Конспект логопедического занятия по теме:"Сочетание ЖИ-ШИ в словах"
план-конспект урока по логопедии (2 класс) по теме

Долаан Марита Намдаковна

Данный конспект занятия можно использовать для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_teme_sochetane.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по теме: «Сочетание жи-ши в словах» ,для детей с ОНР.

Цели:

Коррекционно-образовательные:1.Дифференциация звуков по звонкости - глухости.2.Учить уметь выделять на слух слова с сочетаниями жи-ши в словах, находить их в тексте.

Коррекционно-развивающие цели:1.Развитие навыков слухового и зрительного восприятия, диалогической речи.

Коррекционно-воспитательные цели:

1.Формирование навыков сотрудничества, доброжелательных отношений между детьми.

Оборудование: Индивидуальные карточки с записанными на них словами; эмблемы для двух команд-колокольчики и звездочки; текст чистоговорок; ворота, корзина с шишками, шоколадные медальки; предметные картинки для выделения первого звука в словах.

Ход занятия:

1)Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2)Сообщение темы и цели занятия.

-Сегодня мы будем изучать тему «Сочетание жи-ши в словах». Научимся правильно произносить сочетания жи-ши в словах.

-Давайте все вместе прочитаем хором нашу тему сегодняшнего занятия. На этом занятии научимся правильно произносить сочетания жи-ши в словах, учить читать чистоговорку, работать с карточками, составить слова из кубиков, делать гимнастику для пальцев. Чтобы научиться произносить, читать и правильно писать сочетания жи-ши нам нужно работать активно и дружно.

3)Новая тема.

-Ребята к нам пришло письмо из города Звукограда.Сейчас я его прочитаю, а вы послушайте внимательно: «Ребята,приглашшшаем вас в нашш город,ужжжасно жжждем.»

-А теперь давайте все хором прочитаем это письмо.

-Какие звуки нас приглашают в гости?

-Звуки ж,ш.

-Когда произносим звук ж  губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

-Когда произносим звук ш губы округлены и слегка вытянуты вперед. Зубы сближены, но не соприкасаются, верхние и нижние резцы видны. Широкий кончик языка поднят к альвеолам или передней части твердого неба и образует с ними щель. Передняя часть спинки языка широкая, поднята к небу за альвеолами (напоминает форму переднего края ковшика),  Мягкое небо прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. Голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется. Воздушная струя сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту.

1.Артикуляционная гимнастика.

-А теперь давайте сделаем артикуляционную гимнастику «Трубочка». (Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы.) Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке «у».

-А теперь давайте сделаем артикуляционную гимнастику «Вкусное варенье». (Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность языка, вырабатывать подъем широкой передней части языка.) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка, облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

-Давайте, выясним какие эти звуки? Послушайте, какой звук ж?

-Звук ж - звонкий, согласный.

-Правильно, молодцы! Послушайте, какой звук ш?

-Звук ш-глухой, согласный.

-Правильно, молодцы! Чтобы войти в город Звукоград ,вам надо разделиться на две команды. Вы будете командой колокольчиков, а вы командой звездочек. А теперь все посмотрите на доску, я вам прочитаю чистоговорку, а вы внимательно послушайте.

2.Чистоговорка.

Жи-жи-жи-у нас живут чижи

Ши-ши-ши-ну-ка попляши.

-Давайте, ребята, все хором прочитаем чистоговорку.

-Найдите в чистоговорке слова с сочетаниями жи-ши.

-Живут,чижи,попляши.

-Правильно, молодцы, ребята! Какая буква стоит после ж и ш?

-Буква и

- Молодцы! Вы правильно ответили, вот и открылись ворота и вы вошли через ворота в город Звукоград.

3.Физминутка

-А теперь все встали ,сделаем физминутку.

У меня плечи хороши,

А у соседа-лучше,

Тра-та-та.

У меня локти хороши,

А у соседа-лучше,

Тра-та-та.

У меня уши хороши,

А у соседа-лучше,

У меня живот хороший,

А у соседа-лучше,

Тра-та-та.

4.Закрепление.

-Посмотрите на доску,я вам прочитаю правило.

Жи-ши пиши с буквой и. Например: Хороши, уши, живот.

-Давайте все хором прочитаем правило.

-Аялга, прочитай нам правило. Какая буква пишется после ж?

-Буян, какая буква пишется после ш?

5.Работа с карточками.

На столе карточки со словами.

-Команда колокольчиков выберите карточки со словами, где есть сочетание жи, а команда звездочек возьмите карточки, где есть сочетание ши.

-Команда звездочек, идите к доске и напишите свои слова на карточках (машина, карандаши, камыши, уши)

-Команда колокольчиков выберите идите к доске и напишите свои слова на карточках (ежи, этажи, жираф, лыжи).

6.Работа в тетрадях

-Открыли тетради и пишем сегодняшнее число и тему занятия. Напишите следующие слова в тетрадях: 

Машина, карандаши, камыши, уши, ежи, этажи, жираф, лыжи.

Обратите внимание на букву, стоящую после ж и ш. Назовите эту букву.

-Буква и.

-Какое же правило мы с вами запомнили?

- Жи-ши пиши с буквой и.

-Правильно,молодцы!

7.Работа с предложениями.

-Каждая команда закончит предложение подходящим словом.

а) Важно голову задрав

Ходит в Африке…(жираф).

б) Прицепившись к задней шине,

Зайка едет на …(машине).

в)Мишка плачет и ревет:

У него болит …(живот)

г)Все малы и хороши,

идут в садик…(малыши)

-Команда колокольчиков соберет из кубиков слово малыши, а команда звездочек - слово живот.

8.Пальчиковая гимнастика.

-А теперь давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Раз, два, три, четыре, пять,   (загибают пальчики на обеих руках,

                                                      начиная с больших) 

будем листья собирать.        (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,                      (вновь загибают пальчики, начиная с больших)

Листья рябины,

листики тополя,

листья осины,

листики дуба мы соберем,      (приседает, «шагают» по ковру средним и          

                                                     указательным пальцами обеих рук.)  

маме осенний букет отнесем.

9.Работа с картинками.

-С помощью этих картинок составим новое слово. Назовите, что нарисовано на картинках. Напишите по порядку только первые буквы.

Мак,арбуз,шар,ива,носки,аист.

-Какое слово получилось?

-Слово машина.

10.Игра «Наша Маша»

-Наша Маша в лес ходила,

наша Маша шишки ела.

- Шишки ела?

-Вам велела.

-Вам велела?

-А мы шишки не едим,

мы их Маше отдадим.

-Какое слово вы услышали с сочетанием ши?

-Слово шишка.

-Правильно, молодцы!

11 Подведение итога занятия.

-Какую тему мы сегодня изучили на этом занятии?

Какое же правило вы запомнил?

-Хорошо поработали на занятии..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект логопедического занятия по теме: «Безударные гласные в корне слова»

Конспект логопедического занятия по теме:«Безударные гласные в корне слова»...

Конспект логопедического занятия на тему "Непроизносимые согласные в корне слова"

Коспект логопедического занятия предназначен для обучающихся 3-4 кл. со смешанной дисграфией, дизорфографией....

Конспект логопедического занятия на тему:«Парные звонкие - глухие согласные в конце слова». Лексическая тема: сказка «Снежная королева».

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза,осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов о...