Рабочая программа по ИЗО 1-4
рабочая программа по изобразительному искусству (изо)
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа реализуется на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Б. М. Неменского Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2011).
Программа является частью общего курса изобразительное искусство в общеобразовательной школе и нацелена на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости в жизни и в искусстве;
- формирование духовно-творческой активности школьников;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредствам формирования художественных знаний, умений и навыков.
Общая характеристика учебного курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; особенности к познанию мира через чувства и эмоции.
Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.
Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» отводится 34 часа во 2-4 классах (1 час в неделю). На изучение изобразительного искусства в 1 классе отведено 27 учебных часа.
Краткая характеристика условий организации образовательного процесса
В МБОУ «Адамовская ООШ» учатся дети из 4 деревень. Обучение проводится на территории с. Адамово и Макаринино в приспособленном здании. Школа для детей является главным социальным центром.
На качество обучения влияют различные факторы:
- обучение ведется в классах комплектах (по 2 класса);
- в данном классе есть дети из малообеспеченных и многодетных семей;
- учащиеся класса приходят в школу за 2 км пешком (село Макаринино) и подвозятся из сел Макаринино, Журавлиха на школьном автобусе;
- неблагоприятные погодные условия (грунтовое покрытие дороги: осенняя и весенняя распутица, обильные снегопады, заносы в зимний период).
Все выше изложенные факторы негативно влияют на физическое, психическое и эмоциональное состояние, что, конечно же, наносит огромный урон усвоению программного материала и влияет на качество знаний. Однако, малочисленный состав позволяет применять личностно-ориентированный подход к обучению, а так же ежедневно отслеживать усвоение преподаваемого материала. Одновременное обучение детей разных возрастов в классе комплекте создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает достижение планируемых результатов освоения программы через системно-деятельностный подход.
Учебно-методический комплект по изобразительному искусству автора Б.М. Неменского позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения в области изобразительного искусства.
Материально-техническое обеспечение программы составляет:
Репродукции картин художников по программе.
Классная доска, ноутбук, телевизор.
Декоративно-прикладное искусство. Таблицы.
- Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся:
• будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
• сформируются основы духовно нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, — любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
• появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
• установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно - прикладном искусстве;
• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и
явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно творческой деятельности;
• научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ средств;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
• смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно- творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно - прикладное искусство) и участвовать в художественно творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно творческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно творческой деятельности;
• передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно творческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
• передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
3.Содержание учебного курса
1 класс
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Ты изображаешь, украшаешь и строишь | 27 | Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного класса. На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения: "Три брата-мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки". Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного брата-мастера – интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что "Мастера" работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов. Но "Мастера" предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под "шапкой-невидимкой". В первой четверти снимает с себя "шапку" и начинает открыто играть с детьми "Мастер Изображения". Во второй четверти он поможет снять "шапку-невидимку" с "Мастера Украшения", в третьей – с "Мастера Постройки". А в четвертой они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого "Мастера" связывается детская художественная работа со взрослым искусством, с окружающей действительностью. |
Распределение часов по разделам
№ | Раздел Тема | Количество часов | В том числе: | |
Практические работы | Уроки контроля (обобщающие уроки) | |||
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 8 | 7 | 1 |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 6 | 5 | 1 |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 8 | 7 | 1 |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 | 4 | 1 |
Всего: | 27 | 23 | 4 |
2 класс
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Ты и искусство | 34 | Программа 2 класса вводит учащихся в тему начального этапа художественного обучения «Основы художественного восприятия», закладывает фундамент такого восприятия. Основную идею программы — связь искусства с жизнью — выражают две линии: одна — познание образного строя искусства, другая — познание красоты жизни. Эти две линии будут развиваться в 3-4 классах и в среднем звене. Познание образного строя искусства — задача каждого урока. Познание красоты жизни осуществляется через задания уроков. На уроках у учеников продолжает формироваться умение быть в роли художника, зрителя, критика-зрителя. Во втором классе ученикам дается представление о сотворчестве художника и зрителя. Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно. Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. |
Распределение часов по разделам
№ | Раздел Тема | Количество часов | В том числе: | |
Практические работы | Уроки контроля (обобщающие уроки) | |||
1 | Чем и как работают художники | 8 | 8 | - |
2 | Мы изображаем, украшаем, строим | 8 | 8 | - |
3 | О чем говорит искусство? | 9 | 8 | 1 |
4 | Как говорит искусство? | 9 | 8 | 1 |
Всего: | 34 | 32 | 2 |
3 класс
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Искусство вокруг нас | 34 | Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре. Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека. В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей. |
Распределение часов по разделам
№ | Раздел Тема | Количество часов | В том числе: | |
Практические работы | Уроки контроля (обобщающие уроки) | |||
1 | Искусство в твоем доме | 8 | 7 | 1 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | 6 | 1 |
3 | Художник и зрелище | 11 | 10 | 1 |
4 | Художник и музей | 8 | 7 | 1 |
Всего: | 34 | 30 | 4 |
4 класс
№ п/п | Название раздела (главы) | Кол-во часов | Содержание учебного раздела (основные изучаемые вопросы) |
1 | Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) | 34 | Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядок в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как "целостную художественную личность". Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь "должна" господствовать правда художественного образа. Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры. Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов. Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества. В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа. |
Распределение часов по разделам
№ | Раздел Тема | Количество часов | В том числе: | |
Практические работы | Уроки контроля (обобщающие уроки) | |||
1 | Истоки родного искусства | 8 | 7 | 1 |
2 | Древние города нашей земли | 7 | 6 | 1 |
3 | Каждый народ - художник | 11 | 10 | 1 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 | 6 | 2 |
Всего: | 34 | 29 | 5 |
- Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |
Раздел «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения» - 8 ч. | ||||
1/1 | Изображения всюду вокруг нас. | |||
2/2 | Мастер Изображения учит видеть. | |||
3/3 | Изображать можно пятном. | |||
4/4 | Изображать можно в объеме. | |||
5/5 | Изображать можно линией. | |||
6/6 | Разноцветные краски. | |||
7/7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | |||
8/8 | Художники и зрители (обобщение темы). | |||
Раздел «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» -6 ч. | ||||
9/1 | Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать | |||
10/2 | Узоры на крыльях .(Украшение крыльев бабочек) | |||
11/3 | Красивые рыбы. | |||
12/4 | Украшение птиц. | |||
13/5 | Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. | |||
14/6 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | |||
Раздел «Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» - 8 ч. | ||||
15/1 | Постройки в нашей жизни. | |||
16/2 | Домики сказочных героев. | |||
17/3 | Домики, которые построила природа. | |||
18/4 | Дом снаружи и внутри. | |||
19/5 | Строим город. | |||
20/6 | Все имеет свое строение. | |||
21/7 | Строим вещи. Постройка предметов (упаковка) | |||
22/8 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) Памятники архитектуры. Образ города | |||
Раздел «Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» - 5 ч. | ||||
23/1 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник весны». Изображение. Украшение. Постройка | |||
24/2 | «Сказочная страна». Создание панно. | |||
25/3 | Разноцветные жуки | |||
26/4 | Времена года. Весенний пейзаж. Пейзаж. Настроение в рисунке. Экскурсия в парк. | |||
27/5 | Здравствуй, лето! (обобщение темы) |
2 класс
№ п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
Раздел «Чем и как работают художники» - 8 ч. | |||
1/1 | Гуашь. Цветочная поляна. | ||
2/2 | Гуашь, добавление черной и белой краски. Природная стихия | ||
3-4/3-4 | Восковые мелки. Букет осени | ||
5/5 | Аппликаций из осенних листьев | ||
6/6 | Аппликаций «Осенний ковер». Коллективная работа | ||
7/7 | Графические материалы. Волшебный цветок | ||
8/8 | Пластилин. Древний мир | ||
Раздел «Мы изображаем, украшаем, строим» - 8 ч. | |||
9/1 | Изображение и реальность. Птицы родного края | ||
10-11/2-3 | Изображение и фантазия. Сказочная птица | ||
12/4 | Украшение и реальность. Паутинка | ||
13/5 | Украшение и реальность. Кружева | ||
16 | Постройка и реальность. Мой дом | ||
15-16/7-8 | Постройка и фантазия. Коллективная работа «Городок – коробок» | ||
Раздел «О чем говорит искусство?» - 9 ч. | |||
17/1 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы. Море | ||
18/2 | Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных. | ||
19-20/3-4 | Образ человека и его характер. Женский образ | ||
21/5 | Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ) | ||
22/6 | Выражение характера человека через украшение | ||
23-24/7-8 | Выражение намерения человека через конструкцию и декор | ||
25/9 | Обобщение. Космическое путешествие | ||
Раздел «Как говорит искусство?» - 9 ч. | |||
26-27/1-2 | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета | ||
28/3 | Цвет как средство выражения. Автопортрет | ||
29-30/4-5 | Пятно как средство выражения. Силуэт | ||
31/6 | Линия, как средство выражения. Мыльные пузыри | ||
32-33/7-8 | Цвет, ритм, композиция - средства выразительности. Коллективная работа «Весна, шум птиц» | ||
34/9 | Итоговый урок года. Путешествие с Бабой-Ягой |
3 класс
№ п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
Раздел «Искусство в твоем доме» - 8 ч. | |||
1/1 | Твои игрушки. Лепка из пластилина | ||
2/2 | Посуда у тебя дома. Лепка из пластилина | ||
3/3 | Обои и шторы у тебя дома | ||
4/4 | Мамин платок | ||
5-6/5-6 | Такие книжки | ||
7/7 | Открытки | ||
8/8 | Обобщение «Труд художника для твоего дома» | ||
Раздел «Искусство на улицах твоего города» -7 ч. | |||
9/1 | Памятники архитектуры | ||
10/2 | Парки, скверы, бульвары | ||
11/3 | Ажурные ограды | ||
12/4 | Волшебные фонари | ||
13/5 | Витрины | ||
14/6 | Удивительный транспорт | ||
15 | Обобщение «Искусство на улицах твоего города» | ||
Раздел «Художник и зрелище» - 11 ч. | |||
16-17/1-2 | Художник в цирке | ||
18-19/3-4 | Художник в театре | ||
20-21/5-6 | Театр кукол | ||
22-23/7-8 | Театральные маски | ||
24/9 | Афиша и плакат | ||
25/10 | Праздник в городе | ||
26/11 | Школьный карнавал | ||
Раздел «Художник и музей» - 8 ч. | |||
27/1 | Музей в жизни города | ||
28/2 | Картина – особый мир. Картина - пейзаж | ||
29-30/3-4 | Картина - портрет | ||
31/5 | Картина - натюрморт | ||
32/6 | Картины исторические и бытовые | ||
33/7 | Скульптура в музее и на улице | ||
34/8 | Обобщение «Художник и музей» |
4 класс
№п/п | Тема | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |
Раздел «Истоки родного искусства» - 8 ч. | ||||
1-2/1-2 | Пейзаж родной земли. | |||
3-4/3-4 | Деревня - деревянный мир | |||
5-6/5-6 | Красота человека | |||
7-8/7-8 | Народные праздники. Обобщение «Истоки родного искусства» | |||
Раздел «Древние города нашей земли» - 7 ч. | ||||
9/1 | Родной угол | |||
10/2 | Древние соборы | |||
11/3 | Города Русской земли | |||
12/4 | Древнерусские воины - защитники | |||
13/5 | Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Москва | |||
14/6 | Узорочье теремов. | |||
15/7 | Пир в теремных палатах. Обобщение «Древние города нашей земли». | |||
Раздел «Каждый народ – художник» - 11 ч. | ||||
16-17/1-2 | Страна восходящего солнца | |||
18-19/3-4 | Народы гор и степей | |||
20/5 | Города в пустыне | |||
21-23/6-8 | Древняя Эллада | |||
24-25/9-10 | Европейские города Средневековья | |||
26/11 | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение «Каждый народ – художник» | |||
Раздел «Искусство объединяет народы» - 8 ч. | ||||
27-28/1-2 | Материнство | |||
29/3 | Мудрость старости. | |||
30/4 | Сопереживание – великая тема искусства | |||
31/5 | Герои, борцы и защитники | |||
32/6 | Юность и надежды | |||
33/7 | . Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» | |||
34/8 | Каждый народ – художник. Обобщающий урок |
- Список литературы
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/ Под руководством Б. М. Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2007.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2008.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: ты изображаешь, украшаешь и строишь: учеб. Для 1 кл. нач. шк./Л. А. Неменская. – М., 2009.
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач. шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.
Л.Ю. Бушкова Изобразительное искусство. 1 класс: поурочные планы .-М.: «Вако» - 2016
Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 1 кл. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 63 с.
Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 2 кл. – 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 65 с.
Кузин В. С. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 3 кл. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2006. – 66 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...