Развитие фонематического восприятия.
консультация по логопедии на тему

Мухаметшина Лилия Фархетдиновна

Практический материал по развитию фонематического восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В помощь учителю.  Развитие фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза.

            Развитие фонематического восприятия опирается на развитие речевого внимания; дифференциацию фонем, близких по акустико-артикуляционным признакам. Развитие навыков анализа и синтеза включает работу по вычленению первого и последнего звука в слове; определению его  последовательности. При формировании сложных форм фонематического анализа  работа веду в следующей последовательности: формирование фонематического анализа и синтеза  с опорой на вспомогательные средства и  действия; формирование фонематического анализа и синтеза  в речевом плане; формирование фонематического анализа и синтеза  в умственном плане.  

           Использую различные приемы работы, в том числе:

1. «Отгадай слово». Предлагается запомнить первый звук из слова «крот», второй звук из слова «порт», четвертый звук из слова «торт».  «Какое слово получилось?» (кот)

2. «Скажи слово наоборот». Предлагается сказать предложенное слово с конца.  Начинаем с коротких слов,  постепенно переходя к более длинным.

3. «Игра в рифму». Ребенку предлагается придумать рифму к различным словам. Например: кошка—мошка —поварешка, удочка—улочка —булочка и т.д.

4.«Буква изменилась». Ребенку предлагается определить (назвать и/или  подчеркнуть) букву, от замены которой изменился смысл слова. Например: 

дом—дым, бак —бок, пить —петь, путь —пять, мак —рак —бак—лак —так, дом - том—ком—ром—сом.

5. «Конец и начало». Предлагается написать в скобках такие буквы, чтобы они стали концом первого слова и началом второго:

МЕ(...)ОЛАД (ответ: ШОК); БАР(...)НО (ответ: СУК); НО(...)ОЛ (ответ: СОК); ПОРЯ(...)ТОР (ответ: ДОК)

 6.  «Кодирование». Возможны следующие  кодовые обозначения:

А – хлопок  перед собой;

О – хлопок обеими руками по коленкам;

У - удар кулаком о кулак;

И – хлопок в ладоши над головой;

Ы - хлопок тыльными сторонами ладоней друг о друга;

Э – хлопок в ладоши за спиной;(недопустимо использование гласного звука «О» в безударном положении в упражнении на основании закона о редукции гласных в русском языке в слабой позиции).

1. Гласные кодируются определённым движением, согласные отчетливо произносятся. Учащиеся отгадывают, запоминают разгаданные слова, выделяют лишнее слово в каждой группе.  (Волк. Лось. Кошка. Рысь.)

2. Аналогично кодируются небольшие специально составленные предложения. Наличие безударных гласных, оглушение согласных требует пояснения написания и подбора проверочных слов. (В саду растут айва, крыжовник, малина.)

3. Выделить лишнее слово в каждой группе. Объяснить своё решение. Записать в расшифрованном виде.  При помощи таблицы-ключа №1 зашифровываются только гласные буквы (согласные,  буквы Ъ ,Ь не шифруются).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

А

О

У

И

Ы

Э

Е

Ё

Ю

Я

 

Образец: 8Ж, Л4С1, к2р2в1, в2лк ( Ёж. Лиса. Корова. Волк)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дидактических игр, способствующих развитию фонематического восприятия

В работе озвучены этапы формирования фонематьического восприятия, раскрыты упражнения , способствующие формированию фонематического восприятия у младших школьников с нарушением интеллекта, в качестве ...

Развитие фонематического восприятия у младших школьников

Проблема преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи в начальной школе актуальна всегда.Предлагается подборка игр и упражнений для развития фонематического восприятия и профилактики дисграф...

Презентация на тему: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Презентация на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей с умеренной умственной отсталостью"...

Игры на развитие фонематического восприятия

Материал пособия предназначен для занятий родителей с детьми.Чаще всего низкие оценки по родному языку родители объясняют либо невниманием и рассеянностью ребенка,либо недобросовестным отношением к уч...

«Использование программно-методических комплексов для развития фонематического восприятия младших школьников»

Недостатки произношения и письма отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замк...