Интегрированный урок развития речи 4 класс "Приемыш"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Шапчиц Елена Адольфовна

Интегрированный урок развития речи 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок развития речи и литературного чтения в 4 классе

Учитель: Шапчиц Е.А.

Тема. " Приемыш". Д.Н. Мамин-Сибиряк. " Составление текста-описания в художественном стиле".

Цели. Учить детей чувствовать образный язык художественного произведения; совершенствовать умения отличать художественный стиль речи от научного; развивать образное мышление и творческое воображение учащихся; обогащать эстетический и познавательный опыт детей.

Оборудование. Карточки для викторины, иллюстрация с изображением лебедя, Красная книга, грамзапись музыки К.Сен-Санса "Лебедь", кодоскоп.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом Мамина-Сибиряка "Приемыш". Кого называет автор Приемышем? Почему?

Ответы детей.

– На этом уроке мы проанализируем, как автор описывает лебедя, как к нему относится старый рыбак Тарас. Конечная цель нашей работы – это составление текста – описания про лебедя в художественном стиле. Поэтому будьте внимательны, запоминайте понравившиеся образные выражения, которые вы можете использовать в своей работе.

II. Викторина

У. К описанию лебедя обращались многие писатели и поэты. Определите, из каких произведений эти строки.

"Раз под вечер, когда солнышко еще сияло на небе, из-за леса поднялась целая стая чудесных птиц. Таких красивых птиц утенок никогда не видел – все белые, как снег, с длинными гибкими шеями... Это были лебеди.
Их крик был похож на звуки трубы. Они распростерли свои широкие могучие крылья и полетели с холодных лугов в теплые края, за синие моря..."

Дети. Андерсен. "Гадкий утенок".

У. "Лебеди стаей летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря. Впереди старые, сильные лебеди, сзади те, которые были моложе и слабее.
Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошел книзу. Лебедь опустился на воду и сложил крылья".

Д. Толстой. "Лебеди".

У. Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текущих вод
Лебедь белая плывет.

Д. Пушкин. "Сказка о царе Салтане...".

III. Проверка домашнего задания

Выборочный пересказ "История одной дружбы. Собака и лебедь".

IV. Работа по содержанию рассказа

Часть 1

Выборочное чтение и ответы на вопросы.

  • Как рассказчик-охотник впервые увидел лебедя?
  • Докажите словами из текста, что лебедь – крупная птица.

Часть 2

Рассказ учащихся о том, как лебедь оказался у Тараса.

У. А теперь лексическая работа. Я буду читать отрывок, ваша задача – исправить ошибку.

Пропадет один-то, потому что молод еще, не приспособлен к жизни.

Д. Пропадет один-то, ястреба заедят, потому как смыслу в нем еще настоящего нет.

У. Без родителей остался.

Д. Сиротой остался.

У. Утром рано поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.

Д. Утром на заре поднимается, поплавает в протоке, покормится, а потом и домой.

У. А теперь давайте заполним пропуски в предложении, записанном на доске.

На доске.

... птица, и свой... знает

Д. Первое слово "умная", второе "порядок".

Далее следует выборочное чтение.

У. Как автор сравнивает лебедя с человеком?

Ответы детей.

Часть 3

Чтение по ролям с отрывом взгляда от текста.

У. Как Тарас доказывает, что он был не одинок?

Д. Не скучно тебе, дедушка?

– У них заботы не меньше нашего.

Учитель читает отрывок.

"Старик ужасно был доволен своим Приемышем, и все разговоры в конце концов сводились на него".

У. Замените слова "ужасно был доволен" близкими по смыслу (синонимами) и прочитайте, что получится.

Д. Старик очень любил своего Приемыша...

– Старик очень радовался своему Приемышу...

– Старик восхищался своим Приемышем...

Далее следует выборочное чтение.

У. В чем проявлялся характер гордой птицы?

Ответы детей.

– Заполните пропуски.

На доске.

... , настоящая... птица.

Д. Первое слово "гордая", второе – "царская".

Дети читают про себя последний абзац.

У. Выполните задания.

В а р и а н т  1.   Найдите то предложение, которое можно прочитать, убыстряя темп.

В а р и а н т   2. Найдите сравнение.

Д. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него.

 Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребенок.

Часть 4

Выборочное чтение.

У. Как Приемыш встретился с другими лебедями?

Ответы детей.

Далее следует рассказ учащихся о том, как Тарас поступил с лебедем.

Обобщающая беседа

У. Какие эпитеты использовал автор для описания лебедя?

Д. Умная, гордая, царская, ученая, особенная птица.

V. Домашнее задание

У. Придумайте продолжение этого рассказа.

VI. Повторение стилей речи

У. В каком стиле написан рассказ "Приемыш"?

Д. В художественном.

У. А какие стили вы еще знаете?

Д. Научный, деловой, разговорный.

У. В каком стиле написаны эти тексты?

1. Лебеди, род птиц семейства утиных. Длина до 180 см, весят до 13 кг, 6 видов, в Евразии, Америке и Австралии; обитают по берегам пресных водоемов. В России 3 вида: шипун, кликун и малый лебедь. Малый лебедь в Красной книге.

2. Лебедь по своей величине, силе, красоте давно назван царем птиц. У него белоснежное оперение. На длинной гибкой шее маленькая изящная головка. Движения птицы плавны, величавы. Лебедь невыразимо прекрасен, когда плывет по гладкой поверхности воды.

Д. Первый текст – это научное описание, он имеет познавательное значение.

Второй текст – это художественное описание, в нем использованы образные выражения, этот текст вызывает чувство восхищения лебедем.

X. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок. Развитие речи."Что такое Солнце?" 2 кл.

Урок проводится совместно с психологом....

Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 1 классе

Целью урока было развитие творческого воображения, фантазии, умения создавать образ, расширение словарного запаса, получение знании о художественных приемах, раскрытие емкости слова; закрепление знан...

Интегрированный урок развития речи и изобразительного искусства «Начало зимы. Декабрь».

Цели урокаПродолжать формировать представление о сезонных изменениях в природе на основе наблюдений учащихся.Корректировать мыслительные операции на основе упражнений на развитие объёма зрительно-слух...

Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии.

Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии. .         ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКАИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОКИнтегрированный урок технол...

Интегрированный урок развития речи по опорным картинкам "Весна"

Цель: дать учащимся представление о характерных признаках весны.Задачи:Продолжить работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.Упражнять учащихся в определении количества звуков ...

Конспект интегрированного урока развития речи и трудового обучения «Ель - хвойное дерево и новогодняя красавица»

Интегрированный урок развития речи и трудового обучения. Тема урока "Ель - хвойное дерево или новогодняя красавица?"...