Рисование. Использование художественных техник во внеурочное время
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

В рамках введения стандартов второго поколения в школах осуществляется внеурочная деятельность учащихся. Цель таких занятий состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства. Планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления необходимо строить так, чтобы оно не дублировало школьную программу, а включало в себя освоение детьми новых техник выполнения творческих работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование художественных техник во внеурочное время

В рамках введения стандартов второго поколения в школах осуществляется внеурочная деятельность учащихся. Цель таких занятий состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства. Планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления необходимо строить так, чтобы оно не дублировало школьную программу, а включало в себя освоение детьми новых техник выполнения творческих работ.

Акварель представляет собой уникальный художественный материал, способствующий воспитанию культуры восприятия цвета, художественного вкуса, помогает овладеть пространством и формой, развить образное мышление. С целью развития знаний детей по разнообразию акварельных техник определяются направления, которые основываются на:

  • создании положительной мотивации, интереса к изобразительному искусству посредством изучения различных техник работы с красками;
  • использовании доступных средств и материалов, позволяющих создавать эффектные приемы работы с красками;
  • создании условий, обеспечивающих наибольшую эффективность обучения: сотрудничество учителя и учащихся, индивидуализация и высокая активность.

Эта методика дает возможность предполагать следующий прогнозируемый результат:

  • повышение мотивации к творчеству;
  • развитие цветового видения обучающихся;
  • развитие коммуникативной компетенции и универсальных учебных действий.

Для детей в творчестве больше важен сам процесс, чем полученный результат.

Рассмотрим некоторые приемы техник, используемых во внеурочное время.

  • Приём «Мятый рисунок»

Необычный эффект получится, если рисовать акварелью на мятой бумаге. Для этой техники понадобится не плотная бумага, а более тонкая (например, для ксерокса). Лист сминаем в комок, затем окунаем в холодную воду. Нужно следить, чтобы лист хорошо пропитался влагой. Аккуратно разворачиваем бумагу, чуть просушиваем и разглаживаем под прессом (положите на лист несколько тяжёлых книг). Предварительный набросок простым карандашом делать не нужно, сразу рисуем красками. Когда картинка подсохнет, можно опять положить её под пресс.

  • Приём «Волшебная клякса»

На лист бумаги нанесём большую каплю акварели. При помощи соломинки для сока кляксу раздуваем в разные стороны или только в одну сторону в зависимости от творческого замысла. Затем кисточкой дорисовываем детали. Эффектно получаются чертополох, ежик, дерево.

  • Приём «Мокрая картина»

Техника рисования «по сырому», или её ещё называют «мокрой», достаточно сложная и требует подготовки. Перед началом работы убедитесь, что лист бумаги лежит точно по горизонтали, иначе вся краска стечёт к краю листа. Затем смочите лист водой два раза. Первый раз смачиваем и ждём, когда лист подсохнет и станет влажным. Второй раз смачиваем и снимем лишнюю воду ватой или мягкой тканью. Сразу начинаем быстро рисовать, пока вода на листе не высохла. Мелкие детали можно прорисовать, когда бумага станет сухой.

  • Прием «Акварель + соль»

Интересна и увлекательна техника рисования акварелью и солью. Лист акварельной бумаги покрываем краской, сильно разведённой водой. Цвет выбираем по замыслу рисунка. Покрасив определённый участок, посыпаем его крупной солью. Покрасив и посыпав солью весь лист, дождитесь его полного высыхания. Крупинки соли впитают влагу, а вместе с ней и краску. В результате на листе появятся красивые разводы, пятнышки, точечки.

  • Прием «Восковые карандаши + акварель»

Сначала на белом листе бумаги восковыми карандашами изображается картинка. Например, морское дно. Нарисовали рыбок, водоросли, камешки, улитку. После этого весь лист заливается акварелью прямо поверх нарисованных карандашами элементов. Делать это нужно быстро и использовать много воды, иначе краска будет ложиться неровно. В итоге восковые мелки не закрасятся, а проступят через акварель.

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым.

Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя, его роль - совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ.

Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти ключ к сердцу ребенка, установить с ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

Заключение.

На основании вышеизложенного необходимо сделать некоторые выводы.

Обучение изобразительному искусству в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем.

Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно – значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.

Творческие способности – это не только способности ребенка реализовать себя в художественном творчестве, но и создание своего «Я», своей индивидуальности, единственной и неповторимой.

Для развития творческих способностей детей в начальной школе сегодня необходимо использовать новое, интересное, нестандартное, это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности "Мой край"

Нетрадиционные техники рисования способствуют повышению интереса к изучаемому материалу....

Статья "Использование нетрадиционных художественных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе"

Художественное воспитание детей в совресменной школе не может быть второстепенным. Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает простран...

Статья "Использование метода проектов во внеурочное время"

Включение учащихся в проектную деятельность позволяет каждому ребенку раскрыть свой потенциал, развивать свои способности, с интересом познавать новое и активно использовать уже имеющиеся знания и уме...

Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников художественным словом во внеурочное время»

Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьниковхудожественным словом во внеурочное время»Тема: Составление рассказа на основе деформированного текста и сери...

Методическая разработка занятия по курсу «Воспитание неслышащих школьников художественным словом во внеурочное время»

Одним из важнейших аспектов при обучении и воспитании детей с нарушением слухая является развитие связной речи. Существует множество форм работы для развития связной речи. Данная серия занятий посвяще...

Использования программы «InShot» во внеурочное время и при работе с родителями

Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта- все это отличает современного педагога, делает нашу профессию интересной...