Интегрированный урок. Развитие речи."Что такое Солнце?" 2 кл.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Чеботарёва Наталья Александровна

Урок проводится совместно с психологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy___urok._2_kl._razvitie_rechi..doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный   урок.

Развитие речи.

2-«А» класс

«Гармония»

Учитель: Чеботарёва Н.А.

Психолог: Чернавцева Л. Г.

        

Тема. Что такое Солнце?

Цели.

1. Определить лексическое значение слов

«солнце», «солнцепёк».

2. Закрепить: знания уч-ся о понятии «родственные слова», умения подбирать родственные слова.

3. Развить умения решать орфографические задачи.

4. Расширить кругозор уч-ся, словарный запас.

5. Развивать речь, мышление, фантазию.

6. Закрепить умения работать с деформированным текстом.

7. Воспитывать любовь к  природе, к  русской литературе, к русской музыке.

6. Развивать навык  работы в группах.

8. Формировать умения уч-ся слушать товарищей.

9. Учить оценивать свою работу.

Оборудование.

1. Вырезанные из бумаги цветы жёлтого, красного и синего цвета.

2. Записи произведений П.И.Чайковского.

3. 3 конверта со словами.

4. Вырезанное из бумаги солнце с лучами.

5. На каждого уч-ся бесцветное солнце, набор ценников.

6. Мяч жёлтого цвета.

7. Рисунки сковороды, компаса, монеты, подзорная труба, берет, костюмы  хлебопёка  и солнца.

8. Напольные ковры.

Ход урока

1 Ледокол                        Придумано кем-то просто и мудро

(психолог)                При встрече здороваться: «Доброе утро».

                                Доброе утро - солнцу и птицам,

                                Доброе утро - улыбчивым лицам.

                                И каждый становится добрым, доверчивым

                                Пусть доброе утро длится до вечера.

                -Передавая этот предмет по кругу, улыбнитесь и подарите свою улыбку

        соседу.

        -На что похож этот предмет?

2.Орган-ый        -Сегодня на уроке развития речи поговорим о знакомом и незнакомом

момент        слове «солнце».

(учитель)        -А что такое солнце?

                        -Солнце - монетка,- скупой проворчал.

                        -Нет, сковородка ! - обжора вскричал.

                        -Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.

                        -Компас, - сказал убеждённо матрос.

                        -Солнце-звезда, астроном объяснил.

3Постанов                        -Доброе сердце,- мечтатель решил.

  ка цели.        -Итак, каждый отвечает по-своему. Мы тоже в конце урока ответим на этот вопрос.

(в кругу)        -Присядьте.

        -Что бы разгадать секрет слова «солнце», вам необходимо внимательно слушать ответы своих товарищей, думать, размышлять, фантазировать, постараться подружиться со словом «солнце». У каждого из вас на груди бесцветное солнышко, в течение урока вы должны наполнить его солнечными лучами, получая жетоны за правильные ответы. Желаем удачи!

(музыка)

- Жило- было на свете Солнце. Ранним утром подул лёгкий ветерок. Солнышко проснулось и открыло пошире двери своего домика. И тогда его детки - Солнечные Лучики отправились в гости на лесные поляны, луга, поля, чтобы повеселить их. И там, где они к чему – нибудь прикасались,

становилось светлее, радостнее. Радуются люди, птицы, звери, травка, цветочки и листочки. Представьте, что вы солнечные лучики, подарите своё тепло цветам на поляне. Выберите каждый себе любой цветочек.

4 Работа в  - А теперь соберитесь в букеты одного цвета. Положите свой букет в

 группах     центр круга.

-А  сейчас определим, что обозначает слово «солнце».

                                                        (у каждой группы конверт со словами)

-Нужно выбрать из предложенных вариантов правильные ответы и разложить их вокруг букета, а неверные положить в конверт. Затем, решите, кто из вас будет отвечать. Если группа выполнила всё задание, возьмитесь за руки и дружно поднимите их вверх.                        

(музыка)        ИТАК ЧТО ТАКОЕ СОЛНЦЕ?

- Давайте послушаем, что вы выбрали (произносят правильные варианты).

        1гр.небесное светило,  свет, солнышко- ласкательное значение, желток в яйце, обруч.

2гр. Раскалённое небесное тело шарообразной формы, тепло, вокруг него вращается земля, колобок, холод.

3гр. Вокруг него вращаются планеты, звезда, гимнастическое упражнение- вращение тела вокруг турника, холод, планета.

(вывод)        Итак, Солнце-звезда, свет, добро, всё хорошее.

(психолог) Гармонизация обоих полушарий.

5 Работа

над орфог

рафией.

(учитель) -Мы узнали, что означает слово «солнце», теперь надо узнать как оно пишется.

        - Что записано на доске? (орфографическая задача) Давайте её решим.

                ?        е

(уч-ся у доски)                                э

                        С О . Н Ц .

         (1 уч-ся объясняет написание этого слова и у доски решает эту задачу)        -Произнеси ещё раз орфографически слово…

6 Подбор

родственных

слов        -А знаете что у слова много родственников. Какие слова называем

        вешаем лучи)  родственными? Поможем солнцу отыскать родственников.

                        

                        

                        Слово, произносится ласково, отвечает на вопрос»что?».

                        СОЛНЫШКО

                        Обозначает качество дня, характеризует настроение, отвеча-

                        ет на вопрос »какой?»

                        СОЛНЕЧНЫЙ

                        Очки тёмного цвета, носят летом. СОЛНЦЕЗАЩИТНЫЕ

                Растение, которое поворачивает свой цветок всегда в сторону солнца. ПОДСОЛНУХ

                Масло сделанное из семечек этого растения. ПОДСОЛНЕЧНОЕ

                        Место, где сильно печёт солнце. СОЛНЦЕПЁК

                Растения, которые любят расти на солнышке СОЛНЦЕЛЮБИВЫЙ  

-Вот сколько родственников у слова, большая семья! И само слово и его родственники несут свет, тепло, радость.

(психолог)        Упр-я «котята», «черепашки»

7.Работа со        -Какое у вас сейчас настроение?                 (РУКА)

стих-ем        -Послушайте стихотворение «Солнышко» и скажите какое настроение создаёт солнце?

Обронило солнышко улыбку

На краю ромашкового луга.

Обронило солнышко улыбку

На опушке белоснежной рощи.

Обронило солнышко улыбку…

И с тех пор глазастые ромашки

Солнце в лепестках своих качают;        

                                                        И с тех пор берёзы, словно птицы,

                        Крыльями зелёными полощут.

                                                        Ничего на свете не случилось.

                        От чего же нежностью просвечен

                        Каждый лист и каждая травинка?

                        Оттого, что по утру однажды

                        Обронило солнышко улыбку!

- Понравилось ли стихотворение?

- Чем понравилось стих-е?

        -Подумайте, какую улыбку обронило солнышко?

-Верно! Оттого, что по утру однажды солнышко обронило добрую, нежную, лучистую улыбку, всё в природе ожило, засветилось нежностью, красотой и добротой!

        - Ребята, а с кем или с чем вы могли бы сравнить солнышко. В каком образе вы его представляете?

-Сели удобно, расслабились, закрыли глазки…

(психолог)

8. Словесная                (учитель)

картина        -Сейчас я буду читать рассказ, а вы попытайтесь представить картину, которая описана в рассказе.         

        Встало солнышко утром, умылось и пошло гулять по небу. Видит, что земля вокруг красивая, леса и поля зелёные, каждая травинка упругая, сочная, изумрудная. Но чего-то не хватает в этом зелёном мире. «Чем же мне ещё людей и природу порадовать?» - подумало солнышко. Взмахнуло золотым рукавом - брызнули на землю золотые солнечные пылинки. И все деревья, травы засветились, заиграли яркими красками, а в зелёной траве засияли маленькие жёлтые огоньки. Засмеялось от удовольствия Солнышко: «На меня похожи! Это же миллионы маленьких солнышек живут на земле!»

-Что вы представили, слушая мой рассказ?

        - Что это за огоньки увидело в траве Солнышко?

        -Кто же хозяин всей этой картины?

9.Работа с

деформир.        -На доске был записан рассказ, но ветерок –проказник подул и все

текстом.                предложения перепутал. Давайте их поставим в нужном порядке.

                        1. Жило- было на свете Солнышко.

                        2. Каждое утро оно посылало на Землю свои лучики.

                        3.На Земле они дарили всем своё тепло, свет и хорошее

                         настроение.

                        4. Все были благодарны Солнцу за его заботу.        

-Дайте название этому рассказу?        

        Сегодня вы были художниками мысли, слова, образа, чувств и создали чудесную словесную картину. Дома вы - художники кисти. Нарисуйте свою картину, дайте ей название, придумайте рассказ.

        

        -Что же такое солнце? Есть ли у него душа? Какая она?

10.Рефлексия          Наш путь на уроке был сегодня трудным, но интересным. Мы пытались подняться на вершину горы  к самому солнышку. Сейчас каждый из вас решит смог ли он достигнуть вершины горы. Если смог, то поставьте крестик на самой вершине, если вы ещё на пути к вершине, то крестик на склоне, Если вас сегодня постигла неудача, то крестик ставите у подножия горы. (выходят и ставят)        ИТОГ  ПО ГОРЕ

        Обратите внимание на свои солнышки. У кого солнышки полностью наполнены лучиками? Если заполнены не до конца не переживайте вы можете заполнить их в течение всего дня не только правильными ответами, но и хорошими поступками.

        ВСТАЛИ ВСЕ, ВЗЯЛИСЬ ЗА РУКИ

11.Итог        Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого

(музыка)        мы становимся  добрее, ласковее, внимательнее. Солнце живёт в каждом из нас! У доброго человека         лучистая, солнечная улыбка. Давайте ещё раз подарим свои улыбки друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок развития речи и ИЗО в 1 классе

Целью урока было развитие творческого воображения, фантазии, умения создавать образ, расширение словарного запаса, получение знании о художественных приемах, раскрытие емкости слова; закрепление знан...

Интегрированный урок развития речи и изобразительного искусства «Начало зимы. Декабрь».

Цели урокаПродолжать формировать представление о сезонных изменениях в природе на основе наблюдений учащихся.Корректировать мыслительные операции на основе упражнений на развитие объёма зрительно-слух...

Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии.

Диалог культур на уроках в школе.Интегрированный урок развития речи и технологии. .         ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКАИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОКИнтегрированный урок технол...

Интегрированный урок развития речи по опорным картинкам "Весна"

Цель: дать учащимся представление о характерных признаках весны.Задачи:Продолжить работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.Упражнять учащихся в определении количества звуков ...

Конспект интегрированного урока развития речи и трудового обучения «Ель - хвойное дерево и новогодняя красавица»

Интегрированный урок развития речи и трудового обучения. Тема урока "Ель - хвойное дерево или новогодняя красавица?"...

Интегрированный урок развития речи и логопедии в начальных классах

Интегрированный урок развития речи и логопедии в начальных классах коррекционной школы. Тема урока "Осень"....