Календарно-тематическое планирование по ИЗО 1 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Монгуш Азиана Арсеньевна

Рабочая  программа  составлена  в  соответствии  с  требованиями  Федерального государственного  образовательного  стандарта  начального  общего  образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_izo.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

         Рабочая  программа  составлена  в  соответствии  с  требованиями  Федерального государственного  образовательного  стандарта  начального  общего  образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и программы  «Изобразительное  искусство»  автора  Б.М.  Неменского   (М.:  Просвещение, 2013 г.)

1. Цели и задачи

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности, как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

2. Место предмета в структуре ООП

Авторская программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение предмета «Изобразительное искусство» отведено 33 часа, 1 час в неделю.

3. Содержание программы

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов; а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах - искусстве книги, театра, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

 

 

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, объем, линия, цвет - основные средства изображения.

Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски.

Художники и зрители.

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения -мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки - олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств - пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка - разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

Выставка детских работ (1 ч)

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Полученные универсальные учебные действия учащиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» первоклассник научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник - предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах - иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги.

Первоклассник получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

                                                                                                                          4. Требования  к  уровню  подготовки  учащихся Iкласса

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих метапредметных, личностных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство». К ним относятся:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» в первом классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
  • совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • планировать практическую деятельность на уроке;
  • с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов);
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
  • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
  • ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
  • добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • слушать и понимать речь других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

-        готовность слушать собеседника и вести диалог;

        готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

Система оценки достижения планируемых результатов. Критерии оценивания

Объектом оценки результатов освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяться в оформлении школы.

Перечень учебно-методического обеспечения:

 1. Коротеева, Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 1- 4 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2013.

2. Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству : 1–4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева ; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012.

3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Рабочая программа. 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский [и др.]. – М. : Просвещение, 2012.

Календарно –тематическое планирование

   

     №

Дата проведения

         Тема урока

                                                Планируемые результаты

   План

  Факт

            Предметные

        Метапредметные

      Личностные

                                                                                                         Первая четверть ( 9 ч )

                                                                                                Ты учишься изображать ( 9 ч )

1

06.09.

Введение в предмет. Изображения всюду вокруг нас

Учить рисовать по желанию и по выбору учащихся

- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни ( техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др);

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- обогащение ключевых компетенций ( коммуникативных, деятельностных и др. );

- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную

в ценностно-эстетической сфере –

эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру ( семье, Родине, природе, людям)

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках ( живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование)

2

13.09.

Мастер Изображения учит видеть

Учить изобразить сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья

3

20.09.

Изображать можно пятном

Учить превращать произвольно сделанной краской  и кистью пятна в изображение зверушки .

4

27.09.

Изображать можно в объеме

Учить превращать комка пластилина в птицу или в зверушку и т.п. (лепка)

5

04.10.

Изображать можно линией

Учить рисовать линией. Рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе»

6

11.10.

Разноцветные краски

Учить пробовать краски – создать красочный коврик

7

18.10.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Учить изображать радости и грусти

8

25.10.

Художники и зрители ( обобщение темы)

Учить подвести итог работы. Итоговая выставка детских работ

9

08.11.

                                                                                                      Вторая четверть ( 7 ч )

                                                                                                       Ты украшаешь ( 8 ч )

10

15.11.

Мир полон украшений. Цветы

Учить работать коллективно, составить букет из вырезанных сказочных цветов

деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников;

- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов( литература, окружающий мир, родной язык и др.)

в ценностно-эстетической сфере – толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства , нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

11

22.11.

Красоту нужно уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен

Учить украсить крыльев бабочки

12

29.11.

Красивые рыбы. Монотипия

Учить украсить рыбок узорами чешуи ( в технике монотипии с графической дорисовкой)

13

06.12.

Украшения птиц. Объемная аппликация

Учить изображать нарядную птицу в технике объемной аппликации, коллажа

14

13.12.

Узоры, которые создали люди

Учить создать свой орнаментальный рисунок на основе полученных впечатлений

15

20.12.

Как украшает себя человек

Учить изображать любимых сказочных героев и их украшения

16

27.12.

Мастер Украшения помогает создать праздник

Учить создать украшения для новогодней елки или карнавальных головных уборов

                                                                                                          Третья четверть ( 9 ч )

17

17.01.

Обобщение темы «Ты украшаешь»

Итоговая выставка детских работ

- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни

в познавательной (когнитивной) сфере – умение применять полученные знания

                                                                                                           Ты строишь ( 11 ч )

18

24.01.

Постройки в нашей жизни

Познакомить детей с Мастером Постройки

( техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др);

- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- обогащение ключевых компетенций ( коммуникативных, деятельностных и др. );

- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную

в собственной художественно-творческой деятельности

в трудовой сфере – стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или украшения

в ценностно-эстетической сфере –

эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру ( семье, Родине, природе, людям)

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира.

19

31.01.

Дома бывают разные

Учить изображать сказочный дом для себя и своих друзей

20

07.02.

Домики, которые построила природа

Учить лепить сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов

21

21.02.

Дом снаружи и внутри

Учить изображать дома в виде буквы алфавита

22

28.02.

Строим город

Учить построить дома из бумаги путем складывания бумажного цилиндра

23

07.03.

Все имеет свое строение

Учить создать из простых геометрических форм изображения зверей в технике аппликации

24

14.03.

Строим вещи

Учить конструировать упаковки или сумки, их украшение .

25

20.03.

                                                                                                     Четвертая четверть ( 8 ч )

26

03.04.

Город, в котором мы живем

Учить создать панно «Город, в котором мы живем». Коллективная работа.

деятельность, выбирать средства для реализации

художественного замысла;

27

10.04.

28

17.04.

Обобщение темы «Ты строишь»

Итоговая выставка детских работ

                                                    Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу ( 5 ч )

29

24.04.

Три Брата – Мастера всегда трудятся вместе

Учить три вида художественной деятельности. Игра в художников и зрителей  

- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов( литература, окружающий мир, родной язык и др.)

- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках ( живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или украшения.

30

01.05.

Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки

Учить конструировать и украшать птиц или божьих  коровок, жуков, стрекоз, бабочек

31

08.05.

Сказочная страна

Учить коллективно работать и создать панно

32

15.05.

Коллективная работа «Времена года»

Учить создать коллаж и объемные композиции на основе смешанных техник

33

22.05.

Здравствуй, лето! Урок любования ( обобщение темы)

Учить создать композиции «Здравствуй, лето!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...