Представление о цвете и фактуре в плоскостной флористике для работы с детьми 7-12 лет.
статья по изобразительному искусству (изо)

Этат статья про цвет и фактуру природного материала, используемого на занятиях в кружках для детей 7-12 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_o_tsvete_i_fakture.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Представление о цвете и фактуре в плоскостной флористике для работы с детьми 7-12 лет.

Цвет и фактура являются одними из главных эстетических свойств растений, которые воздействуют на эмоциональное восприятие природы, на настроение и чувство человека. “Вся природа открывается чувству зрения по средству цвета”. (Гете И.) В природе существует неисчерпаемое количество оттенков цвета. Человек никогда не сможет воспроизвести и малой их доли. Солнечный свет состоит из спектра отдельных цветов, главные из которых: оранжевый, красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, переходящие один в другой при разложении спектра. Вместе они образуют белый цвет.

     Цвета красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый, принято называть теплыми (по сходству со светом огня и солнца), а голубовато-зеленые, голубые, синие, фиолетовые – холодными (по сходству со льдом, поздним вечерним небом и т.п.

     Есть цвета, которые усиливают действия друг друга: находясь рядом, они делаются более яркими. Такие цвета называются дополнительными. Вот некоторые пары: оранжевый и голубой, зеленый и пурпурный, зеленовато-желтый и фиолетовый.

     Воздействие цвета на человека сформировалось исторически и зависит от национальных традиций, от обычаев и привычек, от природных условий, а также от личных впечатлений и предпочтений.

     Но есть и общее для всех людей восприятие цвета. Ярко-зеленая листва - это символ жизни, весеннего обновления, возрождения, надежды. Красные розы, гвоздики, тюльпаны, напоминающие платья, являются символами горячего чувства, энергичного деятельного начала, праздничного настроения. В русском языке красный – это красивый, желтый – это Солнечный цвет, синий – напоминает ночное небо, космос, преодоление тревожности. Голубые незабудки – память о любви. Белый цвет – невинность, чистота, девственность.

     Почему цвет растений обладает такой светосилой, такой насыщенностью?

Во-первых, потому что листья и лепестки покрыты краской не только с поверхности, как это делают художники в своих работах – цвет пропитывает всю толщину листа или лепестка.

     Во-вторых, растения обладают определенной фактурой. Если посмотреть на самый гладкий лепесток в лупу, то мы увидим бороздки, бугорки, впадинки, зернистость, которые отражал свет, над разными углами создают богатейшую игру цветовых оттенков. Многообразие фактур создает не только тончайших оттенков цвета, но и обуславливает оригинальность живой материи каждого вида растения.

     Как любое искусство, флористика так же имеет свои секреты.

     С чего начать работу?

     При создании декоративных композиций флористы пользуются засушенными растениями: листьями, ветками, цветами и их лепестками, различным мхом, пленками и султанчиками от кукурузных початков, тополиным пухом, березовой корой и т.д.

     Чтобы правильно создать «палитру» художника-флориста, надо учитывать особенности растений: форму, строение, сочность, характер венчика и листьев, а так же время цветения, погодные условия (особенно влажность воздуха), время дня, время года. При засушке цветов и других растений важно знать их особенности относительно продолжительности сохранения цвета и сушить главным образом те, которые долго его сохраняют. По стойкости сохранения цвета растения делятся на три группы: стойкие, средней стойкости и малостойкие.

     При работе можно использовать цветы всех групп и видов. При этом стоит строить композицию так, чтобы малостойкие, выцветая, не мешали, а возможно даже улучшали цветовое решение.

     Зелеными листьями можно пользоваться, если учесть, что они побуреют или станут коричневыми (запарятся) и, собранные в композиции, не испортят ее, а придадут новое интересное звучание. Зеленый лист растения, содержащий хлорофилл, поглощает весь спектр солнечного луча за исключением зеленого цвета, который лист отражает. Поэтому мы и видим его зеленым. Как ни странно, дольше других растений зелёный цвет сохраняют листья крапивы.

     В растениях, кроме хлорофилла, имеется много других пигментов, от которых зависит цвет растений: антохлор, ксантофилл – желтые, каротин – оранжевый, антоэритин – красный, антоциан – синие, фиолетовые.

….Художник-флорист должен знать, что в высушенных растениях стойкость цвета зависит от пигментов, находящихся в них. Антоцианы, каротин, антоэритин, ксантофилл гарантируют долгое сохранение цвета, антохлор, хлорофилл – менее стойкое.

Большое значение в восприятии форм имеет фактура – внешнее строение

поверхности листа ( шероховатая, гладкая и др.).

Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности.

Один из пределов представляют гладкие поверхности, у которых элементы фактуры столь малы, что они зрительно не различаются.

Другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало, так что все они ясно различимы. В этом случае элементы фактуры поверхности

становятся уже элементами рельефа поверхности.

. Фактура создает зрительный образ изделия и выступает одним из основных источников осязательной информации.

     Именно различие фактур дает нам возможность различать на черно-белом изображении воду и металл, снег и бумагу. При разработке художественно - конструкторского проекта любого изделия выбор фактуры поверхности столь же важная задача, как и выбор материала. Один и тот же материал может выглядеть весьма по-разному при различной обработке его поверхности. Фактура выступает активным свойством поверхности, способным влиять даже на восприятие пропорциональных отношений формы.

     Недостаточное внимание к свойствам фактуры, неудачное сочетание разных материалов в одном изделии часто приводит к дробности и дисгармонии формы.

     Большое значение для флориста имеет фактура растительного материала. Художник-флорист учитывает всё до мелочей. Например, какой материал взять для фона, чтобы он держал цвет долгие годы, был гармоничным при создании композиции. На протяжении многих лет флористы многих стран подбирают испробованный природный материал на прочность цвета от света, так как на свету картина может потускнеть. Фон можно выполнить из листьев одного или нескольких растений, близких по фактуре и имеющих несколько оттенков. Благодаря этому можно показать светлую и затемненную часть композиции.

     Богатую палитру можно найти у листьев калины, малины, дикого винограда, серебристого тополя. Но главное, чтоб фон не был ярче, чем сама композиция. Он не должен отвлекать внимание зрителя, его задача как раз в обратном – усилить цвета основных предметов.

     Наклеить фон можно по-разному. Используя мелкие прожилки листа, легко показать направление «штрихов», а каждое из этих направлений имеет

свой особый выразительный смысл. «Горизонтальное» - подчеркивает вес, устойчивость, ширину и протяженность пространства. «Вертикальное» - выражает легкость, высоту и глубину. «Диагональные» направления создают движение и развивают пространства картины в глубину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я – учитель здоровья» представление педагогического подхода к работе с детьми учителя начальных классов

В данной статье представлена система работы учителя начальных классов по созданию комфортного пространства в школе, направленного на формирование творческой личности обучающихся, стремлен...

Содержание и методика работы с детьми дошкольного возраста по формированию нравственных представлений средствами сказок.

Приобщение ребенка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передается из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ре...

Создание условий для адресной работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов, детьми с девиантным поведением

Большое внимание Оксана Павловна уделяет профилактике правонарушений, формированию нравственности и культуры среди учащихся, проблемам в сфере жизнедеятельности и правовой защиты детей, находящихся в ...

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Презентация "Эффективные технологии в работе с детьми разного интеллектуального уровня.Работа с трудными детьми "Группы риска"

В данной презентации отражены ключевые вопросы в работе с детьми  данного уровня развития....

Особенности формирования представлений о цвете предметов у учащихся с умеренной умственной отсталостью

В данной статье рассмотрены особенности формирования представлений о цвете предметов  у учащихся  с умеренной умственной отсталостью...

Примерная программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов

Рабочая программа по работе с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми из семей мигрантов Изменения социально-экономической ситуации в стр...