Профилактика дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у обучающихся с НВ ОНР.
статья по логопедии (1 класс) на тему

На сегодняшний день эта проблема является одной из наиболее актуальных в современной школе. Количество детей с трудностями овладения письмом увеличивается. Сегодня таких детей около 70% от общего числа школьников. Решение данной проблемы - одна из основных задач учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профилактика дисграфии27.97 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НВ ОНР.

        Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. По самым общим подсчетам, таких детей сегодня около 70% от общего числа школьников. Эти факты свидетельствуют о том, что четверть детского населения страны не владеет родным языком! Еще более печально знать, что трудности письма и чтения, которые возникают у школьников, сохраняются и в их взрослой жизни: даже закончив школы и институты, они остаются безграмотными.

        Учитывая реалии жизни, я пользуюсь в работе обследованием Фотековой-Ахутиной, т.к. оно позволяет выявить не только речевые, но и неречевые проблемы детей.

        Грамотность складывается из 3 основных блоков. Выделим эти аспекты:

1.нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребенка к письму, т.е. достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать;

2.социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребенка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению;

3.психологический, т.е. уровень мотивации ребенка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще.

        Все 3 аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.    

        По мнению Емельяновой и Соболевой, одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах. В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова.
        Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам.

        Пропуск букв может возникнуть прежде всего по следующим причинам:
-ребенок первый раз слышит слово;
-ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;
-ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал его написанным.

        
Иногда же ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например, в слове «упражнение». Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:
-у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;
-ребенок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.

        Механизмом данного вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза:
-анализ предложений на слова;
-слоговой анализ и синтез;
-фонематический анализ и синтез.
        В результате обследования первоклассников, проведенного мной в начале учебного года, было выявлено, что обучающимися были допущены следующие
ошибки:
-пропуски согласных, особенно при их стечении (темометр, акваланист, такист, танкис);
-замена согласных звуков (баскетгол – баскетбол);
-смешение звуков между собой, особенно с-ш, п-б, ч-т, ж-ш, л-р;
-пропуски, замены и перестановки слов в предложении (Петя купил маме шар красный. Мама купила Пете шар красный. Коля сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно. Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу.);
-замена сложных по структуре предложений более простыми конструкциями (На зеленом лугу паслись лошади.);
-неверный подбор, а также пропуск предлогов (Машина едет. Дядя едет. -Хоккеисты играют. Солнце выглянуло из неба. Солнце выглянуло из тучи.).

        Целью профилактической работы является научить ребенка оперировать с различными единицами речи: предложениями, словами, слогами и звуками.
        Можно выделить следующие
задачи профилактической работы:
-научить выделению гласных и согласных звуков среди сочетаний звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений;
-формировать умение определять положение заданного звука в слогах, словах;
-развивать навыки звукового анализа и синтеза;
-научить давать характеристику гласных и согласных звуков;
-учить соотнесению слов со звуковыми схемами;
-развивать навыки слогового анализа и синтеза односложных, двусложных и      трехсложных слов;
-учить детей дифференцировать слоги и слова;
-познакомить детей с открытыми и закрытыми слогами;
-закреплять знания о слогообразующей роли гласных;
-формировать умение соотносить слова со слоговой схемой;
-формировать знания о структуре предложений;
-учить составлять предложения по картинкам;
-тренировать в согласовании слов в предложении.

        Обследование позволило сделать вывод о том, что у обучающихся 1-х классов наблюдаются большие проблемы с развитием фонематических процессов, что впоследствии может привести к дисграфии.  Поэтому в своей работе я делаю упор на развитие фонематического и слогового анализа и синтеза.

        Для работы над гласными звуками я выбрала следующие задания:
           Игра «Помоги повару».
Лексическая тема: Продукты.
Цель: учить детей дифференцировать гласные а-я в словах.
Ход игры: Повару нужно испечь пироги. Но на кухне перепутались все продукты и он никак не может подобрать начинку. Помоги повару выбрать те продукты, в которых есть гласная я.

        Игра «Кого как зовут?»
Цель: учить детей дифференцировать гласные а-я в словах, образовывать полные имена.
Ход игры: У мамы и дочки одинаковые имена. Только маму зовут взрослым именем, а дочку детским. Узнай имя дочки, вставив гласные а и я. Назови полное имя мамы. В каких именах есть гласная а, гласная я, гласные а-я?

        Игра «День рождения Ани и Оли»
Цель: учить детей дифференцировать гласные о-а в словах, находить место звука в слове, учить выделять лишнюю картинку.
Ход игры: У Ани и Оли сегодня день рождения. Они пригласили к себе много гостей. Аня пригласила к себе тех животных, у кого в названии есть гласная а, а Оля – с гласной о.  Кто лишний на празднике?  Но не все гости пришли вовремя. Узнай, кто пришел первым (гласные а и о в начале слова), а кто опоздал (гласные а и о в конце слова).        

Игра «Раздай куклам подарки».
Цель: учить детей дифференцировать гласные о-а в словах.
Ход игры: распредели подарки между куклами. Ане достанутся подарки с гласной а, Оле- с гласной о. Отыщи лишний подарок ( в нём есть гласные а-о).

        Игра «Расставь цветы по вазам».
Лексическая тема: Цветы.
Цель: учить различать слова с гласными а-о в словах.
Ход игры: Аня и Оля должны расставить все подаренные цветы по трем вазам: цветы, в названии которых есть гласная а, гласная о, гласные а-о.

        Игра «Разгадай слово»
Лексическая тема: Транспорт.
Цель: учить детей выделять гласные звуки из слов, развивать звуко-буквенный анализ.
Ход игры: Гласные буквы из слов неожиданно пропали. Вместо них появились картинки.  Чтоб разгадать слово, нужно выделить первую гласную из названия картинки.        

        Для работы над согласными звуками я взяла следующие задания:
1.Игра «Составить лесенку». «Лесенка» записана на доске. Детям нужно добавить недостающие буквы, чтобы получилось слово.
ПА_
ПА_ _
ПА_ _ _
2.На доске слева написаны слова, справа - буквы. Нужно преобразовать слова, выбрав нужную букву (РОТ-КРОТ).
3.Игра проводится с помощью мяча. Перебрасывая мяч, дети должны образовать новые слова, изменяя один звук (или букву) на другой (СОМ-СОН-СОК-СОР).
4. Игра «Какое слово получится?» Детям раздаются карточки с написанными буквами. Нужно составить из каждого комплекта карточек по 2 слова, переставляя буквы (ЛИПА-ПИЛА);
5.Игра «Составь больше». Ученикам раздаются наборы букв. Задание - составить как можно больше слов. (СТВОЛ - ВОЛ, СТОЛ и др.).

6.Собрать цепочку слов, причем последующее слово должно начинаться с последнего звука предыдущего. Игра проводится с помощью мяча. (ДОМ-МАК-КОТ-ТОПОР-РЫБА-АИСТ-ТУМАН). Дети могут  также распределять картинки в данной последовательности.
7.Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке (СОН-НОС, КОТ-ТОК);
8.Игра «Какой звук выпал из слова?». Логопед называет пары слов, дети должны на слух определить, какого звука не хватает.
СМЕХ-МЕХ, КРОТ-КОТ.
9.Подобрать слова на каждый звук исходного слова (РУЧКА-рак, ус, чай, кот, аист). Ученики могут «собрать» слово, используя первые звуки в названиях картинок.
10.Игра «Волшебный телевизор». Собрать слова по первым, вторым и т.д. звукам).
11.Игра «Отгадай слово». Вместо всего слова на доске пишется одна буква и точки. Это может быть фрукт или овощ и т.д.
12.Последовательный звуковой анализ слов.
Логопед пишет слово на доске. Ребенок диктует по звукам.

13.Игра «Балда». Составить слова из набора букв. Расположить их горизонтально или вертикально на игровом поле.
14.Игра «Превращения слов». На доске записано слово. Путем перестановки или удаления букв составить новые слова.
КОМАР (КОРМА, ОМАР, КОМА, КОРМ, КОРА).
15.Бухгалтер. Ученики должны придумать как можно больше слов с одинаковым количеством букв.
Например: САД, ДУБ, ДЫМ, ЖУК-3 буквы.

        В своей работе я с успехом применяю следующие игры:

        Игра «4 лишний» (по количеству звуков).
Лексическая тема: Животные.
Цель: тренировать обучающихся в подсчете звуков в словах.
Ход игры: посмотрев на картинки, дети должны подсчитать количество звуков в названии животных и назвать лишнее слово, содержащее другое количество звуков.

        Дидактическая игра «Перевези слова на берег»

Цель: закрепить умение делить слово на слоги.

Ход игры: ребенок определяет количество слогов в слове и «селит» его в нужный кораблик.

        Дидактическая игра  «Собираем урожай»

Цель: упражнять в дифференциации звуков [р]-[л].

Ход игры: «Наступила осень. Роза и Лола решили собрать созревший урожай. Помоги девочкам собрать урожай овощей и фруктов. У Розы в корзинке овощи и фрукты со звуком [Р], у Лолы овощи и фрукты, в названиях которых есть звук [Л]».

        Игра «Пирамида»
Цель: развитие звуко-буквенного анализа слов, развитие внимания.

Ход игры: детям нужно составить слова, пользуясь цветными квадратами, где каждой букве соответствует определенный цвет.
        Игры «Крестики» и «Заполни квадраты»                                          
Цель: развитие звукобуквенного анализа слов, пространственной ориентации.
Ход игры: ученики работают по карточкам. На карточках нарисованы фигуры. Дети вписывают буквы в клетки и читают слова.

        Игра «Какой слог лишний?»
Цель: учить детей составлять из слогов слова, исключать лишний слог.
Ход игры: на доске записан общий слог, рядом – несколько вариантов слогов. Из них нужно подобрать подходящие к данному слогу так, чтобы получились слова. Лишний слог исключить.

        Игра «Собери слова».
Лексическая тема: Птицы.
Цель: учить детей составлять двусложные слова со стечением согласных из слогов, данных врассыпную, активизировать словарь по теме: «Птицы».  
Ход игры: детям раздаются карточки с написанными на них слогами. Ученики составляют из них слова, правильно подбирая первый и второй слоги.  

        Игра «Угадай дерево»
Лексическая тема: Деревья.

Цель: развитие слогового анализа, обучение делению слов на слоги, обобщение знаний детей о деревьях.

Ход игры: ученики должны отгадать названия деревьев, вписав недостающие слоги. Игра может проводиться на доске или на карточках.

        Игра «Музыкальная пауза»
Цель: формирование умения составлять слова из слогов, обучение делению слов на слоги.
Ход игры: ребятам нужно соединить слоги стрелками так, чтобы получились целые слова. Игра проводится с использованием карточек или на доске.

        Игра «Составь слово из одинаковых слогов»
Цель: научить выделять общий слог из слов, составлять из них
слова, развивать внимание, память.
Ход игры: дети должны внимательно прослушать слова, найти общий слог в каждой группе. Затем составить из полученных слогов предложение.

        Игра «Из слогов-предложение»
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять по первым слогам слова, а из них-предложения.
Ход игры: Ребенку дается карточка-ребус, на которой зашифровано целое предложение.
Каждое слово в данном предложении помещено на отдельной строчке. Ученик выделяет первые слоги каждой картинки, относящейся к одному слову, составляет из них слово и запоминает его. Потом называет полученные слова по порядку, образуя предложение.

        Игра «Разгадай ребус»
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
Ход игры:  Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. Нужно составить слово, выделив из каждого слова-названия первые слоги, а затем из них сложить слово.

        Игра «Разгадай ребус»
Ребус состоит из трех картинок (слова получаются из трех слогов).

                                                          ЛИТЕРАТУРА:

Фотекова, Ахутина Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. М., Аркти, 2002.
Соболева А.Е., Емельянова Е.Н. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом.
Л.Г Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения. ТЦ «Учитель», 2001.
Л.М. Козырева Развитие речи. Дети 5-7 лет. Ярославль, Академия развития, 2007.
Л.В. Зубарева Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников. Задания и упражнения. Волгоград, Издательство «Учитель», 2012.  
Н.К. Винокурова  Развиваем способности детей. 1 класс. М., Росмэн, 2002.
 

        

        
        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза для 2 класса

Данное занятие проводится на заключительном этапе коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьнико

Логопедическая работа по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников...

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений. Практические упражнения.

Практические упражнения для коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у детей с ОВЗ. Анализ и синтез предложений....

Конспект логопедического занятия по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (1-2 класс) на тему "Весна".

Конспект урока составлен по материалам книги Ю.Е. Розовой и Т.В.Коробченко "Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза". К уроку есть приложение с карточками и през...