Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса
проект по логопедии на тему

Шубникова Екатерина Константиновна

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oprosnik_lazarusa.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник «Копинг-стратегии» Лазаруса

(Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М., 2007. № 3 с. 93-112).

Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Совладание с жизненными трудностями, как утверждают авторы методики, есть постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и (или) внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию или превышающие его ресурсы. Задача совладания с негативными жизненными обстоятельствами состоит в том, чтобы либо преодолеть трудности, либо уменьшить их отрицательные последствия, либо избежать этих трудностей, либо вытерпеть их. Можно определить совладающее поведение как целенаправленное социальное поведение, позволяющее справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, - через осознанные стратегии действий. Это сознательное поведение направлено на активное изменение, преобразование ситуации, поддающейся контролю, или на приспособление к ней, если ситуация не поддаётся контролю. При таком понимании оно важно для социальной адаптации здоровых людей. Его стили и стратегии рассматриваются как отдельные элементы сознательного социального поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить как часто данные варианты поведения проявляются у него.

1. подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале: никогда – 0 баллов; редко – 1 балл; иногда – 2 балла; часто - 3 балла

2. вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100 

Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2,3,13,21,26,37 и т.д. Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов, испытуемый набрал 8 баллов:

\frac{8}{18}*100 = 44,4%

- это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.

3. Можно определить проще, по сумарному баллу:

0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;

7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;

13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.

Ключ

  • Конфронтационный копинг - пункты: 2,3,13,21,26,37.
  • Дистанцирование - пункты: 8,9,11,16,32,35.
  • Самоконтроль - пункты: 6,10,27,34,44,49,50.
  • Поиск социальной поддержки - пункты: 4,14,17,24,33,36.
  • Принятие ответственности - пункты: 5,19,22,42.
  • Бегство-избегание - пункты: 7,12,25,31,38,41,46,47.
  • Планирование решения проблемы - пункты: 1,20,30,39,40,43.
  • Положительная переоценка - пункты: 15,18,23,28,29,45,48.

Описание субшкал

  • Конфронтационный копинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску.
  • Дистанцирование. Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
  • Самоконтроль. Усилия по регулированию своих чувств и действий. Пункты:
  • Поиск социальной поддержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки.
  • Принятие ответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения.
  • Бегство-избегание. Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы.
  • Планирование решения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
  • Положительная переоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Опросник «Копинг-стратегии» Р.Лазаруса

Данная методика направлена на выявление предпочитаемых Вами способов поведения в трудных жизненных ситуациях. Отметьте, пожалуйста, рядом с каждым из следующих утверждений, насколько часто Вы так действуете в трудных ситуациях. Для этого обведите цифру в соответствующем столбце.

Ф.И.О.___________________________________возраст_______________________

ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я…

никогда

редко

иногда

часто

1. Сосредотачивался на том, что мне нужно было делать

    дальше - на следующем шаге.

0

1

2

3

2. Начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет

     работать: главное – делать хоть что-нибудь.

0

1

2

3

3. Пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они  

     изменили свое мнение.

0

1

2

3

4. Говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации.

0

1

2

3

5. Критиковал и укорял себя.

0

1

2

3

6. Пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно

     есть.

0

1

2

3

7. Надеялся на чудо.

0

1

2

3

8. Смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет.

0

1

2

3

9. Вел себя, как будто ничего не произошло.

0

1

2

3

10. Старался не показывать своих чувств.

0

1

2

3

11. Пытался увидеть в ситуации и что-то положительное.

0

1

2

3

12. Спал больше обычного.

0

1

2

3

13. Срывал свою досаду на тех, кто повлек на меня проблемы.

0

1

2

3

14. Искал сочувствия и понимания у кого-нибудь.

0

1

2

3

15. Во мне возникла потребность выразить себя творчески.

0

1

2

3

16. Пытался забыть все это.

0

1

2

3

17. Обращался за помощью к специалистам.

0

1

2

3

18. Менялся или рос как личность в положительную сторону.

0

1

2

3

19. Извинялся или старался все загладить.

0

1

2

3

20. Составлял план действий.

0

1

2

3

21. Старался дать какой-то выход своим чувствам.

0

1

2

3

22. Понимал, что я сам вызвал эту проблему.

0

1

2

3

23. Набирался опыта в этой ситуации.

0

1

2

3

24. Говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой

      ситуации.

0

1

2

3

25. Пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой,

       курением или лекарствами.

0

1

2

3

26. Рисковал напропалую.

0

1

2

3

27. Старался действовать не слишком поспешно, - доверяясь

      первому порыву.

0

1

2

3

28. Находил новую веру во что-то.

0

1

2

3

29. Вновь открывал для себя что-то важное.

0

1

2

3

30. Что-то менял так, что все улаживалось.

0

1

2

3

31. В целом избегал общения с людьми.

0

1

2

3

32. Не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не

      задумываться.

0

1

2

3

33. Спрашивал совета у родственника или у друга, которого

       уважал.

0

1

2

3

34. Старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела.

0

1

2

3

35. Отказывался воспринимать это слишком серьезно.

0

1

2

3

36. Говорил с кем-то о том, что я чувствую.

0

1

2

3

37. Стоял на своем и боролся за то, что хотел.

0

1

2

3

38. Вымещал это на других людях.

0

1

2

3

39. Пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже

       попадать в такие ситуации.  

0

1

2

3

40. Знал, что надо делать, и удваивал свои усилия, чтобы все наладить.

0

1

2

3

41. Отказывался верить, что это действительно произошло.

0

1

2

3

42. Я давал себе обещание, что в следующий раз все будет по-

       другому.

0

1

2

3

43. Находил пару других способов решения проблемы.

0

1

2

3

44. Старался, чтобы мои эмоции не слишком мешали мне в

        других делах.

0

1

2

3

45. Что-то менял в себе.

0

1

2

3

46. Хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось.

0

1

2

3

47. Представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться.

0

1

2

3

48. Молился.

0

1

2

3

49. Прокручивал в уме, что мне сказать или сделать.

0

1

2

3

50. Думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь, и старался подражать ему.

0

1

2

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опросник для родителей

Для родителей будущих первоклассников...

Тест-опросник для родителей "Готов ли Ваш ребенок к школе"

    Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос подготовки ребёнка к школе. Это можно проверить самим родителям. Предлагаю  тест  - опросник Е. Голощаповой...

Опросники, социограммы и анкеты для родителей и детей (с ключами)

В файле рисунки отображаются корректно. Социограмма «Моя семья» для родителей. Методика PARI (Шефер Е.С. и Белл Р. К.). Опросный лист. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г.). М...

Анкета для родителей и их детей дошкольного и младшего школьного возраста "Опросник Мойдодыра"

Увважаемы родители дошколят и ребят младшего школьного возраста! Хотите проверить обладают ли Ваши дети навыками гигиены. Предложите им заполнить анкету "Опросник Мойдодыра". Рекомендуется обсудить по...

Анкета-опросник для родителей.

Анкета-опросник для родителей. Можно предложить заполнить на пробном дне для получения основных данных о семье....

Опросник мотивации (3-4 класс)

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной д...

Исследования копинг-стратегии у лиц с нарушениями в общении

Результаты теста Р.Лазаруса «опросник копинг-стратегии»...