Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса школы для детей с ОВЗ "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака".
    план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

    В занятии дается материал на закрепление правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова.Ведется работа над развитием фонематического восприятия на уровне слова и словосочетания. Работа над словарными словами представлена презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_myagkiy_znak.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    2013

    Конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса школы для детей с ОВЗ

    Тема:  Обозначение мягкости согласных на письме при помощи

    мягкого знака.

    Цель:  учить обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака.

     Задачи:

    Образовательные

    - познакомить с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме;

    - закреплять навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова;

    - формировать навыки фонематического анализа и синтеза;

    - учить соотносить слова с мягким знаком со схемой.

    -закреплять правописание словарных слов;

    Коррекционные:

    - работать над преодолением ошибок фонематического анализа и синтеза

    - обогащать словарь детей;

    - развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, фонематическое восприятие и память;

    Воспитательные:

    -воспитывать самостоятельность,  инициативность,  умение работать в коллективе.

    Оборудование:  презентация « Работа со словарными словами», «светофоры», листочки бумаги, цветные карандаши, тетради.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент.

    • Развитие зрительного восприятия и внимания:

    - Вставьте в слова Ь. Сравните пары слов. Сделайте вывод о месте и роли Ь в каждом слове.

    ПЕН_ - ПЕН_КИ

    УГОЛ_ - УГОЛ_КИ

    ДЕН_ - ДЕН_КИ

    ОГОН_ - ОГОН_КИ

    • Сообщение темы занятия: Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака.  (Запись на доске)

    2.Основная часть:

    • Попробуйте одной буквой изменить звучание слова и его значение.

    - Какая это буква? (Это мягкий знак).

                     УГОЛ_                            ШЕСТ_

                     БРАТ_                               МЕЛ_

      -  Вспомните, какую схему мы придумали  для обозначения Ь?

    Какое правило можно рассказать  по этой схеме? (Мягкий знак звука не обозначает, а служит для обозначения  мягкости согласных).

    • Игра «Светофор»

      - Я буду называть слова, а вы, если услышите мягкий звук на конце слова – поднимите зеленый кружок, если услышите твердый звук – покажете синий кружек.

    Мель, диван, угол, шесть, стол, конь, ель, звон, уголь, плот, мотор, шесть, брать.

    • Отгадайте загадки, запишите отгадки.

    Спит или купается,        Сидит девица в темнице,

    Всё не разувается:        А коса на улице.

    День и ночь на ножках

    Красные сапожки.        (Морковь)

                                 (Гусь)

    Трав копытами касаясь,        Что же это за девица:

    Ходит по лесу красавец,        Не швея, не мастерица,

    Ходит смело и легко,        Ничего сама не шьёт,

    Рога раскинув широко.        А в иголках круглый год.

            (Лось)                                                                   (Ель)

    - Где стоит мягкий знак в словах-отгадках? Что он обозначает? (Мягкость предыдущего согласного звука ).

    - Запишем отгадки в тетрадь. Подчеркните мягкие согласные зелёным карандашом.

    • Теперь попробуем спрятать «Ь» в середину слова.  (Запись на доске)

              НИК               СО

    ЕЛЬ          БА        УГО Л Ь                НИК

              ПО               КИ

               СО           БЫ

    ОГОНЬ          КИ        ЗВЕРЬ            НИК

               НИ            КИ

              КО

    ПЕНЬ          ДЫ

                         КИ  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

    Давайте придумаем схему для слов, где мягкий знак спрятался в середине слова.

    Дети самостоятельно на листочках составляют схему для данных слов.

            

     

    Дети сверяют составленные схемы со схемой на доске.

    - Запишите получившиеся слова в тетради. Соотнесите слова со своей схемой. Зеленым карандашом под черкните мягкие согласные.

    Проверка записанных  в тетрадь слов.

         Физкультминутка «Мяч передай – предложение составляй»

            -Послушайте предложение. Дополните его одним словом и повторите целиком. Передайте мяч следующему. Поймавший мяч должен добавить своё слово к предложению, повторить предложение и бросить мяч следующему.        

                     Кошка лакает.

                     Кошка лакает молоко.

                    Серая кошка лакает молоко.

                    Серая кошка лакает молоко из блюдца.

            

    3.Работа со словарными словами.

    • Работа с презентацией. (Работа осуществляется через проектор)

    Цель: отработка навыка правописания словарных слов.

    На каждом слайде расположены словарные слова с пропущенными безударными гласными. Предлагается выбрать нужную гласную букву и щелчком мыши направить её на своё место. Количество словарных слов соответствует количеству учеников.

    - Повторим написание словарных слов.

    (слайд№2, щелчок1)

    - Прочитайте слово.          (Учитель)

    Какая гласная в этом слове ударная?  (Гласная – И)

    Какая гласная безударная?   (Гласная – Е).

    Можно проверить написание этой гласной и подобрать проверочное слово?

    (Нет. Это словарное слово .)

    -Какую букву вставим в это слово? (Гласную – Е)

    (щелчок 2, буква Е «встает» на свое место)

    (слайд №3, щелчок 3)

    -Прочитайте следующее слово.                 (Лошадь)

    - Какую безударную гласную вы напишите:  А, О или Е ?

    (Гласную  -  А)

    (щелчок  4, буква А  «встает» на свое место)

    (слайд №4, щелчок 5)

    -Прочитайте следующее слово.     (Медведь)

    - Какую безударную гласную напишем  И или Е ?

    (Гласную  -  Е)

      (щелчок  6, буква Е  «встает» на свое место)

    (слайд № 5, щелчок 7)

    - Кто прочитает следующее слово?              (Мальчик)

    - Какая гласная пропущена в этом слове А, Е, И?  ( Гласная – И).

    (щелчок  8, буква Е  «встает» на свое место)

    (слайд № 6, щелчок 9)

    -  Читаем следующее слово.              (Тетрадь)

    - Какая гласная пропущена в этом слове Е, И, Я ?  

    (Гласная – Е).

    (щелчок 10, буква Е  «встает» на свое место)

    • Развитие фонематического восприятия на уровне словосочетания.

     - Мы повторили написание словарных слов. Обратите внимание на слова лошадь, тетрадь и медведь. Какой звук слышится в конце слова? (звук «Т»). А какую букву надо написать? (букву «Д»)Почему? Какие проверочные слова можно подобрать?

    (Лошадь-лошади, тетрадь - тетради, медведь- медведи)

     -  Теперь вставьте пропущенные гласные в эти слова ещё раз по памяти. (Дети по очереди идут к доске и вставляют пропущенные гласные в слова)

    На доске запись:

           /

    УЧИТ_ЛЬ                                СИЛЬНАЯ

         /
    ЛОШ_ДЬ                                                    ТОЛСТАЯ
                /
    М_ДВЕДЬ                                                   СТРОГИЙ

          /

    МАЛЬЧ_К                                                  ВЕСЁЛЫЙ
               /
    Т_ТРАДЬ                                                     УМНЫЙ

    - Составьте словосочетания, подобрав к словарным  словам слова-признаки. Дети по очереди выходят к доске, соединяют линиями слова, зачитывают словосочетания.  (Учитель строгий, лошадь сильная, медведь умный, мальчик веселый, тетрадь толстая).

    Запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.

    Проверка задания.

    4.Итог занятия.

    - Припомните тему занятия. Назовите слова с мягким знаком в конце слова.

    Назовите слова с мягким знаком в седине слова. Какое правило надо запомнить? (Мягкий знак звука не обозначает, а служит для обозначения мягкости согласных.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по преодолению аргамматической дисграфии

    конспект итогового логопедического занятия с учащимися 3 класа по теме "Имя существительное", с использованием ИКТ...

    Конспект логопедического занятия для учащихся 2-х классов "Дифференциация звуков У и Ю"

    Открытое логопедическое занятие проводилось с группой детей второго класса, имеющие логопедическое заключение "Нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи"....

    Открытый урок логопедического занятия для 1 класса на тему: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака".

    Открытый урок логопедического занятия для 1 класса на тему: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных в конце слова при помощи мягкого знака"....

    Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса Тема: Дифференциация согласных звуков и букв Б – П на слух и на письме.

    Цель: Закрепление и совершенствование навыков дифференциации согласных Б – П в устной и письменной речи.Задачи:совершенствование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;формирование связн...

    Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»

    Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»...

    Конспект коррекционно-логопедического занятия для учащихся 2 класса обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) Тема: «Обозначение мягкости согласных на письме посредством мягкого знака»

    Грамматическая тема: Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.Лексическая тема: Обобщение словаря учащихся.Коррекционно-образовательные задачи:1.Познакомить  с обозначение мягкости со...