Рабочие программы 2Г
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Шилова Лариса Юрьевна

Данный материал разработан на основе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_2g_klass_2019-2020_pravilnye.rar1.81 МБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БАТАЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5  ИМ. Ю.А. ГАГАРИНА»

_____________________________________________________________________________

        «Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №5

Приказ от «02» сентября 2019 г.  № 206

___________________Н.И.Пузырева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ______________внеурочной деятельности_________________________

_____кружка «Доноведение»________________________

Уровень общего образования (класс)     2-А, 2-Б, 2-В,2-Г

______ ____                начальное общее образование__________________

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Учитель ___________Шилова Лариса Юрьевна___________

(фамилия, имя, отчество полностью)

        

2019-2020

учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Доноведение»

1.Пояснительная записка

Программа  курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук  Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение» 

2.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  •  о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
  •  об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
  •  об истории родного края;
    знать:
  •  объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  •  особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  •  водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  •  полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; 
  •  правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  •  государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  •  народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
  •  родственные связи в семье;
  •  правила поведения в общественных местах и на улице;
                                                  уметь:
  •  различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  •  узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; 
  •  приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  •  приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  •  описывать наиболее важные события истории родного края; 
  •  рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  •  показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  •  приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
                                             могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: 
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям,обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;— оценивать собственные знания и умения;— доводить дело до конца.

3. познавательнымуниверсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативнымуниверсальным учебным действиям,обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

Оценка достижения планируемых результатов освоения по курсу                      «Доноведение»

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

-однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

-постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;

-тематические - по итогом изучения разделов, тем;

-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это  сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

           В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

3.Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности


2 КЛАСС (68ч)

Я и окружающий мир (10ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности. 
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (34ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года. 
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. 
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве. 
Полезные ископаемые — каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём). 
Человек и природа (8ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (12ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды) С днём рождения, родной город. Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения города. Вместе дружная семья.

Резервные уроки (4ч)
Экскурсии

«Родной город», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)

Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства». 
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник» 
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное — …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.

Формы проведения учебных занятий: беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра;  игра-путешествие; игра-имитация;  викторины, соревнования, конкурсы, состязания; учебная игра, ролевая игра;  КВН; заочная экскурсия; тематические задания по подгруппам.

Виды учебной деятельности:

Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:

парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);

командные игры, когда класс делится на две команды.

-при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности ( селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.

В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

Модуль ОПК

      Цель: приобщение детей к культурной и духовно-нравственной традициям Отечества.

     Задачи: 

  • познакомить детей с государственной символикой, с наиболее почитаемыми православными праздниками, с подвижнической жизнью православных на Руси святых;
  • приобщить уч-ся к народной мудрости;
  • сформировать у уч-ся чувство родного языка и любви к живому слову через знакомство с прародительницей русского литературного языка – церковно-славянской грамотой.

Словарь

Курс занятий призван значительно пополнить словарный запас младших школьников терминами православной культуры и духовной традиции.

Новые слова: артель, архангел, Библия, благовест, благовение, Благодатная, благодать, великомученица, Воскрешение Лазаря, говение, Голгофа, гордыня, евангелист, житие, завет, зодчество, искупление, лествица, месяцеслов, милосердие, милостыня, мощи, омофор, плащаница, покаяние, почитание, преподобный, притча, Радоница, рака, распятие, риза, святитель, собор, таинство, трапеза, тропарь, усопший, успение, херувим, чудотворец.        

Прогнозируемые результаты:

  • учащиеся должны познакомиться с духовно-нравственными традициями Отечества;
  • учащиеся должны познакомиться с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей;
  • учащиеся должны познакомиться с жизненными подвигами конкретных людей, как примерами нравственного идеала Православия;
  • формирование у учащихся основ любви к живому слову через знакомство с прародительницей русского литературного языка – церковнославянской грамотой.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать государственную символику;
  • проявлять стремление к знаниям;
  • налаживать отношения с одноклассниками;
  • уметь проявлять терпение и сострадание;
  • различать добро и зло;
  • проявлять заботу о братьях наших меньших;
  • проявлять уважение к народным праздникам;
  • пересказывать русские народные сказки.

Основные разделы программы:

     Человек и окружающий мир.

     Праздники и обычаи моего народа.

     Храни душу свою.

     Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

     Знания и труд всё перетрут

     Их почитает мой народ.

     Святыни моего народ.

4.Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование  2 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Виды деятельности

Теоретическая часть/

форма организации деятельности

Практическая часть/форма организации деятельности

Я и окружающий мир

1-2

С чего начинается Родина… 

Семена добра и правды.(ОПК)

2

Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы.  Различать добро и зло. Иметь представление  о совершенстве природы, её красоте и гармонии, о человеке как венце творения и его отношения к миру, о знаниях преобразующих душу.

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства»

Чтение и обсуждение сказки «Волшебные цветы» Знать, что непослушание и своеволие рождают плохие качества в душе человека. Мини-сочинение «Что я хотел бы исправить в своём характере»

3-4

Школа – светлая гавань детства

Добро и зло в душе человека.

2

Жизнь на Дону.

5-6

С днём рождения, родной город
(экскурсия по родному городу)

2

Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями

Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий.
Праздничное представление.

Я и окружающий мир

7-8

Дорога от дома до школы (экскурсия) 

Золотая осень – золотой праздник.(ОПК)

2

Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:
1. правила перехода через проезжую часть;
2. сигналы светофора;
3. правила посадки и высадки из общественного транспорта;
4. дорожные знаки: «Дети», «Пешеходный переход» и др.

Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Знать, почему на Руси 21 сентября праздновался как день Матери. Народные обычаи связанные с этим праздником. Знать народные традиции, связанные с осенними  православными праздниками, радость и святость совместного труда.

Природа Донского края

9-10

Природа (экскурсия)

2

Углубить понятие о живой и неживой природе родного края

Наблюдение предметов живой и неживой природы.

11-12

Природа (экскурсия)

2

Углубить понятие о живой и неживой природе родного края

Наблюдение предметов живой и неживой природы.

13-14

Город и природа (экскурсия)

«Добро творить – себя веселить».(ОПК)

2

Систематизировать знания детей о природе родного города (села). 

Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)»

Иметь представление о доброте истиной и ложной. Уметь их различать.

15-16

Что за дерево такое?

2

Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)

Игра «У кого детки с этой ветки?»

17-18

Что за дерево такое?

2

Игра «У кого детки с этой ветки?»

19-20

Кустарники (экскурсия)

2

Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.

21-22

Травушка-муравушка

2

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

23-24

Травушка-муравушка

2

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»

25-26

Растения и мы.

2

Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на

примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

Игра «Природная лечебница»

Изготовление справочника лекарственных трав.

27-28

Краски Тихого Дона.

2

Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. 

Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.

29-30

Мои имя, фамилия, отчество…

Народный заступник.(ОПК)

2

Рассмотреть происхождение имён и фамилий.

Познакомиться с детством преподобного Сергия Радонежского, отношением  отрока Варфоломея к родителям. Чудесное исполнение его мечты. Уметь применять качества, необходимые для овладения знаниями: трудолюбие, послушание, целеустремленность.

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

31-32

Что ты знаешь о роде своём…

2

Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная».

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»

33-34

Обряды на Дону.
Зимние обряды
(праздничное мероприятие)

2

Дать общее представление о зимних обрядах на Дону 

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

35-36

Обряды на Дону.
Зимние обряды
(праздничное мероприятие)

2

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

37-38

Обряды на Дону.
Зимние обряды
(праздничное мероприятие)

2

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.

39-40

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

2

Расширить представления о животном мире родного края

Наблюдение за животными в природе, дома.

Посещение краеведческого музея

41-42

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

2

Расширить представления о животном мире родного края

Наблюдение за животными в природе, дома.

Посещение краеведческого музея

43-44

  Показать необходимость бережного отношения к

домашним питомцам, их

 охраны и защиты Домашняя мохнатая азбука

2

Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида).

.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»

Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …»

45-46

Мой домашний милый друг

Братская любовь крепче каменных стен.(ОПК)

2

Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Ростовской области. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.

Наблюдение за животными дома. Мини-сочинение о своём домашнем животном.

Уметь налаживать отношения со своими братьями и сёстрами. Знать пословицы и поговорки, загадки о братьях и сестрах, родном доме.

47-48

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

2

Закрепить правила безопасного обращения с животными.

Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг»

49-50

Родные просторы (экскурсия)

2

Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность)

Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

Игра «Помоги кузнечику добраться до дома»

51-52

Чем богаты наши недра?

2

Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о каменном угле», «Кто главнее?»

53-54

Что такое почва?

2

Познакомить с понятием «почва»

Исследование состава почвы.

55-56

Почва нам и стол и дом (экскурсия)

2

её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.

Исследование состава почвы.

57-58

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

2

Познакомить с общими представлениями о природных сообществах

Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

59-60

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

2

Познакомить с общими представлениями о природных сообществах

Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

61-62

Человек – хозяин природы?

Принеси другому радость.(ОПК)

2

Показать влияние человека на природное сообщество.

Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.

Чтение рассказа о добром поступке. Заучивание пословиц о добре и послушании. Уметь различать добро и зло. Уметь проявлять любовь к ближнему и знать, что счастье человека зависит от счастья других людей.

63-64

Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое
защите природы)

2

Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края

Ролевое театрализованное представление.

Жизнь на Дону

65-66

День освобождения! 
(экскурсия в исторический музей)

2

Знакомство со знаменательными событиями военных лет, происходивших на Донской земле.

Рисунки, поделки, посвящённые данной тематике.

67-68

Вместе дружная семья
(праздничное мероприятие). Подготовка

2

Сплочение людей разных национальностей, населяющих донской край.

Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда. 

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...