Конспект логопедического занятия. Тема: "Образование видовых пар глаголов"
план-конспект урока по логопедии (4 класс) на тему

Берняцкая Наталья Юрьевна

Данный конспект логопедического занятия разработан для учащихся 4 класса обучающихся в школле V вида и имеющим лексикотграмматическое нарушение речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_lz.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная коррекционная общеобразовательная школа V вида № 573 г. Москвы

Конспект

открытого логопедического занятия

4 класс

Учитель  - логопед:

Берняцкая Наталья Юрьевна

Москва, 25 ноября, 2013 год

Тема: «Образование видовых пар глаголов».  

Цель: научить детей образовывать глаголы совершенного и несовершенного вида.

Задачи:

  • Образовательная: развитие связной речи, логического мышления, развитие внимания, памяти.
  • Коррекционная: развитие связной речи.
  • Здоровьесберегающая: развитие  межполушарных связей.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, демонстрационные карточки.

Ход занятия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задачи к этапам

1 Орг. момент

2 мин

Наше занятие мы начнём с высказывания Публия Сира «Речь это зеркало души, как человек говорит, таким он и является».

Как вы понимаете эту фразу.

Дети объясняют, как они понимают данную фразу.

Развитие связной речи, логического мышления.

2 Актуали -

зация знаний

Перед вами лежат карточки со словами. В каждой строчке найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

Объехал, оборвал, огурец, обошёл.

Побежала, попугай, построила, поплыла.

Самовар, сломал, сварил, спилил.

Что можно сказать про остальные слова?

Как их можно назвать, одним словом?

Посмотрите  на состав слов. Какая часть есть во всех этих словах?

Что вы можете сказать про род глаголов в первой строке?

Во второй строке?

В третьей строке?

Молодцы, правильно определили.

Дети читают цепочки слов, объясняют свой выбор.

Это глаголы.

Приставки о-,обо-; по-, с-.

Это глаголы мужского рода.

Женского рода и мужского рода.

Развитие связной речи, логического мышления.

3 Репро -

дуктивный этап

Скажите, с какой частью речи мы будем сегодня работать?

Какие приставки будем использовать? (на доску карточки)

Посмотрите на  таблицу. В первом столбике даны глаголы. Вам необходимо образовать глаголы, используя приставки с-, со-, по-, о, об-, обо.

Что делать?

Что сделал?

Что сделала?

Держать

Рвать

Жечь

Катить

Варить

Дать

Говорить

Мазать

Скажите, какое  время обозначают глаголы в первом столбике?

В каком времени глаголы во втором и третьем столбиках?

Посмотрите на вопрос в первом столбике и на вопросы во втором и третьем столбиках. Какой можно сделать вывод?

С глаголами

С-, со-, по-, о-, об-, обо-.

Настоящее время, то что происходит в данный момент.

Прошедшее время, то что уже произошло.

Слова, отвечающие на вопрос Что делать? всегда стоят в настоящем времени, а глаголы отвечающие на вопросы Что сделал(а)? всегда стоят в прошедшем времени.

Развитие внимания, логического мышления, связной речи.

4 Физ. пауза

Положите руки на колени. Положите руки на плечи. Дотроньтесь правым локтём до левого колена, а левым локтём до правого колена. Выполняйте упражнение под мой счет.

Дети выполняют упражнение.

Развитие межполушарных связей.

5 Продукти - вный этап

На следующей карточке я подготовила для Вас пары слов, из которых Вам необходимо составить словосочетания,  используя приставки.

__жечь   руку

__рвать   ягоды

__ехать   лужу

__дал   экзамен

__пилить   ветку

__дул   пенку

__ходил   в магазин

 Следующее задание. Вам необходимо изменить глаголы в предложениях по смыслу  (раздать карточки).

Когда я готовила я (резать)____   руку.

Ураган (рвать)_____ крыши с домов.

Петя (ломать)_____ ветку.

Повар (варить)______ суп.

Развитие логического мышления

6 Итог занятия

С какой частью речи мы сегодня работали?

В каком времени стоят глаголы, которые отвечают на вопрос Что делать?

В каком времени стоят глаголы, которые отвечают на вопросы Что сделал? Что сделала?

Что мы сегодня учились делать на занятии?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

Развитие памяти.

Объехал, оборвал, огурец, обошёл.

Побежала, попугай, построила, поплыла.

Самовар, сломал, сварил, спилил.        

Что делать?

Что сделал?

Что сделала?

Держать

Рвать

Жечь

Катить

Варить

Дать

Говорить

Мазать

_____жечь    руку

_____рвать   ягоды

_____ехать   лужу

_____дал   экзамен

_____пилить   ветку

_____дул   пенку

_____ходил   в магазин

Когда я готовила я (резать)_______________________   руку.

Ураган (рвать)______________________________ крыши с домов.

Петя (ломать)_______________________________ ветку.

Повар (варить)____________________________________ суп.

ПО -

С -

СО -

О -

ОБ -

ОБО -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия. Тема «Образование и употребление прилагательных сравнительной степени».

Данный конспект логопедического занятия создан для учащихся 3 класса обучающихся в школе V вила и имеющих тяжёлые нарушения речи....

Конспект логопедического занятия по теме : " Образование названий профессий при помощи суффиксов: -чик-,-щик-, -ник-"

Особенно большие трудности вызывает у учеников овладение навыками словообразования, так как они не умеют использовать приставки и суффиксы для образования новых слов, не осознают сходства однокоренных...

Конспект логопедического занятия по теме: "Глагол: его значение и вопросы, на которые он отвечает"

Цель: формирование умения различать глагол среди других частей речи, выделяя его морфологические признаки.Задачи:Коррекционно-развивающие: развивать слухоречевую память, зрительное восприятие; развива...

Методическая разработка. Урок русского языка в 4 классе. Тема:Образование формы прошедшего времени глаголов.

Данный урок - это урок изучения нового материала. Он построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения. Автор технологии Елена Леонидовна Мельникова. Так как технология ПДО универ...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....

Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».

Преодоление нарушений  грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...