Тестовая методика диагностики в работе учителя - логопеда.
статья по логопедии на тему

Оценка динамики речевого развития школьников с помощью тестовой методики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc534 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовая методика диагностики

в работе учителя - логопеда.

Учителя-логопеды

высшей квалификационной категории

ГБУ ДО ЦППМСП Пушкинского района

г. Санкт-Петербурга

Макарова Е.Е.,  Ворончихина Н.А.


Одним из важнейших условий эффективности коррекционной работы является умение учителя-логопеда правильно оценить структуру речевого дефекта и степень выраженности нарушений входящих в неё компонентов. В логопедии хорошо разработаны методики, позволяющие надёжно диагностировать различные речевые нарушения. Однако эти методы предусматривают только качественный анализ данных.

В 2000 г. была опубликована книга Т.А.Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников». В ней впервые была представлена унифицированная система  интерпретации полученного при обследовании материала (использована балльно-уровневая  система оценки), которая позволяла представить результаты обследования не только в качественной, но и в количественной форме.

Методика  представлена в двух вариантах:

- полном, дающим возможность тщательного и углублённого исследования всех сторон устной речи;

- сокращённом, предназначенном для экспресс-диагностики.

В пособии Т.А.Фотековой приведены рекомендуемые для обследования речевые задания (пробы) и критерии оценки их выполнения. Для того, чтобы показать как работают эти критерии, представлены протоколы обследований. В них отражены результаты выполнения проб учащимися с различными речевыми нарушениями устной речи и оценки каждой пробы.

Впервые в логопедической практике для наглядной демонстрации результатов обследования используются речевые профили. Построение таких профилей  позволяет как бы «увидеть» структуру речевого дефекта, что несомненно очень важно для правильного понимания речевых проблем ребёнка не только логопедом, но и учителем, и родителями.

Однако, опубликованные Т.А.Фотековой индивидуальные диагностические данные основаны на обследовании учащихся школ с тяжёлыми нарушениями речи и специализированных школ для детей с ЗПР. Приведён лишь один пример обследования ученицы 1-ого класса общеобразовательной школы. Поэтому для нас, как для специалистов, работающих на базе массовой школы, было важно провести собственную апробацию методики в условиях школьного логопункта. Такая работа проводилась нами в течение нескольких лет и позволила выявить ряд преимуществ методики Т.А.Фотековой.

Такими преимуществами, прежде всего, являются наглядность и точность в оценке результатов обследования.  Методика очень удобна для  выявления особенностей речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений различных сторон устной речи, для построения системы коррекционной работы.  

Учитывая строгие временные рамки обследования речи учащихся 1-4 классов (сентябрь – октябрь учебного года) и большое количество детей, нуждающихся в логопедической помощи (около 50 учащихся в течение учебного года), на школьном логопедическом пункте  целесообразно применять экспресс-диагностику. Она требует меньше времени при обследовании (45-60 минут на одного учащегося), но позволяет точно оценить состояние основных компонентов устной речи. Это объясняется тем, экспресс-диагностика содержит наиболее информативные задания и пробы, используемые в основном варианте методики.

Таким образом, с помощью тестовой методики диагностики речи младших школьников Т.А.Фотековой  можно не только точно диагностировать речевой дефект, но и решать другие практические задачи:

- объективно отслеживать динамику  речевого развития ребёнка (группы, класса) и эффективность коррекционной работы;

- осуществлять сравнительную диагностику с целью наиболее рационального комплектования коррекционных групп.

Материалы

для объективной оценки динамики речевого развития ребёнка

с использованием экспресс - диагностики:

- протоколы обследования на начало и конец учебного года;

- таблицы и графики с результатами обработки результатов;

- выводы.

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

         Ф.И. уч-ся:  Дима П.             Класс:                          Дата обследования:  15.09.10

        Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

1. Проверка состояния фонематического восприятия  (3,25  балла)

ба-па____________________________па-ба_______________________________ +1 

са-ша____________________________ша-са______________________________ + 1 

ша-жа-ша________________________жа-ша-жа   ша-жа-ша                                  0,5

ца-са-ца_________________________са-ца-са  ца-са-ца                                          0, 5

ра-ла-ра   ра-ла-ла                                 ла-ра-ла  ра-ла-ра                                         0,25        2.Исследование артикуляционной моторики  (3 б.)

-губы в улыбке_______________________________________________________  +1 

-язык «лопаткой» длительный поиск позы                                                                0,25

-язык «иголочкой»  неполный объём движения                                                        0,25

-«маятник»  замедленное, напряжённое выполнение                                                0, 5

-«улыбка»-«трубочка»________________________________________________    +1         3.Исследование звукопроизношения  (8,5 б.)                                              

7-ая группа (свистящие)_______________________________________________   +3 

2-ая группа (шипящие) недостаточная автоматизация Ш, Ж                               1,5

3-я группа (Л,ЛЬ)  Л замен. на В                                                                                     1  

4-я группа (Р, РЬ)  Р, РЬ – горловое                                                                                0  

5-я группа (остальные звуки)___________________________________________   +3                                              

4.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова (3 б.)                                              

-танкист ____ +1  -космонавт____ +1  -сковорода  послоговое выполнение 0,5

-аквалангист  искажение звуко-слоговой структуры 0,25                                                

-термометр  искажение звуко-слоговой структуры 0,25                                               

                                    Серия 2. Исследование грамматического строя речи

1.Повторение предложений (4 б.)

Птичка свила гнездо___________________________________________________ +1 

В саду было много красных яблок_______________________________________ +1 

Дети катали комки и делали снежную бабу:  Дети  делали снежную бабу            0,5

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно___________________ +1 

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади:  На лугу паслись лошади 0,5                               

2. Верификация предложений  (4 б.)

-Собака вышла в будку_________________________________________________  +1 

-По морю плывут корабль_______________________________________________  +1

-Дом нарисован мальчик________________________________________________  +1

-Хорошо спится медведь под снегом______________________________________  +1

-Над большим деревом была глубокая яма:  ошибка не найдена                                  0

         3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме (3,25 б.)

Мальчик, открывать, дверь______________________________________________   +1

Сидеть, синичка, на, ветке_______________________________________________  +1

         Груша бабушка внучка давать:  не смог составить                                                         0

Витя косить трава кролики для ___________________________________________  +1

Петя купить шар красный мама  Петя купил шар маме.                                             0,25

4.Добавление предлогов в предложение  ( 3,25 б. )

Лена наливает чай … чашки_____________________________________________   +1

Почки распустились … деревьях_________________________________________   +1

Птенец выпал … гнезда__________________________________________________ +1

Щенок спрятался   в  крыльцо _____________________________________________  0

Пес сидит … конуры  со  стимулирующей  помощью                                                   0,5

5.Образование существительных Мн.ч., Им.п., Род.п.: Один стол, а … ( 7,75 б)

-много-это ____________  +1 б.                      много чего______________ +1 б.    

-стул_________________  +1 б.                      ________________________ +1 б.

-окно_________________  +1 б.                     ___________   окнов             0,25 б.

-звезда________________  +1 б.                     ________________________ + 1 б.

-ухо _______ ухи               0,25 б.                      __________  ухов                0, 25 б.  

                      Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

1. Назови детенышей и птенцов: У кошки котята, а у … (8,25 б)

козы______________ +1  льва______________  +1  собаки____________________  +1

волка_____________  +1  утки______________  +1  курицы___________________  +1

свиньи  свинки         0,25  коровы____________  +1   овцы  не назвал                          0

лиса _____________ +1 

         2.Образование прилагательных от существительных:

         а) относительных  (8,75 б)

шляпа из соломы______________ +1   кисель из клюквы___________________  +1

горка изо льда________________  +1  салат из моркови____________________   +1

варенье из вишни_____________   +1  суп из грибов_______________________  +1

варенье из яблок______________   +1  лист дуба__________________________   +1

варенье из сливы  сливочное          0,25       лист осины  осинный                             0,5

         б) качественных: если днём жара, то день жаркий, а если…   (3,5 б)

мороз_____________  +1  солнце_________________  +1  снег_______________  +1

дождь  дождевой       0,25  ветер  ветерный                0,25

         в) притяжательных: у собаки лапа собачья, а у…  (3,5 б)

кошки______________  + 1     волка_______________  +1      льва____________ +1

медведя   медведья         0,25   лисы  лисиная                  0,25

        Серия 4. Исследование связной речи

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (10 б)

- смысловая целостность:                                                                                     +5 б

- лексико-грамматическое оформление: стереотипность оформления        2,5 б 

- самостоятельность: составлен со стимулирующей помощью                       2,5 б   

         2.   Пересказ прослушанного текста (10 б)

- смысловая целостность:                                                                                     +5 б

- лексико-грамматическое оформление: стереотипность оформления         2,5 б                                                     - самостоятельность: пересказ после повторного прочтения                           2,5 б  

За весь тест:   84  балла

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ

         Ф.И. уч-ся:  Дима П.             Класс:                          Дата обследования:  15.05.11

        Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

1. Проверка состояния фонематического восприятия  (4,5  балла)

ба-па____________________________па-ба_______________________________ +1 

са-ша____________________________ша-са______________________________ + 1 

ша-жа-ша________________________жа-ша-жа ___________________________ +1

ца-са-ца_________________________са-ца-са _____________________________ +1

ра-ла-ра  _______________________  ла-ра-ла  ра-ла-ра                                           0,5        2.Исследование артикуляционной моторики  (4,5 б.)

-губы в улыбке_______________________________________________________  +1 

-язык «лопаткой» _____________________________________________________ +1

-язык «иголочкой»  замедленное, напряжённое выполнение                                    0, 5

-«маятник» __________________________________________________________ +1

-«улыбка»-«трубочка»________________________________________________    +1         3.Исследование звукопроизношения  (12 б.)                                              

7-ая группа (свистящие)_______________________________________________   +3 

2-ая группа (шипящие) ________________________________________________ +3

3-я группа (Л,ЛЬ)  иногда подвергаются заменам                                                     1,5  

4-я группа (Р, РЬ)  недостаточно автоматизированы                                             1,5

5-я группа (остальные звуки)___________________________________________   +3                                              

4.Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова (4 б.)                                              

-танкист ______ +1  -космонавт______ +1  -сковорода ______________________ +1

-аквалангист  замедленное послоговое выполнение  0,5                                                

-термометр    замедленное послоговое выполнение  0,5                                                                                            

                                    Серия 2. Исследование грамматического строя речи

1.Повторение предложений (4,5 б.)

Птичка свила гнездо___________________________________________________ +1 

В саду было много красных яблок_______________________________________ +1 

Дети катали комки и делали снежную бабу  ______________________________  +1

Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно___________________ +1 

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади:  На лугу паслись лошади 0,5                               

2. Верификация предложений  (5 б.)

-Собака вышла в будку_________________________________________________  +1 

-По морю плывут корабль_______________________________________________  +1

-Дом нарисован мальчик________________________________________________  +1

-Хорошо спится медведь под снегом______________________________________  +1

-Над большим деревом была глубокая яма _________________________________  +1

         3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме (3,5 б.)

Мальчик, открывать, дверь______________________________________________   +1

Сидеть, синичка, на, ветке_______________________________________________  +1

         Груша бабушка внучка давать  нарушен порядок слов                                                 0,5

Витя косить трава кролики для нарушен порядок слов                                                 0,5

Петя купить шар красный мама  нарушен порядок слов                                                 0,5

4.Добавление предлогов в предложение  ( 4 б. )

Лена наливает чай … чашки_____________________________________________   +1

Почки распустились … деревьях_________________________________________   +1

Птенец выпал … гнезда__________________________________________________ +1

Щенок спрятался … крыльцо  со  стимулирующей  помощью                                     0,5

Пес сидит … конуры  со  стимулирующей  помощью                                                   0,5

5.Образование существительных Мн.ч., Им.п., Род.п.: Один стол, а … ( 8 б)

-много-это ____________  +1 б.                      много чего______________ +1 б.    

-стул_________________  +1 б.                      ________________________ +1 б.

-окно_________________  +1 б.                     _____  со стимул.  помощью 0,5 б.

-звезда________________  +1 б.                     _____  со стимул.  помощью 0,5 б.

-ухо со стимул.  помощью 0,5 б.                     _____   со стимул.  помощью 0,5 б.  

                      Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

1. Назови детенышей и птенцов: У кошки котята, а у … (9 б)

козы______________ +1  льва______________  +1  собаки____________________  +1

волка_____________  +1  утки______________  +1  курицы___________________  +1

свиньи со стимул. пом. 0,5    коровы  со стимул. пом. 0,5    овцы  со стимул. пом. 0,5  

лиса _____________ +1 

         2.Образование прилагательных от существительных:

         а) относительных  (9 б)

шляпа из соломы______________ +1   кисель из клюквы___________________  +1

горка изо льда________________  +1  салат из моркови____________________   +1

варенье из вишни_____________   +1  суп из грибов_______________________  +1

варенье из яблок______________   +1  лист дуба__________________________   +1

варенье из сливы  со стимул. пом. 0,5  лист осины    со стимул. пом.                    0,5  

         б) качественных: если днём жара, то день жаркий, а если…   (4 б)

мороз_____________  +1  солнце_________________  +1  снег  со стимул. пом. 0,5  

дождь   со стимул. пом. 0,5         ветер _________________  +1

         в) притяжательных: у собаки лапа собачья, а у…  (4 б)

кошки______________  + 1     волка_______________  +1      льва со стимул. пом. 0,5  

медведя ____________  +1       лисы  со стимул. пом. 0,5  

        Серия 4. Исследование связной речи

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (12,5 б)

- смысловая целостность:                                                                                     +5 б

- лексико-грамматическое оформление: единичные случаи поиска слов         2,5 б 

- самостоятельность:                                                                                             +5 б   

         2.   Пересказ прослушанного текста (10 б)

- смысловая целостность:                                                                                     +5 б

- лексико-грамматическое оформление: близкие словесные замены               2,5 б                                                     - самостоятельность:                                                                                             +5 б  

За весь тест:   100,5  балла

 

 

 

15.09.10:           За весь тест:  84 балла   (70 % успешности)

                          Уровень успешности:  III

15.05.11:           За весь тест:  100,5   балла   (84% успешности)

                          Уровень успешности:  IV

Выводы.

     При обследовании 15.09.2010 у Димы П. выявлено недоразвитие всех обследованных компонентов речевой системы при пограничном уровне развития словаря и словообразовательных процессов (проба 6). Ребёнок зачислен на логопедические занятия по коррекции ОНР.

     При  обследовании в конце учебного года  (15.05.2011) наблюдается улучшение показателей  до уровня речевой нормы по большинству проб. Пограничными (80 %) являются показатели уровня развития звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова.

     Таким образом, можно говорить о значительной положительной динамике речевого развития ребёнка и об окончании логопедических занятий. Родителям необходимо рекомендовать контроль за правильным произношением слов cложной звуко - слоговой структуры и за самостоятельной речью ребёнка.

Материалы

для объективной оценки динамики речевого развития ребёнка

с использованием полного варианта методики:

- таблицы и графики с результатами обработки результатов;

- выводы.

Декабрь 2010г.

Карпичев Никита

Проба

 

Баллы

%

1.

Серия I. Сенсомоторный уровень речи.

1.

Фонематическое восприятие.

7

47%

2.

Артикуляцонная моторика.

5

50%

3.

Исследование звукопроизношения.

13

87%

4.

Звуко-слоговая структура речи.

5

50%

5.

Итого

30

60%

2.

Серия II. Навыки языкового анализа.

3,5

35%

3.

Серия III. Грамматический строй речи.

1.

Повтор предложений.

4

40%

2.

Варификация предложений.

3,5

35%

3.

Составление предложений из слов в начальной форме.

4

40%

4.

Добавление предлогов в предложении.

4,5

45%

5.

Образование существительных множественного числа в именнительных и родительных падежах.

5

50%

6.

Итого

21

42%

4.

Серия IV. Словарь и навыки словообразования.

1.

Название детенышей.

3,5

35%

2.

Существительные в уменьшительной форме.

3

60%

3.

Образование относительных прилагательных.

5

50%

4.

Образование качественных прилагательных.

4,5

30%

5.

Образование притяжательных прилагательных.

5

50%

6.

Итого

21

42%

5.

Серия V. Понимание логико-грамматических отношений.

4

40%

6.

Серия VI. Связная речь.

1.

Состовление рассказа по серии сюжетных картинок.

3,5

23%

2.

Пересказ прослушанного текста.

5

33%

3.

Итого

8,5

28%

Декабрь 2011г.

Карпичев Никита

Проба

 

Баллы

%

1.

Серия I. Сенсомоторный уровень речи.

1.

Фонематическое восприятие.

10

67%

2.

Артикуляцонная моторика.

8

80%

3.

Исследование звукопроизношения.

15

100%

4.

Звуко-слоговая структура речи.

8

80%

5.

Итого

41

82%

2.

Серия II. Навыки языкового анализа.

6

60%

3.

Серия III. Грамматический строй речи.

1.

Повтор предложений.

7,5

75%

2.

Варификация предложений.

7

70%

3.

Составление предложений из слов в начальной форме.

7

70%

4.

Добавление предлогов в предложении.

8

80%

5.

Образование существительных множественного числа в именнительных и родительных падежах.

7,5

75%

6.

Итого

37

74%

4.

Серия IV. Словарь и навыки словообразования.

1.

Название детенышей.

7

70%

2.

Существительные в уменьшительной форме.

4

80%

3.

Образование относительных прилагательных.

7,5

75%

4.

Образование качественных прилагательных.

6

40%

5.

Образование притяжательных прилагательных.

7,5

75%

6.

Итого

32

64%

5.

Серия V. Понимание логико-грамматических отношений.

8

80%

6.

Серия VI. Связная речь.

1.

Состовление рассказа по серии сюжетных картинок.

7,5

50%

2.

Пересказ прослушанного текста.

8

53%

3.

Итого

15,5

52%

Выводы.

     При обследовании 10.12..2010г. у Никиты К. выявлено недоразвитие всех обследованных компонентов речевой системы , а именно :  слабый сенсомоторный уровень речи,  нет навыков языкового анализа и синтеза, не сформирован грамматический строй, беден словарь, не развита связная речь. Ребёнок зачислен на логопедические занятия по коррекции ОНР.

     При  обследовании ровно через год (10.12..2011) наблюдается улучшение показателей  до уровня речевой нормы по большинству проб. Пограничными (80 %) являются показатели  звуко-слоговой структуры слова, логико-грамматического строя. Необходимо продолжать работу над связной речью, словообразованием ,навыками языкового анализа.

     Таким образом, можно говорить о значительной положительной динамике речевого развития ребёнка и о пользе логопедических занятий. Родителям необходимо рекомендовать контроль за правильным произношением слов сложной звуко-слоговой структуры и за самостоятельной речью ребёнка .А так же больше работать над связной речью ребенка


Материалы

для объективной оценки динамики логопедической работы

 на примере одной коррекционной группы

с использованием полного варианта методики:

- таблицы и графики с результатами обработки результатов;


Показатели успешности

выполнения речевых проб детьми

класс

Фамилия И.О.

Фонем. Слух

Артик. Моторика

Звукопроизношение

Звуко-слоговая структура слова

Навыки языкового анализа

Грамматический строй

Словообразование

Логико-грамматический строй

Связная речь

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

Максимальный балл

15

100%

10

100%

15

100%

10

100%

10

100%

50

100%

50

100%

10

100%

30

100%

сентябрь

Городянский  Сергей

9,5

63%

5,5

55%

11,5

77%

10

100%

7,5

75%

27

54%

32,5

65%

9

90%

15

50%

Косматенко Аня

9

60%

5,5

55%

10,5

70%

3,5

35%

6,5

65%

30,5

61%

33

66%

9

90%

12

40%

Красильников Дима

9,5

63%

5

50%

6

40%

6

60%

6,5

65%

26,5

53%

31,7

63%

9

90%

12

40%

Смоленская Ксения

5,5

37%

7

70%

12

80%

4,5

45%

6,5

65%

24,5

49%

21,5

43%

8,5

85%

10,5

35%

Петров   Дима

12,5

83%

8

80%

13

87%

8

80%

6,5

65%

32,25

65%

26

52%

7,5

75%

7,5

25%

Сташевская Лена

11

73%

5

50%

15

100%

4

40%

6

60%

26

52%

27

54%

7

70%

15

50%

Общая успешность

10

63%

6

60%

11

76%

6

60%

7

66%

28

56%

29

57%

8

83%

12

40%

класс

Фамилия И.О.

Фонем. Слух

Артик. Моторика

Звукопроизношение

Звуко-слоговая структура слова

Навыки языкового анализа

Грамматический строй

Словообразование

Логико-грамматический строй

Связная речь

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

баллы

%

Максимальный балл

15

100%

10

100%

15

100%

10

100%

10

100%

50

100%

50

100%

10

100%

30

100%

май

Городянский  Сергей

15

100%

9

90%

14,5

97%

10

100%

10

100%

45

90%

45

90%

10

100%

25

83%

Косматенко Аня

12

80%

8

80%

14

93%

8,5

85%

8,5

85%

40

80%

41,5

83%

9

90%

19

63%

Красильников Дима

10

67%

7,5

75%

12

80%

7,5

75%

7

70%

35

70%

37,5

75%

9

90%

17,5

58%

Смоленская Ксения

12

80%

9

90%

14

93%

8,5

85%

8

80%

38

76%

40

80%

9

90%

17,5

58%

Петров   Дима

14

93%

9

90%

14

93%

9

90%

9

90%

35,5

71%

37,5

75%

9

90%

22

73%

Сташевская Лена

11

73%

9

90%

15

100%

7,5

75%

6,5

65%

35,5

71%

37,5

75%

8,5

85%

19,5

65%

Общая успешность

12

82%

9

86%

14

93%

9

85%

8

82%

38

76%

40

80%

9

91%

20

67%



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланковые методики в работе учителя-логопеда как инструмент фиксации состояния речевых процессов обучающихся- логопатов.

В основе нарушений письменной речи, как правило, лежит незрелость психических процессов. Недостаточно сформирован­ные произвольные формы внимания, восприятия, памяти не по­зволяют младшему школьнику в...

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. Фотекова Т.А,

Полная диагностика формирования устной речи младших школьников, с методиками и подсчетом результатов...

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников (Т.А. Фотекова)...

Таблицы для диагностики речевого развития в работе учителя-логопеда

Таблицы для диагностики речевого развития в помощь  учителю-логопеду...

Инновационные методики и технологии в практической работе учителя- логопеда

Использование в работе инновационных методик и технологий помогает оптимизировать работу учителя- логопеда, внося новые способы взаимодействия педагога и ученика....

Инновационные методики и технологии в практической работе учителя- логопеда

Цель: Использование инновационных технологий в моей логопедической практике....