Конспект урока по развитию речи "КОТ В САПОГАХ"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Обучение сжатому изложению

по коллективно составленному плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kot_v_sapogah.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

Г.Владимира

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 3 КЛАССЕ

ТЕМА: «Обучение сжатому изложению

по коллективно составленному плану»

                         Учитель высшей категории:

               Новожилова И.В.

Владимир 2012

ОБОРУДОВАНИЕ:        

  1. Тексты рассказа Е.Пермяка «Кот  в сапогах» на парте.
  2. Памятка, составленная по ходу урока.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Познакомить учащихся со спецификой и назначением сжатого пересказа.
  2. Формировать оперативные умения для краткой передачи содержания исходного текста.
  3. Совершенствовать умения определять тему, главную мысль текста ми составлять план.
  4. Учить отбирать в тексте главное, существенное.
  5. Учить передавать тему и главную мысль исходного текста в краткой форме.

ХОД УРОКА.

  1. Знакомство с сущностью и назначением краткого пересказа.

- Прочитайте с доски тему урока (Сжатое изложение) и подумайте, чему сегодня на уроке будем учиться.

- Сегодня на уроке будем учиться передавать содержание рассказа кратко, в письменном виде, т.е. будем учиться писать сжатое изложение.

- Прочитайте записанный на доске текст:

     У Кати было два зелёных карандаша, а у Лены ни одного. Лене надо было нарисовать листья и травку.

     Она попросила у Кати зелёный карандаш, а та не захотела поделиться и придумала отговорки, что надо у мамы и у брата спросить. Когда Катя решила дать подруге зелёный карандаш, то велела много не рисовать.

   Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Нарисовала синие листья. Увидела это учительница и сказала: «Надо так давать, чтобы можно было взять».

- Кто его узнал? Как называется рассказ? Кто его автор?

- Как вы думаете, перед нами авторский текст или что-то другое? (пересказ текста)

- Какой это пересказ:

подробный

  выборочный

          краткий – сжатый.

- Выберите правильный ответ. Докажите.

- Да, действительно, перед нами краткий пересказ рассказа В.Осеевой «Синие листья». В нём переданы только основные события, то главное, чему посвящён рассказ, без особых подробностей.

- Зачем человеку уметь пересказывать кратко текст? Когда ему это необходимо?

  1. Когда требуется уложиться во временные рамки;
  2. Когда надо кого-нибудь привлечь, например, к просмотру кинофильма, чтению книги, т.е не пересказывать полностью;
  3. Чтобы уметь отвечать кратко на некоторые вопросы учителя о прочитанной книге;
  4. В домашней обстановке.

- Важно ли уметь пересказывать кратко?

Что значит, пересказывать текст кратко? (передать самое основное без особых подробностей)

- За счёт чего мы можем сократить текст? Сравним авторский текст и текст на доске.

-За счёт описаний, диалогов, повторов.

- Вот сегодня будем учиться кратко пересказывать текст в письменной форме, т.е. будем учиться писать сжатое изложение.

   

  1. Работа над составлением памятки «КАК ПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ».

- Подумайте, что надо сделать, чтобы передать текст сжато в письменной форме. Попробуем вместе составить памятку.

- С чего начнём?

  1.  Прочитать текст и определить его тему и главную мысль.

- Далее

  1. Разделить текст на части и составить план.

- Если мы пишем сжатое изложение, то, что мы должны сделать с каждой частью? (сократить)

- Как бы вы сократили? (выбрать главные предложения из каждой части или составить своё предложение, используя авторские мысли)

  1.  Выбрать из текста или составить самим несколько предложений, передающих главную мысль части.

- Как вы продолжите свою работу?

  1.  Записать краткий текст в тетрадь.

- Чем закончите свою работу?

  1. Проверить, получился ли краткий пересказ.

  1. Работа с текстом Е.Пермяка «Кот в сапогах».

- Составив памятку, перейдём к нашей основной работе: составлению краткого пересказа и написанию сжатого изложения.

- Прочитайте заголовок рассказа, с которым будем работать.

- Что напоминает вам этот заголовок? О каком необыкновенном коте сразу вспомнили?

- В жизни, как и в сказке, тоже могут происходить чудеса, и даже кот может оказаться обутым в сапоги. А вот как такое могло произойти, мы узнаем, прочитав рассказ Е.Пермяка «Кот в сапогах».

- Прочитайте про себя текст и приготовьтесь читать выразительно (текст на партах)

- Чтение рассказа.

                       

 

 Корабль шёл в открытом море. Вдруг моряки увидели в волнах корыто.

А в корыте был рыжий кот. Удивились моряки: как он здесь очутился? Спасли      кота, накормили его, назвали Тёмкой.

   Все полюбили Тёмку. Он был ласковый, общительный. От него пахло домом, берегом. Всякая кошка напоминает семью, детство.

   Но вскоре заметили, что Тёмка боится ступить на палубу. Похудел он, есть стал плохо. Электрики объяснили, что на нежные подушечки кошачьих лап действуют электрические токи. Ведь железный пол палубы пронизан электрическим током.

   Очень хотелось всем, начиная с командира, сберечь Тёмку. Не для этого же спасли, чтобы погубить! И вот матрос Ожигов попросил у капитана разрешение сшить коту сапоги. Сапожник снял с кота мерку, придумал фасон, выбрал мягкую красную кожу. Матросы и офицеры приходили смотреть на его работу. Все давали советы.

   Наконец кота обули. Сапоги были на шнурках, с завязочками. Сначала Тёмка не хотел становиться на ноги, пытался сбросить сапоги. Да куда там… вечером кота разували, утром обували. Привык он к сапогам. Смело бегал по палубе. Скоро у Тёмки появился аппетит, он прибавил в весе.

   Забыли однажды обуть кота. Он терпеливо сидел в кубрике. Но вот по радио объявили команду на обед. И тут раздался дикий рёв. Это Тёмка требовал, чтобы его обули. Не хотел идти на палубу босым.

- Понравился рассказ Е. Пермяка? Чем?

- О каком интересном случае вы узнали из рассказа?

- Сколько раз моряки спасли Тёмку? Когда?

- Почему моряки дважды спасли кота?

- Попробуйте найти ответ в тексте. (Кот напоминал дом, берег, семью, детство, был ласковым и общительным)

- Какая же основная мысль рассказа?

   

  1. Составление краткого пересказа.

- Давайте обратимся к памятке.

- Что мы уже сделали?

- Какой наш следующий шаг? Прочитайте текст ещё раз и карандашом попробуйте разделить его на части.

- Сколько частей вы выделили? (6 – по количеству абзацев)

- Что надо сделать, чтобы составить план? Перечитайте и определите главную мысль каждой части, т.е. поработайте над планом.

  1. Как спасли Тёмку? (2)
  2. За что моряки полюбили кота? (1)
  3. Чего боялся Тёмка? (2-3)
  4. Как моряки помогли коту? (2-3)
  5. Как Тёмка привыкал к сапогам? (2)

- Какая нам теперь предстоит работа? Смотрите в памятку.

- Прочитайте 1 часть и сократите её, а я подскажу, что должно быть 2 предложения.

- Что у вас получилось? (версии детей)

   Однажды в открытом море моряки увидели в корыте кота. Они спасли его,  накормили его, назвали Тёмкой.

- Сократите 2 часть до 1 предложения.

   Все полюбили Тёмку, потому что он напоминал дом, семью, детство.

- Прочитайте 3 часть. Что в ней самое главное? Составьте 2 – 3 предложения.

   Вскоре люди заметили, что Тёмка боится ходить по палубе. Они поняли, что на его нежные лапки действует электрический ток.

- Как же моряки помогли коту? Прочитайте 4 часть и скажите в 2 – 3 предложениях.

Всем хотелось сберечь Тёмку. Тогда матрос Ожигов решил сшить коту сапоги из  красной кожи.

- Что из этого получилось? Как кот привыкал к сапогам? Скажите 2 -3 предложениями.

   Сначала Тёмка не хотел ходить в сапогах и сбрасывал их с лап. Но вскоре привык и смело бегал по палубе.

- Получился у нас краткий рассказ?

- Предали мы главную мысль?

- Все ли абзацы пермяка мы использовали? (последний – нет)

- Почему мы не взяли эту часть для краткого пересказа? (в ней лишь подтверждается то, что уже было сказано ранее)

- Кто попробует кратко пересказать текст Е. Пермяка, опираясь на план?

  1. Словарно – орфографическая и пунктуационная работа.

- Как заменить слово КОТ? (Тёмка, он)

                                     МОРЯКИ (матросы, люди, все)

- Прочитайте слова с доски:
КОРЫТО, ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ, ВСКОРЕ, УВИДЕЛИ, СНАЧАЛА, СБЕРЕЧЬ

- Что значит, общительный?

- Вспомните правило постановки знаков препинания при однородных членах.

_______     _________, а   _________ и _______

                   _________        _________      _______  .

                                       но 

- Вспомните, как записать сложное предложение

____________, потому что_________.

  1. Написание сжатого изложения. Проверка.

- Прочитайте текст ещё раз.

- Напишите сжатое изложение. Проверьте.

Кот в сапогах.

   Корабль шёл в открытом море. Вдруг моряки увидели в волнах корыто.

А в корыте был рыжий кот. Удивились моряки: как он здесь очутился? Спасли      кота, накормили его, назвали Тёмкой.

   Все полюбили Тёмку. Он был ласковый, общительный. От него пахло домом, берегом. Всякая кошка напоминает семью, детство.

   Но вскоре заметили, что Тёмка боится ступить на палубу. Похудел он, есть стал плохо. Электрики объяснили, что на нежные подушечки кошачьих лап действуют электрические токи. Ведь железный пол палубы пронизан электрическим током.

   Очень хотелось всем, начиная с командира, сберечь Тёмку. Не для этого же спасли, чтобы погубить! И вот матрос Ожигов попросил у капитана разрешение сшить коту сапоги. Сапожник снял с кота мерку, придумал фасон, выбрал мягкую красную кожу. Матросы и офицеры приходили смотреть на его работу. Все давали советы.

   Наконец кота обули. Сапоги были на шнурках, с завязочками. Сначала Тёмка не хотел становиться на ноги, пытался сбросить сапоги. Да куда там… вечером кота разували, утром обували. Привык он к сапогам. Смело бегал по палубе. Скоро у Тёмки появился аппетит, он прибавил в весе.

   Забыли однажды обуть кота. Он терпеливо сидел в кубрике. Но вот по радио объявили команду на обед. И тут раздался дикий рёв. Это Тёмка требовал, чтобы его обули. Не хотел идти на палубу босым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию творческих способностей. 2 класс

Конспект урока по развитию творческих способностей. 2 класс...

План-конспект урока по развитию речи в 1 классе

Тема: "Зимняя одежда"Цель: Активизировать и расширять словарь учащихся по теме одежда. Формировать умение работать по инструкциям "маленького учителя"....

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Конспект урока по теме "Кот в сапогах".

Конспект урока по теме "Кот в сапогах"....

Конспект урока по развитию речи (на уроке литературного чтения)

Тема урока: Учимся составлять рекомендации к чтению (Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»).Класс: 4...