Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Борисова Ирина Валерьевна

ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izobrazitelnoe_iskusstvo_nemenskiy.docx111.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа № 9

Программа рекомендована        

к работе педагогическим советом

МОУ Раменской СОШ № 9

Протокол № 1 от 23.08.2021 г.

Утверждаю:

Директор МОУ Раменской

СОШ № 9

____________ Попов А.В.

Приказ № 162 от 24.08.2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ  

для 1-4 классов (базовый уровень)

Уровень образования – начальное общее образование

Предметная линия: авт. Б.М. Неменский

УМК: «Школа России»

Составители:

Борисова Ирина Валерьевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Раменский городской округ, 2021 г.

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1-4 классов составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. N373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями;

  1. Основной образовательной программы начального общего образования ОО, утвержденной приказом № 68 от 31.08.2015г. с изменениями и дополнениями

  1. На основе авторской программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы»: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2019. — 128 c. 

Программа рассчитана на 135  часов,  из них в 1-м классе - 33 часа  (1 ч. в неделю, 33 учебные недели); по 34  часа  во 2-х, 3-х и 4-х классах  (1 ч. в неделю,  34 учебные недели в каждом классе.

Тип программы: базовая по изобразительному искусству.

Рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплексом:

Учебники:

  1. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: учебник для 1 кл. нач. шк. /Л.А.Неменская; под ред.Б.М.Неменского.-8-е изд.-М.: Просвещение, 2019.- 111с.
  2. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций/Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2019.  – 144с.
  3. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 кл.: учебник для общеобразовательных организаций/авт.-сост. Н.А.Горяева,Л.А. Неменская, А.С. Питерских и др.;под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 144с.
  4. Изобразительное искусство. Каждый из нас – художник.4 кл.:учебник для образовательных организаций / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

Все учебники включены в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, реализуют ФГОС НОО по учебному предмету «Изобразительное искусство».

Программы:

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2019

Методические пособия для учителя:

  1. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1—4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [Б.М. Неменский, Л. А. Неменская,Е. И. Коротеева и др.] ; под ред. Б. М. Неменского. —4-е изд. — М. : Просвещение, 2019

Комплекс реализует ФГОС начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство».

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 1-4 КЛАССАХ

В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В результате изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» при получении  начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и
    устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например,
    подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
  • работать с несколькими источниками информации;
  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;
  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

Формирование ИКТ­компетентности  обучающихся (метапредметные  результаты)

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.

Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать медиасообщения.

Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

  • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
  • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

  • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов;
  • рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
  • сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

  • подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты);
  • описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ;
  • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
  • редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
  • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
  • заполнять учебные базы данных.

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их;
  • создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации;
  • создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
  • создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
  • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации;
  • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

  • представлять данные;
  • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

  • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов);
  • определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
  • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования
  • моделировать объекты и процессы реального мира.

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Предметные результаты.

В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства;участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства.
О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

 


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 1-4 КЛАССАХ

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван  Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В 1-4 КЛАССАХ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Тематическое планирование по изобразительному искусству для 1-4-х классов составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:

1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

3. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

1класс (33 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1.

Раздел 1. Ты учишься изображать

Виды деятельности:

Находят в окружающей действительности  изображения,  сделанные художниками. Рассуждают о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривают иллюстрации (рисунки) в детских  книгах. Придумывают и изображают то, что каждый хочет, умеет,  любит. Находят, рассматривают  красоту (интересное,   эмоционально-образное, необычное)  в  обыкновенных  явлениях (деталях) природы (листья, капли   дождя,  паутинки, камушки,  кора  деревьев и  т. п.)  и  рассуждают  об  увиденном (объяснять увиденное). Видят  зрительную  метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы. Выявляют геометрическую форму простого  плоского  тела (листьев). Создают, изображают на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья). Использовать пятно как основу изобразительного образа на  плоскости. Соотносят форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видят зрительную метафору — находят потенциальный образ в случай- ной форме силуэтного пятна и проявляют  его путем дорисовки. Создают изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т. е. дорисовывания пятна (кляксы). Овладевают  первичными  навыками изображения в объеме. Изображают  в объеме птиц,  зверей. Овладевают первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии,  навыками  работы  графическими материалами (черный фломастер, простой  карандаш,  гелевая   ручка). Изображают радость и грусть. Воспринимают и эмоционально оценивают выставку творческих работ одноклассников.

9

2.

Раздел 2. Ты украшаешь

Виды деятельности:

Находят природные узоры (сережки на  ветке,  кисть  ягод,  иней  и  т.  д.) и любоваться ими, выражать в бесе- де свои впечатления. Разглядывают узоры и формы, созданные природой, интерпретируют их в собственных изображениях и украшениях. Изображают (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. Видят ритмические соотношения пятна  и  линии  в   узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Осваивают простые приемы техники монотипии. Овладевают первичными навыками объёмной аппликации и коллажа. Получают первичные навыки декоративного изображения. Изображают сказочных героев, опираясь на изображения характерных для  них   украшений   (шляпа   Незнайки и Красной  Шапочки,  Кот  в  сапогах и  т. д.). Создают несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

7

3.

Раздел 3. Ты строишь

Виды деятельности:

Анализируют, из каких основных частей состоят дома. Конструируют изображение дома с  помощью  печаток. Наблюдают постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т. д.), анализируют их  форму,  конструкцию,  пропорции. Изображают сказочные домики в форме овощей и фруктов, грибов, цветов и т. п., выявляя их форму,   конструкцию,   взаимосвязь  частей. Придумывают и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.) их вид с наружи и внутри. Овладевают  первичными  навыками  конструирования  из бумаги. Составляют и конструируют из простых геометрических форм (прямо- угольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике   аппликации. Конструируют из бумаги  различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшают их, производя правильный порядок учебных действий. Овладевают навыками коллективной творческой деятельности под руководством  учителя.

9

4.

Раздел 4. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Виды деятельности:

Различают три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение,  постройка. Воспринимают и обсуждают выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки,  украшения),  выделяют в них знакомые средства выражения, определяют задачи, которые решал автор в своей работе. Наблюдают и анализируют при- родные пространственные формы. Овладевают художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазируют, придумывают декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Повторяют и затем варьируют систему несложных действий с художественными     материалами,    выражая собственный замысел. Творчески играют в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в  художественной  деятельности свои переживания от наблюдения жизни  (художественное познание). Учатся поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение. Участвуют в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретенные навыки работы с художественными материалами. Выделяют этапы работы в соответствии с поставленной  целью. Соотносят цель,  большую  задачу с созданием отдельных деталей для панно. Овладевают приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами. Овладевают навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования. Выражают в изобразительных работах свои  впечатления  от  прогулки в природу и просмотра картин художников. Развивают  навыки работы с живописными и графическими материалами. Создают    композицию    на    тему «Здравствуй, лето!»

8

2 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1.

Раздел 1.Как и чем работает художник?

Виды деятельности:

Наблюдают цветовые сочетания в природе, смешивают краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска», овладевают первичными живописными навыками. Учиться различать и сравнивать темные и светлые цвета и тона. Смешивают краски с белой и черной для получения богатого колорита. Развивают навыки работы с мелками, акварелью. Овладевают первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе — дальше). Изображают осенний лес, используя выразительные возможности материалов. Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью  пятна. Работают в графике с помощью точки, линии, пятна применяя различные художественные материалы. Работают добавляя объём в работу с помощью пластилина. Работают с целым куском пластилина, учатся - вдавливанию, заминанию, вытягиванию, защиплению. Создают объемное изображение животного  с  передачей характера.

Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов.

9

2.

Раздел 2.Реальность и фантазия.

Виды деятельности:

Рассматривают, изучают и анализируют строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции  частей  тела. Передают в изображении характер   выбранного  животного. Закрепляют навыки работы от общего  к частному. Размышляют о возможностях изображения как реального, так и фантастического  мира. Рассматривают слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывают выразительные фантастические образы животных. Изображают сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже  растений. Создают с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки,  снежинки  и  т. д.). Развивают навыки работы тушью, пером, углем, мелом. Создают орнамент: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создают украшения (воротничок для платья,  подзор,  закладка  для  книг и т. д.), используя узоры. Работают с графическими материалами, учатся создавать линии разной толщины. Осваивают навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструируют из бумаги формы подводного мира. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города.

7

3.

Раздел 3. О чём говорит искусство?

Виды деятельности:

Изображают живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки навыки работы акварелью. Изображают животное с ярко выраженным характером и  настроением. На примере сказочных персонажей создают противоположные женские образы. Характеризуют доброго и злого сказочных  героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Развивать навыки создания образов из целого куска  пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание,   защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным  характером. Сравнивать и анализировать украшения,  имеющие  разный   характер. Создают композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т. д.

10

4.

Раздел 4.Как говорит искусство?

Виды деятельности:

Составляют теплые и холодные цвета. Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «вол- на», «пятнышко»). Развивать колористические навыки  работы акварелью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер  вечером,   сказочная   жар-птица и т. п.). Составляют на бумаге тихие (глухие)  и  звонкие  цвета. Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой   гаммы. Расширяют знания о средствах художественной   выразительности. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать  ветки деревьев с определенным характером и настроением. Работаю в разрывной технике аппликации, ищут ритм в работе. Учатся видеть пропорции, создают работу на пропорции. Учатся работать в коллективе. Работают над коллективной работой.

8

3 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1.

Раздел 1. Искусство в твоем доме.

Виды деятельности:

Оценивают разные виды игрушек, материалы, из которых они  сделаны. Создают выразительную пластическую форму игрушки, украшают её, добиваясь целостности цветового решения. Выделяют конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения. Эстетически оценивают разнообразие вариантов  росписи ткани на примере  платка. Узнают и объясняют основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер  узора  (растительный, геометрический). Учатся различать постройку (композию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания  образа  платка. Учатся понимать роль художника в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнают и называют произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создают проект детской книжки-игрушки. Создают открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии,  аппликации или в смешанной технике). Эстетически оценивают работы сверстников.

9

2.

Раздел 2. Искусство на улицах твоего города.

Виды деятельности:

Учатся изображать архитектуру родных мест, родных  мест,  выстраивая  композицию листа, передавая в рисунке  неповторимое своеобразие и ритмическую  упорядоченность архитектурных форм. Учатся сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк- мемориал и др.). Учатся эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Учатся создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Учатся сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особенное. Создают проект (эскиз) ажурной решетки. Изображают необычные фонари, используя графические средства или создают необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание,  склеивание). Создают творческий проект оформления витрины магазина. Создают из различных художественных материалов фантастическую машину.

7

3.

Раздел 3. Художник и зрелище.

Виды деятельности:

Узнают о роли художника в цирке (создание декораций, костюмов, реквизитов  и тп). Придумывают и создают красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учатся изображать яркое, веселое, подвижное. Создают макет цирка с использованием аппликации. Узнают о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши  дни. Создают выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применяют для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Конструируют выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или  празднику. Знакомятся с назначением театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).

10

4.

Раздел 4. Художник и музей.

Виды деятельности:

Знакомятся и называют самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Рассматривают и сравнивают картины-пейзажи, рассказывают о настроении и различных состояниях, которые художник передаёт цветом. Учат имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображают пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражают настроение в пейзаже цветом. Знакомятся с изобразительным жанром–портретом и несколькими известными картинами-портретами. Создают портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные  возможности  цвета. Знакомятся с изобразительным жанром-натюрмортом. Изображают натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т. д.). Развивают живописные и композиционные навыки. Учат имена нескольких художников, работавших в жанре  натюрморта. Знакомятся с картинами исторического и бытового  жанра. Развивать композиционные навыки. Изображают сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т. д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивают навыки  изображения в смешанной технике (рисунок восковыми  мелками  и  акварель). Рассуждают, эстетически относиться к произведению скульптуры, объясняют значение окружающего пространства для восприятия  скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.

8

4 класс (34 часа, 1 час в неделю)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1.

Раздел 1. Истоки родного искусства.

Виды деятельности:

Знакомятся с самыми значительными музеями искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Учат имена великих русских художников-пейзажистов. Рисуют пейзажи-настроения. Знакомятся с портретом, рассказывают об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).Создают портрет, используя цветовые решения. Узнают и изображают натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т. д.). Учат имена нескольких художников, работавших в жанре  натюрморта. Знакомятся с картинами исторического и бытового жанров. Рисуют композицию.

9

2.

Раздел 2. Древние города нашей Земли.

Виды деятельности:

Учатся видеть и изображать характерные особенности  пейзажа  родной природы. Учатся воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Изучают строение русской избы. Рисуют пейзаж русской деревни. Знакомятся с русским народным костюмом. Рисуют женский и мужской образ и составляют композицию. Изображают сцены труда из крестьянской жизни. Знакомятся с русскими народными праздниками и обычаями, зарисовывают понравившийся праздник.

7

3.

Раздел 3. Каждый народ — художник.

Виды деятельности:

Узнают роль и значение древнерусской архитектуры. Учат конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализируют роль пропорций в архитектуре, понимают образное значение вертикалей и горизонталей в   организации городского пространства. Учат картины художников, изображающие древнерусские города. Создают макет древнерусского города. Получают представление о конструкции здания древнерусского каменного  храма. Рисуют или делают макет храма. Учат и называют основные структурные части города, сравнивают и определяют их функции, назначение. Изображают и моделируют на- полненное жизнью людей пространство  древнерусского  города. Учат и называют картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов,  И. Билибин,  П. Корин  и др.).Изображают древнерусских воинов (князя и его  дружину). Знакомятся с  развитием декора городских архитектурных построек и декоративном украшении ин терьеров (теремных палат).Изображают пир в теремных палатах.

10

4.

Раздел 4. Искусство объединяет народы.

Виды деятельности: 

Обретают знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Знакомятся с  образом традиционных японских построек и конструкции   здания   храма (пагоды). Сопоставляют традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор). Создают женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Знакомятся с разнообразием и красоты природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную  культуру. Изображают   сцены   жизни  людей в степи и в горах, передавая красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Уметь отличать древнегреческие скульптурные  и  архитектурные  произведения. Учатся характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников  праздничного   шествия   (фигуры в традиционных одеждах). Используют выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. Используют и развивают навыки конструирования из бумаги (фасад  храма).

8

Согласовано

руководитель ШМО учителей

начальных классов  

Боровкова М.А.

Протокол заседания ШМО

№ 1 от 20.08.2021 г.

Согласовано

заместитель директора по УВР

Бабушкина Ю.В.

20.08.2021 г.

Лист внесения изменений в рабочую программу

учебного предмета «Изобразительное искусство»

Внесенные изменения утверждаю:

Директор МОУ Раменской СОШ № 9

 ___________ /Попов А.В./

 «__» ______20 ___ г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...