Конспект урока " Морской пейзаж"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Данный конспект можно использовать для уроков изобразительного искусства и во внеклассной работе по предмету «Изобразительное искусство». В данной разработке урока изобразительного искусства предлагается рассмотреть особенности направления в создании пейзажа. Урок знакомит учащихся с произведениями художника – марианиста И. Айвазовского. Образовательное мероприятие проводится в нетрадиционной форме. Обобщение и закрепление знаний, полученных учащимися на школьных уроках и во внеклассной деятельности, осуществляется в непринужденной обстановке. Данное групповое занятие способствует развитию индивидуальных способностей учеников, даёт возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволяет им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, фантазируя , самовыражаясь и передавая морской пейзаж в разной технике.
Урок опробирован в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Новобурейская средняя общеобразовательная школа №3
Разработка открытого урока по изобразительному искусству
Морской пейзаж для 4 класса
Автор:
Мендеева Ольга Николаевна.
Учитель начальных классов
1 категория
МОБУ СОШ №3
пгт. Новобурейский,
Аннотация
Данный конспект можно использовать для уроков изобразительного искусства и во внеклассной работе по предмету «Изобразительное искусство». В данной разработке урока изобразительного искусства предлагается рассмотреть особенности направления в создании пейзажа. Урок знакомит учащихся с произведениями художника – марианиста И. Айвазовского. Образовательное мероприятие проводится в нетрадиционной форме. Обобщение и закрепление знаний, полученных учащимися на школьных уроках и во внеклассной деятельности, осуществляется в непринужденной обстановке. Данное групповое занятие способствует развитию индивидуальных способностей учеников, даёт возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволяет им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, фантазируя , самовыражаясь и передавая морской пейзаж в разной технике.
Урок апробирован в 4 классе
Введение
Дети очень любят рисовать, причем в любом возрасте. Они приходят в восторг от этого процесса.
Детям нравится рисовать везде и всем: красками и ручками по бумаге, палочками на песке, мелками на асфальте. Юные художники всегда найдут место для своего очередного творения.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия рисованием способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает его творческие способности.
Цель: Совершенствовать умения работать в разной технике: мыльная
живопись, карандашная пыль, рисование по наждачной бумаге, пуантилизма.
Задачи. Познакомить учащихся с творчеством известного художника-мариниста И. Айвазовского; учить анализировать художественные работы, создавать композицию на заданную тему. Развивать способности у учащихся эмоционально воспринимать произведения изобразительного искусства, выражать в своих творческих работах свое отношение к окружающему миру. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Тип урока. Комбинированный.
Методы и формы обучения. Словесный, наглядный, практический; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Основные понятия и термины: пейзаж, художник-маринист, этюд.
Наглядно-демонстрационный материал. Мультимедийная презентация по теме, видеофайл.
Оборудование для учащихся. Ватман, мультимедиа, мыло, наждачная бумага, канцелярские ножи, ватные тампоны, краски, фломастеры, карандаши цветные, клей, ножницы, кисти, палитра, стакан с водой, салфетка.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: познакомятся с творчеством художника-мариниста
И. Айвазовского, создавать композицию на заданную тему.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные: научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о жанрах изобразительного искусства, выражать свое отношение к произведениям искусства.
Регулятивные: научатся оценивать свою работу на уроке, воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер о работе на уроке.
Коммуникативные: овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию учебной и творческой деятельности, сориентированы на эстетическое восприятие произведений искусства.
Ход урока.
Организационный этап. Подведение к цели урока.
Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Девиз урока
Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет
- Как вы понимаете эти слова?
-Послушайте звуки и скажите, что вы представили, что вы услышали при этих звуках? (прослушивание аудио)
-Что же вам напомнили эти звуки? (море)
-Так что же сегодня мы будем рисовать на уроке?
Этап “Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционными видами росписи, технологии и материалами.
-Тема нашего урока «Морской пейзаж»
В каждой группе на столе находятся энциклопедии. Найдите, лексическое значение слова пейзаж?
Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основной
предмет изображения - природа, местность, морские виды
Учитель:
-Знаете ли вы, художников, которые в своих картинах изображали море?
Вывод:
- Одним из великих художников, писавших морские пейзажи, был Иван
Константинович Айвазовский.
По словам знаменитого художника Мартироса Сарьяна, все картины
Айвазовского можно рассматривать как большую поэму о море.
Ни в русском, ни в мировом искусстве не было художника, творчество
которого было бы настолько посвящено одной теме.
- Кто он, Иван Константинович Айвазовский?
(Выступление учащихся о жизни Айвазовского)
Иван Константинович Айвазовский родился в небольшом, крымском городке, Феодосии в семье армянского купца.
Его талант проявился в раннем детстве и был замечен городским архитектором Феодосии Кохом, знакомым семьи.
Кох помог мальчику выучиться в симферопольской гимназии, окончив которую, юноша поступил в Петербургскую Академию художеств.
Ещё студентом Айвазовский начал выставлять свои картины на академических выставках.
Уже в 1837 году за картину «Спокойное море» ему была присуждена золотая медаль Академии художеств.
Он посещает различные города, и всё время пишет картины.
Виды Чёрного моря и Крымского побережья вызывают восхищение зрителей. Айвазовский, наконец, убеждён в том, что он стал художником.
Написанная в Риме картина «Хаос» была куплена музеем Ватикана.
Художник много путешествует, вовремя путешествия устраивает выставки.
Возвратившись из путешествия, Айвазовский узнаёт, что стал членом Российской Академии художников.
В 1844 году Адмиралтейство назначило Айвазовского своим официальным художником. По поручению Адмиралтейства художник работает над серией картин, посвящённых победам русского флота.
Всю свою жизнь живописец занимался благотворительностью и большую часть денег, полученных от продажи картин, тратил на приобретение произведений искусства для основанной им в Феодосии картинной галереи.
(просмотр видеофильма)
Учитель:
Айвазовский, умер в 83 года 1900г в своей мастерской Феодосии. Феодосийская художественная галерея существует и сейчас, она обладает самым большим собранием картин мастера и носит имя художника.
Ни один из художников не мог так передавать движения моря, игру света и тени морской стихии.
1881 году Айвазовский пишет картину «Чёрное море». Она стала самой яркой, самой грандиозной в творчестве художника.
-Посмотрите на, картину и скажите, какие чувства вызывает у вас море. (Оно как - будто живое)
«Чёрное море» - художник писал не с натуры, а в мастерской на основании многочисленных этюдов
- Что такое этюд? (находят и зачитывают)
Этюд - рисунок, выполненный с натуры, обычно часть будущего большого произведения.
Учитель:
Он делал эти эскизы через каждые два часа, чтобы проследить изменение цвета и света.
- Давайте ещё раз посмотрим и послушаем о картине «Чёрное море».
(Просмотр видеофильма)
Учитель:
- Айвазовского называли художником маринистом.
-Предположите, кого называют маринистами?
- Найдите в энциклопедии.
Маринист-художник, изображающий морские виды, жизнь моря
Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.
Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
Учитель:
- Мы сегодня тоже будем маринистами. Айвазовский писал свои картины красками, маслом, но мы будем использовать в своей работе разные виды техники.
Вы разделились на группы по желанию, и каждая группа будет работать в своей технике.
- группа - в технике «Мыльная живопись». Вы рисуете море.
- группа - вы работаете с одним из видов тонировки - карандашная пыль. С помощью этой техники вы показываете небо.
- группа - у вас рисование по наждачной бумаге. Вы рисуете камни, скалы, птицы.
- группа - у вас техника «Пуантеризм»
.
- Вспомните, что такое пуантеризм? (Один из видов штриховка, только штриховка точками).
- На уроках рисования мы работали с каждой техникой, поэтому давайте вспомним, как правильно применять эти техники при работе
(Работа с инструктивными картами (Приложение 1))
Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
Самостоятельная работа учащихся.
Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.
Из работ учащихся каждой группы составляется картина на ватмане, даётся название картины.
Выставление оценок.
Рефлексия.
1. Весь урок у меня было … настроение
- бодрое - тревожное
- светлое - сонное
- загадочное - печальное
- уютное - мечтательное
2. Задания на уроке были:
-интересными
- необычными
- скучными
3. Я думаю, что учебная задача выполнена мною:
- на высоком уровне
- на необходимом уровне
- мне ещё надо поработать
- мне нужна помощь
4. Мне приятно было работать с … .
5. Мне больше всего понравилось на уроке: …
Учитель:
Сегодня вы славно и творчески поработали на уроке и каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.
Мы еще раз подтвердили девиз нашего урока: Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!
Спасибо вам за творчество и труд
Список использованной литературы и источников
- Материалы из Википедии. И. Айвазовский. https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Изображения и фотографии из интернета https://www.google.ru
- Музыка. Звуки моря https://www.youtube.com
- Видеофильм «Описание Чёрного моря» https://www.youtube.com
- Словарь специальных терминов в живописи http://cosmograph.ru
- Терра Лексикон. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – Т35 672 с: ил
Приложение 1
Инструктивная карта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Зимний пейзаж" .
Цель урока: познакомить уч-ся с творчеством Грабаря, Шишкина.. Развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, строить аналогии. Формировать навыки работы в технике аппли...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/09/picture-797248-1473390476.jpg)
Конспект урока "Зимний пейзаж.Ночь"(Графика)
Вашему вниманию, предлагаю конспект урока по изобразительному искусству....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/19/picture-974847-1524132063.jpg)
Конспект урока изо "Пейзаж" (2 класс, Школа России)
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета...
Конспект урока "Морские эстафеты"
Урок "Морские эстафеты" Цель урока: Способствовать развитию навыков совместных двигательных действий.Задачи урока: ...