Интегрированный урок развития речи и логопедии в начальных классах
методическая разработка по логопедии (2 класс) по теме

Хоменкова Зоя Анатольевна

Интегрированный урок развития речи и логопедии в начальных классах коррекционной школы. Тема урока "Осень".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка55 КБ
Office presentation icon презентация2.83 МБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок развития речи и логопедии

в начальных классах

Тема урока: «Осень».

Цели урока:

Образовательные: 

      Учить говорить и отвечать на вопросы полным, развёрнутым предложением; повторить сезонные изменения в живой и неживой природе; продолжить знакомство с разнообразием форм, размеров, окраски листьев растений осенью.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес учащихся.
  • Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.

Воспитательные: 

  • Воспитывать наблюдательность и умение слушать.
  • Воспитывать стремление бережно относится к природе в повседневной жизни.

Тип урока: обобщающий урок.

Формы организации работы: фронтальная работа с классом, работа в парах.

Оборудование урока:

  • Иллюстрации с картинками осенней природы, листопада.
  • Музыкальные произведения из альбома П.Чайковского “Времена года”.
  • Раздаточный материал для каждого учащегося  ( листья березы, клена, дуба, тополя).

План урока:  

1.Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

3.Сообщение темы и целей урока.

4.Работа над новой темой.

5.Практическая работа.

6.Физкультминутка.

7.Работа по учебнику.

8.Итоговое тестирование

Ход урока: 

1.Организационный момент.

Ребята, посмотрите на гостей, друг на друга, пожелайте друг другу хорошего настроения, успехов в работе. А теперь всё внимание на экран.

2.Актуализация знаний учащихся.

Просмотр слайдов на тему «Осень».

Одновременно звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».

Учитель: Какое время года вы сейчас увидели на экране? (Мы увидели осень)

-Почему вы так думаете?  (листья на деревьях жёлтые, коричневые, красные;  на небе тучи; на земле лежат листья)

Осень – самое красивое время года. Как чист и прозрачен воздух! Как хороши деревья осенью! Жёлтая, красная, зелёная листва деревьев создаёт  нам сказку осеннего дня.

У осени есть три поры: ранняя, золотая, поздняя. (Одновременно идёт показ слайдов).

-А какая сейчас пора осени за окном?  (за окном поздняя осень)

-Ребята, а вам какая пора осени больше нравится? Почему? (высказывания детей, учителя)

3. Сообщение темы и целей урока.

 -Какая же у нас сегодня тема урока?

Учитель: Итак, тема сегодняшнего урока: «Осень» (тема появляется на доске) А вот и она сама. Ребята, мы вместе с волшебницей – осенью побываем в осеннем лесу. Мы будем повторять признаки осени, учиться правильно и красиво говорить, рассуждать, узнаем много интересного.

 4. Работа над темой урока.

1. Артикуляционная  гимнастика.

- А чтобы хорошо говорить, подготовим наш язычок. Сделать гимнастику языка нам поможет «Осень».

Осень:

 -А теперь мы отправимся в лес.

 Я помогу вам  открыть тайну осеннего леса. Но пришла я к вам не  одна, а с тремя братьями – осенними месяцами.

Прочитайте, как они называются:

Октябрь

Сентябрь

Ноябрь

-Какой первый месяц? Второй? Третий?

-А сейчас какой месяц идёт?

2. Беседа «Сезонные изменения в природе».

Учитель: Ребята, вы заметили, как изменилась природа к концу осени!

Смотрим на экран и называем эти изменения.

-Какое стало небо? (Небо стало серое, хмурое, пасмурное, низкое)

-Что вы можете сказать про солнце? (Солнце редко светит и мало греет)

-Какие осадки выпадают осенью? (Осенью часто идут дожди; выпадает снег)

-Как надо одеваться поздней осенью? (куртка, шапка, сапоги, шарф, перчатки)

Учитель: Наступила поздняя осень. Небо покрыто облаками. Оно хмурое, низкое. Солнце редко светит и мало греет. Часто идёт дождь, реже снег. На улице похолодало. Люди одеваются теплее.

3. Дифференциация растений и животных. Беседа об изменении в их жизни осенью.

-Кто в лесу живёт?  (дятел, лиса, муравей  – животные)

-Что в лесу растёт? (грибы, ягоды , сосны, ёлки – растения)

 Ребята, посмотрите, с кем осень нас встречает в осеннем лесу. Прочитайте (показ слов-названий).

                         белка        заяц  

 Смотрим на экран

-Кто это?  (Это заяц)

-А это кто?  (Это белка)

-Как они называются? (дикие звери)

-Какие изменения происходят в их жизни осенью? (Осенью звери линяют)   (меняют лёгкую шубку на тёплую)

Учитель: Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо летней шерсти осенью вырастает - новая – густая, пушистая.

(На экране: иллюстрация рыжей и серой белки, внизу – предложение).

Летом белка какая?……..(рыжая), а зимой……(серая).

(иллюстрация серого и белого зайца, внизу – предложение)

Заяц-беляк летом какой? …..(серый), а зимой…..(белый).

-Как белка и заяц готовятся к зиме? (белка запасает корм на зиму, заяц корм не запасает)

-Что белка запасает к зиме?

-Чем будет питаться заяц?

Итог: Итак, ребята, мы повторили, как осеннее похолодание повлияло на жизнь животных. Звери меняют шубку, готовятся к зиме. Некоторые из них запасают корм.

 

-А почему не слышно пения птиц?  (птицы улетели на юг)

-Какие птицы остались зимовать? (дятел, сорока, воробьи)

А мы дальше идём в лес.

-Что мы видим в лесу? (деревья)

Все они высокие, стройные, красивые!

-Какие деревья вы знаете? (осина, липа, берёза, сосна, дуб, тополь)

-Прочитаем названия деревьев, около которых мы остановимся в лесу.

Берёза       дуб      тополь

-Найдите эти деревья на картинках.

(название дерева, вызванный ученик прикрепляет к иллюстрации)

-Посмотрите внимательно и назовите, что общего есть у всех деревьев?  (перечисляют)

-Какие изменения происходят с деревьями осенью?

- Как изменились деревья с наступлением поздней осени? (с деревьев опали листья) (Показ деревьев поздней осени).

Учитель бросает сверху вниз листья.

-Как называется такое явление осенью? (Листопад)

-Почему так называют это явление природы – листопад?

- Назовите действия, которые совершают листья вовремя листопада. (Они кружатся, летят, опадают, сыплются, вертятся)

Физкультминутка.

Волшебница - осень приглашает вас отдохнуть.

Осень:

- Сейчас я взмахну рукой, и вы все станете листиками и будете кружиться со мной в осеннем хороводе.

Выходите сюда ко мне. Вставайте в круг.

(звучит музыка П.И.Чайковского)

Мы листики осенние,

Мы листики осенние,

На веточках сидели,

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил

И на землю опустил.

4. Практическая работа.

а) Пальчиковая гимнастика.

А сейчас  пальчиковая гимнастика, подготовим ваши пальчики к выполнению следующего задания.

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальцем.)

Молодцы!

Ребята, посмотрите, что у вас на партах?  (листья)

Это вам осень их принесла.

-Какие они по цвету? По форме? По величине?

(жёлтые, коричневые, красные, оранжевые)

(круглые, овальные, резные)

(большие, маленькие, средние)

 А сейчас мы с вами будем выполнять интересные задания, которые приготовила для вас волшебница осень.

 Слушаем внимательно задания.

-Хотите стать волшебниками?

-Выполните задания.

Ребята третьего класса работают в группах. Они из осколочных картинок составят листья деревьев, а каких деревьев, они нам скажут позднее.

      (ребята открывают конверты и достают материал для работы, начинают работу)

Первый класс работает индивидуально.

У вас задание на карточках. Вам надо провести  линии по точкам, и узнать какой рисунок получится.    

  (ребятам раздаются карточки, начинают работу)

Смотрю, все справились. Показ выполненной работы.

б). Игра «Какое дерево потеряло листок?».

 А теперь проведем игру «Какое дерево потеряло эти листочки». Внимательно слушайте загадки, отгадывайте название дерева и по сигналу показывайте мне его листочки.

Загадка:

Русская красавица стоит на поляне,

В зелёной кофточке, в белом сарафане (берёза).

 

Ученики показывают листочки.

Какой это листик, Ваня?

Ответ ученика: Это берёзовый листик. Он  упал с берёзы.

Загадка:

Могучий, огромный, столетний  (дуб).

Какой это листик, Данил?  Это дубовый лист. Он упал с дуба.

Загадка:

-Какие бывают листья?

 Молодцы! Я вижу, вы знаете и умеете различать листья деревьев.

 5. Беседа об охране природы.

(слайд леса)

-Что надо делать, чтобы деревья были красивыми и здоровыми?

(Любить, охранять,беречь, сажать, ухаживать)

-Что нельзя делать? (ломать, пилить,   )

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Вырос целый лес.

Учитель: Лес - наше богатство, наша жизнь, наше здоровье. Он согревает, кормит, спасает.

(презентация слайдов)

-Что людям дают деревья? (дрова, бумагу, мебель, дома, …)

-Какую пользу приносит лес? (чистый воздух, кормит и согревает животных,…)

Вывод:

Лес дарит жизнь, воздух, здоровье.

6. Знакомство со стихотворением «Дары осени».

Осень дарит нам подарки, какие подарки, мы узнаем из стихотворения, которое называется:  «Дары осени».

Заучивание стихотворения «Дары осени».

 Презентация.

Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине;

Фартук розовый – осине;

Зонтик жёлтый – тополям.

Фрукты осень дарит нам.

7. Итог: 

Учитель:

- О  каком времени года говорили на уроке?

 -Назовите осенние месяцы.

-Как изменилась жизнь животных?

-Как изменились деревья?

-С чем это связано?

-Что запомнилось больше всего


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 1 классе

Целью урока было развитие творческого воображения, фантазии, умения создавать образ, расширение словарного запаса, получение знании о художественных приемах, раскрытие емкости слова; закрепление знан...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Конспект интегрированного урока развития речи и окружающего мира по теме: «Семья», проведённого в 1 классе I отделения.

Конспект интегрированного урока развития речи и окружающего мира по теме: «Семья», проведённого в 1 классе I отделения....

Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»

На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3  классеТема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ...

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе коррекционной школы для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Интегрированный урок развития речи и природоведения в 4 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Интегрированный урок развития речи и окружающего мира. 1 класс

Урок с применением технологии проблемного обучения, групповой технологии. Обучающиеся закрепляют знания об изменениях неживой природы весной, знакомятся с жизнью диких животных весной....