Рабочая программа "Произношение".1 класс.
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Целью уроков  произношения является: воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proiznoshenie.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОИЗНОШЕНИЕ

1 класс

Пояснительная  записка.

        Целью уроков  произношения является: воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.

        Задачи:

-формировать правильное речевое дыхание;

-развивать артикуляционную и общую моторику;

-формировать и закреплять навык правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях;

-автоматизировать и дифференцировать мягкие, твёрдые, звонкие и глухие согласные; мягкость согласных с помощью гласных е, ё, ю, я. и;

-овладеть звуковым анализом и синтезом слова;

-развивать ритмическую и звуко - слоговую структуру слова;

-уточнять и обогащать словарь с учётом программы;

-закреплять формы словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций, дифференцирования предлогов, согласование прилагательного с существительным, образование приставочных глаголов и их дифференцирования, образование прилагательных от существительных);

-развивать связную речь (пересказ, рассказ-повествование, описание с использованием наглядности, с помощью учителя).

        Рабочая программа по произношению для 1 класса общеобразовательной (коррекционной) школы разработана в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования,  на основе Примерной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида авторами (Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская), М.: «Просвещение» 2013 г.

Общая характеристика учебного курса.

        Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения,  обеспечивается пропедевтика курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.

        Одной из основных особенностей обучения в 1 классе является тесная связь усвоения звуков и обучения грамоте, причем усвоение произношения звуков всегда предшествует изучению букв. Определенная последовательность усвоения фонем, отличная от принятой в общеобразовательной школе, позволяет обеспечить их автоматизацию и дифференциацию по различным акустико-артикуляционным признакам, сформировать фонематические представления, навыки фонематического анализа и усвоения слоговой структуры.

        Методической основой обучения произношению выступают:

- построение обучения произношению с учетом частотности звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования букв и звуков в учебнике;

- обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (слоги-слияния);

- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

-использование цветовых сигналов и графических знаков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений разных типов заданий и упражнений;

-изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;

-формирование у детей ведущих видов речевой деятельности – слушания и говорения.

Данная программа рассчитана на  99 учебных часов (33 учебные недели)         3 часа в неделю.  Со второго полугодия предусмотрено 2 часа для проведения  проверочных работ.

                Формы организации работы по формированию произношения:

  • уроки произношения (комбинированный урок);
  • индивидуальные логопедические занятия;
  • самостоятельная работа обучающихся.

        Технологии обучения:  деятельностный  подход, игровые и информационно-коммуникационные технологии обучения.

        «Произношение» - раздел программы, нацеленный на решение задач формирования у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции:

  • произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
  • языкового анализа, синтеза;
  • сложной слоговой структуры слова;
  • фонематического слуха.

Виды и формы контроля: текущий, фронтальный и индивидуальный опрос.

        Основными типами уроков произношения являются уроки, построенные по традиционной схеме: повторение, объяснение нового материала, закрепление материала, домашнее задание (закрепляются навыки, полученные на уроках и индивидуальных занятиях).

        Используется учебно-методический комплект:

Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская «Произношение: мир звуков» для 1 классов.

Содержание рабочей программы.

        Формирование навыков правильного произношения проходит несколько этапов.

        На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики (пассивной и активной), изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.

        Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т.е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.

        Затем переходят к этапу интеграции, т.е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказывания в соответствии с позиционными условиями.

        Заключительный этап – автоматизация, т.е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального контроля. Названные этапы занимают длительный период времени и обеспечиваются двумя категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.

        Для формирования звуковой стороны речи широко используется концентрический метод: от первоначального изучения звуков в простых сочетаниях и на ограниченном речевом материале дети переходят ко все более автоматизированному произношению в самостоятельной речи.

        Большое внимание в процессе обучения уделяется гласным звукам, которые обычно произносятся неполнозвучно, с вялой артикуляцией. Следует добиваться осознанного, четкого, хорошо артикулируемого произношения каждого гласного звука. Упражнения, связанные с произношением гласных, включают в той         или иной форме в каждый урок, нередко сочетая их с анализом звукового состава слова.

        Непрерывность артикуляционных движений во время произнесения речевого отрезка – слога, слова, сочетания слов и т.п. – приводит к тому, что на артикуляцию одного звука влияет артикуляция следующего за ним. Акустико-артикуляционные свойства звуков легче усвоить в условиях так называемой максимальной фонетической независимости. Для гласных таким условием считается их изолированное произнесение, для согласных – произнесение перед гласным. В слоговом сочетании типа гласный и согласный (ГС) звуки более независимы друг от друга, чем в сочетании типа (СГ). Для успешного восприятия речи необходимы упражнения в произнесении звуков в разных фонетических позициях.

        При подборе материала на закрепление произношения того или иного звука учитель руководствуется следующим:

- изученный звук должен вводиться во все доступные на данном уровне сочетаний;

- материал должен быть максимально насыщен изученным звуком;

-из речевого материала должны быть исключены звуки, неправильно произносимыми детьми.

        Одновременно учитывается доступность слогового состава слов и степень сложности предложений (лексический и грамматический строй). В то же время с учетом принципа коммуникативности фонетические данные уже в 1 классе вводятся по возможности не изолированно, а в словосочетаниях и в тексте.

        Методической основой обучения произношению выступают:

-построение обучению с учетом частотности звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования букв и звуков в учебнике;

- обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (слог-слияние).

- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

- использование цветовых сигналов и графических знаков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений разных типов заданий и упражнений;

- изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;

- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности – слушания и говорения.

Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

  1. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.

20

  1. Формирование навыков произношения звуков и развитие слухового восприятия.

74

  1. Повторение дифференциальных признаков изученных звуков.

5

                             

                            Всего часов

99

Планируемый уровень подготовки учащегося на конец учебного года.

  • четко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией;
  • удерживать артикуляционную прозу;
  • правильно произносить  гласные и согласные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных, а также в сочетаниях слогов разного типа с оппозиционными звуками, слоговых рядах с чередованием (ударных и неударных слогах, гласных и согласных), без чередования, в двух- и трехсложных словах, отдельных четырехсложных;
  • дифференцировать согласные [м]—[м],  [п]—[п],  [в]—[в],  [к]—[к],  [н]—[н],  [ф]—[ф], [т]—[т], [х]—[х], [с]—[с], [б]—[б], [д]—[д], [з]—[з], [г]—[г], [л]—[л], [р]—[р], [с]—[ш], [з]—[ж], [р]—[л], [ц]—[т], [ц]—[с], [ч]—[т], [ч]—[щ], [щ]—[с], [щ]—[ш], [щ]—[ч];
  • правильно воспроизводить слова из 3-4 слогов со стечением  согласных.
  • воспроизводить интонационно верно, с соблюдением  пауз, логических ударений предложения и тексты.
  • анализировать звуко-слоговую структуру слов из 2-3-4 слогов со стечением согласных, определять ударный слог и ударную гласную в слове.
  • определять количество слов в предложении из 4-6 слов.
  • Демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений, адекватное восприятие звучащей речи.

Литература и материально-технические средства обучения:

1. Агранович З.Е. Сборник для домашних заданий для преодоления фонематической  стороны  речи у старших дошкольников.

2. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.

3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика.

4. Узорова О.В. ,Нефёдова Е.А.Игры с пальчиками.

5. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.

6. Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические  занятия  для  детей  с ОНР I-период,  II-период,  III-период.

8. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста.

9.Чиркина Г.В., Е.Н. Российская «Произношение: мир звуков» для 1 и 2 классов.

Технические средства обучения:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

- телевизор;

- видеомагнитофон;

- магнитофон;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

- сканер (по возможности);

- принтер лазерный (по возможности);

Экранно - звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

-видеофильмы, соответствующие тематике программы по произношению   (по возможности);

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по произношению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного...

Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс

Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...

«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс

Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...