Внеклассное логопедическое мероприятие для обучающихся 1 классов "Путешествие в страну "Правильной речи""
методическая разработка по логопедии (1 класс) по теме

Данное мероприятие проводится в конце обучения 1 класса, с обучающимися с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Дети готовятся заранее: учат стихотворения и песни. В методической разработке содержится много интересных заданий, которые формируют у детей познавательный интерес. Мероприятие носит не только познавательный характер, но и эмоциональный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_pravilnoy_rechi.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для учащихся 1-х классов

Путешествие в страну «Правильной речи»

Цель: Закрепление знаний учащихся.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей, полученные за год на логопедических занятиях.
  2. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, слуховое внимание.
  3. Создавать условия для эмоционально-личностного благополучия ребят.
  4. Способствовать развитию учебной мотивации.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе, взаимовыручку, доброту, артистичность.

Действующие лица: ведущая - логопед, Звуковичок, Волшебница Грамота, Незнайка, Звукомор, Злая Ошибка.

Реквизит: Замок Грамотеев, «волшебный мешочек» с кубиками, декорация «озеро», уточки, картинки, схемы слов, плакат со словами, музыкальное оформление.

Ход мероприятия

Дети входят в зал под весёлую музыку.

Логопед: - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в страну Правильной речи. А чтобы попасть туда, нужно преодолеть препятствия и показать, чему мы с вами научились на логопедических занятиях.

Дети читают стихотворение

1. Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны

2. А бывают звуки речи

Мы их тоже знать должны

3. Звуки четко произносим

Слушаем внимательно

4. Буквы правильно читаем

Пишем их старательно!

(Выбегает Звуковичок).

Звуковичок. - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки. Я услышал, что вы собрались в страну Правильной речи. Возьмите меня, пожалуйста, с собой. А я вам помогу.

Логопед. – Ну что, ребята, возьмём Звуковичка с собой?

Звуковичок. Вот спасибо! А чтобы отправиться в Страну Правильной речи, сначала нужно отгадать загадки:

1.

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

2.

Чёрные, кривые, встанут в ряд – заговорят. (Буквы).

3.

Он признался ножу:
- Без работы я лежу.
- Построгай, меня, дружок,
- Чтобы я трудиться мог. (Карандаш).

4.

Если ей работу дашь -
Зря трудился карандаш. (Ластик).

5.

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки,
Только выпустишь на волю
Побегут по белу полю.
Где была пустота,
Там, глядишь, красота. (Цветные карандаши).

Логопед. – Все загадки отгадали, молодцы, ребята!

- Посмотрите, какой Замок красивый. Что это за замок такой? Прочитайте. (Замок грамотеев).

В этом Замке живёт Волшебница Грамота. А вот и она. (Выходит Волшебница Грамота)

В. Грамота: - Здравствуйте, ребята! Куда вы путь держите? Чтобы попасть в эту страну, вам нужно выполнить это задание. («Волшебный мешочек»). Вы вытащите 10 кубиков из мешочка, и будете составлять из этих букв, которые есть на кубиках, слова. (Ребята выполняют задание).

- Молодцы, ребята, справились с таким трудным заданием.

Стихи:

Хлеба купить попросили Андрея
Вот и пошёл он, читать не умея
Вывесок много, а мальчик один
Входит несмело Андрей в магазин.

Кто-то в халате и молвит Андрею
- Сядьте, я голову Вашу побрею
Только тогда, покраснев от стыда
Понял Андрей, что попал не туда.

Вот что, ребята, порою бывает
С теми, кто грамоты вовсе не знает
Надо читать научиться скорей
А то ты впросак попадёшь, как Андрей.

Логопед: - Вот видите, дети, как важно уметь читать?

- А как нужно читать? (Чётко, выразительно, соблюдая правильно паузы и ударения, проговаривая все звуки)

Логопед. Прочитайте зашифрованное слово по первым буквам.

Песня «Игра» муз. В. Шаинского, сл. Р. Рождественского

Припев: Я тебе, я тебе, я тебе говорю: сперва  

Научись, научись, научись не глотать слова!

1. Что это такое - портфель без «фель»?

- Это все равно, что медведь без «ведь»!

И конечно, трамвай без «вай»,

Это, что угодно, только вовсе не трамвай!

Припев:

2. Что это такое - луна без «на»?

Это все равно, что земля без «ля»!

И конечно, если лимон без «мон»,

Это что угодно, только вовсе не лимон!

Припев:

3. Что это такое - зима без «ма»?

- Это все равно, что каток без «ток»

И конечно, если игра без «ра»

Это что угодно, только вовсе не игра!

Припев:

Всё! (На последнем слове все поднимают руки вверх)

Логопед: 

Буква есть, картинка есть,
Но слово не могу прочесть.
Кто знает, что это за задание?

Дети: Это ребусы.

Логопед: Разгадайте слова, зашифрованные в ребусах.

Стихи «Сашина каша»

Живет на свете Саша

Во рту у Саши каша

Не рисовая каша

Не гречневая каша

Ни манка, ни овсянка

На сладком молоке

С утра у Саши каша

Слова простые наши

Слова простые наши

На русском языке

Но то, что можно внятно

Сказать для всех понятно

Красиво, чисто, ясно

Как люди говорят

Наш Саша так корежит

Что сам понять не может

Произнесет словечко -

И сам потом не рад

Он скажет - До свиданья

А слышится - до зданья

Он спросит - где калоши?

А слышно - это лошадь

Когда он вслух читает

Поймешь едва-едва

И буквы он глотает

И целые слова

Он так спешит с налета

Прочесть, спросить, сказать

Как - будто тонет кто-то

А он бежит спасать

Он может, но не хочет

За речью последить

Нам нужен переводчик

Его переводить

Логопед: Да, придётся Саше как следует потрудится, чтобы каша у него во рту исчезла.

Исполняется танец маленьких утят.

Входит Незнайка и плачет.

Логопед: - Почему ты, Незнайка, плачешь?

Незнайка: - Я очень хочу стать умным и научиться правильно, говорить и писать, но меня не пускают в Страну Правильной речи, потому что я не знаю ни одной скороговорки.

Логопед: - Ребята, поможем Незнайке? (конкурс скороговорок).

- Ну, теперь ты запомнил хоть одну скороговорку?

Незнайка: - Да (повторяет 1 скороговорку).

Логопед: - Пошли с нами вместе.

(Выбегают Звукомор и Злая Ошибка под громкую музыку)

Звукомор: - Вот мы сейчас этих умненьких, да разумненьких и запутаем. Неправда, что они всё знают, всё умеют.

Я великий Звукомор!
Ясных звуков - редкий вор.
Если только захочу,
И слова все проглочу!
Всех ошибок я начальник,
Ну-ка, все скажите: «Тяйник», «Суба», «Ыба», «Коска», «Гуть»
Всё равно вас не боюсь!

Логопед: Звукомор написал слова, но допустил ошибки. На этот раз он потерял буквы, а без них слова очень трудно понять. Вставьте пропущенные буквы. (На переносной доске написаны слова с пропущенными буквами. Дети подписывают буквы в слова: …омашка, …рибы, к…ыша, …тол, …каф, …нига). Ответ: ромашка, грибы, крыша, стол, шкаф, книга.

Игра «Домики для звуков»

Логопед. Давайте поиграем в игру «Домики для звуков».

На полу - красный, синий, зе леный квадраты. Это домики для гласных, твердых и мягких соглас ных звуков. Детям раздаются кар тинки. Звучит музыка, все танцу ют и передвигаются по ковру. Ког да музыка замолкает, дети должны выделить первый звук в названии своей картинки и встать возле нуж ного домика. Потом опять звучит музыка - нужно выделить послед ний звук в названии картинки и занять соответствующий домик.

Злая Ошибка:

Ну а я – Ошибка Злая
И не зря пришла сюда я.
И подружек захватила,
Чтоб на вас, на всех хватило!
Позаботилась сама -
Слов тут – целая сума (достаёт напечатанные слова на плакате)
Вот попробуйте, прочтите
Да как правильно, скажите,
Ну а я вам помогу
И как надо, подскажу!

Проводит игра «Неправильные истории».

Логопед: Внимание! В этом стихотворении правильные истории перемешаны с неправильными. Отвечайте, правда ли?

В этот час, весёлый час,
Вам загадок я припас.
Вам загадок я припас,
Уж послушаю я вас!

Вьюга поле замела,
И берёза вся бела.
Отвечайте, правда ли?

В марте стаял снег и лёд.
Это к нам зима идёт.
Отвечайте, правда ли?

Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте, правда ли?

Ночью в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Отвечайте, правда ли?

Лебедь плавает в пруду,
Спит на яблоне в саду.
Отвечайте, правда ли?

Шерсть скатали мы в моток,
Выйдет шёлковый платок.
Отвечайте, правда ли?

Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Отвечайте, правда ли?

Закудахтал пёс Барбос
И в гнезде яичко снёс.
Отвечайте, правда ли?

Лапой хвать, зубами щёлк!
Хищник – тигр и хищник – волк.
Отвечайте, правда ли?

Верно, дети! Молодцы!

Вам в награду – леденцы!

Конкурс «Кроссворды - лесенки»

Логопед. Для этого конкурса вы должны выбрать самого ак куратного по чистописанию участника в классе. Логопед поочеред но читает задания участни кам, и они вписывают слова в кроссворды-лесенки (все сло ва начинаются на одну букву и каждое последующее слово на одну букву больше преды дущего).

Кроссворд 1

Для снеговика катают снеж ный ... (ком).

Бывает манная, рисовая, гречневая ... (каша).

Зимой берут коньки и идут на ... (каток).

Летом - футболка, зимой - шуба, весной - ... (куртка).

Кроссворд 2

Речная рыба с длинными усами ... (сом).

Хищная ночная птица ... (сова).

На них катаются зимой с горки ... (санки).

Из снега намело большой ... (сугроб).

Звукомор: 

- Ничего мы не смогли с вами сделать.

Ух, какие вы все, правда, умненькие, да разумненькие.

Злая Ошибка: 

- Если только бы мы знали,

То сюда бы не попали!

- Пойдём-ка лучше подобру, поздорову, поищем других детей в других школах. (Уходят).

Логопед: - Вот, ребята, мы с вами и преодолели все препятствия.

(Звучит музыка)

- Вот мы и очутились в Стране Правильной речи.

Ребята читают стихи:

1.

Сколько букв у алфавита
Это знает каждый:
33 родных сестрицы,
Смелых и отважных!

2.

Буквы пишем и читаем
Их запомнить нужно все.
А живут они, ребята,
На страничках в букваре.

3.

Если буква зазвучала
Необыкновенно,
То, что слышим – это звук
Говорим – фонема.

4.

Они бывают разные:
Гласные, согласные,
Звонкие, глухие,
Вот они какие.

5.

Мягкие, как в слове «нёс».
Твёрдые, как в слове «нос».
Долгие и нет,
Вот какой секрет!

Логопед: Ну что, Звуковичок, можем мы остаться в Стране Правильной речи?

Звуковичок: - Конечно, таким умным ребятам обязательно нужно здесь остаться.

Исполняется песня «Маленькая страна»

1.

В эту страну попасть непросто
Грамота там живёт
И по тропе красивой речи
Нас она поведёт.
Надо всем детям научиться
Правильно говорить.
В эту страну тот час умчимся
Будем всегда там жить.

Припев.

Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно,
Всех нас зовёт она!

2.

В этой стране не будет места
Грубым и злым словам
Ни Звукомор и Ошибка Злая
Не приживутся там.
Нам Звуковик поможет точно
Звуки произносить
Надо нам научиться срочно
Правильно говорить

Припев.

Маленькая страна
Правильная страна
Там говорят и пишут верно,
Всех нас зовёт она!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи).

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся 1 класса, имеющих ОНР (3 уровень развития речи)....

Внеклассное логопедическое мероприятие "Мир сказок"

Внеклассные занятия с участием детей из логопедической группы ориентированы на психологическую защищённость ребёнка с нарушением речи, его потребность в эмоциональном общении. Такие мероприятия позвол...

Конспект внеклассного логопедического мероприятия для 4 – х классов «От слов к делу» посвященного всемирному дню логопеда

Данный конспект внеклассного мероприятия разработан для учащихся 4 - х классов. Форма проведения - внеурочная....

Конспект вводного группового логопедического занятия для обучающихся 1-го класса на тему: "Речь. Речь устная и письменная".

Вводное занятие носит важное значение для начала успешной работы. В зависимости от того на сколько Вы заинтересуете ребенка на первом занятие, зависит успех коррекции в дальнейшем. Конспект данного за...

Инновационные технологии, используемые на логопедических занятиях с обучающимися с системным недоразвитием речи

Логопедические занятия с использованием инновационных технологий становятся неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса и являются одним из важных результатов деятельности в практике работы...

«Сборник логопедических игр «Речевичок» на развитие лексической стороны речи обучающегося младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Проблема нарушения лексико-семантической сферы языка является одной из основных проблем в современной логопедии. Это связано с тем, что овладение лексическим компонентом речи очень важно и для развити...

Выступление на РМО по теме:Рекомендации для учителей начальных классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучения»

Рекомендации для учителей начальных классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучени...