Методическая разработка на тему "Пейзаж родной земли" 4 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Конспект урока и технологическая карта урока "Пейзаж родной земли" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shalygina.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ИЗО

Класс: 4.

Дата: 29.09.2021

Тема: Пейзаж родной земли.

Цель: нарисовать пейзаж родного края, с характерными  особенностями местности.

Задачи:

Воспитать патриотическое отношение к родине

Познакомить с творчеством русских художников-пейзажистов И.И.Левитан, И.И.Шишкин, А.К.Саврасов

Познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов

Повторить основные законы цветоведения

Повторить основные законы композиции

Развить воображение и фантазию

Познакомить с правилами линейной и воздушной перспектив

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты:

Формируемые УУД
Предметные

Расширять представления о жанре пейзаж, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы, создавать простые композиции на заданную тему, усвоять суть понятий  « пейзаж», «колорит», «композиция».

Межпредметные

Познавательные: учить формулировать тему и цели урока, отвечать на вопросы, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные:совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. Работать по предложенному плану. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные:строить понятные для одноклассников высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; использовать в общении правила вежливости.
Личностные

Развивать чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с творчеством русских художников,  формировать мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, развивать отзывчивость к красоте природы в произведениях русской живописи. Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения нового задания.


Оборудование:
 презентация, альбомный лист,кисти,краски.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

II. Целеполагание

- Послушайте стихотворение.

Великую землю,
Любимую землю, 
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовём.

- О чём эти строки? (О Родине, о родном крае.)

-Что для вас означает слово Родина? Как вы думаете, с чего для каждого из нас она начинается?(Наша Родина начинается с природы родного края. )

-У каждого человека есть Родина – край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Родина - это наша страна Россия, с её прекрасной природой, людьми. Нет на земле человека, который бы не любил природу, не любовался бы её ясным небом, цветущими садами, закатами. Природа всегда нас манит своей неповторимой красотой, и каждый раз предстаёт перед нашим взором то ласковая, то суровая, но всегда как настоящее чудо. Каждый народ любит природу своей страны. О её красоте поют песни, пишут стихи, образ природы воспевают художники.

Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве жанр, называемый пейзажем.
- Кто из вас вспомнит и скажет, что такое пейзаж?( Это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.)

- Сформулируйте тему урока.( Предположения детей.)

Тема урока : « Пейзаж родной земли»

-А какая задача будет на уроке? ( Показать красоту нашей родной земли.)

III. Работа по теме урока

Вступительная часть.

Рассматривание репродукций картин.

- Как называют художников, изображающих природу?(Пейзажисты.)
Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определённый смысл.
В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико.

-Посмотрите на доске репродукции картин русских художников. Назовите их имена.
- Какое настроение вам навевают эти пейзажи? 
(Весёлое, тоскливое, грустное, радостное, душевный трепет, умиротворение, любовь к родной природе,…)
- Какие средства выразительности использовали художники для передачи настроения природы в разное время года?(Свет(светотень), цвет(цветовой контраст), композиционный центр и др.)
– Цветовой строй картины создает её колорит.
– Как вы считаете, какой цвет вызывает радость? (Теплый, светлый, и т. д.)
– Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы?

Правила при изображении пейзажа.
-Сегодня на уроке вам предстоит побывать в роли художников-пейзажистов. Вы будете изображать красками на бумаге пейзаж родной земли по представлению. Но сначала давайте обговорим правила при изображении пейзажа.
1. При создании пейзажа особенно важна работа над его
 композицией.
-Кто ответит - что такое «композиция»?( Это правильный выбор размеров и расположения предметов на рисунке. Расположить предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.)
2.Скажите, как правильно компоновать пейзаж?( Провести линию горизонта, изображения первого плана больше, чем изображения, находящиеся дальше).
 На ближнем плане все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объёмно, чётко. Их светотень и окраска контрастны. • На втором плане -это всё смягчается, а на дальнем, третьем плане -всё изображение сливается в воздушной дымке. • При удалении меняется и цвет предметов. Прикрываясь воздушной дымкой, они приобретают цвет этой дымки; для передачи пространства надо ближние предметы изображать выразительно, ярко окрашенными, а удалённые- бледными.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

• Порядок работы.
1 этап- выбрать расположение альбома, определение высоты горизонта, выбор точки зрения.
2 этап- построение композиции, организация пространства на листе.
3этап- работа в цвете. Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины.
-Как изменить цвет краски, если это вам понадобится?(
Смешивание красок на палитре или прямо в изображении.)
• Самостоятельная работа учащихся по изображению пейзажа родной земли.
Закройте глаза и представьте тот уголок родной земли, который вы будете рисовать.
-
 А теперь, мои юные художники, за работу.

Эстетическая оценка работ.
-
Сегодня вы прикоснулись к миру искусства, став художниками – пейзажистами.
Чей пейзаж готов уж к сроку?
Приносите, не ленитесь,
Красотою подивитесь.
Мастеров здесь целый класс 
Полюбуемся на вас. 
(Анализ и оценка)

VI. Подведение итогов урока

- Что такое «пейзаж»? Как называют художников, рисующих природу?
- Как мы должны относиться к природе?

VII. Рефлексия

- Я сегодня на уроке научилась……
- Сегодня у меня получилось….
- Мне было интересно, потому что….
-Мне понравилось…
-Мне было трудно…

 

Технологическая карта урока

Тема: Пейзаж родной земли

Тип: Изучение нового материала

Цели урока/планируемые результаты: нарисовать пейзаж родного края, с характерными  особенностями местности.

Предметные

Расширять представления о жанре пейзаж: организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; создавать простые композиции на заданную тему, усвоять суть понятий

« пейзаж», «колорит», «композиция».

Метапредметные

Познавательные: учить формулировать тему и цели урока; отвечать на вопросы, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
Регулятивные:совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. Работать по предложенному плану. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные:строить понятные для одноклассников высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; использовать в общении правила вежливости.

Личностные

Развивать чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с творчеством русских художников,  формировать мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте природы в произведениях русской живописи.Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения нового задания.

Задачи урока:

Воспитать патриотическое отношение к родине

Познакомить с творчеством русских художников-пейзажистов

Познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов

Повторить основные законы цветоведения

Повторить основные законы композиции

Развить воображение и фантазию

Познакомить с правилами линейной и воздушной перспектив

Ресурсы урока: Презентация

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Этапы урока,

1 этап - мотивационно-целевой или этап активного целеполагания

Содержание деятельности учителя

Беседа

-знакомит с творчеством русских пейзажистов

-напоминает о композиционном строе работы

- повторяет колористический строй пейзажа

Содержание деятельности обучающихся

Ответы на вопросы

Слушают, отвечают на вопросы, формулируют тему урока

2 этап - операционно-деятельностный или основной этап урока

Содержание деятельности учителя

Организует индивидуальную

и коллективную работу у доски

Содержание деятельности обучающихся

Выполняют практическое задание:

- изображают пейзах по памяти и представлению

- участвуют в коллективной работе у доски

3 этап - оценочный или оценочно-рефлексивный 

Содержание деятельности учителя

Подводит итог урока

Организует процесс анализа творческих работ

Содержание деятельности обучающихся

Анализирую работы одноклассников по ранее выделенным  критериям

Повторяют пройденный теоретический материал

Дополнительный материал к уроку

Диагностика достижения планируемых результатов (диагностический инструментарий к уроку или ссылка на источник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Полезные ископаемые" 4 класс

Санкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического                образования            ...

Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4

Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...

Методическая разработка на тему: "Занимательная математика", 3 класс

Игра по станциям по математике для учащихся 3 класса. Групповая форма работы....

Методическая разработка по теме "Мир животных" 3 класс

Учащиеся научатся классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа-определителя, аргументировать, делать выводы....

Методическая разработка по теме: "Урок здоровья" 3 класс Биболетова М. 3.

Данный урок по учебнику Биболетовой  М. 3. «Английский с удовольствием (Enjoy English)»  3 класс входит в тему «Мои друзья» и связан с предыдущими уроками по этой теме....

Методическая разработка на тему "Наш родной край"

Расширить знания детей о природе родного края, закреплять знания детей...

Методическая разработка на тему: "Занимательная математика" 3 класс

Игра по станциям по математике для учащихся 3 класса. Групповая форма работы....