программа художественной эстетической направленности изо-терапия
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 1 класс)

программа художественной эстетической направленности изо-терапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx31.37 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

художественно-эстетической направленности

ИЗО-терапия.

Срок реализации 1 год

Возраст 8 -12 лет.

Составитель:

Воспитатель 1 категории

Лебеденко Оксана Евгеньевна

Тамбов  2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность.

Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…

В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности. Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.

Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).

В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения  понимать и создавать художественные образы.

Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.

В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.

Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т.п.

Новизна и отличительные особенности программы.

Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 9-12 лет и разработана на основе раздела «Изобразительное искусство».

Программа ИЗО-терапия носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография, монотипия, пластилинография и т.д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.

Занятия по программе полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа по программе ИЗО-терапия позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.

Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.

Цель программы  - развитие художественно-творческих способностей детей 9-12 лет средствами нетрадиционного рисования.

Основные задачи программы:

1.Обучающие:

- познакомить детей с видами и свойствами изобразительных материалов;

- научить детей владеть различными инструментами, изобразительными материалами и приемами работы с ними.

2.Развивающие:

- содействовать формированию интереса к различным видам искусства, развивать творческие способности.

3.Воспитательные:

- воспитывать качества личности: любознательность, творческую инициативность, дружелюбие, взаимопощь.

Сроки реализации программы.

Программа расчитана на детей 9-12 лет, продолжительность обучающей программы 1 год. Занятия проходят три  раз в неделю, в год – 108 часов.

Продолжительность занятий:

Дети 9-12 лет - 25 – 30 минут.

Форма проведения занятий: групповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

Планируемые результаты:

Задачи программы

Планируемые результаты

Воспитательные

- Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов;

- Ориентация в нравственных нормах, правилах, осознание, исследование и принятие жизненных ценностей

Развивающие

Метапредметные

Регулятивные

- Определять план действий;

- Формулировать алгоритм выполнения задания;

- Действовать по выбранному плану;

- Находить рациональные способы работы;

- Описывать желаемый результат;

- Осуществлять взаимопроверку;

Познавательные

- Основные термины в изобразительном искусстве;

- Основные виды и жанры изобразительного искусства;

- Основные свойства, виды бумаги и приемы работы с ней;

- Основные свойства пластилина и приемы работы с ним;

Коммуникативные

- Задавать вопросы/отвечать вопросы;

- Передавать содержание в сжатом, выборочном или

развернутомвиде;

- Критически относится к своей позиции и признавать свою неправоту;

- Строить монологические высказывания;

- Работать в группе;

- Вносить вклад в совместные действия.

Обучающие

Предметные

Теоретическая подготовка ребенка (знать)

- Инструменты и приспособления для изодеятельности;

- Основные и дополнительные материалы;

- Цвета и их оттенки;

- Свойства акварели, гуаши и способы работы с ними;

- Характерные и отличительные особенности живописного, графического и поделочного материалов

Практическая подготовка ребенка (уметь)

- Изменять положение руки в зависимости от приемов рисования;

- Владеть приемами нетрадиционных техник;

- Использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;

- Комбинировать разные способы изображения и изоматериалы;

- Создавать несложные сюжетные композиции;

- Создавать несложные декоративные композиции, сочетая элементы узора по цвету и форме.

Формы диагностики уровня освоения программы:

- проведение диагностики в начале, середине и в конце года.

п/п

Фамилия, имя ребенка

Предметные параметры

Метапредметные параметры

Личностные параметры

Теоритическая подготовка.

Основы изображения.

Владение инструментами, материалами.

Познавательная активность.

Моторика пальцев.

Терминология.

Любознательность,

творческие способности, дружелюбие, инициативность.

Н.Г.

С.Г.

К.Г.

Н.Г.

С.Г.

К.Г.

Н.Г.

С.Г.

К.Г.

Н.Г. – фиксация оценки на начало года «В» - высокий уровень

С.Г. – фиксация оценки на середину года «С» - средний уровень

К.Г. – фиксация оценки на конец года «Н» - низкий уровень

Педагогические условия для реализации программы:

- создание художественно-развивающей среды  в группе;

- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.

Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых  определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям  в освоении нетрадиционных изобразительных средств.

Методы и приемы обучения:

- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);

- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);

- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Раздел 1. «Пластилинография».

 Цель: Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей. Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.

Раздел 2. «Монотипия».

Цель: закреплять знания детей о симметрии и ассиметрии. Совершенствовать умения и навыки в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать воображение, пространственное мышление.

Раздел 3 . «Ниткография».

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка сред ней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Раздел 4 . «Монотипия пейзажная».

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Раздел 5. «Кляксография обычная».

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижи-мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Раздел 6 . «Акварель и акварельные мелки».

Цель. Продолжать знакомить со свойствами акварели и техникой рисования. Развивать  воображение, цветоощущение, умение видеть красоту в окружающем мире.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

Раздел 7. « Восковые мелки и акварель».

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаетсянезакрашенным.

Раздел 8. « Кляксография с трубочкой».

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется .Недостающие детали дорисовываются.

Раздел 9. «Набрызг».

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Раздел 10. « Рисование по мокрому листу».

Материалы: бумага для акварели, акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная чистая ткань.

Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

Раздел 11. «Оттиск пробкой».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

Раздел 12. «Скатывание бумаги».

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенокмнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

13. «Оттиск печатками из ластика».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Раздел 14. «Оттиск смятой бумагой».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Раздел 15. « Рисование тычком».

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

Раздел 16. «Рисование ладошкой».

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

Раздел 17. «Рисование пальчиками».

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки на бумагу.

Раздел 18. «Рисование с использованием соли».

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: мисочки с солью, клей ПВА, акварельные краски, тонированные листы бумаги, кисти для клея и для краски, стаканчики с водой, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок наносит клей на тонированный лист, засыпает его солью, дает композиции подсохнуть, берет кисть, опускает в воду, в краску и прикладывает к соляным изображениям.

Календарно-тематический план, дети 6-7 лет.

Тема занятия

Кол-во занятий

сентябрь

1. «Гриб» - рисование тычком

1

2. «Банка компота» - оттиск разрезанными фруктами.

1

3. «Осеннее солнышко» оттиски осенними листьями

1

4. «Осенний лес» - рисование ладошкой и пальцами.

1

октябрь

1. «Птичка-синичка» - пальчиковое рисование.

1

2. «Мишка бурый» - рисование ватными палочками

1

3. «Город будущего» - рисование сухой кистью

1

4. «Шкаф» - тампонаж

1

ноябрь

1. «Тарелка» - тычковая роспись

1

2. «Отражение в пруду» - пейзажная монотипия

1

3. «Машинка» - рисование губками

1

4. «Сердечко» – рисование сухой кистью.

1

декабрь

1. «Тарелка» - тычковая роспись

1

2. «Морозный узор» – рисование с использованием соли

1

3. «Воробей» - рисование пальцами

1

4. «Новогодняя елка» - с использованием соли и пайеток

1

январь

1. «Шапка» - пластилинография

1

2. «Кошка» – рисование по мокрому листу.

1

3. «Слон» – тампонаж.

1

февраль

1. «Белые медведи» – работа по трафарету, мятой бумагой и солью.

1

2. «Сказочные герои» – ниткография

1

3. «Танк» – восковые мелки и акварель

1

4. «Цветок в горшке» – ниткография

1

март

1. «Ветка мимозы» - скатывание бумаги

1

2. «Бабочка» – монотипия

1

3. «Мой город» – рисование оттисками из ластиков и пробок

1

4. «Спортивный инвентарь» – пластилинография

1

апрель

1. «Котенок» - рисование сухой кистью

1

2. «Звездное небо» - набрызг

1

3. «Стрекоза» – монотипия

1

4. «Спички детям не игрушка» – кляксография с трубочкой

1

май

1. «Салют над городом» - набрызг

1

2. «Сирень» – оттиск печатками

1

3. «Веселые цифры» – рисование сухой кистью, с использованием соли, монотипии и т.д.

1

4. «Скоро в школу» – рисование плаката с использованием всех известных нам приемов.

1

Итого:

36

Учебно-методическое обеспечение программы.

1. Учебно-методический комплекс.

1). Учебные и методические пособия:

- научная, специальная, методическая литература (см. список литературы);

2). Материалы из опыта работы:

- образцы;

- схемы;

- шаблоны, трафареты;

- альбомы, фотографии лучших работ;

- перспективные тематические планы;

- конспекты занятий;

- фонотека.

2. Список материала и оборудования, необходимого для занятий с детьми:

- цветная бумага различной фактуры, картон, ватман, клей;

- пластилин, стеки;

- простые и цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, гуашь, акварель;

- кисти трех размеров, тычки разных размеров, пробки, трубочки для коктейля;

3. Диагностическая карта «Оценка освоения программы».

                       

Литература.

1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Цвитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.

3. Галанов А.С., Корнилова С.Н. ,Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству/.– М.: ТЦ Сфера, 1999.

4. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: Лист, 1999.

5. Лубковска К., Згрыхова И. Сделаем это сами: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.

6. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре - самолете и в машине времени. Занятия в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2008.

7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

8. Конощук С.И. Фантазии круглый год: Пособие для пед. коллективов детских садов, студентов, родителей.- М: Обруч, СПб.: Образовательные проекты, 2011.

9. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

10. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Мозаика-синтез, 2011.

11. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

12.  Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет.- М.: Рольф, 2000.

13.  Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О. Солодовниковой.- М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.

14.  Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005

Литература для детей:

1. Позина Е. Времена года в стихах, рассказах и загадках./Издательство «Стрекоза», 2007.

2. Табенкова А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение, 1988.

3. Лыкова И.А. Журнал «Рисуем натюрморт» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.

4. Лыкова И.А. Альбом «Цветные хвостики» Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.

5. Лыкова И.А. Альбом «Пестрые крылышки». Издательский дом «КАРАПУЗ» 2001 г.

6. Курочкина Н.А. «Знакомим с натюрмортом» Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г

7. Курочкина Н.А. «Знакомим с книжной графикой». Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.

8. Курочкина Н.А.  «Знакомим с пейзажной живописью". Учебно – наглядное пособие СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2005 г.

9.  Г.Ветрова «Сказка о сказочнике. Васнецов» Издательство «Белый город».

10.  Г. Ветрова «Сказка о правдивом художнике. Серов» Издательство «Белый город».

11. Г. Ветрова «Сказка о художнике и весенних птицах. Саврасов» Издательство «Белый город».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная программа художественно-эстетического направления для начальной школы.Школьный театр "Три орешка"

данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, с рекомендациями Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образован...

Дополнительные авторские программы художественно - эстетической направленности: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА», «СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА», «ВОЛШЕБНЫЕ СЕКРЕТЫ ХУДОЖНИКА», «В МИРЕ ХУДОЖНИКА - СКАЗОЧНИКА».

Хочу вашему вниманию представить мною разработанные 4 программы.Авторская программа«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»Авторская программа«СМОТРЮ НА МИР ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА»Авторская п...

Рабочая программа художественно-эстетического направления «Школа будущих актеров»

Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения».Цель программы: дать возможность детям проявить ...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина»

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Волшебная Глина» (керамика). 72 часа, 4 года, возраст учащихся 7-11 лет....

Реализация программы художественно-эстетической направленности «Разноцветная радуга» в условиях внеурочной деятельности младших школьников

Разработанная программа «Разноцветная радуга» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для внеурочной деятельности младшего школьного возраста (1-4 класс)....

Опыт организации внеурочной деятельности по программе художественно эстетического направления Декор

Описание опыта организации внеурочной деятельности по программе художественно эстетического направления "Декор"...

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"

Дополнительная образовательная программа художественно - эстетической направленности "Волшебный мир оригами"...