Главные вкладки

    Методическая разработка на тему: "Занимательная математика", 3 класс
    план-конспект занятия (3 класс) по теме

    Михайлова Татьяна Николаевна

    Игра по станциям по математике для учащихся 3 класса. Групповая форма работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ « Занимательная математика в 3 классе».

                                                                                             Подготовила: Михайлова Татьяна Николаевна

                                                                                             Воспитатель группы продлённого дня

    Цели урока:

    1. Пробудить интерес к предмету математике.
    2. Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.
    3. Воспитывать самостоятельность, дружбу, взаимопомощь, сотрудничество.

    Оборудование:

    • карточки с заданиями,
    • презентация.
    • геометрические фигуры.
    • эмблемы команд "Круг", "Квадрат", «Треугольник»
    • магнитофон с аудиозаписями.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Дети стоят в коридоре. Гости сидят в классе. Звенит звонок на урок.  (Слайд №1 )

    Учитель: « Уважаемые пассажиры. Скорый поезд группы продлённого дня Колпино – Занимайкино подан под посадку. Просим пассажиров занять свои места»

    Дети входят в класс с билетами. На билетах у каждого ученика написано задание, которое они должны решить и записать ответ в квадратике. Билеты они показывают начальнику вокзала (учителю). Учащиеся садятся согласно билетам, тем самым разбились на команды.

    На партах таблички с  номером вагона.

    Билет №5 - Сосчитать сколько треугольников на рисунке.

    Билет №7 – задача в стихах.

    Билет № 8 – Загадка про цифру 8

    Два кольца, но без конца,

    В середине нет гвоздя.

    Если я перевернусь.

    То совсем не изменюсь.

    Ну, какая цифра я?

    Учитель: « Уважаемые пассажиры! Встаньте, пожалуйста. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.

    Сейчас мы определим маршрут нашего следования.(Слайд №2)

    От какой станции мы отправляемся? От станции Колпино.

    Станция прибытия – «Занимайкино»

    Тут затеи и задачи

    Игры, шутки всё для вас.

    Пожелаем вам удачи –

    За работу, в добрый час!

    Наш поезд сделает остановки на некоторых станциях.

    Но поезд у нас необычный, порядок вагонов во время поездки будет меняться. В конце  поездки мы узнаем, какой же вагончик прибудет на станцию «Занимайкино» первым. А для этого мы будем соревноваться.

    Пассажиры каждого вагона – это команда.

    - Нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно должно быть геометрическим.

    Команды, представьтесь.

    Нет углов у меня,

    А похож на блюдце я.

    На тарелку и на крышку,

    На кольцо, на колесо.

    Кто же я такой, друзья,

    Назовите вы меня!

    Первая команда – «Круг»

    Он давно знакомый мой,

    Каждый угол в нём – прямой,

    Все четыре стороны одинаковой длины.

    Вам его представить рад:

    А зовут его - …..

    Вторая команда – «Квадрат»

    Три вершины, три угла,

    Три сторонки вот и я!

    Третья команда – « Треугольник»

    Ознакомьтесь с правилами поведения во время движения нашего поезда. (Слайд №3)

    На слайде появляются строчки. Каждый ученик читает по правилу.

    1. Вести себя спокойно.
    2. Не выкрикивать.
    3. Быть терпеливыми.
    4. Не говорить всем сразу.
    5. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.
    6. Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
    7. Нужно уметь договариваться.
    8. Нужно слушать и понимать друг друга.
    9. Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

    Что это за правила?

    Правила  дружной работы.

    Прочитайте слова , зашифрованные в ребусах и вы узнаете, чем мы будем заниматься во время путешествия? (Слайд №4)

    Дети отгадывают ребус и если правильно отгадают, то появляются слова.

    Ви 3 на                                                      Сви 100 к                                   Сказка

    Решать                                                           отгадывать                                     Смекать

    А чем мы ещё будем заниматься, вы узнаете послушав сказку, которую расскажет Дарина.

    Слушайте внимательно.

    Я расскажу вам сказку об очень умном юноше, которого полюбила прекрасная принцесса. Чтобы принцесса не вышла за него замуж, король решил казнить юношу. Но, вняв мольбам принцессы, он объявил: «Ты будешь тащить жребий. Я положу перед тобой два листа бумаги; на одном будет написано «жизнь», а на другом «смерть». Какой лист ты возьмёшь, так и решится твоя судьба».                                                                                                                              Однако в душе король задумал коварство: он велел своему министру написать на обоих листах одно и то же слово «смерть». Принцесса подслушала их разговор и сумела предупредить юношу. — Как  вы думаете, ребята, что должен сделать юноша?    

    — Но я ведь вам сказала, что это был очень умный юноша! Он сказал: «Я беру вот этот лист!» - и с этими словами взял один лист... — и съел! Тогда все закричали: «Но как же мы теперь узнаем, что было написано на той бумажке, которую ты съел?». А юноша улыбнулся и ответил: «Но ведь осталась вторая бумажка! Можно посмотреть, что написано на ней!» Посмотрели — а на ней написано «смерть». Значит, на той, что вытащил юноша, должно было быть написано «жизнь».                                                                                        Королю было стыдно признаваться в своём коварстве — и юноша был спасён!

      — Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь?( смекалка)

    Итак, ребята, прочитаем хором, что мы сегодня будем делать.

    Смекать, отгадывать ,решать.

    Гудок. Поезд отправляется в путь. Звучит музыка( «Паровозик из Ромашкино»)

    Мы приехали на первую станцию « Числоград» (Слайд №5)

    На столе у каждой команды карточки.

    Разгадайте высказывание величайшего  греческого  математика Пифагора о числах.

    Он  считал, что числа очень важны для жизни людей.

    Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.

    На доске:

    Дети: Миром управляют числа.

    Учитель: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся в нашем путешествии по Стране занимательной математики.

    Слайд Пифагор + фраза

    Я вам предлагаю отгадать математический фокус. (Слайд №:6)

    Я могу отгадать задуманное вами число.

    Задумайте число от 1 до 20

    Прибавьте к нему 5

    Результат умножьте на 3

    От того, что получилось , отнимите 15 и запишите ответ.

    Если вы назовёте мне ответ, я скажу какое число вы загадали.( Для этого названный ответ нужно разделить на 3).

    С помощью чего записываются числа? (с помощью цифр)

    Возьмите карточку зелёного цвета.

    Перед вами человечек из цифр.

    Найдите и отгадайте, сколько цифр в нём спряталось?

    Впишите полученное число в окошечко.

    Найти в тексте числа.

    У дорожки стоит смородина. Потри её листок. Почувствуй густой аромат. Осторожно подними нижнюю ветку. Смотри ! Там сороконожка.     8 чисел

    Звучит мелодия.

    Станция « Фольклорная» ( Слайд №7)

    Творчество русского народа очень тесно связано с математикой.

     «Математические» пословицы и фразеологизмы

    — Вместо пропусков вставьте числа. Назовите сумму этих чисел.

    .

    У него … пятниц на неделе.

     … раз отмерь, … раз отрежь.

    За … зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

    … сапога – пара.

    … одного не ждут.

    Возьмите карточки, прочитайте задание.

    Покажите ответ на ромашке.

    Следующее задание:

    Из большого конверта достаньте пазлы. Соберите пазл.

    Узнали иллюстрацию к  произведению?

    - Это русская народная сказка.

    Назовите названия сказок, в которых есть числа.

    3 поросёнка,» 3 медведя», « 3 толстяка», « 12 месяцев», « волк и семеро козлят», « Сказка о Мёртвой царевне и 7 богатырях», « Белоснежка и 7 Гномов», « Али – Баба и 40 разбойников», «Пятеро из одного стручка».

    Команда, которая назовёт сказку последней – выиграет.

    Станция « Смекалкино» (Слайд №8)

    Девизом этой станции слова  являются слова М.В.Ломоносова «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

    Задачи - смекалки

    Как в комнате расставить 5 стульев, чтобы у каждой из четырёх стен стояло по 2 стула.

    Следующее задание:

    Каждой команде задаётся по 3 задачи.

    1 команда:

    1. Четверо играли в домино 2 часа. Сколько  часов играл каждый?(2 часа)
    2. На грядке сидело 6 воробьёв. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьёв осталось сидеть на грядке? (0, так как все улетели)
    3. Шла старуха в Москву. Ей навстречу 3 старика. Сколько человек шло в Москву? (1 старуха)

    2 команда:

    1.На одной ноге петух весит 3 кг. А сколько он весит на двух ногах? (3 кг)

    2.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки, на каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?( На дубе яблоки не растут)

    3.Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (Одна машина – такси, остальные из села).

    3 команда:

    1.Тройка лошадей пробежала 30 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? ( по 30 км)

    2. Что  легче: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаково)

    3. Несла женщина в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? ( Все разбились)

    4. Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке пот 4шишки. Сколько всего шишек? (0, шишки на берёзах не растут).

    Станция  «Здоровейск»(Слайд №9)

    Вы, ребята, все устали,

    Много думали, считали,

    Уже пора и отдохнуть.

    Здесь мы отдохнём и расслабимся.

    Танец .

    Отдохнули. Отправляемся дальше.

    Станция «Арифметическая» (Слайд №10)

    « Арифметика- царица математики»- говорил немецкий математик Карл Фридрих Гаусс.

    Назовите арифметические действия, которые вы знаете.

    Используя эти арифметические действия , выполните следующее задание:

    1 команда:

    2222=8                              2+2+2+2=8

    2 команда:

    2222=44                            22+22=44

    3 команда:

    2222=111                          222:2=111

    9999=18                           9*9:9+9=18

    9999=82                            9*9+9:9=82

    Станция «Внимательная» (Слайд №11)

    Прослушайте объявления

    На этой станции команде начальник станции читает задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.

    Задачи: 

    1. В автобусе ехали 25 человек. 
    На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
    На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
    На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
    На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
    На следующей остановке вышли 5 человек.
    Сколько было остановок? (5 остановок)

    2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, 
    И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
    На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - 
    Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
    А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
    Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
    И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
    Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
    Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей) 

     3. Летняя задача. 
    На речке летали 12 стрекоз.
    Явились 2 друга и рыжий Барбос.
    Они так плескались, они так галдели, 
    Что 8 стрекоз поскорей улетели.
    Остались на речке только стрекозы,
    Кому не страшны ребятня и барбосы.
    Но вот что моя голова позабыла:
    Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)

    4. На рынке. 
    Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки,
    Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки,
    И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки.
    Продавал Трофим на рынке.
    У прилавка все толпились, покупали, не скупились.
    И хвалили млад и стар и Трофима, и товар.
    Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на трынке?

     5. Задача о глупом Кондрате. 
    Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят,
    У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке,
    У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку.
    Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат
    Ребята несут в Ленинград?"
    [Глупый, глупый  Кондрат!
    Он один лишь и шел в Ленинград. 
    А ребята с лукошками, котятами и кошками
    Шли навстречу ему, в Кострому!]

    Сейчас вы получите кроссворд, где зашифрованы названия геометрических фигур. За 3 минуты найдите на листах, как можно больше геометрических фигур ( включается музыка).

    к

    п

    я

    т

    и

    у

    г

    о

    л

    ь

    н

    и

    к

    б

    а

    с

    н

    р

    о

    м

    б

    я

    г

    д

    б

    а

    н

    о

    н

    ч

    и

    в

    е

    к

    в

    а

    д

    р

    а

    т

    д

    и

    о

    в

    а

    л

    н

    ф

    г

    б

    ю

    с

    у

    н

    ш

    а

    б

    м

    и

    к

    у

    с

    и

    ц

    и

    л

    и

    н

    д

    р

    с

    в

    ь

    т

    р

    е

    у

    г

    о

    л

    ь

    н

    и

    к

    т

    к

    р

    у

    г

    б

    ю

    в

    а

    д

    щ

    х

    л

    д

    и

    м

    о

    л

    д

    с

    ь

    р

    о

    м

    б

    ю

    п

    м

    э

    о

    к

    у

    б

    ш

    а

    д

    р

    б

    ю

    п

    е

    ш

    х

    п

    р

    я

    м

    о

    у

    г

    о

    л

    ь

    н

    и

    к

    т

    и

    с

    п

    ь

    т

    р

    а

    п

    е

    ц

    и

    я

    з

    Как одним словом , можно назвать эти слова? ( геометрические фигуры)

    Следующая станция « Геометрическая» (Слайд №12)

    Девиз: Нужно не только фигуры знать,

                   Но и в узоры их собирать.

    А.С.Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии».

    Задание для команд: используя, как можно больше разных геометрических фигур, создайте аппликацию и наклейте на лист.

    Ребята, а вы знаете, что треугольник фигура завистливая. Он постоянно завидует своему старщему брату – квадрату. Сейчас дети покажут сценку про них.

    А сейчас услышите стихотворение-шутку Е.Паина  «Треугольник и квадрат».

    Сценка.

    1уч:

    Жили-были два брата:
    Треугольник с квадратом.
    Старший-квадратный,
    Добродушный, приятный.
    Младший – треугольный,
    Вечно недовольный. 
    Стал расспрашивать Квадрат:

    3уч: «Почему ты злишься, брат?»

    1уч: Тот кричит ему:

    2уч:

    «Смотри, ты полней меня и шире.
    У меня углов лишь три,
    У тебя же их четыре!»

    1уч: Но Квадрат ответил:

    3уч:

    «Брат!
    Я же старше, я – квадрат».

    1уч: И сказал ещё нежней:

    3уч: «Неизвестно, кто нужней!»

    1уч:

    Но настала ночь, и к брату,
    Натыкаясь на столы, 
    Младший лезет воровато, 
    Срезать старшему углы.
    Уходя сказал:

    2уч:

    «Приятных
    Я тебе желаю снов!
    Спать ложился – был квадратным,
    А проснёшься без углов!»

    1уч:

    Но на утро младший брат
    Страшной мести был не рад.
    Поглядел он – нет Квадрата. 
    Онемел… стоял без слов…
    Вот так месть! Теперь у брата
    Восемь новеньких углов!

    Какая теперь получилась геометрическая фигура после того, как  у квадрата были срезаны все углы? ( восьмиугольник)

    Спасибо вам, геометрические фигуры.

     Станция « Музыкальная» (Слайд 13)

    Пока жюри подводит итоги.

    А сейчас мы отдохнём

    И частушки попоём

    Ребята  приготовили нам  номер  худ. самодеятельности.

    1. Мы весёлые ребята вам частушки пропоём,

    Мы в своей любимой  школе замечательно живём.    

    1. Ваня целый день зевает,

       Почему и сам не знает.

       Математики урок

       Не идёт Ванюше впрок.

    1. Над тетрадкой Влад рыдает:

           Как пример решить не знает.

           Плачет баба, плачет дед,

           Ну, не сходится ответ.

    1. Я  таблицу умноженья

          Перед сном учила.

          Утром встала – всю таблицу

           Начисто забыла.

    1. Мы с соседом сообща

          Контрольную решили.

          За неё мы на двоих

           Четвёрку получили.

    1. Папа мне решил задачу,

          В математике помог,

          Мы потом решали с мамой

          То, что он решить не смог.

    7.Мы частушки вам пропели,

       А теперь хотим сказать:

       Если цифры полюбили

       Всё пойдёт у вас на пять.

    — Вот и подошло к концу наше путешествие (Слайд №15) Мы прибыли на станцию «Занимайкино». Узнаем какой вагончик прибыл первым Давайте посчитаем вместе баллы.

    Первым на станцию «Занимайкино» прибыла команда … вагона. Но победил каждый из вас, потому что каждый считал, отгадывал.    Было приятно видеть, как дружно вы трудились, какими были внимательными и сообразительными. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий, вы стали ещё сообразительней,         находчивее, остроумнее.  

    Рефлексия. Кому сегодня понравилось путешествие, помашите мне билетиком.

    В благодарность за работу вы получите открытки с заданием, которые пригодятся для          следующего занятия.

    Путешествие по городу продолжится на следующем занятии.

    Прошу пассажиров попрощаться и покинуть вагоны.

    Всем спасибо за урок!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике 1 класс

    Не стандартные формы проведения внеклассного мероприятия....

    Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Луч. Пересечение линий". 1 класс. УМК "Гармония"

    Интересный и доступный материал с презентацией для проведения урока математики по теме "Луч. Пересечение линий" в 1 классе....

    Авторская методическая разработка олимпиадных заданий по математике и русскому языку для 2-4 классов

    Задания предназначены для шкрльных туров олимпиад, а так же как дополнительный материал для уроков математики и русского языка....

    Методическая разработка - технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Проверка умножения". ФГОС

    Методическая разработка -   урок математики для 3 класса составленный в свете требований ФГОС по теме : "Проверка умножения" . Технологическая карта урока , презентация Power Point. Лист самооцен...

    Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века) «Решение простых и сложных уравнений» (из опыта работы учителя).

    Методическая разработка технологической карты урока математики в 4 классе (по УМС «Начальная школа 21 века). Урок "открытия новых знаний"....

    Методическая разработка на тему: "Занимательная математика" 3 класс

    Игра по станциям по математике для учащихся 3 класса. Групповая форма работы....