РАЗЛИЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИ СХОДНЫХ БУКВ [Б] - [Д] В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Ким Елена Львовна

Конспект занятия на тему: Различение графически сходных букв. Буквы Б и Д в устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_b-d.docx130.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: РАЗЛИЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИ СХОДНЫХ БУКВ [Б] - [Д] В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ.

1. Организационный момент.

Проверим, как мы сидим, где у нас тетради, на месте ли ручки.

Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса):

– Посмотрите на картинку и выделите изображения  предметов наложенные друг на друга. 

Что это? (Дерево, дом, бочка)

– Расположите слова-предметы по порядку  по количеству букв в них, начиная с  наименьшего.

Дом, бочка, дерево.

– Выделите первый звук в каждом слове.

2. Основная часть.

  • Определение темы. Характеристика звучания и артикуляции звуков.

А сейчас я загадаю вам загадки, а  вы отгадайте их.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу. (Дятел)  

  • Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [д].

– Какой первый звук в этом слове?

  • Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий,  взрывной; преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д – десны).

В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? (Белка)

  •   Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [б].

– Какой первый звук в этом слове?

Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – губы).

  • Сопоставление звуков по артикуляции.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

– Возьмите в руки зеркала и глядя в них произнесите звуки  б-д, б-д… Найдите, что общее – одинаковое в этих звуках, и что разное – чем различаются.

Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.

Разное: место преграды: Б – губы, Д – десны.

  • Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).

– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б]  и [д]  и рукописные буквы б и д.

Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и  крючок вверху)

Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.

Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу)

Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).

Буква д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»:

Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);

Звук [д] – язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).

  • Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:

Чтение слогов хором (таблица выполнена в рукописном шрифте на доске).

ба – да                        адо – або

бо – до                        ода – оба

ду – бу                        уда – уба

ды – бы                      абы – ады

Физминутка

– Разогреем ручки.     

Это рука левая – держим ею тетрадь,                 левая рука вытянута вперёд
Сожмем ее в кулачок, чтоб тетрадку взять.       
несколько раз сжимаем кулачек
Это рука правая, держим ею ручку,                   правая рука вытянута вперёд         
Сожмем ее в кулачок, чтобы ею писать.           
несколько раз сжимаем кулачек

Запишите число и тему занятия.

Различение б – д.

  • Работа с проволокой и горохом.
  1. Выложить на подставках из гороха прописные маленькие буквы  б – д.
  2. Из проволоки по образцу учителя сделать прописные маленькие буквы б и д.
  3. – Из каких элементов состоит буква б? А буква д?
  • Игра «Шифровальщики».
  1. Из названных слов записать в тетрадь букву, изучаемую на уроке и её место в слове.

Дом, рыбак, зебра, удочка, гнездо, облако, клубок, ягоды.

д 1, б 3,  б 3, д 2, д 5, б 2,  б 4, д 4.

  1. Сравните свою запись с записью на доске (самопроверка). Правильная запись сделана на обратной стороне доски.
  • Игра «Что лишнее?»

а) На  магнитной доске выставляются картинки: носки, ботинки, туфли, валенки.

– Какая картинка лишняя?      Носки.

– Как одним словом назвать остальные предметы?        Обувь

Запишите это слово графически в тетрадь. Как это? (черточками, обозначаем количество букв  в слове).

К доске  по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.         

_ б _ _ _

б) ложка, тарелка, стол, чашка.                               Посуда          _ _ _ _ д _

в) шапка, платье, рубашка, шорты.                         Одежда         _ д _ _ д _

г) шкаф, стул, машина, полка.                                 Мебель         _ _ б _ _ _

  • Составьте слово из первых букв других словзапишите в тетрадь новое слово (подчеркнуть б-д  разными цветными карандашами).

Учитель устно называет слова, ученики составляют новое слово и записывают в тетрадь, подчеркивая изучаемые буквы.

 Река,  арбуз, день, утка, град, алфавит – радуга;

Лошадь, ель, бочка, енот, дорога, индюк – лебеди;

Ямка, болото, луна, окна, карман, осень – яблоко;

Дети, роза, утюг, жук, барабан, ананас – дружба.

  • Физминутка 

Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Наши ножки: топ, топ.
Наши ручки: хлоп, хлоп!
Головой слегка качаем.
Руки кверху поднимаем.
Вниз ладошки опускаем,
Отдыхаем, отдыхаем.

На каждую строчку стихотворения выполняем свое упражнение.

  • «Странные слова».

– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова. Они написаны со стрелками вместо букв. У одних стрелки вверх, у других – вниз.

– как вы думаете, с какой буквой будут слова, у которых стрелка «смотрит» вниз? (д).Почему?

– А у которых вверх? (б). Почему?

Спишите, вставляя нужные буквы.

   по↓арок, ашмаки, оро↓а,есе↓а, ↓оро,  ↓уинка,

Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.

  • Игра « Ты – учитель». Найдите и исправьте ошибки, допущенные учеником (работа фломастерами  на карточках под пленкой и у доски).

Сегодня у нас учитель ……    Он исправляет ошибки ученика на доске, все остальные у себя на карточках (доска отвёрнута).

Бадочка, дубы, бобрый, обида, дублик.  (Проверим)

  • Физпауза.

Гимнастика для глаз.

– Нарисуйте глазками звёздочку , начиная по стрелки.

  • Работа со скороговоркой.

– Повторите за мной скороговорку.

У деда карманы полны бобами.

Составьте графическую запись предложения (у доски).

___     д__д__     _____       _____      б__б___.

3. Итог занятия.

Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня …   Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация графически сходных букв Х - Ж"

Данное занятие способствует дифференциации графически сходной пары букв Х - Ж при помощи уточнения артикуляции звуков, обозначаемых этими буквами; уточнения написания этих букв посредством исполь...

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Различение свистящих и шипящих звуков. Дифференциация звуков и букв "С" и "Ш" в устной и письменной речи.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:1.              Развитие фонематического восприятия;2....

Дифференциация графически сходных букв П-Т

Презентация. Дифференциация графически сходных букв П-Т...

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения

Русский язык 1 класс. Карточки. Звук и слово. Звуки и буквы. Деление на слоги. Ударение. Речь. Устная и письменная речь. Предложения...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....