединение «Чудо-краски», 1-го года обучения

Педагог дополнительного образования

Криушичева Мария Михайловна

Ноябрь 2014 г

Конспект

открытого занятия объединение «Чудо-краски», 1-го года обучения.

Дата проведения: 20.11.2014 г.

Тема занятия: «Сказочная Гжель»

Форма занятия: «творческая - мастерская»

Цель занятия:

- приобщить детей к истокам русской народной культуры, познакомить с росписью Гжель, её характерными особенностями, элементами росписи, применением гжельской росписи в быту

Воспитательные задачи:

- формировать эстетическое восприятие, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения

- воспитывать бережное отношение к своим принадлежностям и инвентарю объединения

- воспитывать уважение к труду народных мастеров, гордость за “умелые руки” народных мастеров

- воспитывать желание продолжать традиции народных мастеров, быть трудолюбивыми, терпеливыми, самостоятельными

- приобщать детей к основам рукоделия, учить относиться к труду  с любовью, терпением, аккуратностью

Дидактические задачи:

- познакомить с материалом для труда ( красками акриловыми, пластиковыми тарелками, шаблонами); учить ими пользоваться при росписи тарелки

- познакомить детей с русским народным декоративно-прикладным искусством Гжель: историей возникновения, содержанием, средствами выразительности

- формировать навыки составления декоративной композиции,  обучить расписывать пластиковые  тарелки в технике Гжель

- обучить умению выделять и анализировать характерные средства   художественной выразительности в работе народных мастеров

Развивающие задачи:

-развивать интерес детей к народным художественным промыслам

- развивать память, мышление, воображение, фантазию, творческий вкус

- развивать логические, аналитические способности

- развиваем способности к самостоятельному  творчеству, а также работать в сплоченном  разновозрастном коллективе

- прививать навыки правильного и грамотного общения в коллективе

Оснащение и оформление занятия.

Техническое обеспечение:

- персональный компьютер, презентация

- музыкальное оформление занятия

Оборудование для педагога:

- технологическая карта «Последовательность выполнения росписи тарелки»,

гжельский сервиз, пластиковые тарелки, пластиковая  расписанная тарелка в технике Гжель, синий фломастер, акриловые краски, кисти, палитра, непроливайка

- материалы к игре «Собери сервиз»

Оборудование для обучающихся:

- пластиковые тарелки, акриловые краски, палитры, синие фломастеры, влажные салфетки, шаблоны листика, непроливайка, клеенки на столы

Содержание занятия

I.Организационный момент.

1. Приветствие, проверка готовности учащихся к работе.

II. Ход занятия.

Педагог:

Наш любимый край – Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.
Небо синее в России.
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.

Педагог:

– Как называется наша родина? (Россия).

Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся,
но добытым мастерством гордятся»

Сегодня на занятии вы будите  мастерами Гжельского промысла, научитесь расписывать пластиковые тарелки, в технике Гжель.

(Педагог обращает внимание детей на Гжельский сервиз)

– Какие вы видите предметы ? Что это? (посуда)

- У кого дома есть такая посуда?

Гжельские мастера расписывали посуду синими красками по белому фону.

- Давайте подберем слова, какая она?

( Красивая, необычная, зимняя, волшебная, сказочная)

- Какая тема нашего занятия  («Сказочная Гжель»)

III. Теоретическая часть занятия.                       (Приложение№1)

1.Знакомство с презентацией (показ слайдов)

2. Дети рассказывают стихи.                        (Приложение № 2)

3.Техника безопасности труда.

4.Технология росписи  тарелки по Гжель.

I этап. Нанесение рисунка на тарелку.  Синим фломастером рисуем кружочками – это гроздь смородины, листик обводим при помощи шаблона.

II этап. Для росписи пластиковой тарелки используем акриловые краски всего три цвета: голубой, синий, белый.

Выполняем замалевок  голубым цветом.

Замалевок – этап в росписи одним цветом.

III Этап. Прописываем замалевок. 

Высветляем белой краской гроздь смородины и листья. Цвета красок сами с собой смешиваются и получаются красивые переливы. После высыхания, синим цветом прокладываем  тени на смородине и листьях, дорисовываем травинки, завитки.

IVЭтап. Края тарелки украшаем каймой.

Физкультурная пауза «Посуда». ( Приложение №3).

5. Закрепление технологии рисования.

IV. Самостоятельная работа.

(Педагог оказывает индивидуальную помощь по необходимости).

Игра «Собери сервиз»

Условия игры.

Дети делятся на две команды, каждой команде педагог раздает разрезанные  картинки Гжельской посуды (Квасник и  чайник), задача каждой команды собрать картинки.

Квасник – это глиняный сосуд для хранения кваса, в нем есть отверстие, оно предназначено, для того чтобы класть лед, чтобы квас был холодным.

Продолжение самостоятельной работы.

V. Итог занятия.

1. Выставка и анализ работ.

Анализ работ по критериям:

-самая аккуратная работа;

-самая  необычная;

-самая яркая, нарядная.

Вопросы педагога:

Из предложенных  слов (обожженная, глина,  прочная, многоцветная, тонкая, белая, звонкая)  учащиеся должны выбрать, те слова которые относятся к понятиям керамика, майолика, фарфор.

Педагог:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название –… .

Дети (хором) : Гжель

Назовите, где зародился промысел Гжель?

Дети приклеивают вырезанные из цветной бумаги конфеты на тарелку, каждый цвет означает настроение после занятия.

Красный – отличное

Желтый – хорошее

Синий – не очень

VI. Уборка рабочих мест.

Приложение №1.

Сине-голубые

Розы, листья птицы

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре –

Синяя купель

Это называется

Просто роспись … ГЖЕЛЬ

Об истории Гжели

  • Родина Гжельского промысла – Раменский район Подмосковья
  • Гжель – название одного из сел,  в котором занимались гончарным промыслом.  В  прошлом гжельский фарфор и майолика были многоцветными, но постепенно перешли в синий цвет. Секрет искусства Гжели в ее ярко выраженном сочетании синих узоров на белом.  
  • Гжель - старинное русское село у реки Гжелка, расположенное в Раменском районе, где каждый дом хранит дух промыслов Подмосковья. Здесь находятся богатейшие залежи глины. Название села происходит от слова «жгель», т.е. «обжечь» или «жечь» - слова из языка стародревних мастеров гончарного дела, которыми издревле славилось Подмосковье.

Показ слайда карта Московской области и близ лежащих областей Педагог показывает где находится  г.Москва,  г. Раменское и  г. Тула.

Показ слайдов окрестностей села Гжель.

Легенда  о Гжели

Недалеко от Москвы в деревне Гжель жила-была бедная девушка Марийка. Была она сиротой, не было у неё ни отца ни матери, а жила она со старым дедом, жили они бедно. Старик лепил из глины игрушки да разную посуду. Марийка носила на базар там и продавала. Так и перебивались дед с внучкой, а в те времена многие мастера лепили из глины игрушки да посуду, расписывали яркими  красивыми узорами многоцветной росписью по белому, называлась она майолика. Но случилась беда, занемог старый дед, слёг.  Вскоре Марийка научилась  изготавливать посуду да игрушки сама. Стояла раз Марийка на базаре, продавала игрушки, что сама сделала. Прошел мимо неё молодой парень Иван,  полюбился он Марийке с первого взгляда.  Прошел парень и на Марийку даже не взглянул, работу её не похвалил, хотя многие на её работу заглядывались, а Иван был мастером в соседней деревне. Обидно стало Марийке и решила она доказать, что её работы не хуже. Много дней и ночей думала Марийка, как свою посуду красиво сделать. Однажды сон ей приснился, будто входит Иван и говорит: «Вот Марийка принес  я тебе голубую птицу, пусть она тебе и людям радость приносит. » И протягивает ей глиняную птицу причудливой формы и от этой птицы стало в горнице светло. Птица сама белая, а по ней синие узоры, там и васильки и незабудки и речка синяя. Тут и проснулась Марийка, села за работу, а из головы та синяя птица не выходит. Руки сами за синей краской тянутся. Взяла она чайник и расписала его голубой краской. Положила Марийка чайник в корзину и бегом на базар, веселая, счастливая. В этот день ярмарка была в городе. Со всех деревень съехались мастера со своим товаром. И Иван приехал. Как увидел народ Марийкину посуду. Так и столпились вокруг неё. Тут и Иван подошел. Смотрит на веселую, счастливую Марийку, глаз отвести не может. А вскоре Марийка и Иван свадьбу сыграли. Вот и сбылся Марийкин сон – принесла синяя птица ей радость и всем людям.

Продолжение показа слайдов

Гончары изготавливают посуду из глины при помощи гончарного круга, который вращается и руками гончар корректирует форму сосуда. На слайде показаны готовые изделия, уже расписанные, и заготовки еще не расписанные.

Керамика  -  (греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина), изделия и материалы из глины, закреплённые специальным обжигом

Фарфор  - изделия тонкой керамики, непроницаемые для воды, обычно белые, звонкие просвечивающие в тонком слое, обладает  высоким качеством и прочностью.

  Майолика – разновидность керамики, так называют изделия из цветной обожжённой глины.

    Изделия из глины проходят обязательно обжиг в   специальных печах, для прочности.

Показ слайдов майолики и гжельской посуды и сувениров.

Использование гжели в современном мире.

Гжель можно применить в оформление и декорировании ногтей маникюр, оформление чехлов для смартфонов, ноутбуков и т. п

Искусство Гжели, не имеет границ ее можно применять в дизайне интерьера, а также в оформлении одежды и аксессуаров.

Даже в декорировании транспорта и бытовой техники роспись гжель придает необычный стиль.  

Элементы росписи Гжель:

капельки, завитки, сетка, мазок с тенью, бордюры и т.п.

                                Незатейливый узор

                                Из  оттенков краски,

                                 Глина белая, фарфор –

                                 Роспись будто в  сказке!

                                 Словно детская рука

                                 На кусочках глины

                                 Рисовала в три мазка

                                 Синие картины.

Физкультурная пауза «Посуда» Приложение №3

Вот большой стеклянный чайник,

(«Надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник.

(Другая изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(Приседать, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

(Кружиться, рисуя руками круг)

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки,

(Потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос -

Он посуду нам принес.

(Сделать большой круг )

Приложение №2

1.Чтец.

Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая … (Гжель).

2. Чтец.

Наши синие цветы распустили лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.

3. Чтец.

Светлеет вода родниковая

И дыхание ветра свежеет

Расцветает Гжель – васильковая

Незабудковая Гжель!

4.Чтец.

Рядом с осинками в синих косынках

Синие грозди синих рябинок

Синие зори и синие птицы

С этой красой ничто не сравнится

5. Чтец.

Звонкими волнами кружатся краски

Чтобы блестели анютины глазки

Льётся узор под рукой мастерицы

Чтобы нигде он не мог повториться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»

Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»  ...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого занятия для родителей обучающихся в «День открытых дверей»

Конспект открытого занятиядля родителей обучающихсяв «День открытых дверей» 23 апреля 2016 годас группой учащихся 1 а класса в МАОУ «СОШ №48»....

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...

Конспект открытого занятия Конспект открытого занятия 1 «Г» (дополнительно) класса с ЗПР Тема занятия «Игра на развития мышления младших школьников с ЗПР»

Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников с ЗПР осуществляется с помощью игр. Используется разнообразные игры и упражнения направленные на развитие мышления...