Звуки [П - П']. Буква П.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Занятие по дифференциации звуков П - П'.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_p-p.docx324.94 КБ
Файл zvuki_p-p.pptx1.44 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [ п ] и [ п' ]. Буква П.

Цель: дифференциация звуков п-пь

Задачи:

  • Уточнить и сравнить артикуляцию и звучание [ п ] и [ п' ];
  • тренировать детей в различении твёрдых и мягких согласных (в
    произношении и по слуху);
  • упражнять   в   обозначении   мягкости   согласных   на   письме посредством гласных второго ряда;
  • развивать  навыки фонематического анализа и синтеза слов со
    звуками [
    п ] и [ п' ];
  • развивать слуховое внимание, слуховую память.

Оборудование:

  • индивидуальные зеркала;
  • предметные картинки;
  • изображения Звуковичек, Винни-Пуха;
  • рисунки-заготовки в тетрадях учеников.

План и ход занятия.

  1.         Организационный момент.

-Сядут те  ученики,  чьё  имя  начинается  с  гласного  звука,  

- с мягкого согласного звука,

- с твёрдого согласного звука.    

II.         Выделение первых звуков в словах.

А)        - Сегодня на урок прилетели две Звуковички. Первая принесла с собой картинки. (Выставляются картинки). Назовите, что изображено, выделяя в слове первый звук.

  • петух – [ п' ]          - перо — [ п' ]
  • пень — [ п' ]               - пила – [ п' ]
  • - Как звенит колокольчик у Звуковички? – (п' п' п' п).    Запомните.

Б)        Вторая Звуковичка принесла такие картинки. Называйте слово, выделяя первый звук.

  • помидор – [п]        пальто – [ п ]
  • платок –[п]        пароход –[п]
  • - Какую песенку поёт вторая Звуковичка? (п-п-п-п).    Запомните.

III.    Сравнение  артикуляции [ п ] и [ п' ]. Работа с индивидуальными зеркалами.

- Сравним две эти песенки. Поём первую песенку (п' п п п').  Вторую (п-п-п-п).

-Какой звук [ п' ] – гласный или согласный?

- А [ п ]?        

-Оба звука согласные.

- Одинаковые эти звуки? (Нет)

- При каком звуке губы больше растянуты? (при [ п' ])

- Какой звук произносится с большим усилием, напряжением? ([п ])

- Итак, звук [ п' ] произносится с большим напряжением губ, чем [ п ].

IV. Сравнение звучания [п ] и [п' ].

- Какая разница в звучании этих звуков? Если дети затрудняются в ответе, то ставятся дополнительные вопросы:

-Какой звук звучит более твёрдо [ п ] или [ п' ] ?

-Какой звук звучит более мягко [ п ] или [ п' ] ?

-Значит, как звучит [ п' ] ? (Мягко)

-[п]? (Твёрдо)

Дети в тетрадях, а учитель на доске разукрашивают квадрат зелёным цветом для звука [ п'], синим цветом для звука [ п ].

V. Соотнесение звуков [ п ] или [п']с буквой П.

-Какой буквой обозначим звуки [ п ], [ п' ] ? –Нарисуем портрет этой буквы.

-Какие   две   работы   выполняет   буква   П?   (обозначает   мягкий согласный [п' ] и обозначает твёрдый согласный [ п ]).

-Обозначим эти работы стрелками.

VI. Тренировка в различении [п ] и [п' ].

А)        Учитель беззвучно произносит звуки [п ], [п' ], дети хором озвучивают.

Б)        Учитель показывает то синий, то зелёный квадрат. Дети произносят
соответствующий звук
([ п ] или [п' ]).

В)        Отгадайте, кто сейчас придёт к нам в гости. Он очень любит поесть_ и
поёт такую песенку:

Мишка очень любит мёд. Почему, кто поймёт?

В самом деле, почему

Мёд так нравится ему? –Правильно, Винни-Пух.

-Я приготовила к его приходу: пюре, пельмени, суп, плюшки, пастилу, плов, лапшу, пиццу.

-Винни-Пух, ты ведь лопнешь, если всё это съешь.

-Ребята, давайте угостим его только тем блюдом, в названии которого слышится мягкий звук [ п' ]. Какие это блюда?

Г) Игра «Дразнилки».

Учитель называет слог с твёрдым (мягким) согласным, ученик «дразнится» - отвечает слогом с мягким (твёрдым) согласным:

пу — пю        пэ – пе

по — пё        пя — па…

VII. Чтение слогов с ориентировкой на гласную слога.

А)        - Какие гласные буквы командуют согласным: «Читайся твёрдо!»?
- Читаем, называя гласную, затем слитно прочитываем слог:

а – па.

О — по,

у- пу…

б)        - Какие   гласные   буквы   командуют   согласным:   «Читайся   мягко!»?
Читаем:
(я — пя, ё — пё..)

в)        Читаем парами

па — пя

по — пё

пу – пю…

- Скажите, какие гласные показывают на письме мягкость впереди стоящего согласного? (е,ё,ю,я,и). твердость впереди стоящего согласного? (э,о,у,а,ы).

VIII. Запись под диктовку слогов.

- А теперь к нам в гости придут слоги. Слоги с мягкими согласными

звуками сядут на мягкий диванчик, а слоги с твёрдыми согласными      на твёрдую, жёсткую скамью.

IX.         Назови слово.

- Сделаем приятное гостям. Назовите, вспомните слова, в которых есть слоги, сидящие на диванчике.

- А теперь вспомните такие слова, в которых есть слоги, сидящие на скамье.

X.         Запись слов.

- Запишем слова в два столбика. В первый столбик – слова с мягким [п' ], во второй – слова с твёрдым П.

- В словах с мягким [п' ]  букву П подчёркиваем зелёным карандашом, в  словах с твёрдым [п ] букву П подчёркиваем синим карандашом.

Логопед диктует слова: пятка, пол, пил, палка, пёс, пыл, пюре, пурга. . .

XI.        Запись предложения.

- Ребята, предложение рассыпалось, помогите собрать:

Петя, маленькую, и, рыбку, Лёша, поймали

-Сколько слов в предложении?

-Составим схему предложения, под ней запишем предложение.

XII. Подведение итогов занятия. Рефлексия                                            С какими звуками работали на занятии?

Какие гласные помогают обозначить мягкость согласного?      

Какие две работы выполняет буква П?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗВУКИ [ П – П ’] . БУКВА П.

Слайд 9

А - П А О – П О У – П У Э – П Э Ы - П Ы

Слайд 10

Я - П Я Ё - П Ё Ю - П Ю Е - П Е И - П И

Слайд 11

П А - П Я П О - П Ё П У - П Ю П Э - П Е П Ы - П И

Слайд 12

ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ ПЯ, ПЁ, ПЮ, ПЕ, ПИ

Слайд 13

П ОЛ П АЛКА П ЫЛЬ П УРГА П АЛЬТО П ОМИДОР П ЛАТОК П АРОХОД П ЕТУХ П ЕРО П ИЛА П ЕНЬ П ЯТКА П ЮРЕ П ЁС П ИРОГ

Слайд 14

Петя, маленькую, и, рыбку, Лёша, поймали.

Слайд 15

Словарь настроений Хорошее ,весёлое ,счастливое. Плохое, грустное. Чудесное, восхитительное.

Слайд 16

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....