Разработка и применение ЦОР на логопедических занятиях
методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме

Надежкина Инна Викторовна

Мультимедийная презентация и методические рекомендации к ней

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МОУ «СОШ р.п. Озинки»

Надежкина Инна Викторовна

Методические рекомендации

Твёрдые и мягкие согласные

Мягкий знак в конце слова

Цель: Способствовать формированию умения различать твёрдые и мягкие согласные.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со способом смягчения согласных в конце слова с помощью буквы мягкий знак.
  1.  Уточнить, что буква мягкий знак не обозначает звука и является показателем мягкости предыдущего согласного на письме.
  1.  Упражнять в анализе и синтезе слов с мягким согласным в конце слова.
  1.  Побуждать к использованию в речи терминов «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».
  1.  Воспитывать умение работать в заданном темпе, четко выполнять указания учителя.
  1.  Способствовать развитию высших психических функций и процессов, формированию контрольных действий.

Введение в тему проводится с помощью

1. рисунка (Презентация):

- На какую букву похож клоун? (на букву мягкий знак).

- Послушайте стихотворение об этой букве:

Мягкий знак – хитрый знак:

не сказать его никак.

Он не произносится,

но часто в слово просится.

- Почему мягкий знак в стихотворении называется хитрым знаком?

- Как об этом говорится в стихотворении? (…не сказать его никак, он не произносится).

- Как об этом сказать по-другому? (Буква мягкий знак не обозначает звука).

- Для чего мягкий знак часто просится в слова?

2. анализа слова РЫСЬ:

Отгадайте загадку: Если есть у кисочки на ушах две кисточки, эту киску берегись потому, что это … (Рысь)


Работа со схемой слова рысь. Работа со слайдом презентации: при нажатии на нужное ведёрко фигура заполняется (заливается)  цветом.                               

Вывод: 

Как обозначается мягкость звука С’ в слове «РЫСЬ» на письме?

Сколько букв пишется в слове «РЫСЬ»?

Сколько звуков в слове «РЫСЬ»?

Почему в этом слове звуков меньше, чем букв?

Тренировочные упражнения

Работа с презентацией: к различным упражнениям (кроме тех, которые проводятся с опорой на слуховое восприятие, без зрительной опоры на слайды презентации) можно перейти по ссылке со слайда «Тренировочные упражнения»:

Учащимся предоставляется возможность самим выбрать одно из предложенных упражнений.

В одном упражнении переход со слайда на слайд осуществляется с помощью кнопки  - переход на следующий слайд. С последнего слайда в упражнении кнопка   вернёт вас на слайд «Тренировочные упражнения» для выбора следующего задания. Также в любой момент занятия можно предложить детям физ. Паузу. Когда, вернувшись на слайд «Тренировочные упражнения»,  вы с детьми обнаружите, что все упражнения выполнены, по ссылке «Итог урока» осуществляется переход на слайд, где учащимся предлагается оценить свою работу на занятии.

Не обязательно в ходе одного занятия выполнить все задания. Работу с ресурсом можно проводить на нескольких занятиях.

  1. Прослушать пару слов (упражнение проводится без зрительной опоры на слайды презентации). Сравнить слова в паре по смыслу, звучанию. Какое из двух слов нужно писать с мягким знаком?

угол – уголь                        ел – ель                        мел -  мель

брат – брать                        топ – топь                        хор – хорь

  1. Разбор слов с буквой мягкий знак. (Презентация)

Сколько в слове букв? Сколько звуков? Почему?

  1. сталь                                соль
  2. пыль                                быль
  3. жарь                                пузырь
  4. цепь                                огонь

Устно ответить на вопросы:

- Как превратить слово УГОЛ в слово УГОЛЬ? (Добавить мягкий знак)

- Как из слова МЕЛЬ сделать слово МЕЛ? (Убрать мягкий знак).

  1. «Птицы, рыбы, звери». Работа со словами – названиями птиц, рыб, животных, которые пишутся с мягким знаком на конце слова.

Узнать птицу (рыбу, животное) по картинке – откроется надпись со словом (придвойном нажатии на картинку). (Презентация)

- Как одним словом называются все, кого вы видите на картинках? (Птицы, рыбы, животные).

  1. Измени конец слова.

Замени в конце слова твёрдый согласный на мягкий. (Презентация)

Жар - … (жарь)                        любит - … (любить)

Стал - … (сталь)                        хор - … (хорь)

Брат - … (брать)                        мел - … (мель)

Ел - … (ель)                                угол - … (уголь)

Лез - … (лезь)                                вес - … (весь)

  1. Времена года. (Презентация)

Нужно угадать загадку про время года и в презентации появится рисунок с изображением данного времени года.

Кто, угадай-ка, седая хозяйка:

Тряхнёт перинкой, над землёй пушинки. 

Она приходит с ласкою и со своею сказкою:

Волшебной палочкой махнёт –

в лесу подснежник расцветёт.

Солнце печет, липа цветет,

 рожь поспевает, когда это бывает?

Прошла по лугам, по лесам и полям, 

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мною нагрянет зима».

- Сколько всего времён года? (4)

- Название какого времени года пишется с мягким знаком? (Осень; после правильного ответа в презентации по щелчку открывается картинка).

Повторение названий месяцев. После правильного ответа в презентации также по щелчку открывается картинка.

Декабрь, январь, февраль.

Какое это время года?

Июнь, июль, август.

Какое это время года?

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Какое это время года?

Март, апрель, май.

Какое это время года?

  1. Весёлые гномики. (Презентация)

Помоги гномикам достроить дом. Вставь, где нужно, мягкий знак.

Если мягкий знак не нужен – закрой отверстие простой дощечкой.

На месте отверстия появляется дощечка с мягким знаком, или пустая, при нажатии кнопкой мыши на нужную дощечку в руках у гномика (слайд №25).

  1. Итог.

Оцени свою работу.

Сегодня на занятии я…

  1. вначале думал, потом говорил;
  2. внимательно слушал ответы других;
  3. внимательно слушал вопросы и давал         правильные ответы;
  4. правильно строил предложения;
  5. моя речь была правильной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме "Дифференциация парных согласных Б-П"

Конспект обобщающего логопедического занятия с применением ЭОР и здоровье сберегающих технологий по теме «Дифференциация парных согласных Б-П» с учащимися 2-го класса общеобразовательной школы, имеющи...

Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.

Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-л...

Доклад Применение кроссвордов на логопедических занятиях

Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляе...

Методическая разработка - конспект логопедического занятия с применением ЭОР (презентация) по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком»

Подробный конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Развитие фонематического анализа на материале слогов и слов с разделительным мягким знаком» для учащихся 2 классов общеобразовател...

Методическая разработка Конспект логопедического занятия с применением ЭОР по теме «Предложение как единица речи. Границы предложения. Схемы»

У многих детей с ОВЗ существует проблемма с определением границ предложения на слух и правильным офрмлением предложения как единицы письменной речи. Много ошибок у таких учащихся, связанных с со...

Метадическая разработка - конспект логопедического занятия для учащихся 2-3-ых классов с ОВЗ по коррекции дисграфии с применением, здоровье сберегающих технологий и ЭОР по теме «Дифференциация предлогов и приставок»

Сегодня как никогда важно активно внедрять в процесс обучения детей с ОВЗ здоровье сберегающие технологии. Медики отмечают, что состояние здоровья младших школьников вызывает тревогу. Грамотно, интере...

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ОНЛАЙН-АЛЬБОМОВ В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Для повышения эффективности логопедического воздействия необходимо внедрение новых педагогических технологий. Как показывает практика, наиболее оптимальными, способствующими интенсификации логопедичес...