Урок года - 2018г. Поурочный план на тему: " «Отражение знаков солнца, земли и воды в оконных наличниках.»
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Хертек Байлак Шолбановна

Цели:

  • 1) создать условия для формирования у подростков  эстетического вкуса, восприятия прекрасного, дара воображения, для рождения вопросов о смысле жизни и  бытия.
  • 2) развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;
  • 3) воспитывать культуру восприятия знаков-символов, узоров.

 

Оборудование: иллюстрации с изображением русских народных изб, печей; музыкальное сопровождение: звоны колоколов; изображения избушек и теремов из русских народных сказок; акварель или восковые мелки, кисти, бумага, вазы, ритуальные ложки, убранство юрты...

 

 План- конспект урока

 

Ход урока

Оргмомент: Добрый день!

В дорогу, девчонки!

В дорогу, мальчишки!

По лесенке знаний шагайте смелей!

Чудесные книжки и добрые встречи

Ступеньками будут на ней!

Я очень надеюсь, что встреча наша будет доброй.

 

Ребята, я приготовила для вас выставку.

После просмотра мы вместе подберем название для выставки.

Будьте осторожны с проводами.

Подойдите к столу, окружите его, возьмитесь за руки, закройте глаза.

 

Повторите за мной: «Ахалай – махалай! Раз, два, три!»

Откройте глаза.

Ребята, перед вами изделия прикладного творчества разных народов. Угадайте, какие изделия относятся к какой культуре. Начнем с тувинской. Сгруппируйте теперь изделия по национальным культурам.

 Мы привели в порядок нашу выставку – привели ее в систему. Как мы ее назовем?  «Прикладное искусство народов»

Посмотрите, что общего во всех изделиях?(Орнаменты, узоры, знаки).

Мы сегодня  прикоснемся к  истокам  орнамента. Для этого возьмем примеры из русской  культуры.

Садитесь, держите осанку, откройте тетради, запишите тему урока.

 

 

Сегодня восемнадцатое декабря.

Тема «Отражение знаков солнца, земли и воды в оконных наличниках.»

Словарь: орнамент, знак, символ, оберег, эстетика.

Моя цель: постараться посеять в ваших головах знания о древних знаках славян.

А ваша цель: (понять значение знаков, чтобы уметь читать орнамент).

В целях экономии времени я на каждый стол даю листы. Будете работать группами.

 

     Одним из элементов, наиболее часто встречающихся в славянских резных деревянных изделиях является знак Солнца. Символ Солнца в виде солярного знака, по народным поверьям, был древним оберегом от злых чар, наговоров и прочего и являлся также источником света, тепла, жизни и добра. Особенно насыщались символикой орнаменты окон и наличников, так как окно считалось путем для проникновения нечисти, местом для воздействия чужого недоброго глаза.

Знаки солнца (объяснить). Солнце – источник света, тепла. Без него  и семя не прорастет, и земля не родит  урожай. Без воды  тоже ничего не взойдет. Огонь - частица солнца на земле, самый сильный оберег и страшная стихия.

      Кроме знака солнца славяне часто применяли Знаки земли представлены в виде квадратов, прямоугольников и ромбов. Знак вспаханного поле (поле с семенами) представляет свой ромбик, разделенный на четыре равные части, в центре каждой которых вырезан кружочек. Это знак являлся символом плодородия, блага в условиях земледельческого миропонимания.

      Не менее важным для славян был знак воды – символ языческого бога Перуна – богом дождя и поэтому молились Перуну, чтобы он наслал дождь на землю. Потому что славяне не поливали свои поля.

Закрепление. (Про жилище разных народов).

Посмотрите на эти жилища?

Каких народов жилище вы видите?

Жилище  тувинцев юрта.

Посмотрите какие орнаменты и узоры на двери юрты, молоточные узоры тоже считались солнечным, а полумолоточные узоры это уже вода т.е волны. С давних пор люди передавали цвету особое значение. В средние века красный цвет означал силу, могущество, достоинство. Велика роль красного цвета в обрядах и празднествах.           У тувинце красный цвет означает торжественность, величие и символизирует огонь и энергию. Отверстие юрты тундук – тоже украшали знаками солнца.

В русской избе посмотрите какие орнаменты видны. Да, знаки солнца, те же знаки и символы…

     Орнаменты декора домов и жилищ еще не были предметом исследования как носители информации культового характера. Те изображения, которые мы привыкли видеть на домах нашего города и считать простыми элементами орнамента, в древности имели глубокий смысл, носивший религиозный и тесно переплетающий с ним магический характер.

 

Переход к наличникам.

 

Фасад дома – лицо. «Глаза – зеркало души».

Есть такое выражение: «Глаза – зеркало души». А для дома глазами являлись окна. Через окно могла проникнуть в жилище и нечистая сила, значит надо обезопасить себя от нее. 

 

А глаза дома – окна. Древние люди верили в наличие враждебных сил и старались защитить себя, свое жилье.

Демонстрация наличников. Записать названия частей наличника.

 Прочтение их: «Найдите знаки солнца, земли, воды».

 

              Туран основан в 1885 году. Это первое поселение в Туве.

В настоящее время в городе Туран сохранились очень мало домов с резными наличниками. Назначение тоже изменилось …Видно, что мастеров было мало, потому что большинство наличников были украшены простыми и одинаковыми мотивами. Посмотрите на снимки, которые я сделала в Туране, где изображены дома с  наличниками окон находящихся по улицам Ленина, Пушкина, Советская.

         Как удалось выяснить, некоторые наличники были сделаны дедушкой Суховой Ирины Владимировны, педагога художественного отделения ДШИ – Никифоровым Иваном Ефимовичем. Иван Ефимович был в городе Туран известным столяром. Большинство оконных наличников были в свое время сделаны именно им. Иван Ефимович также в 50 – е годы работал в нашей школе номер 2, преподавал труды. Обучал детей своему ремеслу и мастерству. Его мастерская была, где сейчас находится магазин «Фортуна». Многие жители города и даже с поселков обращались к нему, так как он был мастером своего дела.

  

        В современное время обереговое значение считается утраченным, потому что люди перестали бояться иных злых духов и сглазов. Люди стали украшать свои дома в эстетических целях, смысл изображения уже не имеет никакого значения.

Древние люди украшали свои дома с глубоким смыслом.

 

     Как вы думаете, с какой целью жители Турана украшают свои наличники?( Чтобы было красиво).

 

Значит, в эстетических целях. Почему ушел главный первоначальный смысл? Перестали бояться.

 

Физминутка.

 

Задание: спроектируйте свой наличник. Работайте индивидуально. (Обойти, посмотреть, дать интерпретации).

 

Показать лучшую работу. Ученики сами дают интерпретацию.

 

Дома  нарисовать наличник, используя знаки солнца, земли, воды.

Таким образом, отражение языческих символов в оконных наличниках играет важную роль жизни человека.

Вы согласны со мной?

 

Я очень надеюсь, что посеяла в ваших душах зерна добра и они взойдут и расцветут в ваших душах прекрасными разными цветами. Мне было интересно работать с вами. Мы вместе  поднялись на следующую ступеньку знаний.

 

Оценки лучшей  группе.

 

Рефлексия

Продолжите предложение : «Сегодня на уроке я…..»

 

Српсибо за урок, Доброго дня всем добрым людям!

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

  • Тип урока:  урок изучения нового материала.
  • Методы и приемы работы: интеграция (литература, живопись, музыка), систематизация, обобщение и применение знаний в новой ситуации, наблюдение над изученным материалом, анализ и синтез  изучаемого материала через   эмоциональные переживания, интеллектуальные размышления, развитие критического мышления.
  • Форма урока: нетрадиционное  культуроведческое  исследование.
  • Оборудование:  слайды, иллюстративный материал.
  • Опорные понятия:  прикладное творчество, язычество, символы – знаки, узоры, обереги.

Цели урока

  • 1) создать условия для формирования у подростков  эстетического вкуса, восприятия прекрасного, дара воображения, для рождения вопросов о смысле жизни и  бытия.
  • 2) развивать ассоциативно-образное мышление, творческую активность учащихся;
  • 3) воспитывать культуру восприятия знаков-символов, узоров.

Учебные  компетентности:

  • - формирование  готовности использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности  в реальной жизни;
  • - формирование критического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их причинной  обусловленности, сопоставлять  различные версии и оценки , определять собственное отношение к  явлениям  жизни.

Актуализация знаний-

  • посредством   выставки подготовить почву   для активного усвоения нового материала.
  • Групповая работа обусловлена тем,  что очень важно  эмоционально-психологическое состояние  ребенка.  В группе он чувствует себя уверенно.

Методы:

  • проблемная ситуация, анализ  узоров, применение компьютерных технологий, развитие критического мышления.
  • Опора  на следующие принципы дидактики:
  • наглядность - использовала возможности компьютера;
  • сознательность - через восстановление  в памяти ранее изученного;
  • активность- через проблемные вопросы;
  • доступность и посильность – опора на примеры из жизни города;
  • систематичность и последовательность – ранее изученное  дополнить новыми знаниями;
  • научность- опора на достоверные  научные данные;
  • связь с жизнью.

Ожидаемый результат.

  • Дети  по новому  осмыслят  свое отношение к жилищу,  сложные и разнообразные социальные, нравственные и эстетические проблемы .
  • Определят свое отношение  к облику своего города.
  • Научатся разбираться в  знаках-символах, узорах.

Результаты:

  • предметные - понимание  проблемы  равнодушного отношения к  внешнему виду своего  дома, города;
  • метапредметные - умение  использовать  знания    при  анализе  украшений-узоров;  развитие навыков  интерпретации  узоров;
  • личностные – формирование собственного  отношения  к  явлениям действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 1 классе по теме "Мягкий знак"

Урок разработан мной по программе Перспективная начальная школа, но думаю его можно применить и при прохождении мягкого знака и по другим программам....

Урок-презентация русского языка 4 класс тема: "Мягкий знак на конце слов после шипящих". ( Школа ХХI века)

Цели:Оборудование: учебник “Русский язык для 4 класса .Таблица частей речи. Рабочая тетрадь. Интерактивная доска.1. Коллективная работа. Работа по таблице частей речи с примерами устно.Назо...

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Урок письма в 3 –ем классе Тема: « Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова».

Урок развивает умение обозначать мягкость согласного посредством буквы "Ь"...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе Тема: «Ориентирование по Солнцу»

Цель: формирование представления о способе ориентирования на местность с помощью природных объектов.Планируемые результаты:Предметные: открытие нового способа ориентирования на местности, опыт примене...

Конспект урока по литературному чтению ,2 класс Тема «Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь»

Конспект урока по литературному чтению ,2 классТема «Отражение темы Родина в произведении И.С. Никитина «Русь»Тип урока: изучение нового материала.Задачи: воспитание любви к Родине и...