Родная история и искусство – русский народный театр.
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Урок изобразительного искусства в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_izo_v_4_klasse_russkiy_narodnyy_teatr.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство.

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4-й класс. – М.: Баласс, 2011.

Урок 30

Тема. Родная история и искусство – русский народный театр.

Цели : 

Иметь представление об истории русского народного театра.

Изобразить  кукол для  балагана; разыграть спектакль.

Эмоционально воспринимать театральное искусство, выражать своё отношение к нему.

Обязательный минимум содержания: балаган, театр, декорации (Н), сценарий, картина, вертеп (П). 

(Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)

Зрительный ряд: А. Тышлер «Русский народный театр Петрушки»; старинные куклы театра Петрушки; вертеп Новгородской губернии, XIX века.

Содержание

Этапы урока

I. Создание проблемной ситуации.

Учитель записывает тему урока «Родная история и искусство – русский народный театр», читает стихи Н.А. Некрасова и просит ответить на вопросы:

«… Про балаган прослышавши,

Пошли и наши странники

Послушать, поглазеть.

Комедию с Петрушкою,

С козою, с барабанщицей

И не с простой шарманкою,

А с настоящей музыкой

Смотрели тут они.

<…> Шалаш полным-полнёхонек,

Народ орешки щёлкает,

А то два-три крестьянина

Словечком перекинутся.

<…> И часто в речь Петрушкину

Вставляют слово меткое,

Какого не придумаешь,

Хоть проглоти перо».

– Как вы думаете, о чём идет речь в этом стихотворении?

– В XIX–XX вв. театрализованные представления были важной частью российских людей. И тот, кто хоть однажды видел такой спектакль, запоминал его на всю жизнь.

Формулирование проблемы.

– Что вас удивляет в этой истории и какой вопрос у вас возникает?

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с текстом.

Работа с произведениями мастеров.

1. Учитель предлагает поработать с текстом в технологии продуктивного чтения.

Театрализованные представления были важной частью жизни русских людей в 18-19 веках. Тот, кто хоть однажды видел такой спектакль, запоминал его на всю жизнь. Так велика была сила воздействия этих зрелищ.
        Своеобразные театральные «коллективы» существовали в деревнях и в маленьких городах. Актеры не были профессионалами. Как и мастера народных промыслов, они передавали свое мастерство от отца к сыну.
        На городских и сельских ярмарках в праздничные дни устраивались балаганы, в которых играли спектакли на сказочные и исторические темы.
        Большой популярностью в народе пользовались кукольные представления. Всеобщим любимцем был кукольный персонаж Петрушка.
        Под Рождество бродячие артисты ходили по домам с вертепом*, в котором деревянные куклы разыгрывали сцены, связанные с рождением Иисуса Христа. Дети из самых разных семей с нетерпением ждали таких артистов.
*вертеп – ящик о двух ярусах, в нем показывали разные сцены, относящиеся к Рождеству Христову

До чтения.

– Рассмотрите изображения на слайде и предположите, что могло привлекать людей в театральных представлениях?

Во время чтения.

– Проверьте себя по тексту

После чтения.

– Как вы поняли, что такое балаган, вертеп?

Просмотр видеоролика «Кукольный театр. Петрушка»

Каким вы представили себе Петрушку? Скоморохов?

Рассмотрите иллюстрацию. Опишите Петрушку, скоморохов.

Выражение решения проблемы.

Какую работу мы должны проделать, что бы создать свой собственный балаган?

Из чего он состоит? Какие персонажи будут  в вашем театре? – Какую роль играют актёры в кукольном театре?

– Что актёру необходимо знать о персонажах пьесы?

– Дайте  характеристику каждого героев в русском народном театре?

Кто из них понравился вам больше всего?

Как они выглядят? Во что одеты?

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

Какие материалы и инструменты вам понадобятся?

Дети выполняют работу.

Разыгрывание сценки с использованием выполненных работ:

Скоморох-1:
Здравствуйте, хозяева и хозяюшки!
Здравствуйте, гости и гостюшки!
Скоморох-2:
Вот и мы к вам пришли на ярмарку сюда!
На товар посмотреть и себя показать!

Скоморох-1: Подходите, подходите, и на нас вы поглядите!
Скоморох-2: Подходите к нам скорей - вместе будет веселей!
Скоморох-1:
Нынче праздник у нас, будет ярмарка сейчас.
Всё на ярмарке найдёте, без покупки не уйдёте.
Вот орешки! Хороши орешки!
Вкусные на меду! Давай в шапку наложу!
Скоморох-2:
Вот ниточки! Есть иголочки!

Подходите покупать, девицы- душечки!
Иголки не ломки! Нитки, тесемки!
Румяна, помада, кому что надо?
Скоморох-1:
Тары- бары, растабары,
Расторгуем все товары!
Эх, и веселая же ярмарка у нас будет!
Скоморох-2: А что на ней делать будем?
Скоморох-1:
Торговать, играть, танцевать и веселиться.
Давайте мы о ней песню споем!

VII. Итог урока. Рефлексия.

 Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

– Что вам нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме?

– Вы выполнили работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы вы оценили свою работу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие театрального кружка "Кукольный театр . Русская народная сказка "Теремок"

Цель:- создать условия дяля формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру; побуждению к активному участию в театральной деятельности. Задачи:Ø развития  тво...

Презентация к уроку "Родная история и искусство. Подвиг народа."

Урок "Родная история и искусство. Подвиг народа." Можно показать прямо на доске как изобразить салют....

Русская народная сказка «Лиса и Сорока» (урок-театр)

Русская народная сказка «Лиса и Сорока»  (урок-театр)...

Мир театра. Русская народная сказка "Лиса и Журавль". Характеристика героев. Драматизация

Урок литературного чтения. 2 класс (УМК "Перспектива"). Русская народная сказка "Лиса и журавль"...

Дополнительная образовательная программа для детей 5-6 лет клуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры».

Дополнительная образовательная  программа для детей 5-6 летклуба «Театр сказок» на тему: «Освоение традиций русской народной культуры»....