преодоление нарушений морфемного анализа и синтеза
план-конспект занятия по логопедии (4 класс) на тему

Латкина Мария Леонардовна

Морфемному анализу  и синтезу надо уделять большое внимание, т.к. многие ошибки  по русскому языку  связаны с данным нарушением

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preodolenie_narusheniy_morfemnogo_analiza_i_sinteza.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие по преодолению нарушений морфемного анализа и синтеза у учащихся 4 класса.

- закрепление понятия о родственных и однокоренных словах и их подбор

- развитие морфемного анализа и синтеза

-развитие умения подбирать проверочное слово к проверяемой безударной гласной в корне

- обогащение словарного запаса и усвоение различных способов словообразования

-развитие восприятия и различения значимых частей слова

-учить производить отбор и группировку слов по различным морфологическим признакам (по общности корня, приставки, суффикса)

 –На сегодняшнем занятии нас ждет много интересного. Мы будем придумывать новые слова; учиться  правильно записывать их; разбирать слова, как конструктор, на приставку, корень, суффикс и окончание.

1. Найдите лишнее слово.

желток, железо, жёлтый

носильщик, нос, носатый

часовщик, час, честь

печурка, печать, печка

- Докажите, что выбранное вами слово действительно лишнее. Чем же они отличается? В чем его особенность?

- Они  является родственными, однокоренными?

-Почему? Какие признаки однокоренных слов вы знаете?

(Они должны иметь общее лексическое значение и общий корень.)

- Давайте дополним цепочки однокоренных слов новыми  родственными словами

(Дети  в коллективной работе придумывают различные родственные слова.)

Желток, жёлтый, желтеть, желторотый, пожелтеть,…

Нос, носатый, носик, носище, …

Часовщик, час, часики, часовня, часовой…

Печурка, печка, печёт, печь, печник, печечка, …

2.

Слово «кормить»

Какой корень в этом слове? Докажите, подберите 4 однокоренных слова (корм, кормушка, покормить, докормить )

-Есть ли безударная гласная в корне слова «кормить»? Какая ?

Запишем слово «кормить» и  его родственные слова.

Какое из родственных слов является проверочным для слова «кормить»? Почему?

(чтобы проверить безударную гласную в корне, надо  подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы гласная была под ударением)

Проверочным словом является слово «Корм». Выделите корень и поставьте ударение.

3.

Подберите родственные слова к слову «Заварить»

(переварить, доварить, заварка, уварить, отвар, …)

Какие однокоренные слова являются проверочными?

Какую безударную гласную запишем в слове «заварить»?

4.

Давайте заполним таблицу, в которой наглядно будет виден морфемный состав слов

приставка

 корень

суффикс

окончание

Проверочное слово

-

корм

и

ть

корм

за

вар

и

ть

варит

 Аналогично разбираются и записываются слова в таблицу

(синеватый, снежок, подарить, дождливый, рогатый, холодный)

-

син

еват

ый

синий

-

снеж

ок

-

снег

по

дар

и

ть

подарок

-

рог

ат

ый

рог

-

холод

н

ый

холод

5.

Индивидуальное задание на карточке.

Проверочные слова подчеркните  красным цветом, а проверяемые – синим.

Красный, краснеть, краснота, красненький.

Редкий, поредел, проредить, реденький.

Выглядел, глядеть, загляденье, глядя.

Тяжёлый, тяжело, тяжесть, потяжелел.

6.

На занятие к нам залетел суффикс -АРЬ-. Мы попробуем образовать с его помощью новые слова и постараемся объяснить их значение.

Дикий – дикарь, звон - …, буква - …, слово - … .

 Запишем новые слова, выделим корень и суффикс, подчеркнем безударную гласную.

7.

Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Но сегодня у нас загадки  не обыкновенные, а морфемные. Отгадайте слово.

Приставка как в слове «постановка», корень как в слове «объезд», суффикс как в слове «заслонка», окончание как в слове «грядка».

Отгадка: по-езд-к-а.

Приставка как в слове «загадка», корень как в слове «отвязаться», суффикс как в слове «бородка», окончание как в слове «выставка».

Отгадка: за-вяз-к-а.

Приставка как в слове «проливной», корень как в слове «засвистели», суффикс как в слове «хотеть», окончание как в слове «стелить».

Отгадка:  про-свист-е-ть.

8.

Игра «Куча-мала». Перед вами различные слова.

 (Слова записаны на отдельных карточках)

Головка, грядка, грядочка, кучка, куча, вязать, завязка, записать, голова, завязать, записка.

Вам надо их прочитать и разделить их на группы :

-по общности корня

-по одинаковой приставке

-по одинаковому суффиксу.

9. Похвалить детей, подвести итоги .

-Чему учились на занятии?

-Что такое однокоренные слова?

-Как подобрать проверочное слово?

-Что такое морфемный состав слова?

-Что такое приставка? Корень? Суффикс? Окончание?

-Какие задания представляли для вас большие трудности?

Литература

Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ практическое пособие для логопедов» - Воронеж, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

«Особенности преодоления ошибок письма, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза, у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости»

Оглавление ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………... 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ 1.1. Особенности фор...

Календарно-тематическое планирование по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, осложнённую акустическим недоразвитием.

Календарно-тематическое планирование по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза, осложнённую акустическим недоразвитием....

Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Конспект подгруппового логопедического занятия с младшими школьниками по преодолению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза...

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....