Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

Ивакина Людмила Сергеевна
Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Цель учебного предмета "Изобразительное искусствo" в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры уч-ся как неотъемлемой части культуры духовной, духовно-нравственное; развитие, эстетическое восприятие мира, привитие интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка. Одна из ведущих задач - формирование творчески созидательной личности, способной воспринимать, понимать, чувствовать. Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,на основе программы "Изобразительное искусство" 1-4 кл под редакцией Б.М. Неменского (Москва. Просвещение 2016 г). Программа рассчитана на 33 часа. Срок реализации программы - 1 год. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:; - изобразительная художественная деятельность; - декоративная художественная деятельность; - конструктивная художественная деятельность. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1_kl.docx203.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Красносельская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Михаила Дмитриевича Цыкина

                 

C:\Users\Людмила\Pictures\2020-10-10\001.jpg

Рабочая программа

по изобразительному искусству

1 класс

Начальное общее образование

Количество часов: всего 33ч в год

(1 ч в неделю)

                                                                                 Учитель: Ивакина Л.С.

1 категория

13 разряд

                                                     

                                                            с.Красное

2019 -2020 год

Пояснительная записка

     Рабочая программа по изобразительному искусству в 1 классе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе программы «Изобразительное искусство» 1-4 кл под редакцией Б.М. Неменского (Москва. «Просвещение»  2016 г).

Программа рассчитана на 33 часа

Срок реализации программы – 1 год

Общая характеристика  учебного предмета

   Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры уч-ся как неотъемлемой части культуры духовной, духовно-нравственное  развитие, эстетическое восприятие мира, привитие интереса и потребности в общении с искусством,  прекрасным в жизни и в творчестве.Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Одна из ведущих задач – формирование творчески – созидательной личности, способной воспринимать, понимать, чувствовать.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»

-формирование у учащихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

-формирование творческой активности учащихся, умения включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ;

-овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений навыков;

-развивать важнейшие для художественного творчества способности, т.е. умение видеть жизнь глазами художника;

-воспитание интереса и любви к искусству;

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

— изобразительная художественная деятельность;

— декоративная художественная деятельность;

— конструктивная художественная деятельность.

 

   Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка.

Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

  Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь, карандаши, мелки, пластилин различные виды бумаги, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач -постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства.

Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.

 Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.

Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальностиявляется важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

 Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира

 являются важными условиями освоения детьми материала курса.

Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

  Данной программе присуще тематическая цельность и последовательность. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 1 класса – «Ты изображаешь, украшаешь и строишь».

1.Ты учишься изображать

2. Ты украшаешь

3. Ты строишь

4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу.

  Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка -рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные средства различных художественных материалов.

 Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют

соответствующая музыка и литература, помогающие  детям на уроке

воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга,

 с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и

уверенность в своих силах.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти,

по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, трудом.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

  Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета в учебном плане

   В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего на курс -135 ч. В 1 классе  предмет изучается в объеме 33часов  в год.

По мере производственной необходимости в программе вносятся необходимые коррективы.

Данная учебная программа включает также задачи художественного труда и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд».

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

       Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства и повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности служит источником развития образного мышления.

Доминирующее  значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

       В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в 1 классе  должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-сформированность наблюдательности и фантазии;

-сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой

деятельности),

 - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной

творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

Метапредметные  результаты:

- работать по предложенному учителем плану;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

 - планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии  с  поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;

-овладение умением вести диалог в процессе выполнения коллективной творческой работы;

 -отличать верно выполненное задание от неверного;

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

 - совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку  деятельности класса на уроке;

-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты: 

-сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека;

-знание видов художественной деятельности: изобразительной, конструктивной, декоративной;

-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

-овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации;

-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы;

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Планируемые результаты

       В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся:

-будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

-начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие и познавательные  способности, эстетические чувства;

-сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

-появится способность к реализации творческого потенциала, разовьется трудолюбие.

Обучающиеся:

-освоят основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности;

-приобретут первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения на плоскости;

-получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

-овладеют навыками работы с художественными  материалами (гуашь, цветные карандаши, пластилин, бумага);

-овладеют начальным опытом самостоятельной творческой деятельности;

-приобретут навыки коллективного творчества.

Содержание темы курса

«ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ».

1 класс

«Ты учишься изображать».

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Художники и зрители (обобщение темы).

«Ты украшаешь».

Мир полон украшений.

Цветы

Красоту надо уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц. Объемная аппликация.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

«Ты строишь».

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

« Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу»

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник весны.

Сказочная страна.

Времена года

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

Учебно-тематический план

п/п

1

Тема раздела

Содержание

Кол-

во часов

Ты учишься изображать

     -9ч

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

1

2

 1

1

1

1

1

1

2

Ты украшаешь

   --   8ч

Мир полон украшений.

Цветы

Красоту надо уметь замечать.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц. Объемная аппликация.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

1

1

1

1

1

1

1

1

3

Ты строишь

   -  11ч

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

1

1

1

1

2

1

2

2

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

  -  5ч

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Праздник весны. Праздник птиц.

Сказочная страна.

Времена года.

Уроклюбования .Здравствуй, лето! (обобщение темы).

1

1

1

1

1

33

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

                                                                            1 класс

Ты изображаешь, украшаешь, строишь  (33 ч)

     Присутствие разных видов художественной деятельности в повседневной жизни. Многообразие видов художественного творчества и работы художника. Наблюдение с разных художнических позиций реальности и открытие первичных основ изобразительного языка. Обучение рисованию, украшению и конструированию, освоение выразительных свойств разных художественных материалов. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.

Ты учишься изображать (9 ч)

    Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть — осмысленно рассматривать окружающий мир — надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Изображения всюду вокруг нас

Мастер изображения учит видеть

Изображать можно пятном

Изображать можно в объеме

Изображать можно линией

Разноцветные краски

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Художники и зрители (обобщение темы)

Изображения  в жизни  человека.

Изображая мир учимся его видеть и понимать. Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза.

Формирование поэтического видения мира.

Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения.

Знакомство с Мастером Изображения.

Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Развитие наблюдательности. Эстетическое восприятие деталей природы.

Знакомство с понятием «форма». Сравнение по форме различных листьев и выявление ее геометрической основы. Использование этого опыта в изображении разных по форме деревьев.

Сравнение пропорций частей в составных, сложных формах (например, из каких простых форм состоит тело у разных животных).

Задание: изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья.

Материалы: цветная бумага (для аппликации), клей, ножницы или цветные карандаши, фломастеры.

Вариант задания: изображение животных (чем они похожи и чем отличаются друг от друга).

Материалы: фломастеры или цветные карандаши, мелки.

Развитие способности целостного обобщенного видения.

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Тень как пример пятна, которое помогает увидеть обобщенный образ формы.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и т.д)

Образ на основе пятна в иллюстрациях известных художников (Т. Маврина, Е.Чарушин, В.Лебедев, М. Митурич и др.) к детским книгам о животных.

Навыки работы на уроке с кистью, краской (одна банка) и водой.

Задание: превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки (дорисовать лапы, уши, хвост, усы и т.д.).

Материалы: одноцветная краска (гуашь или акварель, тушь), кисть, вода, черный фломастер.

Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, т. е. образные (похожие на кого-то), объемные объекты в природе (пни, камни, коряги, сугробы и др.). Развитие наблюдательности и фантазии при восприятии объемной формы.

Целостность формы.

Лепка: от создания большой формы к проработке деталей. Изменения комка пластилина способами вытягивания и вдавливания.

Задание: превращение комка пластилина в птицу или зверушку и т.д. (лепка).

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость».

Линии в природе.

Линейные изображения на плоскости.

Повествовательные возможности линии (линия-рассказчица).

Задание: рисунок линией на тему «Расскажи нам о себе».

Вариант задания: рисунки на темы стихов С. Маршака,

А.Барто, Д. Хармса

с веселым, озорным развитием сюжета.

Материалы: черный фломастер или карандаш, бумага.

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Навыки работы гуашью.

Организация рабочего места.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Задание: проба красок — создание красочного коврика.

Вариант задания: нарисовать то, что каждая краска напоминает.

Материалы: гуашь, широкая и тонкая кисти, белая бумага.

Выражение настроения в изображении. Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (невидимый мир). Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Какое настроение вызывают разные цвета?

Задание: изображение радости и грусти. (Изображение с помощью цвета и ритма может быть беспредметным.)

Вариант задания: создание образов контрастных по настроению музыкальных пьес.Материалы: гуашь, кисти, бумага. -

Художники и зрители. Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Учимся быть художниками, учимся быть зрителями. Итоговая выставка детских работ по теме. Начальное формирование навыков восприятия и оценки собственной художественной деятельности, а также деятельности одноклассников.

Начальное формирование навыков восприятия станковой картины.

Знакомство с понятием «произведение искусства». Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников.

Художественный музей.

Находитьв окружающей действительности изображения,  сделанные художниками.

Рассуждатьо содержанииРассматриватьиллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображатьто, что каждый хочет, умеет, любит

Находить, рассматриватькрасоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т. п.) и рассуждатьоб увиденном (объяснять увиденное).

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических

форм.

Создавать,изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья).

Использоватьпятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотноситьформу пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Воспринимать и анализировать(на доступном уровне) изображения на

основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т. е. дорисовывания пятна (кляксы).

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Изображать в объеме птиц, зверей

способами вытягивания и вдавливания

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находить и наблюдатьлинии и их ритм в природе.

Сочинять и рассказыватьс помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни.

Овладевать первичными ими им

работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми

им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать

возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешения и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.д.).

Изображать радость или грусть.

Обсуждать и анализироватьработы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

Ты украшаешь (8 ч)

      Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Мир полон украшений

Цветы

Красоту нужно уметь замечать

Узоры на крыльях.

Ритм пятен

Красивые рыбы.

Монотипия

Украшения птиц.

Объемная аппликация

Узоры, которые создали люди

Как украшает себя человек

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя.

Знакомство с Мастером Украшения. Мастер учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивее; он учится у природы.

Цветы — украшение Земли. Цветы украшают нашу жизнь. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узорчатых деталей.

Задание: составление (с помощью учителя) букета (корзины) из вырезанных сказочных цветов, созданных детьми (первая коллективная работа).

Вариант задания: изображение сказочного цветка.

Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага.

Развитие наблюдательности.

 Опыт эстетических впечатлений от красоты природы.

Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту.

Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Любование красотой бабочек и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор.

Задание: украшение крыльев бабочки(по вырезанной заготовке (крупно на весь лист) детьми).

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага (возможна работа графическими материалами).

Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом.

Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии (отпечаток красочного пятна).

С позиций Мастера Украшения учимся видеть красоту разнообразных поверхностей (любоваться узорами чешуи рыбы, корой дерева, рябью на воде, спилами камней, листьями растений, шероховатыми и гладкими раковинами, кожей змеи или ящерицы на фотографиях). Мир наполнен неброскими рисунками узоров разных поверхностей, их надо уметь замечать.

Монотипия — это цветное пятно (в форме рыбы), сделанное гуашью или акварелью на бумаге, которое сразу отпечатывается (прижимается рукой) на другом листе. Пятно приобретает выразительную фактуру.

Задание: украшение рыбок узорами чешуи (в технике монотипии с графической дорисовкой).

Материалы: гуашь (акварель), фломастер или тушь, палочка, бумага. -

Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов.

Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и на форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять ее характер (веселая, быстрая, важная). Развитие начальных навыков объемной работы с бумагой разной фактуры.

Задание: изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа.

Материалы: разноцветная и разно-фактурная бумага, ножницы, клей.

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Где можно встретить орнаменты? Что они украшают?

Задание: создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений.

Материалы: гуашь, кисти, листы цветной бумаги.

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Когда и зачем украшают себя люди? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.

Задание: изображение любимых сказочных героев и их украшений.

Материалы: гуашь, кисть, цветная бумага.

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

Традиционные новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. Обобщение материала всей темы: какие бывают украшения и зачем они нужны?

Задание: создание украшения для новогодней елки или карнавальных головных уборов: коллективного панно

«Новогодняя елка»

Материалы: цветная бумага, фольга, серпантин, ножницы, клей.

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетически оцениватьукрашения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги.

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Понимать простые основы симметрии.-

Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д.

Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.

Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах.

Освоить простые приемы техники монотипии.

Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира.

Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре.

Развитие декоративного чувства

при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность.

Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже .

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Получать первичные навыки декоративного изображения.

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.д.).

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.

Создаватьнесложные новогодние

украшения из цветной бумаги (елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

 Выделять и соотноситьдеятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений

Ты строишь (11ч).

     Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета.

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Постройки в нашей жизни

Дома бывают разными

Домики, которые построила природа

Дом снаружи и внутри

Строим город

Содержание курса

Все имеет свое строение

Строим вещи

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую.

Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Из каких частей может состоять дом? Составные части (элементы) дома (стены, крыша, фундамент, двери, окна и т.д.) и разнообразие их форм.

Задание: изображение сказочного дома для себя и своих друзей.

Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.

Вариант задания: построение на бумаге дома с помощью печаток.

Материалы: разведенная на блюдце гуашь (акварель) одного цвета, коробок, ластик, колпачок от ручки (в качестве печатки), шероховатая бумага.

Многообразие природных построек (стручки, орешки, раковины, норки, гнезда, соты и т. п.), их формы и конструкции. Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков. Соотношение форм и их пропорции.

Задание: лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов изображение сказочных домиков на бумаге (к концу занятия учитель выстраивает из вылепленных домиков сказочный город).

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечки или гуашь.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Понятия «внутри» и «снаружи».

Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома, взаимоотношение его частей.

Задание: изображение дома в виде буквы алфавита (нарисовать крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, населить его маленькими человечками, показав, как бы они могли там жить, что будет крышей, где будет вход и т.д.).

Вариант задания: изображение в виде домика самых разных предметов.

Материалы: мелки, цветные карандаши или фломастер (лучше по акварельному фону), бумага.

Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности — рассматривание реальных зданий разных форм. Игра в архитекторов.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектура. Архитектор. Планирование города. Деятельность художника-архитектора.

Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора.

Приемы работы в технике бумажной пластики.

Задание: постройка домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра, его двукратного сгибания и добавления необходимых частей: постройка города из бумажных домиков.

Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.

Вариант задания: создание домиков из коробочек или пластилина; создание города из этих домиков.

Тематическое планирование

Конструкция предмета.

Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм.

Задание: создание из простых геометрических форм (заранее вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображений зверей в технике аппликации.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Конструирование предметов быта.

Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. Как наши вещи становятся красивыми и удобными?

Задание: конструирование упаковок или сумок, украшение их.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей.

Создание образа города.

Прогулка по родному городу или селу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки.

Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Задание: создание панно «Город, в котором мы живем» (коллективная работа или индивидуальные работы по впечатлению от экскурсии).

Материалы: склеенный большой лист бумаги

(тонированная или обои) в качестве фона для панно, цветная бумага (для создания построек с наклеенными деталями в технике аппликации), гуашь (для изображения жителей и машин).

Готовые аппликации (постройки) и изображения жителей, машин выразительно располагаются (компонуются) на большом листе бумаги — фоне панно.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно (распределение обязанностей, соединение частей или элементов изображения в единую композицию).

Обсуждение работы.

Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Приобретатьпервичные навыки структурирования пространственной формы.

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»).

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки орешки и т д) анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей.

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображатьфантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри.

Рассматривать и сравниватьреальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома.

Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка.

Характеристика деятельности учащихся

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять и конструироватьиз

простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации.

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги

различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их,производя правильный порядок учебных действий.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описыватьархитектурные впечатления.

Делать зарисовкигорода по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании

коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсужденииитогов совместной практической деятельности.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

     Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

Праздник весны.

Праздник птиц.

Разноцветные жуки

Сказочная страна

Времена года

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы)

Изображение, украшение и постройка — три стороны работы художника при создании произведения, три вида его художественной деятельности.

Три вида художественной деятельности присутствуют в процессе создания практической работы и при восприятии помогают анализировать произведения искусства.

Три вида художественной деятельности (три Брата-Мастера) как этапы, последовательность создания произведения. Три Брата-Мастера всегда взаимодействуют: они постоянно помогают друг другу, но у каждого Мастера своя работа, свое назначение (своя социальная функция).

В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы, т.е. что это – изображение, украшение или постройка.

Выставка работ учащимися.Обсуждение рисунков, скульптуры и т.д. , выделение в них работы каждого из мастеров. Игра в художников и зрителей.

Рассматривание произведений разных видов искусства, в которых наиболее наглядно проявлены конструктивное, декоративное и изобразительное начала.

Развитие наблюдательности и изучение природных форм. Овладение практическими навыками изображения, конструирования и украшения (декорирования) разнообразных пространственных

Сюжеты заданий (прилет птиц, пробуждение жучков, стрекоз, букашек и т.д.) могут варьироваться в соответствии с целями и учебными задачами темы.

Задание: конструирование и украшение птиц или божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек.

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, нитки.

Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник

Изображение сказочного мира.

Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его.

Активизация творческих способностей учащихся, развитие воображения, эстетического вкуса и коммуникативных умений.

Коллективная работа с участием всех учащихся класса по созданию панно-коллажа.

Задание: коллективное панно или индивидуальные изображения по сказке.

Материалы: цветная бумага, фольга, ножницы, клей или гуашь, кисти, бумага.

Создание  коллажей и объемных композиций на основе смешанных техник.

Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объемного изображения в единой композиции.

Выразительность, ритмическая организация элементов коллективного панно.

Навыки овладения различными приемами работы с бумагой, различными фактурами, используя сочетания цвета и линии.

Опыт творчества, творческого эксперимента в условиях коллективной художественной игры.

Восприятие красоты природы.

Экскурсия в природу.

Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров.

Просмотр слайдов и фотографий с выразительными деталями весенней природы (ветки с распускающимися почками, цветущими сережками, травинки, подснежники, стволы деревьев, насекомые).

Повторение темы «Мастера Изображения,

Украшения и Постройки учатся у природы».

Братья-Мастера помогают рассматривать объекты природы: конструкцию (как построено), декор (как украшено).

Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.

Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция.

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Задание: создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы.

Материалы: гуашь, кисти или графические материалы, бумага.

Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка.

Анализировать, в чем состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Воспринимать и обсуждатьвыставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе.

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

Наблюдать и анализироватьприродные пространственные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумыватьдекор на основе алгоритмически заданной конструкции.

Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов.

Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Творчески игратьв процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя._

Учиться поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение.

Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами.

Выделять этапыработы в соответствии с поставленной целью.

Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.

Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами.

Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования.

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций

картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Развивать навыкиработы с живописными и графическими материалами.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!».

Учебно-методическое обеспечение

  Предметная линия учебников под редакцией  Б.М. Неменского 1-4 классы

- Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений  / Под ред.Б. М. Неменского. — Москва.  Просвещение, 2011г.

-Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся

общеобразовательных учреждений   / Под ред. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2014г.

Методические пособия

- Рабочие программы. Изобразительное искусство Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.  /Б.М.Неменский /  Москва.

«Просвещение» 2016г

-Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки   1-4 классы под редакцией Б.М. Неменского. Москва. «Просвещение» 2013г

-Предметная линия учебников под редакцией  Б.М. Неменского 1-4 классы

Б.М.Неменский, И.Б.Полякова, Т.Б.Сапожникова. « Особенности обучения  школьников по программе Б.М. Неменского  «Изобразительное искусство и художественный труд». Лекции». Москва. Педагогический университет.

- Л.Ю.Бушкова.  Поурочные разработки по изобразительному искусству 1 класс по программе  Б.М. Неменского. Москва. Вако.2015

Литература

Л.Ю.А.Майорова.  Идеи для творчества.

Н.П.Костерин «Учебное рисование»

Г.В.Беда «Основы изобразительной грамоты»

Галерея гениев  Н.В.Геташвили «Леонардо», Е.Н.Евстратова «Репин».

Музеи мира. А.Барагамян «Третьяковская галерея»

В.-И.Т.Богдан  «Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург»

М.А.Немировская «И.Репин. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Графика».

А.Б.Иванов «Рассказы о русских художниках»

Журналы

«Простые уроки рисования», «Изобразительное искусство в школе»,      «Эскиз», «Маленькие художники»

Мультимедийные пособия:

«Азбука искусства» (как понимать картину)

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

«Популярная художественная энциклопедия» - электронная библиотека (архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство)

«Шедевры русской живописи»

«Большая энциклопедия живописи»

«Эрмитаж. Искусство Западной Европы».

Интернет-ресурсы:

 - Библиотека изобразительных искусств - http:// artlib. ru 

- Портал Искусство - http://ru.wikipedia.org/wiki  

- Виртуальный музей искусств -  http://www.museum –online.ru

-Музеи мира - http://www.museum.ru

 - http: //nsportal .ru

 - http: // www.slovarus. ru

- Российский образовательный портал - http://www.school.edu.ru

-http://festival.1september.ru .-Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

- http://www.smirnova.net/ - гид по музеям мира и галереям.

- www.uchitel-izd.ru –издательство «Учитель»

- Учебно-методический портал -  http://www.uchmet.ru/

- Педагогика искусства - http://www.art-education.ru/AE-magazine /

Календарно-тематическое планирование-1 класс

п/п

урока

Тема

Кол.

часов

Дата  план

Дата факт

«Ты учишься изображать».

1.

1.

Изображения всюду вокруг нас.

1

2.

2.

Мастер Изображения учит видеть.

1

3.

3.

Изображать можно пятном.

1

4.

4.

Изображать можно в объеме.

1

5.

5.

Изображать можно линией.

1

6.

6.

Разноцветные краски.

1

7.

7.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

1

8.

8.

Художники и зрители (обобщение темы).

1

«Ты украшаешь».

9.

9.

Мир полон украшений. Цветы. Коллективная работа.

1

10.

10.

Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен.

1

11.

11.

Красивые рыбы. Монотипия.

1

12.

12.

Украшения птиц. Объемная аппликация.

1

13.

13.

Узоры, которые создали люди.

1

14.

14.

Как украшает себя человек.

1

15.

15.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). Коллективная работа «Новогодняя елка»

1

«Ты строишь».

10ч

16.

16.

Постройки в нашей жизни.

1

17.

17.

Дома бывают разными.

1

18.

18.

Домики, которые построила природа.

1

19.

19.

Дом снаружи и внутри.

1

20.

20.

Строим город.

1

21.

21.

Строим город.

1

22.

22.

Все имеет свое строение.

1

23.

23.

Строим вещи.

1

24.

24.

Строим вещи

1

25.

25.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Коллективная работа.

 1

« Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу»

26.

26.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

1

27.

27.

Праздник весны. Праздник птиц.

1

28.

28.

Сказочная страна.  Коллективная работа.

1

29.

29.

Времена года

1

30.

30.

Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

1

31

31

Резерв учебного времени

32

32

Резерв учебного времени

33

33

Резерв учебного времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...