Главные вкладки

    Конспект коррекционного занятия "Зима" для детей с ОНР (подготовительная к школе группа)
    план-конспект занятия по логопедии по теме

    Шупта Ирина Юрьевна

    Конспект коррекционного занятия "Зима" для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной школе группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zima.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей

    с общим недоразвитием речи по лексической теме «Зима»

    (подготовительная к школе группа)

    Программное содержание:

    1. Развитие связной речи: совершенствовать навык составления описательного рассказа о зиме.
    2. Обогащение и активизация словаря: расширять и обогащать словарь по теме «Зима» словами-признаками и словами-действиями.
    3. Формирование грамматического строя речи: продолжать учить детей согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже.
    4. Развитие навыков слогового анализа: закрепить умения детей определять позицию звука в слове, делить слова на слоги.
    5. Развивать общие речевые навыки, слуховое и зрительное внимание, память.
    6. Воспитывать культуру общения, умение составлять совместный рассказ в паре, выслушивать рассказы товарищей.

         Оборудование:  экран, мультимедийный проектор, снежинки (мелкие и крупные), сюжетные картины: «Зима в городе», «Зима в лесу», «Зимние забавы», предметные картинки на звук «С», контейнер со снегом и льдом, сухие ягоды рябины, совочки, ложки, большое блюдо, звуковые решетки.

    Ход занятия

    1. Орг. момент. Под музыку входит логопед в костюме Зимы. Педагог обращается к детям:

    - Здравствуйте,  ребята! Вы  рады приходу Зимы? (ответы детей)

    - А чем вам нравится зима?

    - А что вы делаете зимой? (катаемся на лыжах, санках, коньках, катаемся с горки, играем в снежки, лепим снеговиков, встречаем Новый год, получаем подарки).

    2.  Введение в тему.

    - Я приготовила Вам волшебные снежинки, вы хотите их получить. Ответы детей.

    - Но чтобы они оказались у Вас надо справиться с моими заданиями. Мы с вами поиграем, вспомним много слов о зиме, составим рассказы по картинам о красавице-зиме, и даже испечем снежный пирог. Ну что, вы готовы? (ответы детей). Вот тогда мое первое задание.

     Посмотрите на эту заколдованную зимнюю картину. Вы должны ее расколдовать? Тогда отгадайте мои загадки:

    Ее в лесу всегда найдешь –

    Пойдем гулять и встретим:

    Стоит колючая как еж,

    Зимою в платье летнем.     (Елка)

    Все лето стояли,

    Зимы ожидали,

    Дождались поры –

    Помчались с горы.    (Санки)

    Под ногами у меня

    Деревянные друзья

    Я на них лечу стрелой,

    Но не летом, а зимой!         (Лыжи)

    Он из снега одного

    Из морковки нос его,

    Чуть тепло, заплачет вмиг

    И растает …              (Снеговик)

    - Спасибо, ребят картина моя расколдована. Полюбуйтесь.

    - Каждая картина имеет название. Эта картина называется «Пришла зима».

    - Послушайте мой рассказ о зиме, составленный по этой картине:

    «Вот и наступила зима. Выпал белый пушистый снег. Снег лежит на земле и на елках. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговика. Ребятам очень весело».

    3. Самостоятельная работа по картинам.

    - А теперь, я предлагают вам составить свои картинки о зиме. Работать вы будете в парах, а в этом нам помогут мои снежинки, у меня их в запасе очень много. Выберите себе любую и подойдите к той, которая похожа на вашу. (Дети подбирают одинаковые по цвету снежинки и находят свою пару и картину).

    - Из предложенных вам картинок надо сложить свою картину о зиме, дать ей название и составить рассказ по ней. Внимательно смотрите на картинки и выбирайте только зимние.

    Дети из отдельных эпизодов составляют картины, договариваются о том, кто будет рассказывать и представляют свой рассказ-описание по картине.  (Примерные варианты)

    а) «Зима в городе» - «Зимой на улицах много снега. Снег лежит на домах, деревьях, на дорогах. Снег убирают снегоуборочные машины. Для детей построили горки. Дети катаются с горки».

    б) «Зима в лесу» - «Зимой в лесу много снега. Под снегом спит медведь. По лесу бегает заяц. На деревьях сидят птицы»

    в) «Зимние забавы» - «Зимой детям очень весело. Мальчик катается на лыжах. Девочка катается на коньках. Детей возят на санях. Ребята лепят снеговика».

    - Спасибо, ребята, вы порадовали меня своими рассказами о зиме.

    4. Обследование снега и льда.

    - Сейчас следующая загадка, а отгадать ее поможет ваш нос. Чтобы справиться с заданием надо сделать глубокий вдох носом, вот так. (Показывает). Давайте попробуем вместе. Молодцы, я думаю вы сможете отгадать мою непростую загадку. Надо с закрытыми глазами узнать что находится под покрывалом. Закрывайте глаза и приготовьтесь вдыхать воздух. (Дети закрывают глаза, вдыхают носом).

    - Откройте глаза. Расскажите мне о том, что вы почувствовали (холод, свежесть, прохладу и т.д.).

    Что у меня под покрывалом? (Снег).

    - Скажите,  какой снег? (белый, пушистый, рассыпчатый, серебристый, холодный, мягкий, блестящий, хрустящий, сверкающий, колючий и т.д.).

    - Скажите, что делает снег? (идет, падает, скрипит, блестит, хрустит, сверкает, тает, кружится, наряжает деревья).

    Молодцы! Вы назвали много слов, связанных со снегом.

    - А вот следующую загадку отгадать вам помогут ваши ручки. Надо будет с закрытыми глазами потрогать, то,  что я вам предложу и рассказать о своих ощущениях. (Дети закрывают глаза и трогают предмет в контейнере).

    - Что вы ощутили руками? (холод, гладкость, твердость и т.д.).

    - Так что же находится в этом контейнере? (Лед)

    - Скажите лед какой? (твердый, прозрачный, холодный, блестящий, сверкающий и т.д.)

    - Что делает лед? (колется, крошится, ломается, блестит, тает, сверкает и т.д.)

    Молодцы! И к слову лед вы подобрали очень много слов.

    5. Изготовление снежного пирога.

    - Снег у нас есть и лед тоже. А я Зима очень люблю готовить снежные пироги. Хотите научу его готовить?

    Приглашает детей к столику, где находятся снег, лед, снежинки, ягоды и предлагает детям изготовить пирог.

    - Возьмите, пожалуйста, по пять ложек снега. Дима сколько ты взял ложек снега?

    - Дальше по три совка льда. Таня сколько ты положила совков? Совков чего?

    - Сыпем одну горсть рябины.

    - И сыпем две щепотки снежинок.

    В процессе приготовления снежного пирога педагог задает вопросы детям о том, чего и сколько они закладывают в пирог.

    - Полюбуйтесь, какой замечательный пирог у нас получился. А вам можно его есть? Как вы думаете, кого я угощаю такими пирогами? (птиц, зверей). Когда пойдете гулять предложите птицам свой пирог. Договорились?

    6. Закрепление навыка звукового и слогового анализа.

    - А сейчас, я приглашают вас на зимнюю поляну. Ах, вот где я забыла свой сказочный ларец.

    - Ребята, в нем находятся зимние картинки, в названии каждой слышится звук С. Давайте с ними поиграем. Возьмите их. Назовите предметы, изображенные на них так, чтобы было четко слышно звук С. (Дети называют и выделяют голосом звук С).

    - Молодцы!

    - Теперь эти предметы надо расселить в домики. Посмотрите сюда.

    - Этот домик, где живут картинки в названии которых звук С, слышится в начале слова.

    - Как ты думаешь, Витя, какие же картинки будут жить в этом домике? (Где звук  слышится в середине слова).

    - Ребята, а какие же предметы мы поселим в этот домик? (Где звук С слышится в конце слова).

    - Расселите картинки в свои домики. Проверьте, все ли вы сделали правильно? Молодцы!

    - Мне пора с вами прощаться, а сундучок с картинками хочу забрать с собой.  Помогите мне их собрать. Но не просто так. Надо громко проговорить свое слово, изображенное на картинке и прошагать его, деля на слоги и сказать, сколько слогов в нем. (Дети делят слова и складывают их в сундучок).

    7. Итог.

    - Вам понравилась встреча со мной? Что мы делали?

    - И зимних слов вспомнили много и рассказы о зиме составили хорошие, картины собрали интересные, а пирог какой замечательный для птиц приготовили. Вы очень хорошо поработали. Спасибо вам,  ребята! На память я подарю вам эти красивые снежинки, они будут вам напоминать о встрече со мной. До свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности ФЦКМ в подготовительной к школе группе "В лесу родилась ёлочка"

    Конспект занятия экологической направленности, цель которого воспитание бережного отношения к окружающей среде. Нетрадиционная форма проведения - заседание КОАП....

    Конспект комплексного занятия (математика, грамота) в подготовительной к школе группе

    Закреплять у детей названия геометрических фигур, навыки порядкового обратного счета, учить видеть количество предметов и обозначать цифрами, отражать в речи. Упражнять детей в решении логических зада...

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «Птицы – наши друзья»

    Закрепить знание детей о птицах: диких, домашних, зимующих, перелетных, водоплавающих, болотных, хищных птицах жарких стран и севера;умение их различать, группировать, устанавливать причинно-сле...

    Конспект занятия родительского клуба «Профессионал» в подготовительной к школе группе. Тема: «Я имею право».

    Конспектзанятия родительского клуба«Профессионал»в подготовительной к школе группе.Тема: «Я имею право».Программное содержание: формировать у детей дошкольного возраста и родителей представления о пра...

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группы "Колличество и счёт"

    Развивать общее представление о действии вычитания как удалении части из целого, о взаимосвязях и взаимозависимостях целого и частей; закрепить знания состава числа из двух меньших на конкретном...

    Конспект интегрированного занятия по экологии в подготовительной к школе группе Тема: «Жалобная книга природ

    Закрепить знание детей о правилах поведения в природе, познакомить с природоохранными знаками....

    Рабочая программа коррекционно-развивающей работы группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы№5 на 2018-2019 уч.г

    Рабочая программа воспитателя подготовительной к школе группы способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала ...