Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Рабочая программа по изобразительному искусству, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo_4a_kl.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

  Согласовано:

  Зам. директора по УВР

                                       Утверждаю:

Директор «МОУ «Коменская СОШ»

Протокол №___

 ______________ О.В.Кузькина

____________ М.С. Гончарова

от «___»_________201__г.

 «____»___________201__г

Приказ №____ от «___»______________201__г

 «Коменская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

" Изобразительного искусства "

4 кл.

на 2020 - 2021 учебный год

Составитель:

Балаганская Г.П.

учитель начальных классов

 первой квалификационной категории

2020 г.

Пояснительная записка

       Рабочая программа по изобразительному искусству составляются на основе: Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 г №373; с изменениями, утвержденными приказом МО и Н РФ от 26 ноября 2010 года, приказом МО и Н РФ №1576 от 31 декабря 2015 года);

       Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и рабочей программы «Изобразительное искусство» 4 класс авторов Б.М.Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2016 г. 

Уровень изучения предмета – базовый. Изучение предмета «

Изобразительное искусство » ведется в 4 классе согласно федеральному учебному плану. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный  час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год.

           

Место курса «Изобразительное искусство» в учебном плане

На изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1ч в неделю. Авторская программа рассчитана на 34ч (34 учебные недели),

Уровень – базовый

Направленность – начальное общее образование

Срок реализации программы -  1 год

Цели курса

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи курса
      изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
  • Общая характеристика учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа

-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом

-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

-форсированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств

-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя

-умение сотрудничества с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом

-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

-овладение умением творческого видения с позиции художника, т.е. умением сравнивать, анализировать выделять главное, обобщать

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в случае неуспеха

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам

- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы

-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию

-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач

- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий

-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

Учащийся научится

-формировать первоначальные представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека

- формировать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру, понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством

-владеть практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства

-владеть элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации).

- различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной (народные и прикладные иды искусства)

-владеть основными видами и жанрами пространственно-визуальных искусств

-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона

-уметь видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике

- использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и художественные техники

-ь передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу

- компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ

- применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты

-навыкам моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

Учащиеся получат возможность научиться:

-характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоты природы различных регионов нашей страны;

-рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображать в творческих работах особенностей художественной культуры разных народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций

-эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик,-свидетелей нашей истории;

- приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

                                           Содержание учебного предмета

     Многообразие художественных культур народов Земли и единство представлений народов о духовной красоте человека. Разнообразие культур – богатство культуры человечества. Цельность каждой культуры – важнейший элемент содержания в 4-м классе. Приобщение к истокам культуры своего народа и других народов Земли, ощущение себя участниками развития человечества. Приобщение к истокам родной культуры, обретение опыта эстетического переживания народных традиций, понимание их содержания и связей с современной жизнью, собственной жизнью. Это глубокое основание для воспитания патриотизма, самоуважения, осознанного отношения к историческому прошлому и в то же время интереса и уважения к иным культурам. Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).

Истоки родного искусства (8ч.) Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли (7ч.) Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Каждый народ – художник (11 ч.) Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Искусство объединяет народы (8ч.) От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

Тематическое планирование

№п/п

Содержание программного материала

Количество часов

1

Истоки родного искусства

8 часов

2

Древние города нашей земли

7 часов

3

Каждый народ – художник

11 часов

4

Искусство объединяет народы

8 часов

Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование

.

урока

Тема раздела, урока

Дата

План

Факт

                                        Истоки родного искусства (8 ч.)

1

Пейзаж родной земли.

2

Красота природы в произведениях русской живописи.

3

Русская красавица.

4

Деревня – деревянный мир.

5

Русская деревянная изба. Конструкция и украшение избы.

6

Образ русского человека в произведениях художников.

7

Календарные праздники.

8

Народные праздники.

                                       Древние города нашей земли (7ч.)

9

Родной угол.

10

Древние соборы.

11

Города Русской земли.

12

Древнерусские воины - защитники.

13

«Золотое кольцо России».

14

Узорочье теремов.

15

Праздничный пир в теремных палатах.

                                   Каждый народ – художник (11ч.)

16

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры.

17

Искусство оригами.

18

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

19

Народы гор и степей.

20

Юрта как произведение архитектуры.

21

Города в пустыне.

22

Древняя Эллада.

23

Олимпийские игры.

24

Средневековый город.

25

Образ готического храма в средневековом городе.

26

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение раздела «Каждый народ – художник».

                                    Искусство объединяет народы (8ч.)

27

Тема материнства в искусстве.

28

Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.

29

Мудрость старости.

30

Сопереживание Дорогою добра.

31

Герои-защитники.

32

Героическая тема в искусстве разных народов.

33

Юность и надежда.

34

Искусство народов мира (обобщение темы).

Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Литература

 1.Учебник» для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений /Под редакцией Б.М. Неменского. -М.: Просвещение, 2014.

     2. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 1-4 классы. Поурочные разработки под редакцией Б.М. Неменского .-М.:   Просвещение, 2014.

      3.Рабочие программы. Изобразительное искусство авторов Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой, О. А. Кобловой, Т. А. Мухиной. М.: «Просвещение» 2016 г.

Дополнительная литература

-  Сборники статей о изобразительном искусстве.

- Книги о художниках.

 - Научно - популярная литература по искусству.

- Портреты художников.

- Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся художников

-

Информационные ресурсы

  1. http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи)
  2. http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история искусства, дополнительные темы
  3. http://mifolog.ru/ Энциклопедия мифологии (изложение мифов, тексты)
  4. http://www.virtourist.com/ Англоязычные сайты виртуальных путешествий по странам мира
  5. http://www.classical.ru/r/ Архив классической музыки в формате Real Audio
  6. http://www.sphericalimages.com/stpauls/virtual_tour.htm Виртуальная экскурсия по собору святого Павла в Лондоне
  7. http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)
  8. http://eurotour.narod.ru/index.html Виртуальные путешествия по странам мира
  9. http://www.wco.ru/icons/ http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ Виртуальный каталог икон
  10. http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства, сгруппированных по эпохам и стилям

Аппаратно-технические средства обучения

  1. Персональный компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран
  4. Принтер
  5.  Сканер
  6. Акустические колонки (на рабочем месте учителя)
  7. Доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...