Методическая разработка на тему: "Занимательная математика" 3 класс
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

Михайлова Татьяна Николаевна

Игра по станциям по математике для учащихся 3 класса. Групповая форма работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               Воспитатель группы продлённого дня

                                                                           ГБОУ школы № 404

                                                                           Колпинского  района г. Санкт – Петербурга

                                                                            Михайлова Татьяна Николаевна

Игра – путешествие: «Занимательная математика в 3 классе ».

Цели:

  1. Пробудить интерес к предмету математике.
  2. Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.
  3. Воспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь, сотрудничество.

Оборудование:

  • карточки с заданиями,
  • презентация.
  • геометрические фигуры.
  • эмблемы команд "Круг", "Квадрат", «Треугольник»
  • магнитофон с аудиозаписями.

                                               

                                                        ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети стоят в коридоре. Гости сидят в классе. Звенит звонок на урок.  (Слайд №1 )

Учитель: « Уважаемые пассажиры. Скорый поезд группы продлённого дня Колпино – Занимайкино подан под посадку. Просим пассажиров занять свои места»

Дети входят в класс с билетами. На билетах у каждого ученика написано задание, которое они должны решить и записать ответ в квадратике. Билеты они показывают начальнику вокзала (учителю). Учащиеся садятся согласно билетам, тем самым разбились на команды.

На партах таблички с  номером вагона.

Билет №5 - Сосчитать сколько треугольников на рисунке.

Билет №7 – задача в стихах.

Билет № 8 – Загадка про цифру 8

Два кольца, но без конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь.

То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я?

Учитель: « Уважаемые пассажиры! Встаньте, пожалуйста. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.

Сейчас мы определим маршрут нашего следования.(Слайд №2)

От какой станции мы отправляемся? От станции Колпино.

Станция прибытия – «Занимайкино»

Тут затеи и задачи

Игры, шутки всё для вас.

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

Наш поезд сделает остановки на некоторых станциях.

Но поезд у нас необычный, порядок вагонов во время поездки будет меняться. В конце  поездки мы узнаем, какой же вагончик прибудет на станцию «Занимайкино» первым. А для этого мы будем соревноваться.

Пассажиры каждого вагона – это команда.

- Нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно должно быть геометрическим.

Команды, представьтесь.

Нет углов у меня,

А похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья,

Назовите вы меня!

Первая команда – «Круг»

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём – прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад:

А зовут его - …..

Вторая команда – «Квадрат»

Три вершины, три угла,

Три сторонки вот и я!

Третья команда – « Треугольник»

Ознакомьтесь с правилами поведения во время движения нашего поезда. (Слайд №3)

На слайде появляются строчки. Каждый ученик читает по правилу.

  1. Вести себя спокойно.
  2. Не выкрикивать.
  3. Быть терпеливыми.
  4. Не говорить всем сразу.
  5. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
  6. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
  7. Нужно уметь договариваться.
  8. Нужно слушать и понимать друг друга.
  9. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

Что это за правила?

Правила  дружной работы.

Прочитайте слова , зашифрованные в ребусах и вы узнаете, чем мы будем заниматься во время путешествия? (Слайд №4)

Дети отгадывают ребус и если правильно отгадают, то появляются слова.

Ви 3 на                                                      Сви 100 к                                   Сказка

Решать                                                           отгадывать                                     Смекать

А чем мы ещё будем заниматься, вы узнаете послушав сказку, которую расскажет Дарина.

Слушайте внимательно.

Я расскажу вам сказку об очень умном юноше, которого полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король решил казнить юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написано «жизнь», а на другом «смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя судьба».                                                                                           Однако в душе король задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно и то же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела предупредить юношу. — Как  вы думаете, ребята, что должен сделать юноша?    

— Но я ведь вам сказала, что это был очень умный юноша! Он сказал: «Я беру вот этот лист!» - и с этими словами взял один лист... — и съел! Тогда все закричали: «Но как же мы теперь узнаем, что было написано на той бумажке, которую ты съел?». А юноша улыбнулся и ответил: «Но ведь осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели — а на ней написано «смерть». Значит, на той, что вытащил юноша, должно было быть написано «жизнь».                                                            Королю было стыдно признаваться в своём коварстве — и юноша был спасён!

  — Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь?( смекалка)

Итак, ребята, прочитаем хором, что мы сегодня будем делать.

Смекать, отгадывать,  решать.

Гудок. Поезд отправляется в путь. Звучит музыка( «Паровозик из Ромашкино»)

Мы приехали на первую станцию « Числоград» (Слайд №5)

На столе у каждой команды карточки.

Разгадайте высказывание величайшего  греческого  математика Пифагора о числах.

Он  считал, что числа очень важны для жизни людей.

Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.

На доске:

http://festival.1september.ru/articles/588614/img1.gif

Дети: Миром управляют числа.

Учитель: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся в нашем путешествии по Стране занимательной математики.

Слайд Пифагор + фраза

Я вам предлагаю отгадать математический фокус. (Слайд №:6)

Я могу отгадать задуманное вами число.

Задумайте число от 1 до 20

Прибавьте к нему 5

Результат умножьте на 3

От того, что получилось , отнимите 15 и запишите ответ.

Если вы назовёте мне ответ, я скажу какое число вы загадали. ( Для этого названный ответ нужно разделить на 3).

С помощью чего записываются числа? (с помощью цифр)

Возьмите карточку зелёного цвета.

Перед вами человечек из цифр.

Найдите и отгадайте, сколько цифр в нём спряталось?

Впишите полученное число в окошечко.

Найти в тексте числа.

У дорожки стоит смородина. Потри её листок. Почувствуй густой аромат. Осторожно подними нижнюю ветку. Смотри ! Там сороконожка.     8 чисел

Звучит мелодия.

Станция « Фольклорная» ( Слайд №7)

Творчество русского народа очень тесно связано с математикой.

 «Математические» пословицы и фразеологизмы

— Вместо пропусков вставьте числа. Назовите сумму этих чисел.

.

У него … пятниц на неделе.

 … раз отмерь, … раз отрежь.

За … зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

… сапога – пара.

… одного не ждут.

Возьмите карточки, прочитайте задание.

Покажите ответ на ромашке.

Следующее задание:

Из большого конверта достаньте пазлы. Соберите пазл.

Узнали иллюстрацию к  произведению?

- Это русская народная сказка.

Назовите названия сказок, в которых есть числа.

3 поросёнка,» 3 медведя», « 3 толстяка», « 12 месяцев», « волк и семеро козлят», « Сказка о Мёртвой царевне и 7 богатырях», « Белоснежка и 7 Гномов», « Али – Баба и 40 разбойников», «Пятеро из одного стручка».

Команда, которая назовёт сказку последней – выиграет.

Станция « Смекалкино» (Слайд №8)

Девизом этой станции слова  являются слова М.В.Ломоносова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Задачи - смекалки

Следующее задание:

Каждой команде задаётся по 3 задачи.

1команда:

1.Четверо играли в домино 2 часа. Сколько  часов играл каждый?(2 часа)

2.На грядке сидело 6 воробьёв. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось сидеть на грядке? (0, так как все улетели)

3.Шла старуха в Москву. Ей навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старуха)

2 команда:

1.На одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит на двух ногах? (3 кг)

2.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?( На дубе яблоки не растут)

3.Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (Одна машина – такси, остальные из села).

3 команда:

1.Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? ( по 30 км)

2. Что  легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)

3. Несла женщина в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? ( Все разбились)

4. Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке пот 4шишки. Сколько всего шишек? (0, шишки на берёзах не растут).

Станция  «Здоровейск»(Слайд № 9)

Вы, ребята, все устали,

Много думали, считали,

Уже пора и отдохнуть.

Здесь мы отдохнём и расслабимся.

Танец  под музыку. 5 человек показывают движения у доски, остальные повторяют за ними, стоя у своих мест.

Отдохнули. Отправляемся дальше.

Станция «Арифметическая» (Слайд №10)

« Арифметика- царица математики»- говорил немецкий математик Карл Фридрих Гаусс.

Назовите арифметические действия, которые вы знаете.

Используя эти арифметические действия , выполните следующее задание:

1 команда:

2222=8                              2+2+2+2=8

2 команда:

2222=44                            22+22=44

3 команда:

2222=111                          222:2=111

9999=18                           9*9:9+9=18

9999=82                            9*9+9:9=82

Станция «Внимательная» (Слайд №11)

Прослушайте объявления.

На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.

Задачи: 

1. В автобусе ехали 25 человек. 
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок? (5 остановок)

2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, 
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - 
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей) 

 3. Летняя задача. 
На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели, 
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)

4. На рынке. 
Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
Продавал Трофим на рынке.
У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?

 5. Задача о глупом Кондрате. 
Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
Ребята несут в Ленинград?"
[Глупый, глупый  Кондрат!
Он один лишь и шел в Ленинград. 
А ребята с лукошками, котятами и кошками
Шли навстречу ему, в Кострому!]

Сейчас вы получите кроссворд, где зашифрованы названия геометрических фигур. За 3 минуты найдите на листах, как можно больше геометрических фигур ( включается музыка).

к

п

я

т

и

у

г

о

л

ь

н

и

к

б

а

с

н

р

о

м

б

я

г

д

б

а

н

о

н

ч

и

в

е

к

в

а

д

р

а

т

д

и

о

в

а

л

н

ф

г

б

ю

с

у

н

ш

а

б

м

и

к

у

с

и

ц

и

л

и

н

д

р

с

в

ь

т

р

е

у

г

о

л

ь

н

и

к

т

к

р

у

г

б

ю

в

а

д

щ

х

л

д

и

м

о

л

д

с

ь

р

о

м

б

ю

п

м

э

о

к

у

б

ш

а

д

р

б

ю

п

е

ш

х

п

р

я

м

о

у

г

о

л

ь

н

и

к

т

и

с

п

ь

т

р

а

п

е

ц

и

я

з

Как одним словом , можно назвать эти слова? ( геометрические фигуры)

Следующая станция « Геометрическая» (Слайд №12)

Девиз: Нужно не только фигуры знать,

               Но и в узоры их собирать.

А.С.Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».

Задание для команд: используя, как можно больше разных геометрических фигур, создайте аппликацию и наклейте на лист.

Ребята, а вы знаете, что треугольник фигура завистливая. Он постоянно завидует своему старщему брату – квадрату. Сейчас дети покажут сценку про них.

А сейчас услышите стихотворение-шутку Е.Паина  «Треугольник и квадрат».

Сценка.

1уч:

Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший-квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный. 
Стал расспрашивать Квадрат:

3уч: «Почему ты злишься, брат?»

1уч: Тот кричит ему:

2уч:

«Смотри, ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!»

1уч: Но Квадрат ответил:

3уч:

«Брат!
Я же старше, я – квадрат».

1уч: И сказал ещё нежней:

3уч: «Неизвестно, кто нужней!»

1уч:

Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы, 
Младший лезет воровато, 
Срезать старшему углы.
Уходя сказал:

2уч:

«Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснёшься без углов!»

1уч:

Но на утро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет Квадрата. 
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

Какая теперь получилась геометрическая фигура после того, как  у квадрата были срезаны все углы? ( восьмиугольник)

Спасибо вам, геометрические фигуры.

 Станция « Музыкальная» (Слайд 13)

Пока жюри подводит итоги.

А сейчас мы отдохнём

И частушки попоём

Ребята  приготовили нам  номер  худ. самодеятельности.

  1. Мы весёлые ребята

      Вам частушки пропоём,

     Мы в своей любимой  школе

     Замечательно живём.    

  1.  Ваня целый день зевает,

      Почему и сам не знает.

      Математики урок

      Не идёт Ванюше впрок.

  1.   Над тетрадкой Влад рыдает:

           Как пример решить не знает.

           Плачет баба, плачет дед,

          Ну, не сходится ответ.

  1.  Я  таблицу умноженья

         Перед сном учила.

         Утром встала – всю таблицу

         Начисто забыла.

  1. Мы с соседом сообща

        Контрольную решили.

        За неё мы на двоих

        Четвёрку получили.

  1.  Папа мне решил задачу,

        В математике помог,

        Мы потом решали с мамой

        То, что он решить не смог.

7.    Мы частушки вам пропели,

       А теперь хотим сказать:

       Если цифры полюбили

       Всё пойдёт у вас на пять.

Подведение итогов:

  -  Вот и подошло к концу наше путешествие (Слайд №15)

 -  Мы прибыли на станцию «Занимайкино».

  - Узнаем, какой вагончик прибыл первым.

  - Давайте посчитаем вместе баллы.

Первым на станцию «Занимайкино» прибыла команда … вагона. Но победил каждый из вас, потому что каждый считал, отгадывал.    Было приятно видеть, как дружно вы трудились, какими были внимательными и сообразительными. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий, вы стали ещё сообразительней,         находчивее, остроумнее.

   

Рефлексия. Кому сегодня понравилось путешествие, помашите мне билетиком.

В благодарность за работу вы получите открытки с заданием, которые пригодятся для          следующего занятия.

Путешествие по городу продолжится на следующем занятии.

Прошу пассажиров попрощаться и покинуть вагоны.

Всем спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вагон № 5 Вагон № 7 Вагон № 8

Слайд 3

1. Веди себя спокойно. 2. Будь терпеливым. 3. Не выкрикивай с места. 5. Работай дружно: будь внимателен к другим, не мешай другим, во время оказывай помощь своим товарищам, выполняй указания старшего. 4. Активно участвуй в работе команды. 6. Соблюдай правила игры и состязаний: не старайся выигрывать и добиваться первенства нечестным путем. Только честная борьба, иначе победа неинтересна . 7. Не злорадствуй, когда другие проигрывают. 8.Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.

Слайд 5

« Миром управляют числа».

Слайд 8

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Слайд 10

«Арифметика – царица математики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».

Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка урока ИЗО для 1 класса "Ожившая клякса"

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.Автор разработки: Микоян Анастасия СергеевнаМесто работы: НОУ СОШ...

Методическая разработка на тему: "Занимательная математика", 3 класс

Игра по станциям по математике для учащихся 3 класса. Групповая форма работы....

Методическая разработка: «Динамический час в младших классах групп продлённого дня». Разработка : Сурковой Е.В. воспитателя группы продлённого дн

Динамическая пауза - это актуальный отдых у детей.Двигательная активность - биологическая активность организмаю\....