Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu_3_klass.docx223.06 КБ

Предварительный просмотр:

F:\РП Титульники\Изо.jpg

Пояснительная записка

Программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2с углубленным изучением отдельных предметов»

Программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе рабочей программы предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др. под ред. Б.М. Неменского – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2021г.

Учебник: «Изобразительное искусство», 3 класс, Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др./Под ред. Неменского Б.М.-М.: Просвещение, 2016г.- 2018 гг.

На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

        Общими целями учебного предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе является - формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, становление интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

  1. Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В процессе изучения изобразительного искусства у обучающегося будут сформированы

Личностные результаты

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

Обучающийся получит возможность для формирования

  • эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умения сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умения обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • овладевать умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладевать умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение организовать место занятий;
  • осознанно осваивать новые знания и умения, достигать более высоких и оригинальных творческих результатов.

Обучающийся получит возможность научиться:

• проговаривать последовательность действий на уроке.

• работать по предложенному учителем плану.

• отличать верно выполненное задание от неверного.

• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Обучающийся получит возможность научиться:

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научиться:

• пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• слушать и понимать высказывания собеседников.

• выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• согласованно работать в группе:

а) планировать работу в группе;

б) распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • знать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знать основные виды жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимать образы природы искусства.
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Предметные результаты

Обучающийся научиться:

  • первоначальным представлениям о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • понимать основы художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладевать практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладевать элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • различать виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);

Обучающийся получит возможность научится:

  • основам различения видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • пониманию образной природы искусства;
  • эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира
  • применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способности узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умению обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражать суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усваивать названия ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умению видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способности использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники.

  1. Содержание учебного предмета

 

Раздел курса

Кол-во часов

Содержание учебного раздела

1

Искусство в твоем доме

8 часов

Здесь «Мастера» ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твои игрушки

Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Посуда у тебя дома

Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа «Мастеров Постройки, Украшения и Изображения» в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Обои и шторы у тебя дома

Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Мамин платок

Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Твои книжки

Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Открытки

Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши «Мастера Изображения, Украшения и Постройки». Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ, выполненных в течение четверти. Ведут беседу три «Мастера». Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

2

Искусство на улицах твоего города

7 часов

Памятники архитектуры – наследие веков

Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Парки, скверы, бульвары

Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Ажурные ограды

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары».

Волшебные фонари

Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Витрины

Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Удивительный транспорт

В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Труд художника на улицах твоего города (обобщение темы)

Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши «Братья-Мастера» ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в «экскурсоводов» и «журналистов». Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

3

Художник и зрелище

11 часов

В зрелищных искусствах «Братья-Мастера» принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима.

Художник в цирке

Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Художник в театре

Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Театр кукол

Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Театральные маски

Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Афиша и плакат

Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

Школьный карнавал

Роль художника при изготовлении декораций, костюмов, карнавальных масок.

Праздник в городе (обобщающий урок)

Праздник в городе. «Мастера Изображения, Украшения и Постройки» помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме.

4

Художник и музей

8 часов

Музеи в жизни города

Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Картины - особый мир

Что такое «картина». Смотрим знаменитые пейзажи: И. Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

Картина - натюрморт

Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картины исторические и бытовые

Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

Скульптура в музее и на улице

Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Художественная выставка

Обобщающий урок «Художник и музей».

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников.

34 часа

3. Календарно-тематическое планирование

Тема

урока

Программное

содержание

Планируемые результаты

Дата по плану

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел 1.ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 часов)

1-2.

Твои игрушки.

Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели.

Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки.

Умение преобразиться

в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать и расписывать игрушки

Задание: лепка народной игрушки по мотивам «Дымковская кукла»

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны.

Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её.

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о материалах и инструментах, правилах работы с инструментами, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций

 (алгоритм действий)

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию.

02.09

09.09

3-4

Твоя посуда.

Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома)

Умение изобразить посуду по своему образцу.

Знание понятия «сервиз»

Задание: изображение своей формы вазы для цветов

Материалы: альбом, гуашь, кисти.

Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением.

Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды.

Овладеть навыками создания выразительной формы посуды в лепке.

Познавательные: общеучебные-

Извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах посуды.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий)

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.

16.09

23.09

5

Обои и шторы у тебя дома.

Знание роли художников

в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы.

Задание: рисование с помощью трафарета.

Материалы: альбом, гуашь, акварель, кисти, трафарет.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты.

Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о сознании орнамента.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности

(«что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») оценивание (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Проявляют доброжелатель-ность и эмоционально-нравственную отзывчивость

30.09

6

Мамин платок.

Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка.

Приобретение опыта творчества и художественно-практических навыков в создании эскиза росписи платка.

Задание: изготовление рисунка «Платок для своей мамы»

Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Картины: А. Венецианов «Девушка в платке»

Б. Кустодиев «Купчиха», «Ярмарка»

Л.Малеев «Рязанские девочки»

В.Суриков «Сибирская красавица»

Наблюдать за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.

Уметь составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выявляют особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения); воспроизводят по памяти информации, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Регулятивные: удерживают учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий); осуществляют итоговый контроль деятельности

(«что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») оценивание (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к декоративно-прикладному творчеству.

07.10

7

Твои книжки.

Знание художников, выполняющих иллюстрации.

Знание отдельных элементов оформления книги.

Овладение навыками коллективной работы.

Задание: иллюстрирование книжки.

Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Картины: И. Билибин «Царевна-лягушка»

Васнецов «Алёнушка»

Н.Рерих «Заморские гости»

Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании книги.

Овладеть навыками коллективной работы.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений.

Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение).

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на бережное отношение к книге.

14.10

8

Поздравительная открытка.

Знание видов графических работ (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике)

Умение выполнить

простую графическую работу.

Задание: изготовление поздравительной открытки.

Материалы: цв. бумага, картон, восковой мелок, гуашь, гербарий

Понимать роль художника и Братьев –Мастеров в создании форм открыток изображений на них.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики

Уметь осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме об открытках, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, производят логические мыслительные операции (анализ, сравнение)

Регулятивные: умеют осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия») оценивание)

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

21.10

Раздел 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7 часов)

9.

Памятники архитектуры.

Знание художников, скульпторов и архитекторов. Изображение архитектуры своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимание, что памятники архитектуры - это достояние народа.

Задание: изображение на листе бумаги проекта красивого здания.

Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знать основные памятники города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города.

Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, моделируют различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели).

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию страны.

28.10

10.

Парки, скверы, бульвары.

Знание, в чем заключается работа художника-архитектора. Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора – работа

целого коллектива.

Умение изобразить парк или сквер. Овладение приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Задание: изображение на листе бумаги парка, сквера.

Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и обустройства.

Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, проверяют, находят дополнительные сведения, используя справочную литературу

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление бережного отношения к уголкам природы в городе.

11.11

11.

Ажурные ограды.

Закрепление приемов работы с бумагой: складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных форм ажурных сцеплений металла.

Умение конструировать

из бумаги ажурные решетки.

Задание: изготовление из бумаги ажурных оград.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки.

Уметь осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин из учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о красоте ажурных оград, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её; логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление об узорах оград.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

18.11

12.

Волшебные фонари.

Изображение необычных фонарей. Знание видов и назначение фонарей.

Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника

Задание: изготовление проекта фонаря при помощи туши и палочки. Материалы: тушь, палочка, перья.

Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным фонарям в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений.

Формировать чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Познавательные: осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации;

логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о форме фонарей.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»)

Коммуникативные: слушают учителя, инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, составляют описание объекта с использованием выразительных средств языка.

Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

25.11

13.

Витрины на улицах.

Фантазия, создание творческого проекта оформление витрины магазина. Овладение композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина.

Задание: изготовление плоского эскиза витрины способом аппликации.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины, как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины.

Познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, презентуют подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные: оценивают (сравнивают с эталоном) результаты деятельности (чужой и своей); корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы

Применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считают мнения другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

02.12

14.

Удивительный транспорт.

Сопоставление, объяснение связи природных форм с инженерными конструкциями.

Знание разных видов транспорта.

Умение изобразить разные виды транспорта.

Обретение новых навыков в конструировании из бумаги.

Задание: изготовление проекта фантастической машины, используя восковые мелки.

Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель, восковые мелки, цв. бумага, картон, ножницы, клей.

Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения. Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин.

Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы.

Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

09.12

15.

Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Овладение приемами коллективной творческой деятельности

Задание: изготовление проекта улицы города.

Материалы: бумага, картон, ножницы, клей.

Осознавать и объяснять работу художника в создании облика города.

Анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу. Формулировать собственную позицию и мнение. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов.

Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, преобразовывают объект: импровизируют, изменяют, творчески переделывают, моделируют различные отношения между объектами окружающего мира.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы.

Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

16.12

Раздел 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (11 ЧАСОВ)

16-17.

Художник в цирке.

Знание отличия и сходства театра и цирка.

Умение создавать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит.

Задание: изображение с использованием гуаши самого интересного в цирке.

Материалы: альбом, гуашь, кисти.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке.

Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе, имеют мотивацию к учебной деятельности, понимают роль культуры и искусства в жизни общества.

23.12

13.01

18.

Художник в театре.

Знание истоков театрального искусства.

Умение создавать эпизод

театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма

Знание, каким был древний античный театр.

Умение нарисовать эскиз театрального костюма.

Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром.

Задание: изготовление эскиза декораций Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства.

Давать оценку своей работе по заданным критериям.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, преобразовывают объект, импровизируют, изменяют, творчески переделывают, преобразовывают объект.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»)

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе,

Умеют применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику деятельности.

20.01

19.

20.

Театр кукол.

Беседа об истоках развития кукольного театра, о разновидностях кукол. Петрушка- герой ярмарочного веселья. Познакомиться с куклами из коллекции С. Образцова. Образ куклы, её конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы. Работа художника над куклой.

Получат представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Научаться придумывать и создавать выразительную куклу ( характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу).

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о роли художника в театре, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её; логические-осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о кукольных театрах, видах кукол.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе,

Имеют мотивации к учебной деятельности; проявляют интерес к театральному искусству.

27.01

03.02

21-22

Маска.

Беседа о масках разных времён и народов. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Античные маски. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Научиться отмечать характер, настроение, воплощение в маске, а также выразительность в формы и декора. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Познавательные: преобразовывают объект (основу); импровизируют, изменяют, творчески переделывают.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы.

Обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников, проявляют добро-желательность и отзывчивость, сопереживают чувствам других людей.

10.02

17.02

23-24

Афиша и плакат.

Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражения в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость, яр-кость, ясность, условность, лаконизм.

Получают представление о назначении театральной афиши плаката (привлекают внимание, сообщают название, лаконично рассказывают о самом спектакле). Научатся видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Обретут творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе,

имеют мотивации к учебной деятельности; обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы.

24.02

03.03

25

Праздник в городе.

Роль художника в создании праздничного облика города. Элементы праздничного украшения города: флаги, панно, иллюминация и др. Как единый большой театр.

Научиться объяснять работу художника по созданию облика праздничного города, фантазировать о том как можно украсить город к празднику (9 мая, Новый год)

Познавательные: сравнивают различные объекты: выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства, сопоставляют характеристики объектов по одному (или нескольким) признакам; выбирают решение из нескольких предложенных, кратко обосновывают выбор.

Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения, анализируют собственную работу; соотносят план и совершенные операции.

Коммуникативные: строят небольшие устные монологические высказывания, описывают объект, передают его внешние характеристики.

Ответственно относятся к учёбе,

имеют мотивации к учебной деятельности.

10.03

26

Школьный

карнавал. Обобщающий урок по теме» Художник и зрелище».

Роль художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества.

Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, анализировать информацию, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные: умеют оценивать результаты деятельности (чужой и своей).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственные мнение, формулировать ответы на вопросы.

Имеют мотивацию к учебной деятельности; анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

17.03

Раздел 4.ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 часов)

27

Музей в жизни города.

Знаменитые музеи искусства России. Роль художника в создании музейных экспозиций. Образ интерьера музея.

Задание: изготовление проекта интерьера музея.

Материалы: альбом, цв. карандаши, пастель, акварель, кисти.

Изображения музеев искусств:

Третьяковская галерея, Эрмитаж,

Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Русский музей

Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения.

Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Называть самые знаменитые музеи России.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: анализируют собственную работу; соотносят план и совершенные операции, выделяют этапы и оценивают меру освоения каждого, находят ошибки, устанавливают их причины.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе,

имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к культурному наследию.

24.03

28

Картина особый мир.

Картина-пейзаж.

Картина- особый мир. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Роль рамы для картины.

Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. Знаменитые картины-пейзажи. Образ Родины в картинах-пейзажах.

Знать художников, изображающих пейзажи. Знать, что такое картина-пейзаж, о роли цвета

в пейзаже. Умение изобразить пейзаж по представлению.

Познакомиться с картинами И. Левитан «Озеро. Русь», «Стога. Сумерки»

 А. Саврасов «Грачи прилетели»

В. Бакшеев «Голубая весна»

К. Коро «Порыв ветра»

Познавательные: строят осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о сюжете картины, своём впечатление о ней, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её; осознанно рассматривают иллюстрацию с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к природе страны, бережное отношение к ней, понимают особую роль искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

07.04

29.

Картина-портрет

Знакомство с жанром портрета. Знаменитые художники портретисты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир.

Получат представление о жанре портрета. Научатся рассказывать об изображенном на картине человеке. Будут создавать портрет кого-либо из дорогих, знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Познавательные: извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют её, составляют рассказ о героях картин-портретов.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникающих трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе,

имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений живописи.

14.04

30.

Картина- натюрморт

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Знаменитые художники, работающие в жанре натюрморта.

Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте.

Научиться воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяин вещей, о времени в котором он живёт. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением, которое художник передаёт цветом. Узнают имена знаменитых художников, работающих в жанре натюрморта.

Познавательные: умеют извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; воспроизводить по памяти информацию необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу.

Регулятивные: умеют осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); оценивать результаты деятельности.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе,

имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на эмоционально-эстетическое восприятие произведений живописи.

21.04

31.

Картины исторически и бытовые

Изображение в картинах исторического жанра событий из жизни людей, героев. Красота и переживание повседневной жизни в картинах бытового жанра.

Получают представление о картинах исторического и бытового жанра. Научатся рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах. Освоят навыки в изображении смешанной техники.

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, извлекать информацию из прослушанного объяснения, анализировать её.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата, планируют решение учебной задачи; выстраивают последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, строят понятные речевые высказывания, отстаивают собственное мнение, формулируют ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе,

имеют мотивацию к учебной деятельности

28.04

32.

Скульптура в музее и на улице.

Скульптура – объёмное изображение, которое живёт в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики.

Знать, что такое скульптура, несколько знаменитых памятников и их авторов.

Уметь лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику

движения.

Познавательные: умеют воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; выбирать решение из нескольких предложенных; кратко обосновывать выбор.

Регулятивные: умеют анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы, находить ошибки, устанавливать их причины, корректировать действия.

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственные мнение, формулировать ответы на вопросы.

Ответственно относятся к учёбе,

имеют мотивацию к учебной деятельности.

05.05

33-34

Художественная выставка.

Выставка лучших детских работ за год. Подведение итогов, ответ на вопрос «Какова роль художника в жизни каждого человека?».

Участвовать в организации выставки детского творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура».

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание, анализировать информацию, презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Регулятивные: умеют оценивать результаты деятельности (чужой и своей).

Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственные мнение, формулировать ответы на вопросы.

Имеют мотивацию к учебной деятельности; задают вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?» и умеют находить ответ на него, обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

12.05

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...