Групповое логопедическое занятие на тему "Написание сочинения о весне"
план-конспект по логопедии на тему

Терентьева Анжелика Сергеевна

Расширение и активизация словаря по теме «Весна», формирование и  закрепление  умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna.doc82.5 КБ
Microsoft Office document icon etapy_zanyatiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика группы детей 2-го класса с нарушениями чтения и  письма, обусловленными нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

      Дети этой группы второго года обучения. На логопедический пункт зачислены  2010 году.

     В ходе первичного обследования учащихся данной группы было установлено, что они с трудом владели звуко-буквенным анализом и синтезом; фонематический слух был не развит; не сформированы пространственное восприятие и представление, слабая ориентировка во времени, недоразвита зрительная память.

     Фонематическая сторона речи характеризовалась наличием искажений звуков. Было нарушено произношение соноров, свистящих и шипящих.

     Грамматическое оформление устных высказываний характеризовалось

Наличие специфических ошибок, отражающих недостаточное усвоение детьми предложно-падежного управления и согласования. Детям были

Доступны более-менее  развернутые связные высказывания, но они характеризовались фрагментарностью, недостаточной связанностью и логичностью. Речь данных детей маловыразительна.

      По результатам первого этапа наблюдается положительная динамика:

- звукопроизношение в пределах нормы;

- сформированы фонематические процессы;

- расширен активный словарь;

- проведена работа по развитию связной речи.

     На втором году обучения наблюдаются трудности в сложных формах фонематического анализа; сохраняются ошибки, связанные с недоразвитием лексико-грамматических средств языка. Анализ речевой деятельности учащихся говорит о том, что они отдают предпочтение диалогическим формам речи.

    Анализ результатов исследования психо-речевой сферы детей этой группы показал, что они характеризуются отставанием в эмоционально-волевой сфере, слухоречевой памяти, сфере вербально-логического мышления.

 Наблюдаются быстрая утомляемость, низкий темп работы.

       Подгруппы

Паша Г. и Данил – хорошо сформирован звуко-буквенный анализ, но быстрая утомляемость

Паша М. и Дима Ф. – фонематические процессы на среднем уровне, недостаточнее развитие словесно-логического мышления

Дима Р. и Рита – недостаточная сформированность фонематических процессов, низкая активность и самостоятельность

                 Структура занятия

Тема: Написание сочинения о весне

Тип занятия: закрепление

Форма проведения: фронтальное занятие

Методическая проблема: коррекция смешанной дисграфии

Цели:

  1. Развитие и совершенствование лексико – грамматического строя речи.
  2. Развитие и совершенствование психологических функций речи.

Задачи:

Образовательные:

  1. расширение и активизация словаря по теме «Весна», развитие умения объяснять лексическое значение слов;
  2. образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. обучение навыкам связного высказывания.

Коррекционные:         

  1. развитие зрительного и слухового восприятия и памяти;
  2. развитие у детей наблюдательности, умение анализировать и делать выводы.        
  3. развитие и совершенствование зрительного и языкового анализа и синтеза;
  4. устранение аграмматизмов и совершенствование связной речи;
  5. развитие зрительно-пространственного восприятия и представления        
  6. развитие самоконтроля и саморегуляции.
  7. развитие умения отбирать материал к сочинению-описанию.
  8. формирование и  закрепление  умений и навыков составления описательных рассказов по картинно-графическому плану.

Воспитательные:

  1. воспитание бережного отношения к природе;
  2. воспитание умения работать индивидуально и в коллективе.

Оборудование: презентация о весне в программе Power Point (приложение 1), рабочие материалы для учащихся (приложение 2).    

                    Ход занятия

I. Организационный момент – 1 мин

Введение в тему – 2 мин

        

II. Основная часть – 35 мин

1. Игра «Назови ласково»

2. Образование сложных слов

3. Самомассаж

4. Игра «Составь слово»

5. Игра «Перелетные птицы»

6. Игра «Бывает – не бывает»

7. Игра «Найди слово»

8. Физминутка

9. Работа по картинно-графическому плану.

10. Написание сочинения.

III. Итог занятия – 2 мин

                 Пропедевтическая работа

1. Развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза.

2. Коррекция звукопроизношения.

3. Обогащение словаря.

4. Развитие психических процессов: памяти, внимания, самоконтроля через экскурсии, беседы, дидактические игры.

                   Самоанализ занятия

Предлагаемое занятие – одно из занятий третьего этапа коррекционного - развивающего обучения детей с нарушениями письма и чтения, обусловленных НВ ОНР.

Основная задача третьего этапа:

  1. развитие навыков построения связного высказывания;
  2. программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
  3. установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения

     

      По форме, способу организации, целям и задачам, предусмотренным содержанием тип занятия - закрепление, форма проведения - фронтальное занятие.

В основу занятия положена неразрывная связь между психическими процессами и речью со всеми ее компонентами: произношением, звуко-буквенным и слоговым анализом, лексико-грамматической стороной и связной речью.

Для достижения  задач занятие подчинено следующим требованиям:

  1. осуществление индивидуально - дифференцированного подхода на фоне коллективной деятельности;
  2. учет возрастных особенностей детей и в соответствии с этим подбор речевого и наглядного материала;
  3. всестороннее развитие личности ребенка;

        

 Занятие начиналось с организационного момента. Его цель - обеспечить высокий уровень вовлеченности детей в коррекционную деятельность и развитие его важнейших интеллектуальных качеств. Материал был подобран таким образом, чтобы дети на основе активной речемыслительной деятельности смогли самостоятельно предвосхитить и сформулировать предназначенную тему занятия.

На этапе закрепления полученных знаний происходило ознакомление детей с учебным материалом при помощи частично – поискового метода. В процессе организуемых речемыслительных действий дети учились логически рассуждать, аргументировано, обоснованно выражать свои мысли.

Я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться.

 С первых этапов занятия велась работа по активизации и расширению словарного запаса; развитию и совершенствованию грамматического строя и психологических функций речи (восприятия, мышления, внимания, памяти, наблюдательности).

Подбирая упражнения, задания и игры, отдавала предпочтение не репродуктивным форма работы, а тем, которые активизируют речевую и мыслительную деятельность ребенка.

        Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

         Для создания благоприятных условий все задания были предложены с учетом дифференциации, что позволило детям работать в едином темпе и создало условия для создания совместной деятельности. Смена видов деятельности  и проведение физминуток позволило до конца занятия концентрировать внимание детей и снизить их утомляемость, развивать как зрительные, так и слуховые анализаторы.

Рефлексивно – оценочный этап был направлен на анализ и оценку продуктивности собственной деятельности; позволил наметить пути устранения недостатков в усвоении материала.

        Уровень самостоятельного мышления детей, их познавательную активность, уровень усвоения и  закрепления  материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд, это занятие послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

      Учащиеся на занятии были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации  деятельности  была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия занятия показала яркое эмоциональное восприятие материала.

      Таким образом, подводя итог, можно сказать, что на данном этапе коррекционно – развивающего обучения  занятие своих целей достигло.

                                      Ход занятия

1. Орг. момент

Здравствуйте ребята! Покажите ваше настроение. Давайте улыбнемся,  друг  другу, чтобы нам стало теплее.  Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)

  1. Введение в тему занятия (рабочий лист).        

Расшифруйте слово, связанное с темой нашего занятия.

        

А

Б

В

Г

Д

4

Д

У

Н

М

Н

3

Т

К

А

Е

Л

2

Б

С

Д

С

И

1

В

Ж

Ю

Ь

З

Шифр: А1     Г3       Б2        Д4        В3  (весна)

Правильно, ребята, это весна.

А кто знает стихотворение о весне? (дети читают стихи)

Как красиво и образно поэт описал весну. Мы с вами сегодня тоже попробуем написать свой рассказ о весне. Но для этого надо вспомнить все, что мы знаем об этом времени года.

Кто скажет, какой первый весенний месяц?  (март), какой второй весенний месяц (апрель), какой третий весенний месяц? (май). Молодцы.

3. Игра «Назови ласково». 

Какая самая яркая примета весны? (Солнышко). Конечно, это лучистое солнышко. Но почему-то наше солнышко спряталось за тучки и никак не может выбраться. Давайте поможем ему (на тучах написаны слова). Как можно сказать ласково?

 (лужа-лужица, ручей-ручеёк, льдина- льдинка,  лист-листик, трава-травка, солнце-солнышко, гнездо-гнёздышко,  дерево-деревце).

К нам весна шагает быстрыми шагами.

И сугробы тают под её ногами.

Тёмные проталины на полях видны.

Верно очень тёплые ноги у весны.

Ребята, а кто мне скажет, что означает слово проталина? (Проталина — место, где стаял снег и открылась земля)

4. Образование сложных слов

Как называется явление, когда идет лед? ледоход

Каким словом можно назвать первые цветы? первоцветы.

Если мы долго ждали весну, значит, она какая? долгожданная

5.  Самомассаж  лица и шеи.

Ребята, вы справились с заданием. Но чтобы нам продолжать занятие дальше, нужно хорошо подготовиться.

 «Не циркач и не артист, сам себе я массажист» - сделаем массаж лица и шеи.

Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки  круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот  надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно  друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).

        

6.  Игра «Составь слово» (рабочий лист)

Нужно составить слово по первым буквам названия картинок

7. Игра «Перелетные птицы»  (рабочий лист)

Прочитайте слова справа на лево.

Грач. Ласточка. Скворец. Журавли. Жаворонок. Кукушка. Соловей.

Как можно назвать всех этих птиц одним словом, они все какие? Перелетные. Почему их так назвали?

К вам на парту прилетели птицы. Разложите рисунки птиц так, чтобы лебедь оказался выше утки, а соловей ниже ласточки,  грач между уткой и соловьём. И т.д.

        

8. Игра «Бывает – не бывает»   (развитие слухового внимания).

Я буду читать рассказ и если такого не бывает весной, надо хлопнуть в ладоши.

Весна. Дети пускают кораблики. С юга прилетели птицы. Люди убирают урожай. Выглянуло ласковое солнышко. Мальчик катается на  лыжах. Тают снеговики. Реки покрываются льдом. Люди одевают шубы..

Картинка – путаница (презентация) (развитие зрительного внимания)

9. Игра «Найди слово»

В каждой строчке спряталось весеннее слово (рабочий лист)

наркошытраКапельролмиени

алдецтивьАпрельтрвбюдзка

првактлаПроталинанваитшвы

джзанкамтиПодснежникоенивас

 рыванитаРучеексаниравига

 10. Физминутка

Наконец сегодня солнце  (развести руками)

Заглянуло к нам в оконце,  (показали окно)

Вместо злых метелей, стуж  (руками из стороны в сторону)

На дороге много луж. (попрыгали по лужам)

Очень нежно греет солнышко, (поиграли пальчиками)

Зачирикали воробушки, (почирикали)        

И ворона им в ответ         

Громко каркнула: «Привет!» (руками показать клюв)

Ходят люди, улыбаются,  (ходят и улыбаются)

Ты пришла, весна-красавица!  (все вместе повторили).

11.  Работа по картинно-графическому плану. (презентация)

  Какое солнце весной? (Оно яркое, теплое, чаще появляется). Да, солнце ярко светит, пригревает. Что происходит со снегом? (тает). Снег тает, темнеет, бегут ручейки, появляются проталины – место, где стаял снег и видна земля. На проталинах появляются первые цветы – подснежники. Сосульки тоже тают. Днем с них капает вода. Это явление природы называется капель. А что происходит с деревьями? (просыпаются, на них видны почки). Деревья и кусты оживают, просыпаются, на них начинают набухать почки. Что происходит с птицами и животными? (Прилетают грачи. Просыпается медведица, у нее появляются детеныши. Заяц, лиса, белка, волк — линяют). Весной просыпается медведица с медвежатами. Какой день весной? (Длиннее день, а ночь короче.) Весенний день  уже теплый, длиннее ночи. А теперь,  ребята, давайте по цепочке расскажем о весне.

 Пересказ по цепочке рассказа о весне.    (Презентация)

А теперь давайте попробуем записать свой рассказ.

12.  Последнее задание . Нужно расставить фигуры в порядке убывания, от большего к меньшему.

   МОЛОДЕЦ

Итог

Ребята, вы сегодня очень хорошо выполнили все задания. Молодцы.

А что вам запомнилось больше всего? Что было самым трудным?

Спасибо вам большое!



Предварительный просмотр:

Этапы занятия

Деятельность

учителя – логопеда

Деятельность

учащихся

Решаемая задача

Примечания

I. Оргмомент.

Цель: активизация внимания, мыслительной деятельности, создание положительного настроя на занятии

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя – логопеда.

Виды помощи учащимся, имеющим:

□ - условно высокое речевое развитие;

◊ - условно среднее речевое развитие;

○ - условно слабое речевое развитие.

1. Введение в тему Задание «Шифровка»

Раздает рабочие листы(см. приложение 1);

Предлагает расшифровать и сформулировать тему занятия;

Наблюдает;

Консультирует;

Активизирует и направляет деятельность учащихся.

Разгадывают «Шифровку»;

Формулируют самостоятельно тему занятия;

Развитие концентрации внимания, памяти, мышления;

Совершенствование звуко – буквенного анализа и синтеза;

Активизация опорных знаний.

Вербальная:

Наводящие вопросы - □,◊;

Невербальная:

Практическая помощь в выполнении задания - ○.

II. Основная часть

Цель: развивать звуко-буквенный анализ и синтез, словарь и связную речь.

1. Игра «Назови ласково»

Предлагает прочитать  слова и сказать это слово ласково

Активизирует и направляет деятельность учащихся;

Наблюдает;

Консультирует;

Рекомендует.

Читают и называют новые слова

Развитие мышления;

Активизация и расширение словарного запаса;

Развитие языкового внимания и памяти;

Развитие навыков самоконтроля.

Наводящие вопросы, активизация учащихся - □;◊;○.

2. Образование сложных слов

Предлагает составить сложные слова

Наблюдает;

Консультирует.

Выполняют задание;

Расширение и активизация словарного запаса.

Наводящие вопросы, активизация учащихся - □;◊;○.

3. Массаж

Читает стихотворные строки

Показывает движения.

Выполняют движения за логопедом.

Снятие умственного напряжения;

Релаксация.

4. Игра «Составь слово»

Предлагает выполнить задание;

Наблюдает;

Консультирует.

Выполняют задание;

Объясняют лексическое значение разгаданных слов.

Развитие слогового анализа и синтеза;

Развитие зрительно внимания и памяти, наблюдательности;

Обогащение словарного запаса.

Вербальная:

Активизация учащихся - □;

Невербальная:

Орфографические словари, наводящие вопросы - ◊;

Стимульный материал, практическая помощь в выполнении задания - ○.

5. Игра «Перелетные птицы»

Предлагает выполнить задание;

Наблюдает;

Консультирует.

Выполняют задание;

Развитие слогового анализа и синтеза;

Развитие зрительно внимания и памяти, наблюдательности;

Обогащение словарного запаса.

Развитие пространственного восприятия

Вербальная:

Активизация учащихся - □;

Невербальная:

Наводящие вопросы - ◊;

Стимульный материал, практическая помощь в выполнении задания - ○.

6. Игра «Бывает - не бывает»

Читает  текст

Предлагает исправить ошибки и объяснить выбор замены слов.

Слушают  текст;

Исправляют ошибки;

Объясняют свой выбор.

Устранение аграмматизмов в устной и письменной речи;

Закрепление межфразовых связей;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие логического мышления.

Вербальная:

Активизация учащихся - □;

Невербальная:

Орфографические словари, наводящие вопросы - ◊;

Практическая помощь в выполнении задания - ○.

7. Игра «Найди слово»

Предлагает выполнить задание;

Наблюдает;

Консультирует.

Развитие слогового анализа и синтеза;

Развитие зрительно внимания и памяти, наблюдательности;

8. Физминутка

Цель: снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимодействии с речью

Наконец сегодня солнце  Заглянуло к нам в оконце,  Вместо злых метелей, стуж  На дороге много луж. Очень нежно греет солнышко,

Зачирикали воробушки,        

И ворона им в ответ         

Громко каркнула: «Привет!» Ходят люди, улыбаются,  Ты пришла, весна-красавица!  

Повторяют строки стихотворения;

Выполняют движения за логопедом.

Снятие умственного напряжения;

Релаксация.

Показ движений ребенком

9. Работа по картинно-графическому плану

Предлагает составить рассказ по плану. Организует, активизирует и направляет поиск и выработку идей;

Наблюдает;

Консультирует.

Составляют рассказ о весне.

Устранение аграмматизмов в устной и письменной речи;

Закрепление межфразовых связей;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие логического мышления.

Вербальная:

Активизация учащихся - □;

Невербальная:

 наводящие вопросы - ◊;

Стимульный материал, практическая помощь в выполнении задания - ○.

10. Написание сочинения

Предлагает записать свой рассказ о весне.

Пишут сочинение о весне.

Устранение аграмматизмов в устной и письменной речи;

Закрепление межфразовых связей;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие логического мышления.

Вербальная:

Активизация учащихся - □;

Невербальная:

 наводящие вопросы - ◊;

Стимульный материал, практическая помощь в выполнении задания - ○.

III. Итог занятия

Предлагает продолжить фразу «Сегодня я узнал …»;

Поделиться впечатлениями от занятия;

Продолжают фразу;

Делятся впечатлениями от занятия;

Оценивают свою работу;

Наметить пути устранения недостатков в усвоении материала;

Развитие самооценки учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Групповое логопедическое занятие на тему: "Автоматизация звука [Р]"

Открытое групповое логопедическое занятие с использованием Интерактивной доски. Презентация в программе Smart Notebook. В конспекте представлены игры "Доскажи словечко", "Поймай звук", "Слово пов...

Групповое логопедическое занятие в 4 классе. Тема: Тема: "Дифференциация звуков и букв Г-К".

Конспект группового логопедического занятия для обучающихся в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Предлагаемое занятие (с использованием ИКТ)предназначено для учащихся, имеющих наруш...