Чтение. Игры с Пишичитаем.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Солдатенкова Оксана Анатольевна

 

Результаты последнего исследования, в котором участвовали 32 страны, включая Россию, в ходе которого оценивалась грамотность учащихся девятых и десятых классов по следующим параметрам: умение понимать текст, умение анализировать текст и умение высказать свое мнение о содержании прочитанного. К сожалению, по этим параметрам россияне оказались на 28-м месте. Казалось бы, десятиклассники должны читать и понимать прочитанное. Но 55% наших учеников справляются с заданиями на «три», «два» и «единицу»! А умения 10% учащихся оценены ниже «единицы». При этом «тройка» ставилась за чтение самого простого текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ С ПИШИЧИТАЕМ

ЧТЕНИЕ

Результаты последнего исследования, в котором участвовали 32 страны, включая Россию, в ходе которого оценивалась грамотность учащихся девятых и десятых классов по следующим параметрам: умение понимать текст, умение анализировать текст и умение высказать свое мнение о содержании прочитанного. К сожалению, по этим параметрам россияне оказались на 28-м месте. Казалось бы, десятиклассники должны читать и понимать прочитанное. Но 55% наших учеников справляются с заданиями на «три», «два» и «единицу»! А умения 10% учащихся оценены ниже «единицы». При этом «тройка» ставилась за чтение самого простого текста.

Это свидетельствует о том, что 55% учащихся не умеют анализировать прочитанное и высказать свое мнение о нем. И если делать прогнозы на будущее, то можно сказать, что большинство выпускников не смогут стать функционально грамотными. И учить их дальше, к сожалению, бесполезно. В чём причина и как помочь?

Чтение — сложнейший процесс, в котором задействованы многие зоны обоих полушарий головного мозга, поэтому если одна из них «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается, или в нем появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ или отсутствует совсем, или искажается. Если ребенок мало играл в раннем детстве, если палочка для него никогда не превращалась в лопатку или в лошадку, значит, его фантазия не развита в достаточной степени. А какое удовольствие от чтения можно получить, представляя себя на месте Руслана, летящего на бороде Черномора, на месте Ассоль, ждущей своего капитана Грея, на месте девочки Элли, идущей по дороге, вымощенной желтым кирпичом? Хорошее воображение — необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование — вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Воображение прекрасно развивается с помощью рисования, а рисование под чтение — один из способов приобщения ребенка к книге  (Можно использовать на уроке чтения и рисования).

Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может читать нормально.

Давайте поговорим об основных характеристиках процесса чтения. Навык чтения включает в себя два компонента: техническая сторона чтения и смысловая. В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты: способ чтения, темп чтения, правильность чтения. В смысловую сторону: выразительность и понимание прочитанного.

Рассмотрим взаимоотношения между этими сторонами. Безусловно, главное - понимать и осознавать прочитанное, ведь ребенок учится читать для того, чтобы узнавать что-то новое. Техническая же сторона подчиняется и обслуживает первую. Однако, для того чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведенного до автоматизма.

Современные первоклассники, как правило, приходят в школу уже читающими. Но способы чтения у них разные. Некоторые читают послоговым способом; другие, по слогам и целыми словами; третьи целыми словами и лишь некоторые, наиболее трудные, прочитывают по слогам; четвертые обладают беглым навыком чтения целыми словами и группами слов. Т.е. первоклассники  находятся  на  разных  этапах  овладения  техникой чтения. И чем   несовершеннее   способ,   тем   медленнее   читает   ребенок. В школе же порой происходит следующее: ребенок читает послоговым способом, т.е. он не научился читать целым словом, а ему предлагают читать текст, не соответствующий по сложности его технике чтения, да еще при этом фиксируют скорость.

Эффективнее работать с ребенком на соответствующем его возможностям этапе, т.е. если  он читает послоговым способом, необходимо начитывать как можно больше слогов и слов с небольшим количеством букв. Конечно, читать тексты тоже нужно, но в небольшом объеме. Если ребенок читает по слогам и целым словом, то с ним необходимо начитывать слова с простой и сложной слоговой структурой. Объем текстов можно увеличить. Постепенно ребенок начинает читать, словом и группами слов. Дальнейшая задача - сделать этот способ устойчивым, т.е. довести его до навыка, автоматизма.

Теперь разберем понятие правильность чтения. Правильность - это чтение без ошибок: пропусков, замен или искажений букв, слогов, окончаний и т.д. Это качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, так как на каждом этапе ребенок допускает ошибки.

На первом этапе (слоговом) ошибки могут возникнуть из-за несформированных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, если при чтении слогов (слов) с этими буквами ребенок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве.

На первом этапе очень важно много времени и внимания уделить начитыванию слогов (что не предусмотрено школьной программой). Желательно на первых порах давать таблицы слогов, состоящие из гласной и согласной - ап, ам, а потом из согласной и гласной - па, ма, са и т.д. Научившись читать простые слоги, ребенок навсегда усваивает этот вид деятельности - слогослияние. Позже, встречая более сложные слоги, он применяет один и тот же способ - протяжное и последовательное произнесение (присоединение) звуков, соответствующих данным буквам. Поэтому при чтении других, более сложных слогов происходит лишь только знакомство с определенными правилами чтения: смягчение согласных перед гласными Я, Е, Ю, И, чтение слогов с несколькими согласными по единицам чтения СТО и т.д. Однако переходить к чтению более трудных слогов можно только после освоения слияния более простых слогов.

Если говорить о правильности чтения на втором этапе, когда ребенок читает по слогам и целыми словами, то здесь мы можем обнаружить ошибки в виде перестановок и пропусков слогов. Перестановки, пропуски слогов обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, несформированностью пространственного восприятия. Взгляд хаотично скачет по строке то, забегая вперед, то, возвращаясь назад.

Таким детям необходимы так называемые помощники, которые помогают взору последовательно двигаться слева направо сверху вниз. На этапе послогового чтения хорошо использовать чтение с «окошечком». Для изготовления «окошечка» необходимо приготовить листок бумаги с размером 10 на 5см. В центре прямоугольника вырезается небольшое отверстие, по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно на 3-4 буквы.

Листок накладывается на строку и передвигается дома сначала взрослым, а потом и ребенком вдоль строки, а в это время «окошке» появляются слоги.

Если окошко мешает ребенку, падает на пол, теряется, т.е.  требует от него дополнительных усилий и действий, отвлекает его, то можно вместо окошка использовать палец самого читателя. Палец накладывается сверху на строчку, постепенно открывая, ребенок читает последовательно открывающиеся слоги, и предотвращает перескакивание, перестановки букв. Постепенно, с увеличением скорости палец начинает тормозить, так как мешает продвижению взора вперед, поэтому необходимо сдвинуть его под строку. Если ребенок теряет и. перескакивает через одну, можно использовать в этом закладку или обыкновенную линейку.

Если ребенок читает короткие слова быстро и целиком, а длинные по слогам, то он находится на переходном этапе чтения - от  послогового чтения к чтению целым словом.  Темп чтения при этом очень неровный, то ускоряется, то замедляется.

Причина этого кроется в том, что отдельные слова ребенок читает уже быстро, целым словом, а другие медленно, по слогам. Кроме того, ему приходится не просто читать, а еще и осознавать прочитанное.  Осмысление может способствовать быстрому прочтению, когда ребенок в процессе чтения по контексту догадывается о последующем слове и читает его быстро. Однако может произойти и обратный результат, когда догадка ребенка окажется ошибочной, он прочитает быстро, но неправильно. Как мы видим,  читая  текст,  ребенок  одновременно  осознает содержание прочитанного, а так как навык чтения еще недостаточно сформирован, скорость чтения не поспевает за мыслью. Поэтому возникает необходимость  одновременно работать над технической смысловой стороной чтения

Для тренировки чтения коротких слов слитным способом ребёнку предлагаются упражнения, где необходимо отыскать какое-либо слово в тексте. Это может быть обычный поиск   коротких встречающихся слов: он, она, все, или, так и т. д.,  а так же поиск, связанный   со смысловыми значениями слов. Например: «Прочитай слова и найди среди них названия овощей» или «Правда ли, что четвертое по счету слово обозначает время суток». Такие задания учат ребенка "видеть" и читать короткие слова в тексте целиком.

Постепенно ребенок перейдет от чтения отдельных слов к чтению словосочетаний. Здесь важно отметить, что при чтении словосочетаний он должен не только правильно прочитать, понять прочитанное, но и осмыслить лексическую связь между словами, которая осуществляется через окончания слов. Ведь нередко при чтении дети допускают ошибки из-за того, что не "чувствуют" эту связь.

Для формирования этого навыка   предлагаются специальные упражнения, в которых встречаются слова с пропущенными окончаниями. Задача ребенка дописать окончание, опираясь на второе слово. Например:

Хмур... небо, весел... песня, пожелтел... листья.

Упражнения помимо лексического чутья формируют у ребенка антиципацию, он угадывает окончание до того, как его прочитал.

После чтения наш читатель перейдет к чтению предложений. Поначалу это будут маленькие по объему скороговорки и чистоговорки. Скороговорки    развивают артикуляцию, они легки для чтения, так как состоят из коротких слов, доступны для понимания и эмоциональны по содержанию. Например:

Шапка да шубка, вот и весь Мишутка.

Как правило, ошибки при чтении на этом этапе возникают из-за того, что ребенка начинают подгонять, чтобы увеличить скорость, или требуют чтения целым словом. Если ребенок не готов  выполнить  эти  требования,   он  начинает  читать  быстро,   но  с ошибками (пропусков, перестановок, замен букв и слогов) или читать еще медленнее, повторяя слово дважды, сначала про себя по слогам,  а потом вслух целиком.  Лучше предупредить появление ошибок, чем потом их исправлять, т.е. предъявлять ребенку те требования, которые он может выполнять, наращивая объем и скорость постепенно. Особенно опасны ошибки, которые он делает в окончаниях слов, тем самым, нарушая связь слов в предложении, а это может отразиться и на письме. Первое, что необходимо сделать, - это снизить темп чтения. Слово или словосочетание, в котором допущена ошибка, необходимо прочитать еще раз правильно и обсудить вместе с ребенком, почему это место читается именно так. Если ребенок не может снизить темп, примените "окошечко", о котором мы говорили раньше. В нашем случае прорезь в окошке должна находиться слева. Это позволяет сдерживать темп чтения, так как закрытая правая сторона, строки помогает взрослому регулировать темп в соответствии с возможностями ребенка. Обязательно объясните читателю, для чего вы применили окошечко. Если он поймет, что все действия направлены на то, чтобы он не ошибался при чтении, то и сам начнет себя контролировать.

То же окошечко, но уже с прорезью справа пригодится вам в том случае, если ребенок читает слово дважды, т.е. двойным способом.  Как мы уже говорили, причина этого кроется в том, что ребенку предъявляют требование читать целым словом, а он еще не готов к этому из-за медленного темпа. Чтобы выполнить это требование, учащиеся читают слово сначала шепотом или про себя по слогам, а потом вслух целым словом. Это значительно замедляет темп и понимание прочитанного. Окошечко с прорезью постепенно, по мере прочтения закрывает строчку, заставляя взор читающего двигаться слева направо, не позволяя вернуться к прочитанному. В этом случае тоже необходимо объяснить ребенку, для чего вы используете такое окошко. Пусть он сам определит, когда сможет без помощи прорези читать сразу целым словом.

Особое внимание следует уделить формированию контроля. Необходимо научить ребенка самостоятельно выделять «опасные» места в тексте, в которых он может ошибиться. На этом этапе умение контролировать самого себя особенно необходимо при переходе от орфографического к орфоэпическому способу чтения. Можно применить следующий прием: перед чтением слова или словосочетания попросите ребенка карандашом подчеркнуть те буквы, которые произносятся иначе, чем пишутся.

Неважно, будет ли он при этом проговаривать эти слова вслух, чтобы услышать их, или сможет выполнить задание молча. Главное, чтобы после этого ребенок смог прочитать текст орфоэпическим способом, опираясь на сигналы, которые были проставлены им  собственноручно.   Этот  прием  позволяет  осознать  разницу между тем, как написана фраза, и тем, как ее необходимо произнести. Кроме того, подобная работа имеет неоценимое значение для усвоения грамотного письма, так как развивает орфографическую зоркость - учит видеть «опасные места», т.е. те, в которых написание расходится с произношением и которые поэтому необходимо обязательно проверять с помощью грамматического правила.   Если детям не удается найти все слова, которые произносятся не так, как пишутся, работайте только с теми, которые имеют какой-то общий признак. Например: "Подчеркни в словах все буквы О, которые находятся в слабой позиции. Или: "Найди слова, в которых звонкие согласные находятся в конце, т.е. в слабой позиции. Подчеркни эти согласные. При чтении произнеси вместо звонкой согласной парную глухую".

 

Антиципация

Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие слова, которые вы читаете, вы не дочитываете до конца, догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием, используемый для дальнейшего осмысления текста, называется антиципацией, или предвосхищением, по-другому - смысловой догадкой.

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием.

В то же время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Необходимо поработать над развитием антиципации. Для этого вы можете использовать следующие упражнения.

Прежде всего, это такие же тексты с пропущенными буквами в окончаниях

Например:

ГРОЗА

Гроза надвига... Огромная лило... ту... медленно поднима... из-за ле... Ракиты тревож... шелесте... и лепетали. Сильный ветер загу... в выши... Дере... забуше... Крупные кап... дож... резко застуча... по листь... Сверкнула мол... Грянул гром. Дождь полил ручь..., но вот солн... опять засия... Как все засвер... вокруг. Как свеж и прозра... воздух! Как пах... земляни... и гри...!

По И. Тургеневу

ЕЖИК

Пошел тем... ночью серый ежик по ле... гу... Уви... красную клюквин... и наколол на серую иголоч... Уви... желтые лис... и тоже нако...

Заметил, нако..., в голубой лу... голубую звездоч... Тоже хотел нако... — да ниче... не выш... Подумал ежик, поду... и накрыл ее лопуш... Пусть до утра поле… А ут… под лопухом вмес… голубой звезд… нашёл большое краси… солныш… Вот ёж смеял… Очень.

_АЗ_ОЦ_ЕТ_ЫЕ   КО_АБ_ИК_

По пруду п_ы_ут же_т_е, к_ас_ы_ и о_а_жев_е ко_а_л_к_. Все они п_и_ете_и сюда из рощи. П_и_е_ит ко_а_лик, о_ус_ит_я на воду и тотчас по__ыве_ с по_ня_ым___арус_м_.

Много еще п_и_е_ит их се_о_ня, _авт_а, _ос_е _авт_а.

По Д. Кайгородову

Такие рассказы с пропущенными буквами в окончаниях и других частях слова или пропущенными целыми словами вы можете изготовить сами. Постоянное использование этих заданий способствует эффективному развитию антиципации. Кроме того, их польза состоит в развитии словесно-логической памяти. Благодаря необходимости учета ранее прочитанных слов при заполнении пропусков, а также из-за вынужденных задержек при определении пропущенных букв, создается дополнительная нагрузка на память, которая преодолевается через целостный охват предложения, при возвратах к предшествующим словам.

Еще одним упражнением для развития смысловой догадки могут быть тексты с ошибками в содержании или несуразицами.

Например:

Дети не промокли под ливнем, так как спрятались под телеграфным столбом.

Поздней осенью, как обычно, зацвели буйно яблони.

Вообще работа над развитием антиципации очень тесно связана с работой по развитию речи. Это, прежде всего, обусловлено тем, что и в том и в другом случае идет работа над расширением возможности лучше осознавать прочитанное.

 Артикуляция

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Уже само название причины объясняет, за счет чего происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова. Особенно трудно детям, у которых наблюдается смазанное произношение.

Особое место занимает артикуляция на этапе послогового чтения. Чёткая артикуляция будет способствовать увеличению темпа чтения и формированию правильного представления о звуковом составе слова, облегчать понимание прочитанного.

Уровень организации внимания

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Умение сосредоточиться, сконцентрироваться в значительной степени определяет эффективность, результативность выполняемой работы. В свою очередь, это умение предполагает некоторое волевое усилие. Ученые установили, что обычно причина глобальной невнимательности, характерной для детей, заключается в следующем. Дети обращают большое внимание на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения, схватывают этот смысл и, довольствуясь им, пренебрегают частностями.

Внимание можно потренировать. И суть занятий будет состоять в том, чтобы преодолеть «глобальное восприятие», научить ребенка воспринимать содержание с учетом отдельных моментов на фоне смысла целого. Для этого используются следующие приемы.

Различные корректурные пробы. Например, в тексте обведи Р, зачеркни Р.

Возможный материал для работы

ГКЮШРТИЕПАВУКСМВЩШГОТЕ ЕОИНХЩБАВКЦЧСЫОИРАВЬЛЖ РВНИОЖДБЛЬОТРИПМАСВНПОИ МОРНЕКУВАЫЦЧСМВАПРОТИРО

СМОШВЩЛЬБОАВЕМБДСОЕУЫЧ3 ОЯЧСМ ИРПА ВЫЦ УВАКЕРОШ ГН ьМНРВЕШЛТБОРВСЧКЦУВПРОИТЛМАНОПВЫЧСМИТОРНШЗХЭ ЮОВ ПАРЫЛАГЕТСРВЛДЫДЧТМНАПФХ ГКЮШРТИЕПАВУКСМВЩШ ГОТБЛ ЕОИНХЩБАВКЦЧСЫОИРАВЬЛЖО РВНИОЖДБЛЬОТРИПМАС

Задание на распутывание линий. Лучше всего добиться, чтобы ребенок работал только глазами.

Задания найти спрятанное слово среди букв.

 «Слушай внимательно»

Усиление концентрации слухового внимания. Для этого очень удобно проводить арифметические диктанты, однако смысл заключается в том, чтобы каждое задание состояло из нескольких действий. Например: «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: пишите!»

Пример задания: Даны два числа: 6 и 3... Сложи первое число и второе... и от полученного числа отними 2... Затем отними еще 4... пиши... (ответ: 3)

«Перепиши буквы»

Например:

Перепишите без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА

ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА и т.д.

Ниже представлены ещё упражнения способствующие развитию навыка чтения.

«ЖУЖЖАЩИЕ» ЧТЕНИЕ.

Это по сути продолжение медленного чтения. Такое чтение было основным элементом еще в школе Сухомлинского. При «жужжащем» чтении ученики одновременно вслух и негромко, каждый со своей скоростью, читают любую книгу, которая лежит на парте. А так же очень эффективно использовать «жужжащее» чтение в качестве повторения домашнего задания в начале каждого урока, это позволяют не только повторить выученный материал, но и приучают учащегося к мысли, что 20-минутное чтение — обязательная часть жизни.

• И ЧТО ЖЕ ТУТ ЧИТАТЬ? • НЕПЛОХО БЫ ПОНЯТЬ...

Работа может проводиться как индивидуально, так и в коллективе — дети ведь любят соревноваться и смеяться ВМЕСТЕ! В этих играх ребенок учится читать внимательно потому, что слова из игровых карточек ему незнакомы, ребенок перестает спешно читать, поскольку нет необходимости в смысловой антиципации (предвосхищении) для дальнейшего осмысления текста.

Материалы: карточки с «несуществующими словами».

Возраст играющих: от 7 лет.

Правила игры: ученики получают карточки с напечатанными несуществующими словами и сочетаниями слов (одинаковые, что бы могли проверять друг друга.) Учитель предлагает игрокам читать по одному слову, или сочетание слов, остальные следят за правильностью. Можно соревноваться рядами, за каждое верно прочитанное сочетание слов на карточке ведущий присуждает игрокам 1 балл. Выигрывает тот ряд, который набрал большее количество баллов.

После прочтения карточек игроки должны сами сочинить несуществующие словосочетания или, если получится, стихи. На следующей игре можно читать слова и сочетания, написанные учениками.

Пусть запишут их и дадут прочитать своим друзьям. Скоро вы получите уникальную «библиотеку несуществующих слов и предложений».

Примеры словосочетаний.

Карточка 1

Хливкие шорьки, домрытые зелюки, трюсливые мюмзики, зе-бревая нава, курачая мова, видоброточный бармаглот, дивлястый брандашмыг. (По мотивам Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»)

Карточка 2

Калуша с калушатами, старухармса напушка, сопритюкнулась и волит.

Они присяпали. Стрямкали бутявку и подудонились. Пуськи зюмо бятые!

Вьгчучили топорыжки, увазили тюк. Вувасе некузявые сяпки. (Л. Петрушевская, Д. Хармс)

•ЧТЕНИЕ ПО ПРАВИЛАМ •

Все приведённые ниже упражнения ученики могут читать «по цепочке», по определённому количеству слов.

«Читай последние 2 буквы».

Учитель предлагает детям читать вслух по 5 слов из текста, по очереди. В каждом слове нужно прочитать только последние две буквы. Если слово — предлог и в нем только одна буква — игрок тоже должен эту букву читать.

"Чтение наоборот " (развивает побуквенный анализ)

Каждое слово, начиная с последнего, прочитывается по буквам в обратном порядке.

"Перевернутый текст " (развивает побуквенный анализ)

Страница обычного текста поворачивается (на 90,  180, 270). Ученики должны вслух, прочитать текст.

"Чтение нормально и наоборот" (преодоление синкретичности восприятия)

Первое слово читается как обычно, второе - справа налево, третье - как обычно, четвертое - справа налево.

"Читай по правилу" (для замедления темпа чтения, развитие произвольного внимания)

Пропускать при чтении каждое второе (третье) слово.

• СКЛЕЕННЫЕ СЛОВА •

Разбей написанное на отдельные слова вертикальными линиями, затем расставь знаки препинания, получится текст! Придумай заголовок к этому тексту. Работать, таким образом, с разными текстами.

Текст 1.

Деревьябываюттолстыетонкиевысокиенизкиепрямыекривые.

Авгорахможноувидетьдеревоволосатое.

Увидишьиглазамнеповеришь!

Стволснизузверинойшерстьюоброс.

Стоишьигладишьмохнатоедеревокаксобаку.

Текст 2.

Коротокзимнийденьсинийсумраквыползизлесаиповиснадсугробамирезко

скрипелподногамиснегнанебевыступилизвездымороз крепчалвотисторожка лесникавьюгинамелибольшиесугробыснегамаленькуюсторожкубылочуть видномызатопилипечкуяркопылалогоньнамсталотепло

"Спрятанные предложения". В каждом ряду букв нужно найти "спрятанные" слова и составить с ними предложение.

1)МСИВТНОЧЬЮДВТЧБЫЛСШВРОЧИЫНТЬЧШТОРМ

(Ночью был шторм)

2)ТЧРОЫДЕТИШАОСИВБЯЛЮБЯТЫМИДЧИТАТЬШРАРВКНИГИ

(Дети любят читать книги)

3)ФДБЕЛЫЕЗЧРЦВЕТЫЖВАОЧВРАСПУСТИЛИСЬЛБВНАВОГЯБ ЛОНЯХЛ

(Белые цветы распустились на яблонях)

4) АЫРЕКАПСТВЛСОСВОБОДИЛАСЬВЩЙЦОТФВДАЛЕДЯНОГО МСПЛЕНА

(Река освободилась от ледяного плена)

5)ЗВУДОЛГУЮВЧЯЗИМУЖЫОГЛУХАРЬЖБАСДРЕМАЛШЫДЯБ ПНОЧАМИПДСПОДБЩАВЫНТСНЕГОМ

(Долгую зиму глухарь дремал ночами под снегом)

ПОИСК СМЫСЛОВЫХ НЕСУРАЗНОСТЕЙ

Можно читать текст вслух, кто, сколько несуразностей насчитает, можно не предупреждать о несуразностях, как быстро отреагируют дети. Можно попросить переписать текст исправляя «ошибки».

Весна.

Наступило лето. На заснеженных ветках сидят соловьи. Из берлоги выкатились зайчата, очнувшись от зимней спячки. На деревьях распускаются почки и опадают листья. люди тоже готовятся к лету: запасают корм на зиму для скотины, собирают урожай, утепляют дома и топят печь.

Зима.

На дворе зима. На мягкой траве резвятся мальчишки в теплых шубах. На рябинах еще висят прошлогодние желуди. В маленьком пруду много диких уток. Голуби и воробьи плещутся в дорожной пыли. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. Повсюду пахнет зимой.

Осень.

На дворе стоял конец сентября. Рано утром я вышел из дома. Поздней осенью, как обычно буйно цветут яблони. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шел по шелковистой траве, на которой блестели капли дождя. Далеко видно в лесу, а все потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают желтые, красные, бурые листочки на землю и устилают ее теплым покрывалом. А сквозь этот великолепный ковер проглядывают красные ягодки земляники.

•НАЙДИ ОШИБКУ•

Формирует процесс  контроля над написаным.

Ученикам предлагается найти ошибки в тексте.

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ УВЕРЕННО И ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Упражнения, помогающие правильно дышать, также необходимы для того, чтобы научиться отчетливо, выговаривать звуки и читать выразительно. Кроме того, эти упражнения очень нравятся детям, что позитивно влияет на эмоциональное отношение к процессу чтения.

Проблемы:

1) ребенок читает монотонно, очень тихо или слишком громко, делает необоснованно долгие паузы между словами или фразами;

2) ребенок читает, нечетко проговаривая звуки и слова.

Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания является важным шагом на пути к уверенности. Это достигается в процессе работы над скороговорками. Ребенок должен научиться сначала медленно, отчетливо проговаривать одну скороговорку, а затем четко и быстро произносить несколько скороговорок подряд. (Кстати, дети любят скороговорки, в которых встречаются их имена, можно предложить детям сочинить скороговорки с их именами).

В классе или микрогруппе работу над скороговорками следует проводить в начале. Это не потребует большого количества времени (что важно для учителя, считающего каждую драгоценную минуту урока) и задаст хороший темп работы.

Игра позволяет научиться распределять дыхание, четко произносить звуки (артикулировать), контролировать себя.

Правила игры: учитель предлагает каждому детям четко проговаривать вслед за ним сначала одну скороговорку, затем вторую, третью. При этом учитель должен не только следить за четкостью речи, но и за тем, чтобы дети проговаривали новые скороговорки сначала медленно, а затем, привыкнув к четкому проговариванию уже знакомых скороговорок — увеличивали скорость речи. Ведущий добавляет одно-два предложения к тексту скороговорки на каждом следующем занятии, например, в течение недели. Игроки учатся проговаривать их вместе, в одном темпе.

Примеры скороговорок и забавных сочетаний.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Прицепился принц: принтер принеси!

Проворонила ворона вороненка.

Протокол протоколом запротоколировали.

Лора работала лаборанткой в лаборатории.

У Егора в огороде репа, редька, помидоры.

У Тани тайна, это Танина тайна.

Отважный Миша бежит от мыши.

Наша Даша лучше вашей.

У Марины и Кристины две красивые корзины.

У Влада брат, Влад брату рад!

«Скороговорки  с разбегом».

1-й день — произносим вслед за ведущим:

Летела гагара над амбаром.

2-й день — добавляем еще одну строчку скороговорки:

Летела гагара над амбаром,

А в амбаре сидела другая гагара.

3-й день: Летела гагара над амбаром,

А в амбаре сидела другая гагара.

На болоте, на лугу стоит миска творогу.

4-й день: Летела гагара над амбаром,

А в амбаре сидела другая гагара.

На болоте, на лугу стоит миска творогу.

Прилетели две тетери, поклевали — улетели.

5-й день: Летела гагара над амбаром,

А в амбаре сидела другая гагара.

На болоте, на лугу стоит миска творогу.

Прилетели две тетери, поклевали — улетели.

Три вороны — на воротах, три сороки — на пороге.'

Предлагаем  еще    несколько    собранных    вместе скороговорок.

Летят три пичужки. Через три пустых избушки. Тридцать три сороки в ряд. Тараторят, тарахтят.

 Сорок сорок воровали горох, Сорок ворон отогнали сорок, Сорок орлов напугали ворон, Сорок коров разогнали орлов.

Бык-тупогуб, тупогубенький бычок. Бык-тупогуб по дороге бежал. По дороге бежал, головой лишь мотал. У быка бела губа была тупа.

Повторим, что подобное начало занятия в группе — положительная мотивация для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Урок литературного чтения. Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». 3 класс

Урок включает в себя разнообразные конкурсы, в ходе проведения которых проходит обобщение знаний по пройденному разделу....

Урок литературного чтения( чтение). Играем в театр

Урок для 1 класса по Азбуке Нечаевой ( Программа Л.В.Занкова)...

Твой друг - Пишичитай

Разработка программы внеурочной деятельности по предмету "Литературное чтение". Рассчитана на учащихся, которые умеют хорошо читать....

Урок литературного чтения . Игра "Поле чудес"

Урок литературного чтения . Игра "Поле чудес"...

Конспект по обучению грамоте, 1 класс "Упражнения в чтении. Игры со словами. Загадки слов" УМК "ПНШ"

Конспект по обучению грамоте, 1 класс "Упражнения в чтении. Игры со словами. Загадки слов" УМК "ПНШ"...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению игра викторина "Здравствуй, сказка!"

Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 1 класса...