Формы проведения логопедических занятий
план-конспект урока по логопедии (4 класс) по теме

Доронина Людмила Васильевна

 В статье говориться о формах логопедических занятий, структуре, требованиях к проведению занятия. В Качестве примера предлагаю конспект логопедического занятия с группой учащихся 4 класса с дизорфографией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Doronina_Lyudmila_Vasilevna.rar2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Формы проведения логопедических занятий.

Доронина Л.В

Учитель-логопед, логопункт ППМС Центр. Пермский край, г.Лысьва.

Речевые нарушения, встречающиеся у учащихся начальных классов, являются серьёзным препятствием в овладении ими на начальных этапах обучения письмом и чтением, а на поздних этапах – в усвоении программы. Это способствует формированию негативного отношения к учёбе, отрицательно влияет на внутреннее состояние школьника. Для оказания помощи этим учащимся школьные логопеды зачисляют их на специальные коррекционные занятия, основными задачами которых являются:

  1. Формирование правильного произношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной  звуко-слоговой структуры .
  2. Развитие навыков звуко–слогового анализа и синтеза слов.
  3. Формирование лексико–грамматического строя речи.
  4. Совершенствование связной речи.
  5. Предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.

Основной формой организации логопедической работы являются групповые  и индивидуальные. В группу подбираются дети с однородной  структурой речевого дефекта.  На этих занятиях все учащиеся выполняют одну и ту же работу парами или коллективно.

Индивидуальные занятия проводятся с одним ребёнком. Для этого разрабатываются индивидуальные программы с учётом структуры речевого дефекта конкретного учащегося и программы обучения школьного учреждения, а также содержания всех видов коррекционной работы.

Все типы логопедических занятий делятся на:

  1. Обучающие, целью которых является овладение новыми знаниями. На этих занятиях учащиеся накапливают фактический материал, изучают языковые явления и процессы, что в дальнейшем ведет к формированию понятий.
  2. Закрепляющие, на которых у учащихся совершенствуются и формируются практические умения и навыки, а так же систематизируются наиболее важные вопросы, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях у детей.
  3. Комбинированные занятия, целью которых является решение одновременно дидактических и коррекционных задач. Такие занятия проводятся в логопедической практике чаще, чем другие.

Традиционная структура  логопедического занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного.
  3. Изложение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала.
  5. Обобщение изученного, подведение итогов.

Формируя структуру занятия в зависимости от поставленных коррекционных задач, логопед подбирает те или иные компоненты, как традиционные, так и творчески переработанные с  учётом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

К логопедическому занятию предъявляются следующие требования:

  1. Четко формулировать тему и цель занятия.
  2. Соблюдать этапы занятия, их взаимосвязь, целенаправленность.
  3. Последовательно усложнять речевой материал, предъявляемый детям.
  4. Учитывать зону ближайшего развития, индивидуальные и возрастные особенности детей.
  5. Доступно формулировать инструкции по выполнению заданий.
  6. Использовать красочный наглядно - дидактический материал.
  7. Создавать эмоциональный фон занятия.

С  целью повышения эффективности коррекционной работы логопедические занятия можно проводить в форме игры, викторины, имитации различных телепередач. На занятиях используется ТСО, нейропсихологические упражнения, элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения.         Занятия в классе могут сочетаться с экскурсиями. При их организации школьники с нарушениями речи должны чётко представлять цель и учебные задачи, которые реализуются по ходу изучения нового речевого материала. Для этого логопед должен дать предварительный план проведения наблюдения, а в ходе самой экскурсии так организовать рассматривание изучаемых объектов или явлений, чтобы это вызвало интерес у учащихся. Возможно проведение занятия логопедом и психологом. Такие занятия называются интегрированными. Хотя педагоги преследуют разные цели, но пути и способы их достижения оказываются общими. Интегрированные занятия  имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, «включение» всех типов анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического и тактильного. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать  все свои знания и возможности для достижения хороших результатов.  Для подготовки к занятиям иногда дети получают задания предварительно. Например, подобрать картинки по определенной теме.

        Предлагаем вашему вниманию в качестве примера традиционное логопедическое занятие с группой учащихся 4 класса, имеющих  логопедическое заключение «дизорфография». Тема занятия «Синонимы». Для достижения целей занятия использовались различные средства: аудиозапись «зимняя буря» (аудиопособие «Из чего родилась музыка? Автор Тютюнникова Т.,изд-во: Весть-ТДА), иллюстрации с изображением вьюги, метели, бурана, толковый словарь (составитель Алабугина Ю.В.- изд-во «У-Фактория),карточки с текстом для индивидуальной работы, Учебник русского языка 1 кл( автор Репкин В.В. –Изд –во Томск: «Пеленг»,1997) рабочие тетради и цветные карандаши.

        Нами были выбраны разнообразные методы и приемы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый. Постановка проблемных вопросов и обращение к прошлому опыту  заставляла учащихся думать, предлагать разные варианты  ответов на поставленные вопросы, а также побудить учащихся к умению самостоятельно добывать знания из разных источников. Ритмизированное, шепотное и громкое проговаривание способствует формированию грамотного письма.  Тщательно спланированное сочетание методов, приёмов и средств позволили полностью реализовать поставленные цели, обеспечило высокую работоспособность, интерес, усвоение материала учащимися.  

        При поступлении на логопункт все учащиеся данной группы являлись неуспевающими по русскому языку, не справлялись с проверочными работами. На протяжение  3 месяцев при систематических занятиях 2 раза в неделю письменная речь ребят значительно улучшилась. Они справились с контрольной работой, получив оценку «удовлетворительно» и вышли успевающими за  вторую четверть.

        В заключение хочется сказать, что только последовательная и систематическая работа логопеда, требующая специальных знаний в области коррекционной педагогики, а также терпения и изобретательности может привести к положительному результату. Немаловажное значение имеет и своевременное обращение родителей и педагогов  к специалисту.

Конспект занятия прилагается.

Литература.

  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – Санкт-Петербург, 2001г.
  2. Логопедия. Под  ред. Профессора Волковой Л.С. – М.,1989г.
  3. Ястребова  А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.,1999г
  4. Баранов  М.Т. Русский язык: справочные материалы: Учебное пособие для учащихся. –М.: Просвещение ,1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как нестандартная форма проведения занятий

Такая форма проведения занятий значительно расширяет возможности логопедической работы, решает проблему единства коррекционных и общеразвивающих задач, а также сохраняет атмосферу непосредственн...

Занятие-закрепление по развитию речи в средней группе. Форма проведения игра «Поле Чудес». Тема «Животные».

данное занятие проведено в средней группе по развитию речи в форме игры"Поле Чудес". Цель занятия:  закрепить умение детей составлять описытельные рассказы с помощью опорной схемы. На занятии дет...

Дискуссия, диспут и дебаты как одна из форм проведения занятий музейной педагогики

Коммуникативная технология активно используется и при организации внеклассной деятельности: кружковой работы; экскурсий, конференций, дискуссий, диспутов и т.д....

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»

«Формы проведения занятий внеурочной деятельности у младших школьников по спортивно-оздоровительному направлению»...

Конспект проведения логопедического занятия в 1 классе Тема: Звук и буква У, у.

Предлагаю конспект прведения занятия в 1 классе  для детей с ФФНР. Занятие построено в занимательной  игровой форме, направлено на коррекцию всех психических процессов....

Презентация интерактивной программы "Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе"

Материал кратко знакомит с интерактивной программой, которую эффективно  можно использовать на коррекционно-развивающих знятиях учителя-логопеда...