диагностика речи
материал по логопедии на тему

данный материал поможет провести диагностику речи учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_rech_razvitiya_doshkolniki_1421670539_90701.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика речевого развития будущих первоклассников

май 201__ года

  1. Развитие словаря.

Необходимое оборудование:

  1. Задание «Подбери картинки»: по 5-7 картинок на каждую классификационную группу предметов (музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, здания, посуда инструменты, головные уборы, школьные принадлежности).
  2. Задание «Что лишнее»: 10 карточек (на каждой 4 предмета – 3из них относятся к одной обобщающей группе, четвертый – к другой)
  3. Задание «Какой? Какая? Какое? Какие?»: предметные картинки (какой – виноград, колокольчик, жираф, шкаф;  какая – лягушка, кровать, луна, шляпа; какое – пальто, солнце, кресло, яблоко; какие – белки, звезды, брюки, часы.)
  4. Задание «Кто что делает?»: картинки (рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея, повар, художник, учитель, швея, парикмахер, продавец.)
  5. Задание «Скажи наоборот»:  словосочетания (сильный ветер, высокий дом, короткая дорога, мальчик подбежал, девочка смеётся, зайчик заболел, толстая доска, грязная одежда, самолёт улетел, солнечный день, глубокая тарелка, хороший поступок).

П№

ФИ ребенка

Задание №1

Зб.- правильно раскладывает и называет обобщающие слова

2б. – 3-4 ошибки, самостоятельно исправляет ошибки

1б. – 5 и более ошибок, затруднение в назывании некоторых обобщ. слов

«Подбери картинки»

Задание №2

Зб.- правильно определяет лишний предмет  и объясняет

2б. – 3-4 ошибки,

1б. – 5 и более ошибок, затруднение в назывании некоторых обобщ. слов

«Что лишнее»

Задание №3

3б. – 26 и более фишек,

2б. – от16 до 25 фишек

1б. – менее 16 фишек

«Какой? Какая? Какое? Какие?»

Задание №4

3б. – 12 и более фишек,

2б. – от8 до 11 фишек

1б. – менее 8 фишек

«Кто что делает?»

Задание №5

3б. – 12 правильных ответов

2б. – от8 до 11 правильных ответов

1б. – менее 8 правильных ответов

«Скажи наоборот»

Сумма баллов

Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом

Разложи предметы из одной группы по видам и назови их одним словом

Ответь на вопрос «какой предмет лишний и

 почему ?»

Назови предмет и определи какой он

Назови , кто что умеет делать

«Скажи наоборот», например, сильный ветер – слабый ветер

1

2

3

  1. Звуковая культура речи

Необходимое оборудование:

  1. Задание «Определи место звука в слове»: 4 предметные  картинки (размер 8х14 см.): мак, дом, сыр, кит (под каждым изображением – схема звукового состава слова); набор фишек, одинаковых по форме и цвету (серые).
  2. Задание «Назови звук»: предметные картинки, в названиях которых слышен звук [с] – сумка, санки, стакан, слон, скамейка, нос, автобус, ананас, лиса, носок, мост, капуста.
  3. Задание «Отбери картинки»: по 3-4 картинки на звуки [т], [з], [ж], [к], [р], [ш], [г].

П№

ФИ ребенка

Задание №1

Зб.-4 правильных ответа

2б. – 2-3 правильных ответа

1б. – менее двух правильных ответов

«Определи место звука в слове»

Задание №2

Зб.- правильно выделяет звук и самостоятельно подбирает слова с определенным звуком

2б. – допускает  ошибки в выделении звука из слова, но самостоятельно исправляет их и подбирает слова с определенным звуком.

1б. – часто допускает ошибки в выделении и подборе слов с определенным звуком

«Назови звук»

Задание №3

3б. – все задания выполнены правильно

2б. – допускает ошибки, но сам их исправляет их

1б. – часто допускает ошибки, затрудняется выполнить задание

«Отбери картинки»

Сумма баллов

Что нарисовано на картинке? Какой звук в слове первый? Второй? Третий?

Назови изображенный предмет и ответь на вопрос «Какой звук встречается во всех словах? Определи где находится этот звук в разных словах: в начале, середине, в конце слова.»

Придумай и назови слово: в котором звук [с] слышен в начале, в конце, в середине слова

Назови , кто что умеет делать

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

  1. Грамматический строй речи

Необходимое оборудование:

  1. Задание «Какого цвета солнце?»: предметные картинки (кран, куртка, море, колокольчики – синие; автобус, майка, яблоко, маки – красные; бант, шляпа, одуванчики, солнце - желтые.)
  2. Задание «Машины на дорогах»:  3-4 картинки с изображением улицы, на каждой полосе дороги разное количество машин.
  3. Задание «Ласковые слова»: слова (Катя, Вова, Таня, Женя, медведь, лиса, заяц, волк, чайник, ложка, чашка, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
  4. Задание «Расскажи любимую сказку»
  5. Задание «Что это и чего не стало?»: картинки, на которых изображены один и много предметов (лист - листья, глаз - глаза, ухо – уши, стул – стулья, окно - окна, ведро – ведра, мост – мосты, котенок - котята )

П№

ФИ ребенка

Задание №1

Зб.- правильно согласовывает прилагательные с существительным

2б. – допускает  ошибки, но самостоятельно исправляет их

1б. – часто допускает ошибки и затрудняется в согласовании.

«Какого цвета солнце»

Задание №2

Зб.- правильно согласовывает числительное с существительным

2б. – допускает  ошибки, но самостоятельно исправляет их

1б. – – часто допускает ошибки и затрудняется в согласовании.

 «Машины на дорогах»

Задание №3

3б. – правильно образовывает уменьшительно –ласкательные формы сущ-ных

2б. – допускает  ошибки, но самостоятельно исправляет их

1б. – затрудняется образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ-ных

«Ласковые слова»

Задание №4

3б. – использует все виды предложений

2б. – использует 1-2 вида предложений

1б. – использует чаще всего простые предложения

«Расскажи любимую сказку»

Задание №5

3б. – 24 фишки

2б. – от 16 до 20 фишек

1б. – менее 16 фишек

«Что это и чего не стало?»

Сумма баллов

Назови предмет. Определи какого он цвета.

Посчитай машины (одна машина, две машины, три машины)

Скажи ласково, например: Катя - Катенька

Расскажи любимую сказку

Назови предметы, изображенные на картинке

Чего не стало?

1

2

3

4

5

  1. Связная речь

Необходимое оборудование:

  1. Задание «Объяснение сюжетных картинок»: сюжетные картинки и картинки нелепицы.
  2. Задание «Разложи по порядку»: серия сюжетных картинок (по 4-6 картинок).
  3. Задание «Давай познакомимся»: вопросы ребенку: Как тебя зовут?, Сколько тебе лет?, С кем ты живешь?, Где ты живешь?, Назови свой адрес., Как зовут твоих родителей (папу и маму)?, Какие игрушки есть у тебя дома?, Какие книги тебе читают дома?, Кто твой лучший друг?, Почему ты так считаешь?, Кем хочешь стать, когда вырастешь?, Если бы ты стал волшебником, какие три чуда совершил бы?
  4. Задание «Цирк»: иллюстрации на тему цирк.
  5. Задание «сочиняем сказку»: иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят» и картинка с изображением Карлсона

П№

ФИ ребенка

Задание №1

 «Объяснение сюжетных картинок»

Задание №2

Зб.- правильно раскладывает все картинки, составляет полный рассказ

2б. – допускает ошибки при раскладывании картинок, но сам их исправляет, составляет полный рассказ

1б. –часто  допускает ошибки при раскладывании, затрудняется составить рассказ

«Разложи по порядку»

Задание №3

3б. – свободно и правильно отвечает на все вопросы

2б. – затрудняется ответить на 2-3 вопроса

1б. – затрудняется ответить более чем на 3 вопроса

«Давай познакомимся»

Задание №4

3б. – свободно и последовательно составляет  рассказ из личного опыта

2б. – затрудняется последовательно составить рассказ

1б. – отвечает на наводящие вопросы

«Цирк»

Задание №5

3б. – придумал  и рассказал новую сказку последовательно, интересно, выразительно

2б. – придумал и рассказал новую сказку, но использует простые предложения

1б. – затрудняется в придумывании новой сказки

«Сочиняем сказку»

Сумма баллов

Зб.- составляет связные рассказы с элементами фантазии

2б. – составляет связные рассказы, часто использует простые предложения

1б. – затрудняется составить рассказ, называет отдельные предметы или явления, изображенные на картинке

Зб.- определяет, что на рисунке смешно, объясняет почему это нелепица

2б. – называет картинку нелепицей, но не может дать объяснение почему

1б. – показывает смешную картинку, но не называет и не объясняет почему она вызывает смех

Разложи , что здесь происходит

Рсскажи, что здесь смешное

Разложи картинки по порядку, а за тем составь рассказ

Ответь на вопросы

Рассмотри картинки. А ты был в цирке? Расскажи, как это было.

Посмотри на эту иллюстрацию.  Какая это сказка. А что бы было если в неё попал Карлсон, сочини новую сказку

1

2

Итоговая диагностическая таблица

№п

Фомилия И. ребенка

Развитие словаря

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь

Сумма баллов

КРИТЕРИИ

Задание №1 (умение обобщать)

Задание №2 (умение обосновывать свой выбор)

Задание №3 (умение использовать в речи прилагательные)

Задание №4 (умение использовать в речи глаголы)

Задание №5 (умение использовать в речи антонимы)

Задание №1 (владение звуковой культурой речи)

Задание №2 (фонематический слух, умение определять место звука в слове)

Задание №3 (фонематическое восприятие)

Задание №1 (умение согласовывать прилагательные с существительными)

Задание №2 ( умение согласовывать числительные с существительными).

Задание №3 (умение  образовывать уменьшительно-ласкат. Форму существ.)

Задание №4 (умение использовать в речи предложения разных видов)

Задание №5 (умение использовать в речи сущ. во мн. числе, родительном падеже)

Задание №1 (умение осмысливать содержание ситуации на картинке)

Задание №2 (способность понимать связь между событиями и строить умозаключения)

Задание №3 (умение вести диалоге)

Задание №4 (умение составлять рассказы из личного опыта)

Задание №5 (речетворчество)

Высокий уровень (38-54 балла)

Средний уровень (26-37 баллов)

Уровень ниже среднего (18-25 баллов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика развития речи детей в приготовительном классе

Задания позволяют определить уровень развития разных аспектов речи обучающихся приготовительного класса....

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Диагностика развития связной речи младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений

В статье предложены некоторые способы диагностирования уровня речевого развития младших школьников в процессе восприятия музыкальных произведений...

Диагностика речи учащихся начальных классов по Фотековой.

Доступный материал для диагностики речевых нарушений....

Справка-отчет о результатах диагностики речи детей

Результаты диагностики речи детей логопедической группы...

экспресс- диагностика речи

Диагностика устной и письменной речи занимает много времени у учителя-логопеда. Очень часто нам необходимо для сокращения времени использовать экспресс-тестирование. в данной разработке также предлага...