Конспект урока по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии на тему

Конспект урока по развитию речи  может помочь в работе логопеда, воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_portal_.ru_.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по развитию речи

I.        Тема: «Грачи открыли весну».

II.        Цель: обучать пересказу рассказа.

III.        Речевые задачи.

1.        Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.

2.        Тренировать в использовании словосочетаний «существительное + прилагательное множественного числа» (согласование в роде и числе).

3.        Обучать пересказу.

IV.        Оборудование: Сюжетные и предметные картинки, план-

схема рассказа,

V.        Речевой материал.

1. Лексический материал:

а) скворец, ласточка, соловей, журавль, грач, крыло, голова, туловище, хвост, клюв, ноги.

б)        прилагательные: шустрый,  умный, дружный, крикливый, полезный, весенней,

2.        Грамматический материал:

Синевато- черный грач -

Шустрый грач-

Умный грач –

Дружный грач-

Крикливый грач-

Перелетная птица-

Полезная птица

  1. Текстовый материал.

   Грачи — перелетные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.

Возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнезд на одном дереве.

    Грачи — самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнезда, сообща защищают свои жилища от врагов. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.

     Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.

    Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.

VI. План-конспект урока

1.        Оргмомент.

2.        Речемыслительная минутка.

    Он прилетает каждый год

Туда, где птичий домик ждет.

(Скворец)

     Угадайте, что за птичка —

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

     Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

(Соловей)

     Длинногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них Лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

    Черный, проворный,

Кричит: “Крак”

Червякам враг.

(грач)

После отгадывания выставляются предметные картинки.

- Посмотрите на схему, какое слово подходит под схему. (грач)

- Сегодня на уроке мы поговорим о граче.

 

3. Развитие лексического и грамматического строя речи.

1) Активизация лексики.

- Какие птицы прилетают к нам в  край?

- Какой они раскраски? - Какие части есть у птицы?

2) Актуализация в речи грамматических конструкций (сущ.+ прилаг. мн.ч.)

Учитель называет словосочетание «сущ.+прилаг.» в единственном числе, а детям надо назвать это же словосочетание во множественном числе в соответствии с инструкцией: «Я назову один предмет и его признак, а ты - много».

Синевато- черный грач -

Шустрый грач-

Умный грач –

Дружный грач-

Крикливый грач-

Перелетная птица-

Полезная птица-

4.        Физкультминутка

Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)

Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью)

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).

5.        Развитие связной речи (этап работы над текстом):

1)        Чтение текста рассказа учителем (см. «Текстовый материал»);

2)        Беседа по содержанию рассказа:

-О ком этот рассказ?

-Где зимуют грачи?

-Когда возвращаются грачи?

-Чем питаются грачи?

- Какую грачи приносят пользу?

- Почему говорят, что грачи открыли весну?

3)        Выполнение заданий, направленных на поэтапное создание рассказа.

- Как можно по-другому назвать рассказ?

-Каким словами можно заменить слово «грачи» при пересказе?

Вывешивание списка опорных  слов для пересказа.

4)        составление символического плана рассказа;

-Как зимуют грачи?

- Где и как строят жилища?

- Как ведут себя грачи в грачевнике?

- Чем питаются грачи?

- Какую пользу приносят грачи?

5)        пересказ рассказа по цепочке с учетом пунктов плана;

6)        пересказ всего рассказа одним учеником (по плану), затем другими учениками.

6.        Подведение итогов урока. Оценивание.

1) ответы на вопросы:

-        какова тема урока?

-        как называется рассказ, который мы пересказывали?

-     почему грачей называют перелетными птицами?

-     какое окончание имеет прилагательное во множественном числе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по развитию речи в 1 классе

Тема: "Зимняя одежда"Цель: Активизировать и расширять словарь учащихся по теме одежда. Формировать умение работать по инструкциям "маленького учителя"....

План-конспект урока по развитию речи "Виды транспорта" во 2 классе

Урок по теме: "Виды транспорта"Цель: Систематизировать знания детей о транспорте....

Конспект урока по развитию речи на тему: «Учимся составлять текст-описание» 1 класс

В данном материале представлен конспект урока по обучению тексту-описанию. Условно обучение описанию можно разделить на 2 периода. Первый - это до введения понятия "имя прилагательное". Второй - это п...

Конспект урока по развитию речи "КОТ В САПОГАХ"

Обучение сжатому изложению по коллективно составленному плану....

Конспект урока по развитию речи во 2 классе по теме:"Тема и основная мысль текста"

Знакомство с признаками текста. Упражнение в определении основных признаков текста....

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...