Урок изобразительного искусства, 4 класс
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Лежнева Мария Александровна

Рисование по представлению. Живопись. Рисование по-сухому. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Рисование по представлению. Живопись. Рисование по-сухому.

Цель: к концу урока учащиеся научатся передавать в рисунке характерные особенности бабочки.

Оборудование: доска, проектор, компьютер, презентация к уроку, лист бумаги, карандаш, ластик, баночка «непроливайка», кисти, краски.

Предметные результаты:

- определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;

- понимать и использовать элементарные правила получения новых цветов путем смешивания основных;

- правильно работать красками: разводить и смешивать, не выходить за пределы очертания;

- называть части тела бабочки;

- использовать основные и вспомогательные линии;

- применять прием симметрии;

- совершенствовать навыки работы с акварельными и гуашевыми красками;

- рисовать по представлению.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

- соблюдать последовательное выполнение рисунка;

- уметь организовать свое рабочее место;

- отличать верно выполненную работу от неверной.

Познавательные УУД:

- различать основные и составные, холодные и теплые цвета;

- соотносить форму бабочки с геометрической формой (трапеция);

- осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном обсуждении;

- строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение.

Личностные результаты:

- отрабатывать навык самостоятельной работы;
- выражать собственное мнение при оценке рассматриваемых иллюстраций.

Этапы урока

Содержание урока (деятельность учителя и детей)

1. Орг.момент (1 мин)

Ребята, вы готовы к уроку?

На столе должны лежать простой карандаш, ластик, кисточки, краски, стакан «непроливайка» с водой, палитра. Не забыли напоить свои краски?
Ну, тогда мы начинаем наш урок.

2. Вступительная беседа (3 мин)

Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Расслабьте мышцы шеи, плечи, кисти рук. Дыхание спокойное, ровное. Глаза закрыты.

Мысленно представьте себе… Летний день. Мы идем по лесной тропинке, дует свежий теплый ветерок, щебечут птицы. Тропинка заканчивается, и мы выходим на залитую солнцем полянку. Сколько вокруг цветов. Какой аромат.


Травка нежно щекочет наши ножки. В траве трещат неугомонные кузнечики.


Оглянитесь вокруг… Посмотрите на цветы…. Подумайте кого мы еще можем с вами увидеть. Пусть эти образы проносятся через ваше сознание, и если какой-нибудь образ привлечет ваше внимание, постарайтесь сосредоточиться на нем. Как только вы ясно представите себе этот образ, откройте глаза.

Кого мы видели на полянке?)

Отгадайте загадки.

То взлетит, то крылья сложит

То расправит их…Похожа

На порхающий цветок.

В летний солнечный денек.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.


Вы, наверное, уже догадались, кого мы будем рисовать?

ответы детей

Дети дают ответ на загадку: бабочка.

Бабочку.

3. Анализ образца (4 мин)

В природе встречается огромное количество разнообразных бабочек, не похожих друг на друга. Давайте посмотрим и убедимся в этом.  Посмотрите на слайд (показывает разнообразные виды бабочек: с разной формой крыльев и различными узорами)

Посмотрите, какие красивые и какие разные бывают бабочки, лёгкие и воздушные. Бабочки всегда красивы, как будто собрались на бал.

- Давайте рассмотрим тело бабочки и выделим его части.

 - Из каких частей состоит бабочка?

- Сколько крыльев у каждой бабочки? Какие они?

-Обратите внимание на форму крыльев. Она одинаковая?

- Давайте прикроем левую часть бабочки, а теперь -правую.

 -Что вы заметили?  

Крылышки, усики, узор на крыльях – все симметрично.

- Какого цвета крылья у бабочек?

- Самые разнообразные цвета. Посмотрите, как много разных красок использует природа, чтобы украсить и защитить насекомых. Как вы думаете, каких цветов в их окраске больше – теплых или холодных?

Какие цвета относятся к теплым?

Какие цвета относятся к холодным?

Действительно, теплых красок на их нарядах гораздо больше.

Рассмотрите узоры на крыльях. Из чего они состоят?

Узор какой бабочки понравился больше всего? Почему?

- Из крыльев, туловища, головки, усиков.. 

- Четыре. Два больших одинаковых крылышка вверху и два одинаковых поменьше внизу.

- Форма крыльев разнообразна: угловатая; с зубчатыми краями; с «хвостиками» на задних крыльях.

- Если бабочку разделить пополам, то видно, что ее левая и правая стороны одинаковы, их называют симметричными.

(ответы детей)

 пятнышки, точки, волнистые линии…..

4. Планирование работы (7 мин)

(Учитель совершает показ) (см. приложение).

1. Сначала определяем композиционное расположение листа бумаги. Как мы расположим лист: горизонтально или вертикально? (горизонтально)

А почему? (размах крыльев бабочки больше, чем высота бабочки, поэтому ширина будет больше высоты)

Далее нам необходимо обратить внимание на правильную компоновку изображения на листе. Оно не должно быть слишком маленьким и слишком большим. Отмечаем чёрточками местоположение и размер бабочки на листе.

2. Как мы уже сказали, форма бабочки симметричная.
Я намечаю ось симметрии, она разделит бабочку на 2 одинаковые половинки. Проводим 2 горизонтальные линии – верхнюю и нижнюю границу крыльев. Проводим еще одну горизонтальную линию посередине.

Теперь нам нужно определить размах крыла нашей бабочки. Откладываем на верхней горизонтальной линии одинаковые отрезки, которые определяют размах верхних крыльев (с помощью единичного отрезка)

На нижней горизонтальной линии откладываем отрезки от оси симметрии несколько меньше, т.к. нижние крылья бабочки уже верхних (отмечаем единичным отрезком поменьше).
Проводим боковые линии. Получили форму трапеции. Это граница - общая форма; за границу, рисуя крылышки, выходить нельзя.

3. Намечаем на оси симметрии чёрточками туловище бабочки, которое состоит из головы, груди, брюшка. Оно занимает половину высоты бабочки. Голову рисуем в виде круга, грудь кругом побольше, брюшко в виде овала. От середины груди проводим вспомогательные оси к углам трапеции. Определяем на горизонтальных линиях чёрточками форму крыльев. Это нужно для того, чтобы потом, рисуя крылья, опираясь на эти черточки, они получились у вас симметричными с обеих сторон. Где у вас будут располагаться черточки, вы решаете сами, так как форму крыльев вы будете также выбирать сами.

4. Объединяем голову с брюшком, т.к. она не сильно выражена. Рисуем верхние крылья. Для этого срезаем угол и проводим округлую линию к середине груди. Нижнюю часть крыла проводим вдоль серединной линии, срезав нижний угол.
При рисовании нижнего крыла срезаем угол в нижней и серединной  части трапеции и проводим линии в середину груди. Не забываем про наши опорные точки.

5. Рисуем глаза бабочки,  небольшие усики на конце с утолщением, волосики на усиках, мохнатое брюшко. Далее прорабатываем крылья. У вас они будут у всех различные. Мы уже внимательно рассмотрели, какие узоры могут быть на крыльях бабочки. Я придумала вот такой:
рисую большие ячейки в виде капли, а от них ячейки к краям крыльев. Рисую кайму вдоль крыльев и пятнышки.
6. После того как мы нарисовали бабочку, стираем все лишние линии, чтобы изображение было четким и приступаем к рисованию красками. Цвета выбираем, какие хотим, ведь бабочек в мире насчитывается более 150 тысяч  видов и все они имеют различную окраску.

Работа акварелью ведется последовательно, учитывая симметричную окраску крыльев бабочки.

 Легкий тон нужного цвета наносим сначала на определенные участки одного крыла, затем на такие же участки другого крыла. После того, как подсохнет первый слой краски, наносят второй слой. Заканчиваем работу цветом уточнением концом кисти узора на крыльях, брюшке, грудке; рисуем усики.

Особое внимание надо обращаем на гармоничное сочетание цветовых оттенков на крыльях бабочки, самых неожиданных цветов – как ярких так и не очень.

- Ребята, как можно получить самые разные оттенки цветов? (путем смешивания основных цветов)

Перед тем, как вы приступите к работе, хочу вам напомнить, как мы будем оценивать свою работу и работу других:
- правильное композиционное расположение бабочки на листе;
- соблюдение симметрии при рисовании;
- непохожесть на другие работы;

- самостоятельность выполнения.

1.

2.

 

3.

4.

5.

5. Самостоятельная работа (25 мин)

Нарисуйте бабочку и придумайте узор для своей бабочки (различные овалы, треугольники, кружки неправильной формы, пятнышки)

Пофантазируйте и «нарядите» бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье, такое, какое вам захочется.

6. Подведение итогов, уборка рабочих мест (5 мин)

-А теперь приглашаю всех прикрепить свою бабочку на доске.

-Давайте внимательно посмотрим, все ли нарисованные бабочки соответствуют тем критериям, которые мы до этого называли?
-Посмотрите, какие красивые бабочки у вас получились.

-Вы молодцы, хорошо сегодня потрудились.

-Чему научились на уроке?

-Какие умения закрепляли?

Кому на уроке было просто и он все понял, поднимите желтый смалик.

Кому было не очень понятно, поднимите зеленый смайлик, а кто ничего не понял, зеленый смайлик.

Хорошо. Всем спасибо за урок. Урок закончен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 2 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для развития у детей художеств...